Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
ТЕМА 1. Атомы химических элементов (10 ч)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне). Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
ТЕМА 2.Простые вещества (6 ч)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов. Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
ТЕМА 3.Соединения химических элементов (13 ч)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения. Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
ТЕМА 4.Изменения, происходящие с веществами (15ч)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование. Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей. Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца. Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
ТЕМА 6.Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (20 ч)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот. Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей. Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах. Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Приложение 1.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Тип урока | Планируемые результаты освоения материала | Вид контроля | Дата |
предметные | метапредметные | личностные |
Введение, 6 часов | | | | | |
1 | Предмет химии. Вещества. Вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности на уроках химии и в лаборатории | 1 | Д. Коллекции изделий – тел из стекла и алюминия. | Вводный. Формирование новых знаний. | Знать понятия: наблюдение, эксперимент, моделирование. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. | осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; | Фронтальный опрос | |
-
| Превращения веществ. Роль химии в жизни человека | 1 | Л.о №1 «Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов» | Изучение нового материала | Знать понятия: «химический элемент», «вещество», «атомы», «молекулы», «химия». Уметь различать понятия: «вещество» и «тело», «химический элемент» и «простое вещество», физические свойства. | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; | оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; | Индивидуальная работа по карточкам | |
2 | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов | 1 | Д. 1. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором. 2. Помутнение «известковой воды». Л.о №2 «Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги» | Комбинированный. | Знать понятия: «химическая реакция». Уметь отличать «химические реакции» от «физических явлений». | Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; | Индивидуальная работа по карточкам | |
-
| Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы | 1 | Д. 1. Таблица – Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. 2. Портреты Д.И. Менделеева и Берцелиуса. | Комбинированный. | Знать знаки первых 20 химических элементов. Знать понятия: «период», «группа», «главная и побочная группа», «малые и большие периоды». Уметь определять положение химического элемента в периодической системе. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. | формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле. | Самостоятельная работа | |
4 | Вычисления по химической формуле | 1 | Расчет массовой доли химического элемента в веществе по его формуле. | Урок применения знаний и умений | Знать определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава. Понимать и записывать химические формулы. Знать и объяснять назначение коэффициента и индекса. Уметь определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; | Самостоятельная работа | |
-
| Проверочная работа № 1. Химическая формула. Вычисления по химической формуле | 1 | Дидактический материал: карточки с заданиями. | Урок контроля знаний. | Знать определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава. Понимать и записывать химические формулы. Знать и объяснять назначение коэффициента и индекса. Уметь определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам. | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; | Тест | |
Тема №1. Атомы химических элементов (10ч) | | | | | |
5 | Основные сведения о строении атомов. | 1 | Л.о №3 «Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа» | Комбинированный. | Знать характеристики протонов, нейтронов, электронов; Уметь объяснять физический смысл атомного номера, массового числа; Уметь вычислять количество нейтронов. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. | осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; | Фронтальный опрос | |
6 | Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы. | 1 | Ядерные реакции. Изотоп «химический элемент». Изотопы водорода. | Комбинированный. | Знать определения «химический элемент», «ядерные реакции», «изотоп». Уметь записывать состав изотопов химического элемента. | Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды | Фронтальный опрос | |
7 | Строение электронных оболочек атомов. | 1 | Электронная оболочка. Энергетические уровни, подуровни. Орбитали и их формы. | Изучение нового материала | Знать определения «орбиталь», «электронное облако», формулу (2n2) расчета max числа электронов на энергетическом уровне. Уметь объяснять физический смысл атомного номера, номеров группы и периода, составлять схемы строения атомов №1-20 элементов. | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; | Самостоятельная работа | |
-
| Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | 1 | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | Изучение нового материала | | Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; | Индивидуальная работа по карточкам | |
9 | Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химических элементов. | 1 | Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионных соединений. | Комбинированный. | Знать понятия «ионы», «химическая связь». Уметь определять тип химической связи; уметь записывать схемы образования ионной связи (ионных соединений). | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию | Фронтальный опрос | |
1 | Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой. Ковалентная неполярная связь. | 1 | Ковалентная неполярная связь. Электронные и структурные формулы. Кратность химической связи. | Комбинированный. | Знать понятия «ковалентная, атомная связь». Уметь определять тип химической связи; записывать схемы образования ковалентной неполярной связи. | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; | формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды | Фронтальный опрос | |
1 | Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой. Ковалентная полярная связь. | 1 | Ковалентная полярная связь. Л.о №4 «Изготовление моделей молекул бинарных соединений» | Комбинированный. | Знать понятие «электроотрицательность», ряд электроотрицательности неметаллов. Уметь определять тип химической связи в соединении; записывать схемы образования ковалентной полярной связи. | Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; | Самостоятельная работа | |
1 | Металлическая связь. | 1 | Понятие о металлической связи | Комбинированный. | Знать понятие «металлическая связь». Уметь определять тип химической связи в соединении, записывать схемы образования металлической связи в соединении. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды | Фронтальный опрос | |
1 | Обобщение по теме: «Атомы химических элементов. Виды химической связи». | 1 | Основные понятия, знания, полученные при изучении темы. | Урок применения знаний и умений | Знать основные сведения о строении атома, структуру ПС, принципы образования химической связи. Уметь объяснять физический смысл различных понятий, изменение свойств веществ, применять знания при решении задач. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. | осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; | Индивидуальная работа по карточкам | |
1 | Контрольная работа №1 по теме: «Атомы химических элементов. Виды химической связи». | 1 | Дидактический материал: карточки с заданиями. | Урок контроля знаний. | Знать основные сведения о строении атома, структуру ПС, принципы образования химической связи. Уметь объяснять физический смысл различных понятий, изменение свойств веществ, применять знания при решении задач. | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, | Самостоятельная работа | |
Тема №2. Простые вещества, 6 часов | | | | | |
1 | Простые вещества-металлы. | 1 | Д. 1. Коллекция металлов: Fe, Al, Ca, Mg, Na, K, Hg (последние 2 в запаянных ампулах). 2. Образец белого и серого олова. Л.о №4 «Ознакомление с коллекцией металлов» | Комбинированный. | Уметь характеризовать химические элементы на основе положения в ПС и особенностей строения их атомов, объяснять связь между составом, строением и свойствами веществ. | Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; | Фронтальный опрос | |
1 | Простые вещества-неметаллы. | 1 | Д. 1. Коллекция неметаллов – H2, O2 (в газометре) S, P, угля активированного, брома (в ампуле). 2. свойства белого и красного фосфора. Л.о №5 «Ознакомление с коллекцией неметаллов» | Комбинированный. | Уметь характеризовать химические элементы на основе положения в ПС и особенностей строения их атомов, объяснять между составом, строением и свойствами веществ. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; | Фронтальный опрос | |
1 | Количество вещества. Молярная масса. | 1 | Количество вещества и единицы его измерения: моль, моль, кмоль. Расчет молярных масс веществ по их химическим формулам. | Урок формирования понятий | Знать понятия «моль», «молярная масса», постоянная Авогадро, «количество вещества». Уметь вычислять количество вещества, массу по количеству вещества. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. | формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды | Самостоятельная работа | |
1 | Молярный объем газов. | 1 | Понятие о молярном объеме газов. | Урок формирования понятий | Знать понятия «молярный объем». Уметь вычислять объем по количеству вещества или массе. | Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды | Индивидуальная работа по карточкам | |
1 | Урок-упражнение по теме: «Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем»». | 1 | Решение задач с использованием понятий «количества вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро», «масса», «объем». | Урок применения законов, понятий на практике | Знать понятия: «молярная масса», «молярный объем», «количество вещества», «моль». Уметь производить вычисления по формулам. | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; | Индивидуальная работа по карточкам | |
2 | Проверочная работа № 2. Простые вещества | 1 | Основные понятия, умения, навыки, полученные при изучении темы: «Простые вещества». Решение задач и выполнение упражнений. | Урок применения знаний и умений | Уметь характеризовать химические элементы на основе положения в ПС и особенности строения их атомов, объяснять связь между составом, строением и свойствами веществ. Уметь производить расчеты по формулам. Знать понятия «моль», «молярная масса», «молярный объем», «количество вещества». | Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; | Тест | |
Тема №3. Соединения химических элементов, 13 часов | | | | |
2 | Степень окисления. | 1 | Понятие о степени окисления. Д. Образцы хлоридов, сульфидов, оксидов. | Урок объяснения нового материала | Знать понятие «степень окисления», «бинарные Уметь определять СО и составлять формулы бинарных соединений по СО; называть бинарные соединения. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. | формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле. | Индивидуальная работа по карточкам | |
2 | Важнейшие классы бинарных соединений: оксиды, летучие водородные соединения. | 1 | Л.о №7 «Ознакомление с коллекцией оксидов» Л.о №8 «Ознакомление со свойствами аммиака | Комбинированный. | Уметь называть оксиды, водородные соединения, определять состав вещества по их формулам, определять степень окисления. Знать понятия «оксиды», водородные соединения, важнейшие соединения оксидов и водородных соединений. | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; | Фронтальный опрос | |
2 | Основания. | 1 | Д. 1. Образцы щелочей (твердых и в растворе) и нерастворимых оснований. 2. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Л.о № 9 «Качественная реакция на углекислый газ» | Комбинированный. | Уметь называть основания, определять состав вещества по их формуле, определять степень окисления; распознавать опытным путем растворы щелочей. Знать понятие «основания», «гидроксид-ион», «качественна реакция», названия индикаторов, таблицу «Растворимость оснований, кислот и солей в воде». | Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле. | Индивидуальная работа по карточкам | |
2 | Кислоты. | 1 | Д. 1. Образцы кислот: HCl, HNO3, H2SO4, H3PO4 2. Изменения окраски индикаторов в кислой среде. 3. Разбавление серной кислоты. Л.о № 10 «Определение рН растворов кислоты, щелочи и воды» Л.о №11 «Определение рН лимонного и яблочного соков на срезе плодов» | Комбинированный. | Знать понятие «кислота», формулы кислот, их названия. Уметь определять состав вещества по их формуле, определять степень окисления, распознавать опытным путем растворы кислот. | В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; | Индивидуальная работа по карточкам | |
-
| Соли. | 1 | Д. 1. Образцы солей (мел, мрамор, NaCl, пищевая сода). 2. Таблица «Растворимость оснований, кислот и солей в H2O». Л.о № 12 «Ознакомление с коллекцией солей» | Комбинированный. | Знать понятие «соли», формулы солей, их названия. Уметь определять состав веществ по их формуле, определять степень окисления. Уметь записывать формулы солей. | Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле. | Индивидуальная работа по карточкам | |
2 | Урок-упражнение | 1 | Классификация сложных веществ. Составление формул по названиям и названий по формулам. | Урок применения знаний и умений | Знать формулы, называть соединения изученных классов; определять принадлежность вещества к определенному классу; составлять формулы веществ. | В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию | Индивидуальная работа по карточкам | |
2 | Кристаллические решетки | 1 | Д. 1. Модели кристаллических решеток NaCl, алмаза, графита. 2. Возгонка бензойной кислоты. Л.о № 13 «Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решетки. Изготовление моделей кристаллических решеток» | Урок изучения нового материала | Знать классификацию веществ. Уметь использовать знания для критической оценки информации о веществах, используемых в быту. Знать типы кристаллических решеток. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; | Фронтальный опрос | |
2 | Физические явления в химии. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей | 1 | Д. 1. Различные образцы смесей. 2. Дистилляция воды. 3. Взрыв водорода с воздухом. Л.о № 14 «Ознакомление с образцом горной породы» | Урок изучения нового материала | Знать понятия «чистые вещества», «смеси», способы очистки веществ, химический анализ. Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе, объемную долю в газообразной смеси, долю примесей. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; | Фронтальный опрос | |
4 | Практическая работа №1. «Анализ почвы и воды». | 1 | Образец почвы, дистиллированная вода, бумажный фильтр, стеклянная пластинка, палочка, цилиндр, коническая колба, лакмусовая бумага, спиртовка, воронка химическая, штатив. | Практическая работа. | Знать правила ТБ в школьной лаборатории. Уметь наблюдать за явлениями, описывать их и делать выводы. Уметь разделять смеси, проводить опыты. | Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; | Практическая работа | |
3 | Массовая и объемная доли компонентов смеси, доля примесей. Расчеты, связанные с понятием «доля». | 1 | Решение задач и упражнений на расчет доли (массовой или объемной) и нахождение массы (объема) компонента смеси. | Урок применения знаний и умений | Знать и уметь решать задачи на расчет доли (массовой или объемной), находить массы (объем) компонентов смеси. Знать основные понятия темы «Соединения химических элементов». | В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию | Индивидуальная работа по карточкам | |
4 | Практическая работа №2. «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе». | 1 | Инструктаж по ТБ. Мерный цилиндр, коническая колба, стеклянная палочка, лабораторные весы. | Практическая работа. | Знать инструктаж ТБ. Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе, готовить растворы с определенной массовой долей вещества в растворе. Уметь обращаться с химической посудой и оборудованием. | Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; | Практическая работа | |
3 | Обобщение и систематизация знаний, умений по теме III | 1 | Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе. | урок применения знаний и умений. | Знать основные понятия темы: «Соединения химических элементов». Знать и уметь решать задачи на расчет доли (массовой или объемной), находить массы (объем) компонентов смеси. | В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию | Самостоятельная работа | |
3 | Контрольная работа №2 по теме: «Соединения химических элементов». | 1 | Дидактический материал: карточки с заданиями. | Урок контроля знаний. | | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию | Тест | |
Темы №4. Изменения, происходящие с веществами, 12 часов | | | | | |
4 | Практическая работа №1. «Приемы обращения с лабораторным оборудованием». | 1 | Штатив, спиртовка, пробирки, химический стакан, колба, мерный цилиндр, фарфоровая чашка. Инструкции по ТБ. | Практическая работа. | Знать правила работы в школьной лаборатории, инструкции ТБ. Уметь обращаться с лабораторным оборудованием и химической посудой. | В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; | Практическая работа | |
3 | Химические явления, или химические реакции | 1 | Д. 1. Горение магния. 2. Взаимодействие соляной кислоты с мелом, получение Cu(OH)2↓ и последующее растворение его в кислоте | Комбинированный. | Знать понятие «химические реакции», отличие от физических, признаки и условия протекания химических реакций, реакции горения, экзо- и эндотермические. | Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; | Фронтальный опрос | |
4 | Практическая работа №4. «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, их описание». | 1 | Свеча, тигельные щипцы, стеклянная трубочка, кусочек жести, пробирка, резиновая груша, химические стаканы (V1;V2), растворы Ca(OH)2. | Практическая работа. | Знать правила ТБ в школьной лаборатории. Уметь обращаться с лабораторным оборудованием и химической посудой, проводить химические опыты, делать соответствующие выводы по проведенному опыту. | В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию | Практическая работа | |
4 | Практическая работа №5. «Признаки химических реакций». | 1 | Инструктаж по ТБ. Спиртовка, тигельные щипцы, лист бумаги, пробирки, химический стакан, лучинка, реактивы. | Практическая работа. | Знать правила ТБ в школьной лаборатории, признаки и условия протекания химических реакций. Уметь наблюдать и записывать химические реакции, делать соответствующие выводы. Уметь проводить опыты, обращаться с химической посудой и оборудованием. | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; | Практическая работа | |
3 | Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ. | 1 | Д. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ в результате химических реакций. | Комбинированный. | Знать закон сохранения массы веществ. Уметь составлять уравнения химических реакций. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; | Индивидуальная работа по карточкам | |
-
| Расчеты по химическим уравнениям | 1 | Закон сохранения массы веществ. Составление уравнений химических реакций. | Применения знаний и умений. | Знать закон сохранения массы веществ. Уметь составлять уравнения химических реакций. | Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; | Самостоятельная работа | |
-
| Решение расчетных задач по уравнениям химических реакций с использованием понятий примеси, массовая доля растворенного вещества | 1 | Решение расчетных задач по уравнениям химических реакций | Применения знаний и умений. | Знать закон сохранения массы веществ. Уметь составлять уравнения химических реакций. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; | Самостоятельная работа | |
3 | Реакции разложения. | 1 | Д. 1. Разложение перманганата калия, гидроксида меди (II). 2. Разложение пероксида водорода в присутствии MnO2 (IV) | Комбинированный. | Уметь составлять уравнения химических реакций. Знать понятия «реакции разложения», «катализатор», «фермент» | Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию | Индивидуальная работа по карточкам | |
I | Реакции соединения. | 1 | Л.о № 15 Прокаливание меди в пламени спиртовки | Комбинированный. | Знать понятия «реакции соединения», «каталитические и некаталитические реакции», «обратимые и необратимые реакции». Уметь составлять уравнения химических реакций и осуществлять цепочки превращений или переходов. | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; | Индивидуальная работа по карточкам | |
3 | Реакции замещения. | 1 | Л.о № 16 Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом | Комбинированный. | Знать понятия «реакции замещения», «ряд активности металлов». Уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип химических реакций, характеризовать химические свойства металлов (взаимодействие с кислотами, солями). | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; | Индивидуальная работа по карточкам | |
3 | Реакции обмена. | 1 | Д. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора. | Комбинированный. | Знать понятия «реакция обмена», «реакция нейтрализации». Уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип химических реакций. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; | Индивидуальная работа по карточкам | |
-
| Типы химических реакций на примере свойств воды | | Условия взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой. | Комбинированный. | Знать понятия «электролиз», «фотолиз», «фотосинтез», «гидролиз». Уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип химических реакций. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; | Индивидуальная работа по карточкам | |
-
| Расчеты по химическим уравнениям. | 1 | Нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Решение задач. | Урок применения знаний и умений | Знать алгоритм вычисления по уравнению реакции. Уметь вычислять количества вещества, объему или массы по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции. | Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию | Самостоятельная работа | |
4 | Обобщение по теме: «Изменения, происходящие с веществами». | 1 | Основные понятия, знания полученные при изучении темы. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и образующихся веществ. | Урок по-вторения и обоб-щения | Знать основные понятия при изучении темы: «Изменения, происходящие с веществами». Уметь составлять уравнения реакций, определять их тип | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; | осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; | Индивидуальная работа по карточкам | |
4 | Контрольная работа №3 по теме: «Изменения, происходящие с веществами». | 1 | Дидактический материал: карточки с заданиями. | Урок контроля знаний. | | Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию | Тест | |
Тема №5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов, 15 часов | | | | | |
5 | Растворение. Растворимость веществ воде. | 1 | Растворы. Физическая и химическая теория растворов. Гидраты и кристаллогидраты Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы | Урок объяснения нового материала | Знать понятия: «раствор», «гидрат», «кристаллогидрат», «насыщенные», «ненасыщенные», «пересыщенные» растворы. Уметь пользоваться таблицей растворимости кислот, оснований и солей в воде, объяснять теорию растворов. Знать классификацию веществ по растворимости. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). | осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; | Фронтальный опрос | |
5 | Электролитическая диссоциация. | 1 | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация и ассоциация. Сильные и слабые электролиты. | Комбинированный. | Знать понятия «электролиты» и «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «степень диссоциации». | Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, | Фронтальный опрос | |
5 | Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД). | 1 | Основные положения ТЭД. Ионы. Свойства ионов. Кислоты, основания, соли в свете ТЭД. | Комбинированный. | Знать понятия «ион», определения кислот, оснований и солей в свете ТЭД. Уметь прогнозировать свойства растворов по содержанию ионов. | В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; | Самостоятельная работа | |
5 | Ионные уравнения реакции. | 1 | Л.о № 17 «Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра». | Комбинированный. | Уметь составлять уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, определять возможность протекания реакций. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, | Фронтальный опрос | |
-
| Ионные уравнения реакции. | 1 | Л.о № 18 «Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами» | Комбинированный. | Уметь составлять уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, определять возможность протекания реакций. | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; | оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; | Индивидуальная работа по карточкам | |
6 | Практическая работа №6. «Ионные реакции» | 1 | Качественные реакции на ионы. Типичные свойства кислот, оснований, оксидов и солей. Инструктаж по правилам безопасной работы ТБ. Набор реактивов, индикаторы, пробирки, подставка для пробирок. | Практическая работа. | Знать Качественные реакции на ионы, правила безопасной работы в школьной лаборатории. Уметь проводить опыты, обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием, делать логические выводы из проведенных экспериментов и исследований. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; | Практическая работа | |
5 | Кислоты, их классификация и свойства. | 1 | Л.о № 19 «Взаимодействие кислот с основаниями» Л.о № 20 «Взаимодействие кислот с оксидами металлов» Л.о № 21 «Взаимодействие кислот с металлами» Л.о № 22 «Взаимодействие кислот с солями» | Комбинированный. | Знать формулы кислот, уметь называть кислоты, характеризовать химические свойства, составлять уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде, распознавать опытным путем растворы кислот. | Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; | Индивидуальная работа по карточкам | |
5 | Основания, их классификация и свойства. | 1 | Л.о № 23 «Взаимодействие щелочей с кислотами» Л.о № 24 «Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов» Л.о № 25 «Взаимодействие щелочей с солями» Л.о № 26 «Получение и свойства нерастворимых оснований» | Комбинированный. | Знать формулы оснований, уметь называть основания характеризовать химические свойства, составлять химические реакции в молекулярном и ионном виде, распознавать опытным путем растворы щелочей. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; | Индивидуальная работа по карточкам | |
5 | Оксиды, их классификация и свойства. | 1 | Л.о № 27 «Взаимодействие основных оксидов с кислотами» Л.о № 28 «Взаимодействие основных оксидов с водой» Л.о № 29 «Взаимодействие кислотных оксидов со щелочами» Л.о № 30 «Взаимодействие кислотных оксидов с водой» | Комбинированный. | Знать понятия «солеобразующие», «несолеобразующие», «кислотные», «основные» оксиды. Уметь называть оксиды, составлять формулы и уравнения реакций химических свойств оксидов. | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; | Индивидуальная работа по карточкам | |
5 | Соли, их классификация и свойства. | 1 | Л.о № 31 «Взаимодействие солей с кислотами» Л.о № 32 «Взаимодействие солей со щелочами» Л.о № 33 «Взаимодействие солей с солями» Л.о № 34 «Взаимодействие растворов солей с металлами». | Комбинированный. | Уметь называть соли, характеризовать химические свойства солей, определять возможность протекания реакций ионного обмена. | Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; | Индивидуальная работа по карточкам | |
5 | Генетическая связь между классами веществ | 1 | Генетическая связь между классами веществ | Комбинированный. | Уметь называть соединения изученных классов, составлять уравнения реакций. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. | осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; | Самостоятельная работа | |
-
| Урок-упражнение по теме «Генетическая связь между классами веществ» | 1 | Генетическая связь. Генетический ряд металлов и его разновидности. Генетический ряд неметаллов и его разновидности. | Комбинированный. | Уметь называть соединения изученных классов, составлять уравнения реакций. | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; | формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле. | Тест | |
-
| Практическая работа №7. «Свойства кислот, оснований, оксидов, солей». | 1 | Типичные свойства кислот, оснований, оксидов и солей. Инструктаж по правилам безопасной работы ТБ. Набор реактивов, индикаторы, пробирки, подставка для пробирок. | Практическая работа. | Знать типичные свойства кислот, оснований, оксидов и солей, правила безопасной работы в школьной лаборатории. Уметь проводить опыты, обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. | Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; | Практическая работа | |
5 | Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | Классификация реакций по изменению степени окисления: окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель; окисление и восстановление. Метод электронного баланса. | Комбинированный. | Знать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление», «ОВР». Уметь определять степени окисления элемента в соединении, составлять уравнения химических реакций, проставлять коэффициенты методом электронного баланса. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. | осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; | Индивидуальная работа по карточкам | |
-
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Окислительновосстановительные реакции» | 1 | Окислительно-восстановительные реакции. Составление электронного баланса. Определение степеней окисления, восстановителя, окислителя. | Урок применения законов, понятий на практике. | Уметь определять степени окисления элемента в соединении, составлять уравнения, проставлять коэффициенты методом электронного баланса. | Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности | Самостоятельная работа | |
6 | Свойства изученных классов веществ в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях. | 1 | Классификация реакций: по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции, по изменению степеней окисления атомов химических элементов. | Комбинированный. | Уметь определять тип химической реакции: ОВР, ионной или по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции. Составлять электронный баланс, производить анализ и делать соответствующие выводы. | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; | осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; | Самостоятельная работа | |
6 | Практическая работа №8. «Решение экспериментальных задач». | 1 | Условия протекания реакций до конца. Ионные уравнения. Инструктаж по правилам безопасной работы ТБ. Набор реактивов, индикаторы, пробирки, подставка для пробирок | Практическая работа. | Знать типичные свойства кислот, оснований, оксидов и солей. Условия протекания реакций до конца. Уметь писать реакции в ионном виде, составлять электронный баланс, делать логические выводы из проведенный экспериментов и исследований. | Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; | Практическая работа | |
6 | Обобщение знаний по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». | 1 | Решение расчетных задач по уравнениям, характеризующим свойства основных классов соединений, и выполнение упражнений этого плана и на генетическую связь. Подготовка к контрольной работе. | Урок систематизации ЗУН. | Знать основные понятия темы. Уметь решать расчетные задачи по уравнениям, характеризующим свойства основных классов соединений, выполнение упражнений этого плана и на генетическую связь. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. | осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; | Самостоятельная работа | |
6 | Контрольная работа №4 по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». | 1 | Дидактический материал: карточки с заданиями | Урок контроля знаний. | | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | | Тест | |
-
| Повторение курса химии 8 класса. | 1 | Основные понятия, законы и теории неорганической химии. Решение расчетных задач | Урок систематизации знаний. | Знать основные понятия, законы и теории неорганической химии. Уметь решать расчетные задачи. | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; | формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле. | Самостоятельная работа | |