МОУ Каргинская средняя общеобразовательная школа
| Утверждаю Директор школы _____________ Т.А. Кошкина Приказ № ____ от ____________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Химия»
10 класс
( базовый уровень)
на 2019 – 2020 учебный год
2 часа в неделю, 68 часов в год
Составитель: С.Н. Лощёнина
учитель химии высшей
квалификационной категории
«Согласовано» Зам. директора по УВР ___________Т.А. Кошкина |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Рабочие программы. Химия. 8-11 классы: учебно-методическое пособие/ сост. О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2015.
Приказ Министерства образования и науки от 04.10.2010 № 986
«Об утверждении федеральных требований к образовательным
учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса
и оборудования учебных помещений».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31 марта 2014 г. « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1577 от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897».
Фундаментальное ядро содержания общего образования. (Стандарты второго поколения).
Химия. Планируемые результаты. Система заданий 10-11 (Стандарты второго поколения).
Рабочая программа по химии для 10 класса разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО.
Рабочая программа включает 3 раздела:
- планируемые результаты освоения учебного предмета в котором прописаны требования к результатам обучения;
- содержание учебного предмета;
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Цели изучения химии в 10 классе следующие:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Химия в основной школе изучается с 10 по 11 класс. Общее число учебных часов за 2 года обучения составляет 140 часов, из них по 70 (2 часа в неделю) в 10 и 11 классах.
Согласно учебному плану МОУ Каргинская СОШ на изучение химии в 10 классе основной школы отводится 2 часа в неделю, всего 68 уроков.
Ценностные ориентиры курса химии в основной школе определяются спецификой химии как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которому у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у обучающихся в процессе изучения химии, проявляются:
в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
в ценности химических методов исследования живой и неживой природы;
в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии могут рассматриваться как формирование:
уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
понимания необходимости здорового образа жизни;
потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:
правильного использования химической терминологии и символики;
потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ученик должен знать:
- важнейшие химические понятия: вещество, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: уксусная кислоты; метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Ученик должен уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
- определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: общие химические свойства основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение -1 час.
Предмет органической химии.
Демонстрации
Коллекция органических веществ и изделий из них
Тема 1. Теория строения органических соединений – 6 часов.
Строение органических соединений.
Демонстрации
Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений
Тема 2. Углеводороды и их природные источники – 20 часов
Алканы. Алкены. Алкадиены. Каучуки. Алкины. Ацетилен. Нефть. Арены. Бензол.
Демонстрации
Получение этилена, горение, отношение к раствору перманганата калия
Разложение каучука при нагревании, испытание продукта разложения на непредельность
Получение и свойства ацетилена
Коллекция «Нефть и продукты ее переработки»
Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде
Лабораторные опыты
Изготовление моделей молекул алканов
Изготовление моделей молекул алкенов
Ознакомление с образцами каучуков
Изготовление модели молекулы ацетилена
Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах
Тема № 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе – 21 час.
Углеводы. Глюкоза. Спирты. Химические свойства спиртов. Фенол. Альдегиды. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры.
Демонстрации
Образцы углеводов
Окисление этанола в альдегид
Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки»
Качественные реакции на фенол
Реакция «серебряного зеркала»
Окисление альдегидов с помощью гидроксида меди (П)
Коллекция эфирных масел
Лабораторные опыты
Свойства крахмала
Свойства глюкозы
Свойства глицерина
Свойства уксусной кислоты
Свойства жиров
Тема № 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе – 9 часов.
Амины. Анилин. Аминокислоты. Белки. Генетическая связь между классами органических соединений
Демонстрации
Горение птичьего пера и шерстяной нити
Превращения: этанол – этилен – этиленгликоль – этиленгликолят меди (П); этанол – этаналь – этановая кислота
Лабораторные опыты
Свойства белков
Практическая работа № 1 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений»
Тема № 5. Биологически активные органические соединения – 4 часа.
Ферменты. Витамины. Гормоны. Лекарства.
Тема №6. Искусственные и синтетические органические соединения – 7часов. Искусственные полимеры. Синтетические полимеры.
Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№№ п\п | Наименование темы | Всего, час. | Из них |
практ. работы | контр. работы |
1 | Введение | 1 | - | - |
2 | Тема 1. Теория строения органических соединений | 6 | - | - |
3 | Тема 2. Углеводороды и их природные источники | 20 | - | К.р.№1 |
4 | Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе | 21 | | К.р.№2 |
5 | Тема 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе | 9 | Пр.р.№1 | |
6 | Тема 5. Биологически активные органические соединения | 4 | - | К.р.№3 |
7 | Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения | 7 | Пр.р.№2 | К.р.4 |
| Итого | 68 | 2 | 4 |
Учебно-методический комплект:
Учебно-методический комплекс химии как учебной дисциплины включает комплекты документов:
- нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Химия»;
- программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;
- материально-техническое обеспечение преподавания предмета.
Учебно-методический комплект учителя:
1.Габриелян О.С. Химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян.- М.: Дрофа,2013.
2. Габриелян О.С. Химия. 10-11 классы : методическое пособие /О.С.Габриелян, А.В. Купцова.- М.: Дрофа,2014
5.Габриелян О.С. Химия. 10 класс: настольная книга для учителя /О.С.Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В.Яшукова. - М.: Дрофа,2013.
6.Габриелян О.С. Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы /О.С.Габриелян, .- М.: Дрофа,2013
7.Габриелян О.С. Химия. 10-11классы : химия в тестах, задачах, упражнениях /О.С.Габриелян, Н.П. Воскобойникова, . - М.: Дрофа,2014
8. .Габриелян О.С. Химия. 10 класс: химический эксперимент в школе /О.С.Габриелян, Н.Н.Рунов,В.И.Толкунов .- М.: Дрофа,2009.
9. Габриелян О.С. Химия. 10 класс: электронное мультимедийное приложение /О.С.Габриелян, .- М.: Дрофа,2013
10.Купцова А.В. Химия. 10 класс: диагностические работы /А.В.Купцова. – М. : Дрофа,2013.
Мультимедийные пособия:
1.Бердоносов С.С. Мультимедийное приложение к учебнику. 10 класс. «Физикон». 2009
Кроме того, при ведении курса в 10 классе на уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанных учителем
Учебный комплект учащихся
1. Габриелян О. С. Химия. 10 класс. — М.: Дрофа, 2009
2.Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 10 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2008.
Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:
- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);
- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся,)
- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования);
- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;
- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).
Интернет-ресурсы
● chem.msu.su