Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8 класс»
Рабочая программа по химии 8 класс
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа составлена на основе программы О.С. Габриеляна, С.А. Сладкова для предметной линии учебников О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, С.А. Сладкова. 8 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2019.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Постановление главного санитарного врача от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
Минпросвещения от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
Приказ Минпросвещения от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
Химия. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, С.А. Сладкова. 8 – 9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.С. Габриелян, С.А. Сладков. – М.: Просвещение, 2019.
Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении ЛИЧНОСТНОГО развития:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.)
МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения Основной образовательной программы основного общего образования являются:
формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)
создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;
формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
Предмет химии. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Источники химической информации: химическая литература, интернет.
Чистые вещества и смеси. Очистка веществ. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Химический элемент. Атом, молекула. Знаки химических элементов. Химическая формула. Валентность химических элементов. Составление химических формул бинарных соединений по валентности и определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Количество вещества, моль. Молярная масса. Атомно-молекулярное учение.
Физические и химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. Жизнь и деятельность М.В.Ломоносова.
Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.
Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды.
Основные классы неорганических соединений. Номенклатура неорганических веществ. Оксиды. Оксиды металлов и неметаллов. Вода. Очистка воды. Аэрация воды. Взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Кислоты, классификация и свойства: взаимодействие с металлами, оксидами металлов. Основания, классификация и свойства: взаимодействие с оксидами неметаллов, кислотами. Амфотерность. Кислотно-основные индикаторы. Соли. Средние соли. Взаимодействие солей с металлами, кислотами, щелочами. Связь между основными классами неорганических соединений.
Первоначальные представления о естественных семействах (группах) химических элементов: щелочные металлы, галогены.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакции. Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом.
Ознакомление с образцами оксидов.
Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).
Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практические работы
• Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
• Очистка загрязнённой поваренной соли.
• Получение и свойства кислорода
• Получение водорода и изучение его свойств.
• Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.
• Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Раздел 2.Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома
.
Периодический закон. История открытия периодического закона. Значение периодического закона для развития науки. Периодическая система как естественно – научное классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б- группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Электронная оболочка атома. Электронные слои атомов элементов малых периодов.
Демонстрации:
Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов. Взаимодействие натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и йодом.
Раздел 3. Строение вещества.
Электроотрицательность атомов. Химическая связь. Ковалентная неполярная и полярная связь. Ионная связь. Валентность, степень окисления, заряд иона. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Раздел 4. Многообразие химических реакций.
Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена, экзотермические, эндотермические, окислительно-восстановительные, необратимые и обратимые.
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
Растворы. Электролитическая диссоциация. Электролиты и не электролиты. Катионы и анионы. Диссоциация солей, кислот и оснований в водных растворах. Реакции ионного обмена в растворах электролитов.
Раздел 5. Многообразие веществ
Естественные семейства химических элементов. Общая характеристика неметаллов на основе их положения в периодической системе. Закономерности изменения физических и химических свойств неметаллов - простых веществ, их водородных соединений, высших оксидов и кислород содержащих кислот на примере элементов 2-го и 3-го периодов.
Общая характеристика металлов на основе их положения в периодической системе. Закономерности изменения физических и химических свойств металлов - простых веществ, их оксидов и гидроксидов на примере элементов 2-го и 3-го периодов. Положение галогенов в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства галогенов. Получение и применение галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на хлорид – ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.
Практические работы
Качественная реакция на хлорид – ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предлагаемая рабочая программа по химии раскрывает вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования и определяет важнейшие содержательные линии предмета:
• «Вещество» – взаимосвязь состава, строения, свойств, получения и применения веществ и материалов;
• Химический язык» – оперирование системой важнейших химических понятий, владение химической номенклатурой и символикой (химическими знаками, формулами и уравнениями);
• «Химия и жизнь» – соблюдение правил химической безопасности при обращении с химическими веществами и материалами в повседневной жизни и на производстве.
Курс ориентирован на освоение обучающимися основ неорганической химии и краткое знакомство с некоторыми понятиями и объектами органической химии.
В содержательной линии «Вещество» раскрывается учение о строении атома и вещества, составе и классификации химических веществ.
В содержательной линии «Химическая реакция» раскрывается учение о химических процессах: классификация химических реакций и закономерности их протекания; качественная и количественная стороны химических процессов (расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций).
В содержательной линии «Химический язык» формируются умения учащихся называть вещества по формулам и составлять формулы по их названиям, записывать уравнения реакций и характеризовать их, раскрывать информацию, которую несет химическая символика, в том числе выраженная и в табличной форме (ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица растворимости веществ в воде); использовать систему химических понятий для описания химических элементов, веществ, материалов и процессов.
В содержательной линии «Химия и жизнь» раскрываются логические связи между свойствами, применением, получением веществ в лабораторных условиях и на производстве; формируется культура безопасного и экологически грамотного обращения с химическими объектами.
В курсе значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических работ и лабораторных опытов, фиксации и анализу их результатов, соблюдению норм и правил безопасной работы в химическом кабинете.
Реализация программы курса в процессе обучения позволит обучающимся понять роль и значение химии среди других наук о природе, т.е. раскрыть вклад химии в формирование целостности естественно-научной картины мира.
Результаты изучения химии в 8 классе
По завершении курса химии на этапе основного общего образования выпускники основной школы должны овладеть следующими результатами:
Личностные результаты:
Освоение своей этнической принадлежности, знание истории химии и вклада российской химической науки в мировую химию; формирование ответственного отношения к познанию химии; готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе изученных фактов, законов и теорий химии; осознанного выбора и построение индивидуальной траектории; формирование целостной естественно-научной картины мира, неотъемлемой частью которой является химическая картина мира; овладение современным языком, соответствующим уровню развития науки и общественной практики, в том числе и химическим; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в социуме, природе и частной жизни на основе экологической культуры и безопасного обращения с веществами и материалами; формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, связанных с химией.
Метапредметные результаты:
Определение целей собственного обучения, постановка и формулирование для себя новых задач; планирование путей достижения желаемого результата обучения химии как теоретического, так и экспериментального характера; соотнесение своих действий с планируемыми результатами; осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий при выполнении лабораторных и практических работ в соответствии с правилами техники безопасности; определение источников химической информации, её получение и анализ, создание информационного продукта и его презентация; использование основных интеллектуальных операций: анализа и синтеза, сравнения и систематизации, обобщения и конкретизации, выявление причинно-следственных связей и построение логического рассуждения и умозаключения на материале естественно-научного содержания; умение создавать, применять и преобразовывать знаки в символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной социальной
практике и профессиональной ориентации; генерирование идей и определение средств, для их реализации.
Предметные результаты:
Умение обозначать химические элементы, называть их и характеризовать на основе положения в ПСХЭ; классифицировать простые и сложные вещества; характеризовать строение вещества – виды химических связей и типы кристаллических решеток; формулировать основные химии: постоянства состава веществ молекулярного строения, сохранения массы веществ, закон Авогадро; описывать коррозию металлов и способы защиты от нее; производить химические расчеты с использованием понятий «массовая доля вещества в смеси» «количество вещества», «молярный объем» по формулам и уравнениям реакций.
Формулирование изученных понятий, периодического закона, объяснение структуры и информации, которую несет ПСХЭ, раскрытие значения периодического закона. Определение по формулам состава неорганических и органических веществ, валентности атомов
химических элементов или степени их окисления; признаков, условий протекания и прекращения реакций; по химическим уравнениям принадлежности реакций к определенному типу или виду; с помощью качественных реакций хлорид-, сульфат- и
карбонат-анионов и катиона аммония в растворе.
Понимание информации, которую несут химические знаки, формулы, уравнения.
Составление формул оксидов химических элементов и соответствующих им гидроксидов; молекулярных уравнений химических реакций, подтверждающих общие химические свойства основных классов неорганических веществ и отражающих связи между классами соединений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение химии реализуется по следующим разделам:
Глава 1 Химические элементы и вещества в свете атомно – молекулярного учения (8 Ч)
Тела и вещества. Свойства веществ. Роль химии в жизни современного общества. Отношение общества к химии: хемофилия и хемофобия.
Методы изучения химии. Наблюдение. Эксперимент. Моделирование. Модели материальные, знаковые и символьные.
Физические явления. Химические элементы. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Аллотропия. Основные положения атомно-молекулярного учения. Ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Знаки (символы) химических элементов. ПХЭ Д.И. Менделеева. Периоды и группы. Главная и побочная подгруппы. Относительная атомная масса.
Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении.
Валентность. Структурные формулы. Постоянная и переменная валентность. Закон постоянства состава веществ.
Глава 2 Химические реакции. Законы сохранения массы и энергии (7 Ч)
Химические реакции. Реагенты и продукты реакции. Признаки химических реакций. Условия их протекания. Реакции горения. Экзотермические и эндотермические реакции.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.
Классификация химических реакций по составу и числу реагентов и продуктов. Типы химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена. Катализаторы и катализ.
Практические работы:
Правила техники безопасности и некоторые виды работ в химической лаборатории (кабинете химии).
Наблюдение за горящей свечой.
Глава 3 Методы химии (2 Ч)
Глава 4 Вещества в окружающей нас природе и технике (6 Ч)
Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Смеси газообразные, жидкие и твердые. Способы разделения смесей: перегонка, отстаивание, фильтрование, кристаллизация. Хроматография. Растворимость и растворенное вещество. Растворы. Растворение. Гидраты. Массовая доля растворенного вещества. Расчеты, связанные с использованием понятия «массовая доля растворенного вещества».
Глава 5 Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение. (8 Ч)
Состав воздуха. Объемная доля компонента.
Кислород. Озон. Получение кислорода. Собирание и распознавание кислорода. Химические свойства кислорода. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.
Глава 6 Основные классы неорганических соединений (16 Ч)
Оксиды. Названия, составление формул по названиям. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь.
Кислоты, их состав и классификация. Индикаторы. Таблица растворимости. Серная и соляная кислоты, их свойства и применение.
Соли, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат натрия, фосфат кальция.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «постоянная Авогадро».
Закон Авогадро. Молярный объем газообразных веществ.
Гидросфера. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды: взаимодействие с оксидами.
Основания, их состав. Растворимость оснований в воде. Индикаторы в щелочной среде.
Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция.
Практические работы:
Получение, собирание и распознавание кислорода.
Получение, собирание и распознавание водорода.
Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации, названиях и свойствах. Способы получения оксидов.
Основания, их классификация, названия и свойства. Взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. Способы получения оснований.
Кислоты, их классификация и названия. Общие химические свойства кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями – реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Получение бескислородных и кислородсодержащих кислот.
Соли, их классификация и свойства. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций.
Взаимодействие солей с солями.
Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Практические работы:
Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Глава 7 Строение атома (4 Ч)
Естественные семейства химических элементов: елочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы. Амфотерность. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Комплексные соли. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса.
Микромир. Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов 1 – 20.
Понятие о завершенном электронном уровне. Изотопы.
Глава 8 Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева (4 Ч)
Периодический закон и ПСХЭ.
Атомы как форма существования химического элемента. Основные сведения о строении атомов.
Характеристика элемента-металла и элемента-неметалла по их положению в ПСХЭ.
Глава 9 Строение вещества (4 Ч)
Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции (10 ч)
Ионная химическая связь. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Схемы образования ионной связи. Ионные кристаллические решетки.
Ковалентная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Понятие о валентности.
Ковалентная неполярная связь. Схемы образования КНС. Молекулярные и атомные кристаллические решетки, и свойства веществ с этим типом решеток.
Глава 10 Химические реакции в свете электронной теории (3 Ч)
Элетроотрицательность. Ряд электроотрицательности. Ковалентная полярная связь. Диполь.
Схемы образования КПС.
Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом решеток.
Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Правила расчета степени окисления по формулам химических соединений.
Окислительно-восстановительные реакции. Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и ОВР. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса.
Глава 11 Водород – рождающий воду и энергию (3 Ч)
Водород в природе. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Глава 12 Галогены (4 Ч)
Галогены. Хлор. Хлороводород. Соляная кислота
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Тема урока
Домашнее задание
Введение
1
Предмет и задачи химии. Понятия итеории химии
2
Практическая работа № 1«Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Строение пламени.
Вещество и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения
Глава 1 Химические элементы и вещества в свете атомно – молекулярного учения
3
Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления. Описание физических свойств вещества.
4
Атомы, молекулы, химические знаки Формы существования химических элементов. Простые и сложные вещества.
5
Состав веществ. Закон постоянство состава. Химические формул
6
Атомно – молекулярное учение в химии
7
Масса атома. Атомная единица массы. Относительная атомная масса Относительная молекулярная масса вещества. Массовые доли элементов в соединении
8
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
9
Что показывают химический знак и формула. Валентность химических элементов Определение валентности элементов по химическим формулам их соединений. Составление формул по валентности.
10
Количество вещества. Моль – единица количества вещества Молярная масса
Глава 2 Химические реакции. Законы сохранения массы и энергии
11
Сущность химических реакций и признаки их протекания. Закон сохранения массы веществ.
12
Составление уравнений химических реакций
13
Расчеты по уравнениям химических реакций. Нахождение массы и количества вещества по уравнениям реакций.
14
Типы химических реакций
15
Типы химических реакций
16
Контрольная работа № 1 по темам «Первоначальные химические понятия» и «Химические реакции»
17
Повторение и обобщение материала темы
Глава 3 Методы химии
18
Методы изучения химии. Анализ и синтез веществ –экспериментальные методы химии
19
Химический язык – средство и метод познания химии
Глава 4 Вещества в окружающей нас природе и технике
20
Чистые вещества и смеси
21
Практическая работа № 2 «Очистка веществ»
22
Растворы.
23
Практическая работа № 3 «Растворимость веществ»
24
Способы выражения концентраций растворов
25
Практическая работа № 4 «Приготовление растворов заданной концентрации»
Глава 5 Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение.
26
Особенности газообразного состояния. Законы Гей-Люссака и Авогадро. Простейшие расчеты на его основе
27
Воздух–смесь газов, относительная плотность газов
28
Объемные отношения газов при химических реакциях
29
Кислород –физические и химические свойства. Химический элемент и простое
30
Применение кислорода. Получение кислорода в лаборатории. Катализаторы
31
Практическая работа № 5 «Получение кислорода и изучение его свойств»
32
Контрольная работа № 2 по теме «Вещества в окружающей нас природе и в технике Понятие о газах» Воздух. Кислород. Горение Смеси. Растворы. Газы. Кислород. Горение»
33
Повторение и обобщение материала темы
Глава 6 Основные классы неорганических соединений
34
Оксиды и их классификация
35
Химические свойства оксидов
36
Основания – гидроксиды основных оксидов
37
Кислоты
38
Соли: состав и номенклатура
39
Химические свойства кислот
40
Свойства и способы получения щелочей
41
Химические свойства и способы получения нерастворимых оснований
42
Амфотерность.
43
Химические свойства солей.
44
Практическая работа № 6 «Исследование свойств оксидов, кислот, оснований»
45
Классификация и генетическая связь неорганических соединений
46
Классификация и генетическая связь неорганических соединений
47
Систематизация знаний по теме
48
Контрольная работа № 3 по теме «Основные классы неорганических соединений»
Химические элементы, вещества и химические реакции в свете электронной теории
Глава 7 Строение атома
49
Состав и важнейшая характеристика атома
50
Изотопы. Химические элементы.
51
Строение электронных оболочек атомов.
52
Строение электронных оболочек атомов.
Глава 8 Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева
53
Свойства химических элементов и их периодические изменения.
54
Свойства химических элементов и их периодические изменения
55
Современна трактовка. Периодического закона. Периодическая система в свете теории строения атома.
56
Характеристика химических свойств элементов на основании их положения в периодической системе.
Глава 9 Строение вещества
57
Валентное состояние и химические связи атомов элементов. Химические связи атомов при образовании молекул простых веществ. Виды ковалентной связи иее свойства.
58
Понятие об ионной связи.
59
Степень окисления
60
Кристаллическое состояние веществ.
Глава 10 Химические реакции в свете электронной теории
61
Окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно восстановительных реакций. Сущность и классификация химических реакций в свете электронной теории
62
Обобщение знаний
63
Контрольная работа № 4 по темам «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева «Строение вещества «Химические реакции в свете электронной теории»
Глава 11 Водород – рождающий воду и энергию
64
Водород-элемент и простое вещество
65
Химические свойства водорода. Получение
66
Практическая работа № 7 «Получение водорода и изучение его свойств"
Глава 12 Галогены
67
Галогены
68
Практическая работа № 8 «Получение соляной кислоты и опыты с ней»