Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для 10-11 класса»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С .МАЛЕТА
Рассмотрено
на МО учителей
Согласовано
зам.дир. по УВР
Утверждено
директор школы
.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТ ХИМИЯ
10-11 КЛАСС (профильный уровень)
УЧИТЕЛЬ Филимонова Е.В.
Составлена на основе Федерального компонента
Государственного образовательного стандарта,
Примерной программы среднего (полного) общего
образования по химии(профильный уровень)
Программы среднего (полного) общего образования по химии
Авторов Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, А.Ю. Жегин.
Малета 2017-18
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта,примерной программы среднего (полного) общего образования по химии(профильный уровень), программой по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. Н.Е. Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, к комплекту учебников, созданных авторским коллективом под руководством Н.Е.Кузнецовой /под ред. Н.Е.Кузнецовой - М.: Вентана-Граф, 2013., полностью отражающих содержание Примерной программы и требования к уровню подготовки учащихся.
Учебного плана ОУ на 2016-18 учебный год.
Положения о рабочей программе от 28. 09.2010 г.
Основные цели изучения химии в 10-11 классах по данной программе профильного обучения:
1. Системное и сознательное усвоение основного содержания курсов химии, способов самостоятельного добывания, переработки, функционального и творческого применения знаний, необходимых для понимания научной картины мира.
2. Раскрытие роли химии в познании природы и ее законов, в материальном обеспечении развития цивилизации и повышения уровня жизни общества, в понимании необходимости школьного химического образования как элемента общей культуры и основы жизнеобеспечения человека в условиях ухудшения состояния окружающей среды.
3. Раскрытие универсальности и логики естественнонаучных законов и теорий, процесса познания природы и его возвышающего смысла, тесной связи теории и практики, науки и производства.
4. Развитие интереса и внутренней мотивации учащихся к изучению химии, к химическому познанию окружающего нас мира веществ.
5. Овладение методологией химического познания и исследования веществ, умениями характеризовать и правильно использовать вещества, материалы и химические реакции, объяснять, прогнозировать и моделировать химические явления, решать конкретные проблемы.
6. Выработка умений и навыков решать различных типов химические задачи, выполнять лабораторные опыты и проводить простые экспериментальные исследования, интерпретировать химические формулы и уравнения и оперировать ими.
7. Внесение значимого вклада в формирование целостной картины природы, научного мировоззрения, системного химического мышления, воспитание на их основе гуманистических ценностных ориентиров и выбора жизненных позиций.
8. Обеспечение вклада учебного предмета химии в экологическое образование и воспитание химической, экологической и общей культуры учащихся.
9. Использование возможностей учебного предмета как средства социализации и индивидуального развития личности.
10. Развитие стремления учащихся к продолжению естественнонаучного образования и адаптации к меняющимся условиям жизни в окружающем мире.
Программа рассчитана на обучение курса химии учащихся 10-11 класса средней общеобразовательной школы профильной группы. На курс органической химии отведено 102 часов(3часа в неделю), на курс неорганической химии 102 часа(3 часа в неделю).
Срок реализации программы 2 года.
Основные формы работы при реализации программы:
классно-урочная
домашняя работа
консультации
внеклассная работа по предмету
УМК:
10 класс:Учебник: Кузнецова Н. Е., Гара Н. Н, Титова И. М. Химия 10 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень)/ Под ред. Н. Е. Кузнецовой. – 3е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013г.
Кузнецова Н. Е., Левкин А. Н. Задачник по химии для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений: Профильный уровень. – М.: Вентана–Граф, 2013 144 с.
11 класс: Кузнецова Н. Е. Химия: 11 класс: профильный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / Н. Е. Кузнецова, Т. Н. Литвинова, А. Н. Лёвкин; под ред. проф. Н. Е. Кузнецовой. – М. :Вентана-Граф, 2013. – 208 с. :ил.
Кузнецова Н. Е. Химия: 11 класс: профильный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.2 / Н. Е. Кузнецова, Т. Н. Литвинова, А. Н. Лёвкин; под ред. проф. Н. Е. Кузнецовой. – М. :Вентана-Граф, 2012. – 256с. :ил.
Кузнецова Н. Е., Левкин А. Н. Задачник по химии для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений:. – М.: Вентана–Граф,. 2013 144 с.
Виды контроля:
1. Методы устного контроля:
Индивидуальный контроль результатов
Фронтальная контролирующая беседа
Зачет
2. Методы письменного контроля:
Контрольная работа
Самостоятельная проверочная работа
Взаимоконтроль
Самоконтроль
Формы контроля: устная, письменная, практическая
Обоснование выбора УМК для реализации учебной программы.
Курс химии (под ред. Н.Е. Кузнецовой) – представляет собой завершенную линию учебников для 8-9 и 10-11 классов. Курс представлен взаимосвязанными блоками материала и предполагает постепенное повышение теоретического уровня его изучения и обобщения
В программу курса для 10 класса профильного уровня вошли введение и четыре раздела. При изучении химии 10 класса имеется ряд особенностей:
• дедуктивный подход к рассмотрению учебного материала (от общих теоретических позиций к особенностям состава, строения и свойств органических соединений тех или иных классов, а также к механизмам и условиям протекания химических реакций с их участием) и опора на внутри- и межпредметные связи курса химии;
• вовлечение школьников в процесс постановки и решения целесообразной системы интегративных учебных проблем;
• использование разнообразных приемов реализации внутрипредметных и межпредметных связей на уровне: отдельных компонентов содержания учебных предметов (мировоззренческих идей, понятий, теорий, фактов, методов познания, умений и т. д.); бытовых представлений школьников; средств, приемов, методов и форм организации обучения;
• регулярное обращение к систематизации и обобщению знаний и умений школьников, для чего можно использовать краткие аннотации к темам и обобщающие выводы, выделенные в конце параграфов основные понятия и другие элементы методического аппарата учебника;
• широкое использование демонстрационного, лабораторного и мысленного видов химического эксперимента в их рациональном сочетании (приведенный в пособии перечень опытов к урокам носит рекомендательный характер);
• предъявление школьникам заданий, способствующих овладению ими логическими (сравнение, анализ, обобщение и т. д.) и другими группами интеллектуальных умений, причем эффективность формирования этих умений будет выше, если подобные задания включаются в проблемно-поисковую деятельность учащихся, а также в процесс реализации внутри- и межпредметных связей;
• вовлечение учащихся в составление и интерпретацию символико-графических записей, в том числе межпредметного характера (графиков, схем и др.);
• побуждение учащихся к самостоятельному составлению алгоритмов деятельности (по определению названий веществ, решению задач и т. д.) и к использованию уже имеющихся алгоритмов.
Программа курса для 11 класса профильного уровня представлена введением, шестью крупными разделами («Теоретические основы общей химии», «Химическая статика», «Химическая динамика», «Обзор химических элементов и их соединений на основе периодической системы», «Взаимосвязь органических и неорганических соединений», «Технология получения неорганических и органических веществ», «Основы химической экологии»), а также развернутым заключением.
Первые три раздела посвящены универсализации теоретических основ общей и органической химии, развитию теоретических систем знаний о веществах и химических реакциях на основе обобщения и теоретического объяснения, опирающихся на фундаментальные понятия, законы и теории химии. Ведущая роль в раскрытии содержания этих разделов принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе элементов как наиболее общим научным основам химии. Здесь же показывается их значение в познании мира веществ и их превращений, в развитии науки, производства и прогресса общества. После основ неорганической химии даются разделы, раскрывающие взаимосвязь органических соединений.
Программа данного курса предполагает более глубокое изучение закономерностей протекания обменных и окислительно-восстановительных реакций в водных растворах, рассмотрение объясняющих их теорий (электролитической диссоциации и др.), а также демонстрации научного и практического значения приобретенных знаний.
В раскрытии теоретических проблем акцент делается на структурировании учебного материала и выделении главного. С этой целью предлагается использовать рисунки, модели и символико-графические формы описания, обеспечивающие единство вербального и визуального восприятия химических объектов и их свойств.
Содержание программы органической химии
Раздел 1. Теоретические основы органической химии 19 часов
Органические вещества. Органическая химия. Предмет органической химии. Отличительные признаки органических веществ и их реакций. История развития зарождения химии. Теория химического строения А.М.Бутлерова: основные понятия, положения, следствия. Развитие теории химического строения в XX в. на основе электронной теории строения атома.
Электронное и пространственное строение органических соединений. Гибридизация электронных орбиталей. Типы гибридизации электронных орбиталей атомов углерода. Простая и кратная ковалентные связи. Механизм образования ковалентной связи. Понятие о гомологических рядах органических соединений. Методы исследования органических соединений. Типы реакций в органической химии. Ионный и радикальный механизмы реакций
Решение задач на вывод формул органических соединений.
Раздел 2 . Классы органических соединений. 51 часов
Углеводороды 22часа
Образование ординарных, двойных и тройных углерод-углеродных связей в свете представлений о гибридизации электронных облаков. Ионный и свободно-радикальный разрыв ковалентных связей.
Алканы.Строение молекул алканов Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические свойства алканов. Химические свойства: горение, галогенирование, термическое разложение, изомеризация. Нахождение алканов в природе. Получение и применение алканов и их производных. Экологическая роль галогенопроизводных алканов. Циклопарафины: Строение молекул. гомологический ряд, изомерия, номенклатура, физические свойства, распространение в природе. Химические свойства. Обусловленность химических свойств соединений особенностями строения молекул.
Алкены. Строение молекул. Физические свойства. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия алкенов. Номенклатура.
Химические свойства. Реакция окисления, присоединения. Правило В. В. Марковникова. Реакции полимеризации. Понятие о полимере, мономере, степени полимеризации. Полиэтилен и полихлорвинил: свойства, применение, получение, токсичность хлорвинила.
Источники и способы получения в лаборатории и промышленности этилена, основные области применения.
Алкины. Строение молекул. Физические свойства. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи. Химические свойства. Реакция замещения, присоединения. Получение и применение.
Алкадиены. Состав, строение. Кумулированное и сопряженное расположение двойных связей. Мезомерный эффект. Химические свойства. Реакция полимеризации. Природный каучук. Синтетический каучук. Резина.
Ароматические углеводороды. Бензол и его гомологи: изомерия, номенклатура. Сведения из истории открытия бензола и исследования строения его молекулы.
Физические свойства бензола, токсичность. Химические свойства: реакции нитрования, галогенирования (с механизмом протекания), алкилирования (на примере взаимодействия с хлорметаном), присоединения, окисления.
Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола (реакции бензольного кольца и боковой цепи). Источники промышленного получения и применения бензола и его гомологов.
Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце.
Генетическая связь углеводородов. Применение углеводородов. Галогенопроизводные алканов. Строение, номенклатура, изомерия. Физические и химические свойства галогеноалканов. Применение.
Решение задач на вывод формул органических соединений по продуктам сгорания.
Спирты 8 часов
Одноатомные спирты. Гидроксильная функциональная группа. Классификация, номенклатура и изомерия спиртов и фенолов. Предельные одноатомные спирты. Гомологический ряд, состав, строение и физические свойства. Водородная связь. Химические свойства одноатомных спиртов. Спиртовое брожение. Получение и применение спиртов. Спирты в жизни человека. Физиологическое действие на организм человека.
Простые эфиры. Представители: диметиловый, метилэтиленовый, диэтиловый. Состав, физические свойства, способность образовывать с воздухом взрывчатые смеси, применение, получение.
Многоатомные спирты: этиленгликоль и глицерин. Состав, строение, водородная связь. Физические свойства, основные области применения. Химические свойства. Качественные реакции на многоатомные спирты. Генетические связи.
Фенолы Строение фенолов, отличие по строению от ароматических спиртов. Физические
свойства фенолов. Химические свойства: взаимодействие с натрием, щелочью, бромом. Взаимное влияние атомов в молекуле. Способы охраны окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.
Альдегиды.3часа
Строение альдегидов, функциональная группа, ее электронное строение, особенности двойной связи. Гомологический ряд альдегидов. Номенклатура. Химические свойства: окисление, присоединение водорода. Получение альдегидов окислением спиртов. Получение уксусного альдегида гидратацией ацетилена и каталитическим окислением этилена. Применение муравьиного и уксусного альдегидов.
Строение кетонов. Номенклатура. Особенности реакции окисления. Получение кетонов окислением вторичных спиртов. Ацетон – важнейший представитель кетонов, его практическое использование.
Карбоновые кислоты Эфиры 10часов
Строение. Электронное строение карбоксильной группы, объяснение подвижности водородного атома. Основность кислот. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура. Химические свойства: взаимодействие с некоторыми металлами, щелочами, спиртами. Изменение силы кислот под влиянием заместителей в углеводородном радикале. Особенности муравьиной кислоты. Важнейшие представители карбоновых кислот. Получение кислот окислением альдегидов, спиртов, предельных углеводородов. Применение кислот в народном хозяйстве. Мыла как соли высших карбоновых кислот, их моющее действие. Акриловая и олеиновая кислоты как представители непредельных карбоновых кислот. Понятие о кислотах и их основности.
Генетическая связь углеводородов, спиртов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот.
Строение сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Практическое использование.
Анилин - представитель ароматических аминов. Строение молекулы. Физико-химические свойства, качественная реакция. Способы получения. Применение аминов в качестве стабилизаторов, пестицидов, лекарственных препаратов. Пиридин и пиррол: состав, строение молекул. Основные свойства. (О вреде табакокурения. Химические аспекты. Проблемы наркомании.)
Раздел 3. Вещества живых клеток.13 часов
Жиры: состав, физические и химические свойства жиров. Классификация жиров. Понятие о промышленном гидролизе жиров. Жиры в жизни человека и человечества. Жиры как питательные вещества. Понятие и происхождении термина «углеводы». Общая формула углеводов, их классификация: моно-, олиго- и полисахариды.Образование углеводов в процессе фотосинтеза. (АТФ и АДФ. АТФ - универсальный переносчик энергии. Фотолиз воды. Ферменты.) Глобальный характер фотосинтеза. Роль углеводов в метаболизме живых организмов. Моносахариды. Глюкоза: физические свойства. Строение молекулы: альдегидная и циклические формы. Таутомерия. Химические свойства. Природные источники и способы получения. Превращение глюкозы в организме человека. Фруктоза. Рибоза и дезоксирибоза -краткая характеристика состава, строения, распространенности в природе. Лактоза и рафиноза.
Дисахариды. Сахароза: из истории применения. Нахождение в природе. Биологическое значение. Состав. Физические, химическиесвойства. Промышленное получение. Гидролиз. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды.
Полисахариды. Крахмал. Строение: амилоза и амилопектин. Свойства. Распространение в природе. Применение. Декстрины.
Целлюлоза - природный полимер. Характеристика состава, структуры, свойств, нахождения в природе, применение. Нитраты и ацетаты целлюлозы. Их получение, свойства. Аминокислоты. Состав, строение, номенклатура. Изомерия по положению аминогруппы и оптическая изомерия. Гомологический ряд аминокислот.
Образование биполярного иона Аминокислоты в составе белков. Физические свойства аминокислот. Амфотерный характер свойств аминокислот. Нейтральные, основные и кислотные аминокислоты. Химические свойства. Двойственность химических реакций. Распространение в природе.
Применение и получение аминокислот в лаборатории.
Пептиды и полипептиды. Состав, строение. Названия полипептидов. Пептидная связь. Полипептиды в природе и их биологическая роль. Гормоны, антибиотики, токсины.
Белки. Классификация белков по составу и пространственному строению. Пространственное строение. Физические свойства белков. Структура молекул белков: первичная, вторичная, третичная и четвертичная. Характеристика связей, поддерживающих эти структуры. Обратимая и необратимая денатурация.химические свойства белков. Качественные реакции на белки. Гидролиз. Синтез белков.Состав нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). Строение нуклеотидов. Принцип комплементарности в построении двойной спирали ДНК. Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельностиорганизмов.
Раздел 4. Органическая химия в жизни человека19часов
Природные источники углеводородов 3 часа
Природные источники углеводородов: нефть, уголь, природный и попутный нефтяной газы. Нефть. Первичная переработка нефти. Продукты перегонки нефти. Крекинг термический и каталитический. Детонационная стойкость бензина.
Коксохимическое производство. Проблемы получения жидкого топлива из угля. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование в промышленности.
Производство 5часов
Промышленный органический синтез. Синтез метанола и этанола. Производство уксусной кислоты. Научные принципы химического производства.
Полимеры 7часов
Высокомолекулярные соединения Общие понятия химии: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений – полимеризация и поликонденсация. Линейная, разветвленная и пространственная структура полимеров. Аморфное и кристаллическое строение. Зависимость свойств полимеров от строения.
Термопластичные и термоактивные полимеры. Полиэтилен, полипропилен, полистирол полиметилметакрилат, фенолформальдегидные смолы, их строение, свойства, применение
Композиты, особенности их свойств, перспективы использования.Проблема синтеза каучука и решение ее. Многообразие видов синтетических каучуков, их специфические свойства и применение. Стереорегулярные каучуки.
Синтетические волокна. Полиэфирное (лавсан) и полиамидное (капрон) волокна, их строение, свойства, практическое использование. Проблемы дальнейшего совершенствования полимерных материалов.
Защита окружающей среды 4 часа
Экология. Понятие о химической экологии. Химические отходы. Углеводороды, вредные для здоровья человека. Влияние на окружающую среду производных углеводородов. Меры предотвращения экологических последствий.
Календарно – тематический план 10 класс.( профильный уровень)
3 часа в неделю
№
урока
№
урока
Тема
Домашнее задание
Сроки проведения
Прим.
Раздел 1. Теоретические основы органической химии. 19 ч
Тема 1. Введение. 3 ч
1
1
Предмет и значение органической химии
1 нед. сентября
2
2
Отличительные признаки органических соединений.
Задание в тетр.
П.1
1 нед. сентября
3
3
Решение задач: нахождение молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания
адание в тетр.
П.2
1 нед. сентября
Тема 2. Теория строения органических соединений. 5 ч
Задание в тетр
5
1
Зарождение и развитие теоретических представлений о строении органических соединений
П.3, вопросы
2 нед. сентября
6
2
Теория химического строения A.M. Бутлерова
П. 3, вопросы
2 нед. сентября
7
3
Современные представления о строении органических соединений
П. 4, вопросы
2нед. сентября
8
4
Химический язык — средство описания и метод познания органических соединений
Задачи, п.4
3 нед. сентября
9
5
Обобщение знаний по темам 1, 2. Проверочная работа
3 нед. сентября
Тема 3. Особенности строения и свойств органически соединений 5 ч
10
1
Электронная природа химических связей в органических веществах
П. 5 вопросы
3 нед. сентября
11
2
Гибридизация атомных орбиталей при образовании ковалентных связей
П. 5 вопросы
4 нед. сентября
12
3
Классификация органических соединений
П. 6, вопросы
4 нед. сентября
13
4
Номенклатура органических соединений
П. 6, вопросы
4 нед. сентября
14
5
Методы изучения свойств органических соединений
вопросы
П. 6,
1 нед. октября
Тема 4. Закономерности протекания химических реакций с участием органических веществ. 5 ч
15
1
Химические реакции между органическими соединениями
П. 7, вопросы
1 нед. октября
16
2
Механизмы протекания химических реакций в органической химии '
П. 8, вопросы
1 нед. октября
17
3
Классификация химических реакций с участием органических веществ
П. 9, вопросы задачи
1 нед. октября
18
4
Обобщение знаний по темам 1-4
Задачи, подгот к. раб.
2 нед. октября
19
5
Контрольная работа № 1
2нед. октября
Раздел 2 Классы органических соединений. 51 ч.
Тема 5. Углеводороды. 22 ч.
20
1
Понятие о предельных углеводородах. Алканы
П. 10, вопросы
2 нед. октября
21
2
Изомерия и номенклатура алканов
П. 10, 11, вопросы
3 нед. октября
22
3
Получение и физико-химические свойства алканов
П. 12, вопросы
3 нед. октября
23
4
Химические свойства алканов
П. 12
3 нед. октября
24
5
Циклоалканы
П. 13, вопросы
4 нед. октября
25
6
Циклоалканы
П.14
4 нед. октября
26
7
Понятие о непредельных углеводородах. Алкены
П. 14, вопросы
4 нед. октября
27
8
Изомерия и номенклатура алкенов
П. 14, вопросы
1 нед. ноября
28
9
Получение и физико-химические свойства алкенов
П. 15, вопросы
1 нед. ноября
29
10
Практическая работа № 1. Получение этилена и изучение его свойств
1 нед. ноября
30
11
Алкадиены. Каучук. Резина
П. 14, 16, вопросы
3 нед. ноября
31
12
Алкины
П. 14, вопросы
3 нед. ноября
32
13
Изомерия и номенклатура алкинов
П. 14, вопросы
3нед. ноября
33
14
Получение и физико-химические свойства алкинов
П. 17, вопросы
4 нед. ноября
34
15
Арены
П.18
4нед. ноября
35
16
Получение и физико-химические свойства бензола
П. 18, вопросы
4 нед. ноября
36
17
Гомологи бензола
П. 19, вопросы
1 нед. декабря
37
18
Углеводороды в природе и жизни человека
П. 12, 15 - 19 вопросы
1 нед. декабря
38
19
Обобщение знаний по теме 5
П.10 - 19
1 нед. декабря
39
20
Генетическая взаимосвязь классов углеводородов
П.20, вопросы
2 нед. декабря
40
21
Решение задач
задачи
2нед. декабря
41
22
Контрольная работа № 2 «Углеводороды»
2 нед. декабря
Тема 6. Спирты и фенолы. 8 ч.
42
1
Понятие о спиртах. Классификация, номенклатура и изомерия спиртов
П.21, вопросы
3 нед. декабря
43
2
Предельные одноатомные спирты
3 нед. декабря
44
3
Получение и химические свойства одноатомных спиртов. Простые эфиры
П.22, вопросы
3 нед. декабря
45
4
Многоатомные спирты
П. 23
4 нед. декабря
46
5
Спирты в природе и жизни человека
П. 24
4 нед. декабря
47
6
Понятие об ароматических спиртах и фенолах. Особенности строения фенола
П.25 вопросы
4 нед. декабря
48
7
Получение, физико-химические свойства и применение фенола
П.25, вопросы
2 нед. января
49
8
Генетическая взаимосвязь изученных классов соединений
П.10 - 25, вопросы
2 нед. января
Тема 7. Альдегиды и кетоны. 3 ч.
50
1
Понятие об альдегидах
П.26, вопросы
3 нед. января
51
2
Получение и физико-химические свойства альдегидов
П. 27, 28
3 нед. января
52
3
Кетоны
П. 29, вопросы
3 нед. января
Тема 8. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. 10 ч.
53
1
Понятие о карбоновых кислотах. Предельные одноосновные карбоновые кислоты
П.30, 31, вопросы
4нед. января
54
2
Получение и физико-химические свойства предельных одноосновных карбоновых клслот
П.30, 31, вопросы записи
4 нед. января
56
4
Непредельные одноосновные карбоновые кислоты
П. 32
4 нед. января
57
5
Сложные эфиры
П. 33
58
6
Альдегиды, карбоновые кислоты и сложные эфиры в природе и жизни человека
П. 28, 30 - 33
1 нед февраля
59
7
Обобщение знаний по темам 6-8
П. 21 - 33
1 нед февраля
60
8
Генетическая взаимосвязь изученных классов соединений
П. 21 - 33
1 нед февраля
61
9
Решение задач
Лаб раб Синтез сл. эфира
П. 21 - 33
2 нед февраля
62
10
Контрольная работа № 3
2 нед февраля
Тема 9. Азотсодержащие органические соединения. 8 ч.
Контрольная работа № 3
63
1
Понятие об азотсодержащих органических соединениях. Амины
П.34,35, вопросы
2нед февраля
64
2
Анилин — представитель ароматических аминов
П.36, вопросы
3 нед февраля
65
3
Аминокислоты
П.45, вопросы
3 нед февраля
66
Аминокислоты
П. 46, вопросы
3 нед февраля
67
4
Ароматические гетероциклические соединения
П.37, вопросы
4 нед февраля
68
5
Табакокурение и наркомания — угроза жизни человека
записи
4 нед февраля
69
6
Обобщение знаний по теме 9. Проверочная работа
П.34-37,
П.45,46
4 нед февраля
70
7
Практическая работа № 3. Решение экспериментальных задач по теме »Химические свойства органических веществ»
4 нед февраля
Раздел 3 Вещества живых клеток. 13 ч.
Тема 10. Вещества живых клеток. 13 ч.
71
1
Жиры
П.38,
1 нед.марта
72
2
Жиры
П. 39
1 нед.марта
73
3
Понятие об углеводах. Моносахариды.
П.40, 41
1 нед.марта
74
4
Дисахариды
П.60
2 нед.марта
75
5
Полисахариды
П. 43
2 нед.марта
76
6
Полисахариды
П. 44
2 нед.марта
77
7
Белки
П. 47, 48
3 нед.марта
78
8
Белки
П. 49
3 нед.марта
79
9
Нуклеиновые кислоты
П. 51
3 нед.марта
80
10
Нуклеиновые кислоты
П. 52
1 нед. апреля
81
11
Обобщение знаний по теме 10.
П. 38 -34,47 - 52
1 нед. апреля
82
12
Пр. работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме «Вещества живых клеток»
1 нед. апреля
83
13
Контрольная работа № 4
2 нед. апреля
Тема 11. Природные источники углеводородов. 3 ч.
84
1
Нефть и продукты ее переработки
П. 53
2 нед. апреля
85
2
Коксохимическое производство
П. 54
2 нед. апреля
86
3
Природный и попутный нефтяной газы
П. 53
3 нед. апреля
Тема 12. Промышленное производство органических соединений. 5 ч.
87
1
Промышленный органический синтез
П.56
3 нед. апреля
88
2
Производство и применение метанола и этанола
П.57
3нед. апреля
89
3
Производство и применение уксусной кислоты
П. 58
4 нед. апреля
90
4
Решение задач
П. 56 - 58
4 нед. апреля
91
5
Обобщение знаний по темам 11, 12. Проверочная работа
П. 53 - 58
4 нед. апреля
Тема 13. Полимеры и полимерные материалы. 7 ч.
92
1
Понятие о синтетических высокомолекулярных соединениях
П.59
1 нед.мая
93
2
Пластмассы
П.60
1 нед.мая
94
3
Практическая работа № 5. Распознавание пластмасс
1 нед.мая
95
4
Синтетические каучуки
П.61
2 нед.мая
96
5
Синтетические волокна
П.62
2 нед.мая
97
6
Практическая работа № 6. Распознавание волокон
2 нед.мая
98
7
Композиционные материале. Краски, лаки, клеи
П.63
3 нед.мая
Тема 14. Защита окружающей среды от вредного воздействия органических веществ. 4 ч
99
1
Понятие о химической экологии
П. 64
3 нед.мая
100
2
Углеводороды, вредные для природы и здоровья человека
П. 65
3 нед.мая
101
3
Влияние производных углеводородов на окружающую среду
П. 66
4 нед.мая
102
4
-Обобщение знаний по темам 11-14
П.53 - 66
4 нед.мая
Содержание программы 11 класс
Раздел 1. Теоретические основы общей химии (13 часов)
Основные понятия. Атом. Вещество. Простые и сложные вещества. Элемент. Изотопы. Массовое число. Закон Авогадро. Моль. Молярный объем. Химическая реакция. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Электрон. Дуализм электрона. Квантовые числа. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. Электронная конфигурация атомов. Валентные электроны. Основное и возбужденное состояние атомов. s-p-d-f элементы. Законы: Закон сохранения массы, закон постоянства состава, закон Авогадро. Периодический закон.
Расчетные задачи Вычисление массовой доли химического элемента в соединении. Вычисления по уравнениям, когда одно из веществ взято в виде раствора определенной концентрации. Расчет объемных отношений газов при химических реакциях. Вычисление массы веществ или объема газов по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ. Вычисления по уравнениям, когда одно или несколько веществ взяты в избытке.
Основные теории.Теория строения атома - научная основа изучения химии. Принципы заполнения электронами атомных орбиталей.
Методы научного познания
Научные методы исследования химических веществ и превращений. Роль химического эксперимента в познании природы. Моделирование химических явлений.Взаимосвязь химии, физики, математики и биологии.Естественнонаучная картина мира.
Пр. р. № 1 «Экспериментальный анализ как метод идентификации химических соединений и определение их качественного состава»
Раздел 2 . Химическая статика ( учение о веществе) (16 часов
Молекулы и химическая связь. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи. Комплексные соединения. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность. Гибридизация атомных орбиталей. Пространственное строение молекул. Полярность молекул. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия. Единая природа химических связей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомарная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость свойств веществ от типа кристаллических решеток.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.)Классификация и номенклатура неорганических и органических веществ.
Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы. Коллоидные системы. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная концентрации.
Пр. р. № 2«Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией Правила работы в лаборатории. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.
Физические методы разделения смесей и очистки веществ. Кристаллизация, экстракция, дистилляция. Расчет массы или объема растворенного вещества и растворителя для приготовления определенной массы или объема раствора с заданной концентрацией (массовой, молярной, моляльной).
Раздел 3. Химическая динамика (Учение о химических реакциях) (24часов)
Тепловые эффекты реакции. Термохимические уравнения. Внутренняя энергия. Энтальпия, энтропия. Стандартная молярная энтропия. Энергия Гиббса. Термодинамическая вероятность. Прогнозирование направлений реакции. Система знаний о химической реакции.Закон Гесса, его следствия и практическое значение. Первый и второй законы термодинамики. Энергетические закономерности протекания реакций. Скорость химической реакции. Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость реакции Катализ и катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ. Ингибиторы. Промоторы. Каталитические яды. Ферментативные катализаторы. Химическое равновесие. Обратимые и необратимые реакции. Равновесные концентрации. Константа химического равновесия. Факторы, смещающие равновесие. Принцип Ле- Шателье. Закон действующих масс. Простые и сложные реакции.
Расчет энтальпии реакции.
Расчет изменения энтропии в химическом процессе.
Расчет изменения энергии Гиббса реакции.
Расчет теплового эффекта по данным о количестве одного из участвующих в реакции веществ и выделившейся (поглощенной) теплоты.
Пр. р. № 3«Влияние условий на скорость химических реакций»
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Константа диссоциации. Реакции ионного обмена. Произведение растворимости. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Амфотерность. Ионное произведение воды. Водородный показатель (рН) раствора. Гидролиз органических и неорганических соединений .Окислительно-восстановительные реакции. Методы электронного и электронно-ионного баланса. Ряд стандартных электродных потенциалов. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Химические источники тока. Электролиз растворов и расплавов. Химические источники тока. Гальванические и топливные элементы, аккумуляторы. Электролитическое получение щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия. Практическое применение электролиза.
Раздел 4.Обзор химических элементов и их соединений на основе периодической системы(29 часов) Характерные химические свойства металлов, неметаллов и основных классов неорганических соединений.
Водород. Изотопы водорода. Соединения водорода с металлами и неметаллами. Вода. Пероксид водорода. Галогены. Галогеноводороды. Галогениды. Кислородсодержащие соединения хлора.
Кислород. Оксиды и пероксиды. Озон.
Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы, ее получение и применение, нахождение в природе. Сероводород, его физические и химические свойства, получение и применение, нахождение в природе. Сульфиды. Оксид серы (VI), его физические и химические свойства, получение и применение. Сернистая кислота и сульфиты. Серная кислота, свойства разбавленной и концентрированной серной кислот. Серная кислота как окислитель. сульфаты. Качественные реакции на сульфид-, сульфит- и сульфат-ионы.
Азот, его физические и химические свойства, получение и применение, нахождение в при-
роде. Нитриды. Аммиак, его физические и химические свойства, получение и применение. Аммиачная вода. Образование иона аммония. Соли аммония, их свойства, получение и применение. Качественная реакция на ион аммония. Оксид азота (II), его физические и химические свойства, получение и применение. Оксид азота (IV), его физические и химические свойства, получение и применение. Оксид азота (III) и азотистая кислота, оксид азота (V) и азотная кислота. Свойства азотной кислоты, ее получение и применение. Нитраты, их физические и химические свойства, применение.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства, получение и применение белого и красного фос-
фора. Фосфин. Оксиды фосфора (III и V). Фосфорные кислоты. Ортофосфаты.
Адсорбция. Свойства, получение и применение угля. Карбиды кальция, алюминия и железа.
Угарный и углекислый газы, их физические и химические свойства, получение и применение.
Угольная кислота и ее соли (карбонаты и гидрокарбонаты). Качественная реакция на карбонатион. Кремний, аллотропия, физические и химические свойства кремния, получение и применение, нахождение в природе. Силаны. Оксид кремния (IV). Кремниевые кислоты, силикаты. Благородные газы.
Щелочные и щелочно-земельные металлы и их соединения.
Алюминий и его соединения.
Переходные элементы (медь, серебро, цинк, ртуть, хром, марганец, железо) и их соединения.
Комплексные соединения переходных элементов.
Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Сплавы (черные и цветные).
Демонстрации
Взаимодействие металлов с неметаллами и водой.
Опыты по коррозии и защите металлов от коррозии.
Взаимодействие оксида кальция с водой.
Устранение жесткости воды.
Качественная реакция на ионы кальция и бария.
Синтез хлороводорода и растворение его в воде.
Взаимное вытеснение галогенов из их соединений.
Получение аллотропных видоизменений кислорода и серы.
Взаимодействие серы с водородом и кислородом.
Действие концентрированной серной кислоты на металлы (цинк, медь) и органические вещества (целлюлозу, сахарозу).
Растворение аммиака в воде.
Получение азотной кислоты из нитратов и ознакомление с ее свойствами: взаимодействие
медью. Термическое разложение солей аммония.
Получение оксида углерода (IV), взаимодействие его с водой и твердым гидроксидом натрия. Получение кремниевой кислоты. Ознакомление с образцами стекла, керамических материалов.
Лабораторные опыты
Ознакомление с образцами металлов и сплавов.
Превращение карбоната кальция в гидрокарбонат и гидрокарбоната в карбонат.
Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств.
Гидролиз солей алюминия.
Окисление соли хрома (III) пероксидом водорода.
Окислительные свойства перманганата калия и дихромата калия в разных средах.
Взаимодействие гидроксидов железа с кислотами.
Взаимодействие соли железа (II) с перманганатом калия.
Качественные реакции на соли железа (II) и (III).
Ознакомление с образцами чугуна и стали.
Решение экспериментальных задач на распознавание соединений металлов.
Изучение свойств соляной кислоты.
Ознакомление с серой и ее природными соединениями.
Распознавание хлорид-, сульфат- и карбонат-ионов в растворе.
Взаимодействие солей аммония со щелочью.
Ознакомление с различными видами удобрений. Качественные реакции на соли аммония и нитраты.
Решение экспериментальных задач на распознавание веществ.
Ознакомление с различными видами топлива.
Ознакомление со свойствами карбонатов и гидрокарбонатов.
Пр. р. № 4«Распознавание карбонатов»
Пр. р. № 5«Получение аммиака и углекислого газа и изучение их свойств»
Пр. р. № 6«Жесткость воды и способы ее устранения»
Пр. р. № 7«Исследование свойств соединений алюминия и цинка»
Пр. р. № 8«Соединения меди и железа»
Раздел 5.Взаимосвязь неорганических и органических соединений(9 часов)
Неорганические вещества, органические вещества, их классификация . Взаимосвязь и обобщение знаний о неорганических и органических реакциях. Строение, элементарный состав и взаимосвязи объектов живой и неживой природы. Элементы-органогены и их биологические функции. Круговороты элементов в природе. Неорганические и органические соединения живой клетки (вода, минеральные соли, липиды, белки, углеводы, аминокислоты, ферменты). Обмен веществ и энергии в живой клетке.
Пр. р. № 9«Решение экспериментальных задач на распознавание неорганических и органических веществ»
Раздел 6.Технология получения неорганических и органических веществ. Основы химической экологии. (8 часов)
Химическая технология. Принципы организации современного производства. Химическое сырье. Металлические руды. Общие способы получения металлов. Металлургия, металлургические процессы. Химическая технология синтеза аммиака. Новые вещества и материалы Экологические проблемы химических поизводств. Источники и виды загрязнений ОС. Химико-экологические проблемы охраны атмосферы, стратосферы, гидросферы, литосферы. Парниковый эффект. Смог. Кислотные дожди.Экологический мониторинг. Экологические проблемы и здоровье человека. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в современной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.Источники химической информации: учебные, научные и научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета. . Биологически активные вещества. Химия и здоровье. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
Пр. р. № 10«Знакомство с образцами лекарственных веществ»
Календарно-тематическое планирование в 11 профильный уровень
(3 часа в неделю)
№ урока
№ урока в теме
Тема урока
Домашнее задание
сроки
Раздел I Теоретические основы общей химии (13 часов)
Тема 1.
«Основные понятия и законы химии. Теория строения атома» (8 ч.)
1
1
Правила поведения в химическом кабинете. Техника безопасности при проведении опытов. Основные понятия химии.
п. 1, вопросы
1 нед сент.
2
2
Основные стехиометрические законы химии. Решение задач
п. 1, вопросы, презентации
1 нед сент.
3
3
Теория строения атома как научная основа изучения химии
п. 2, вопросы
1 нед сент.
4
4
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете электронной теории
п. 3, вопросы
2 нед сент.
5
5
Общая характеристика s- и p-элементов
п. 4, вопросы
2 нед сент.
6
6
Общая характеристика d- и f- элементов
п. 4, вопросы
2 нед сент.
7
7
Обобщение знаний по теме «Основные понятия и законы химии. Теория строения атома»
Решить задачи, повторить п. 1-4
3 нед сент.
8
8
Решение задач. Проверочная работа по теме 1.
Решить задачи
3 нед сент.
Тема 2.
«Методы научного познания» (5 часов)
9
1
Химическое познание и его методы
п. 5, вопросы, доп. материал прочитать
3 нед сент.
10
2
Химический эксперимент и его роль в познании природы
п. 6, вопросы
4 нед сент.
11
3
Пр. р. № 1 «Экспериментальный анализ как метод идентификации химических соединений и определение их качественного состава»
п. 6, вопросы
4 нед сент.
12
4
Моделирование в познании химии
п. 7, вопросы
1 нед октября
13
5
Естественно - научная картина мира. Химическая картина природы.
п. 8, вопросы, доп. материал прочитать
1 нед октября
Раздел II. Химическая статика (учение о веществе) (16 часов)
Тема 3.
«Строение вещества» (9 часов)
14
1
Химическая связь и ее виды
п. 9, вопросы
1 нед октября
15
2
Пространственное строение веществ. Гибридизация и ее виды
п. 9, вопросы
2 нед октября
16
3
Аморфное и кристаллическое состояния веществ. Кристаллические решетки
п. 10, вопросы
2 нед октября
17
4
Комплексные соединения
п. 11, вопросы
2 нед октября
18
5
Многообразие веществ в окружающем мире. Аллотропия
п. 12, вопросы
3 нед октября
19
6
Изомерия и ее виды
п. 12, вопросы
3 нед октября
20
7
Урок-упражнение по написанию веществ-изомеров
п. 12, вопросы
3 нед октября
21
8
Обобщение материала по т. 1-3
п. 9 - 12, стр. 78, задачи
4 нед октября
22
9
К. р. № 1по теме 1-3
4 нед октября
Чистые вещества и смеси 7
23
1
. Дисперсные и коллоидные системы
п. 13, вопросы
4 нед октября
24
2
Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс
п. 14, до с. 86, вопросы
1 нед. ноября
25
3
Массовая доля растворенного вещества в растворе
п. 14, стр. 86, вопросы
2 нед. ноября
26
4
Способы выражения концентрации веществ. Решение задач.
п. 14, стр. 87, вопросы
2 нед. ноября
27
5
Пр. р. № 2«Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией»
Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее
п. 21, вопросы
4нед. ноября
37
2
Закон действующих масс
п. 22, вопросы
1 нед. декабря
38
3
Расчетные задачи по теме «Скорость химических реакций»
п. 22, вопросы, задачи
1 нед. декабря
39
4
Катализ и катализаторы
п. 23, вопросы
1 нед. декабря
40
5
Пр. р. № 3«Влияние условий на скорость химических реакций»
С. 138, вопросы
2 нед. декабря
41
6
Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье
п. 24, вопросы, задачи
2 нед. декабря
42
7
Решение задач
2 нед. декабря
43
8
К. р. № 2 по теме 5-6
2 нед. декабря
Тема 7.
«Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов» (13 часов)
44
1
Теория электролитической диссоциации
п. 25, вопросы
3нед. декабря
45
2
Сильные и слабые электролиты
п. 26, вопросы
3 нед. декабря
46
3
Реакции ионного обмена
п. 27, вопросы
3 нед. декабря
47
4
Ионное произведение воды. Понятие о рН раствора
п. 28, вопросы
4 нед. декабря
48
5
Гидролиз неорганических и органических соединений
п. 29, вопросы
4 нед. декабря
49
6
Окислительно - восстановительные реакции
п. 30, вопросы
2 нед. января
50
7
Методы составления уравнений ОВР
п. 31, доп. материал, вопросы
2 нед. января
51
8
Химические источники тока. Определение направления ОВР
п. 32, вопросы
2 нед. января
52
9
Электролиз как электрохимический процесс
п. 33, вопросы
3 нед. января
53
10
Коррозия металлов и способы защиты от нее
п. 34, вопросы
3 нед. января
54
11
Обобщение материала по т. 7
п. 25-34, вопросы
3 нед. января
55
12
К. р. № 3по теме 7
4 нед. января
Раздел IV. Обзор химических элементов и их соединений на основе периодической системы (29 часов)
Тема 8.
«Неметаллы и их характеристика» (15 часов)
56
1
Водород и его соединения. Вода
п. 35, вопросы
4 нед. января
57
2
Общая характеристика галогенов и их соединений
п. 36, вопросы
4 нед. января
58
3
Элементы VI A – группы. Кислород и его соединения. Озон
п. 37, 38, вопросы
1 нед. февраля
59
4
Сера и ее соединения
п. 39, вопросы
1 нед. февраля
60
5
Кислородные соединения серы
п. 40, вопросы
1 нед. февраля
61
6
Элементы вопросы VА – группы. Азот и его соединения. Аммиак. Соли аммония
п. 41, 42, вопросы
2 нед. февраля
62
7
Кислородные соединения азота
п. 43, вопросы
2 нед. февраля
63
8
Фосфор и его соединения
п. 44, вопросы
3 нед. февраля
64
9
Углерод и его соединения
п. 45, 46, вопросы
3нед. февраля
65
10
Пр. р. № 4«Распознавание карбонатов»
с. 85
4 нед. февраля
66
11
Кремний и его соединения
п. 47, вопросы
4 нед. февраля
67
12
Пр. р. № 5«Получение аммиака и углекислого газа и изучение их свойств»
с. 91
1 нед. марта
68
13
Решение расчетных задач по теме «Неметаллы»
Обобщение материала по т.
задачи
п. 35-47, вопросы
1 нед. марта
69
14
К. р. № 4по теме 8
Тема 9.
«Металлы и их важнейшие соединения» (12часов)
-70
1
Общая характеристика щелочных металлов
п. 48, вопросы
2 нед марта
71
2
Элементы II A-группы. Общая характеристика щелочно-земельных металлов. Жесткость воды
п. 49, вопросы
3 нед марта
72
3
Пр. р. № 6«Жесткость воды и способы ее устранения»
с. 106
3 нед марта
73
4
Элементы III A-группы. Алюминий и его соединения
п. 50, вопросы
3 нед марта
74
5
Пр. р. № 7«Исследование свойств соединений алюминия и цинка»
с. 112
1 нед апреля
75
6
Железо и его соединения
п. 51, вопросы
1 нед апреля
76
7
Краткая характеристика отдельных металлов В-групп
п. 52, вопросы
1 нед апреля
77
8
Пр. р. № 8«Соединения меди и железа»
с. 132
2нед апреля
78
9
Обобщение
2 нед апреля
79
10
Решение задач
2 нед апреля
80
К. р. № 5 по теме 9
Тема 10.
«Обобщение знаний о металлах и неметаллах» (2 часа)
К.р. № 5 по т. 9
81
1
Сравнительная характеристика металлов и неметаллов и их соединений
п. 53, вопросы
3 нед апреля
82
2
Основные классы неорганических соединений и взаимосвязи между ними
п. 54, вопросы
3 нед апреля
Раздел V. Взаимосвязь неорганических и органических соединений
(9 часов)
Тема 11.
«Классификация и взаимосвязь неорганических и органических веществ» (4 часа)
83
1
Общая характеристика органических и неорганических соединений и их классификация
п. 55, вопросы
3нед апреля
84
2
Классификация органических и неорганических реакций
п. 56, вопросы
4 нед апреля
85-
3
Органические и неорганические вещества в живой природе
п. 57, вопросы
4 нед апреля
86
4
Пр. р. № 9«Решение экспериментальных задач на распознавание неорганических и органических веществ»
с. 179
4 нед апреля
Тема 12.
«Химия и жизнь» (5 часа)
К.р. № 6 (итоговая) по курсу общей химии
87--88
1
Химия жизни. Биологически активные вещества
п. 58, вопросы
1 нед.мая
89-90
2
Химия и здоровье. Средства бытовой химии. Химия на дачном участке.
п. 59, 60, вопросы
2нед. мая
91
3
Пр. р. № 10«Знакомство с образцами лекарственных веществ»
с. 193
2 нед. мая
Раздел VI. Технология получения неорганических и органических веществ. Основы химической экологии (7 часов )
Тема 13.
«Технологические основы получения веществ и материалов» (4 часа)
92
1
Химическая технология как наука. Принципы организации научного производства
п. 61, вопросы
2 нед. мая
93
2
Общие способы получения металлов
п. 62, вопросы
3 нед. мая
94
3
Металлургия. Металлургические процессы
п. 62, вопросы
3 нед. мая
95
4
Химическая технология синтеза аммиака
п. 63, вопросы
3 нед. мая
Тема 14.
«Экологические проблемы химии» (3 часа)
-96
1
Экологические проблемы химических производств
п. 64, вопросы
98
2
Химико-экологические проблемы и охрана окружающей среды. Экологический мониторинг
п. 65, вопросы
4 нед. мая
Заключение (2 час)
99
1
Информация, образование и культура как общечеловеческие ценности
с. 245
4 нед. мая
100
Обобщение
Итого:100 ч. Резерв – 2 часа.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ:
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
природные источники углеводородов и способы их переработки;
вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
уметь
называтьизученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
выполнять химический экспериментпо: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Виды оцениваемых работ
Устный ответ.
Проверочная работа (письменно).
Самостоятельная работа (письменно).
Лабораторный опыт (письменное описание эксперимента).
Практическая работа (письменное описание эксперимента и решение экспериментальных задач).
Сообщение (доклад).
Контрольная работа (письменно).
Критерии оценивания представлены в приложении.
Литература для учителя:
Химия : учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений / Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова и др. — М. : Вентана-Граф, 2013
Химия : учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений / Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова и др. — М. : Вентана-Граф, 2013
Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии. 10 класс. — М.: Вентана-Граф, 2013
Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии. 11 класс. — М.: Вентана-Граф, 2013
Химия : Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной школы / авт. Н.Н. Гара, М.В. Зуева. — М. : Вентана-Граф, 2007. — (Экзамен для всех)
Литература для учащегося:
Химия : учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений / Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова и др. — М. : Вентана-Граф, 2013
Химия : учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений / Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова и др. — М. : Вентана-Граф, 2013
Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии. 10 класс. — М.: Вентана-Граф, 2013
Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии. 11 класс. — М.: Вентана-Граф 2013
ПРИЛОЖЕНИЕ
Критерии и нормы оценок
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание химической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение химических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу химии, а так же с материалом, усвоенным по изучению других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на «5» , но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает химическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросом курса химии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более двух-трех не грубых ошибок, одной не грубой ошибки и трёх недочетов, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умении в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3» .
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Оценка «5» ставится за работу , выполненную полностью без ошибок и недочетов .
Оценка «4» ставится за работу , выполненную полностью , но при наличии в ней не более одной грубой ошибки и одного недочета ; не более трех недочетов .
Оценка «3» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов4 не более одной грубой и одной негрубой ошибки4 не более трех негрубых ошибок4 одной негрубой ошибки и трех недочетов4 при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму оценки «3» или выполнено правильно менее 2/3 всей работы.
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально собирает необходимые приборы; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, вычисления.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, наблюдения, вычисления проводились неправильно.
Перечень ошибок
Ошибка считается грубой, если учащийся:
Не знает определений, основных понятий, законов, правил, основных положений, формул, общепринятых символов, единиц измерения.
Не умеет выделить в ответе главное
Не умеет применять знания для решения задач и объяснения химических явлений; неправильно формулирует вопросы задачи или неверно объясняет ход ее решения; не знает приемов решения задач, аналогичным ранее решенным в классе, неправильно понимает условие задачи или истолковывает решение
Не умеет читать и составлять уравнения химических реакций
Не умеет подготовить и собрать прибор. Провести опыт, использовать полученные данные для выводов
Нарушает требования правил безопасности при работе в кабинете химии
К негрубым ошибкам относятся:
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения эксперимента
Ошибки в расстановки коэффициентов в уравнениях
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин
Нерациональный выбор хода решения
Недочетами считаются:
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа