Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа химия 9 класс»
Настоящая рабочая программа по химии для 9 класса составлена в соответствии с требованиями к уровню подготовки школьников, утвержденными федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования (утвержден приказом Министерства России от 05.03.2004г. № 1089, ред. От 31.01.2012)
Рабочая программа учебного предмета «Химия» составлена на основе:
Федерального перечня рекомендованных учебников на 2018-2019 учебный год (Приказ от 31 марта 2014г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования), Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015г., Приказ от 28 декабря 2015г. № 1529, Приказ от 26 января 2016г. № 38, Приказов Минобрнауки РФ от 21 апреля 2016г. № 459, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017г. № 535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 марта 2014г. № 253»).
Учебного плана МАОУ Дубровинская СОШ, утвержденного директором школы и согласованного с Управляющим советом
Положения о рабочей программе, утвержденного приказом директора от 26.08.2016г № 122/1 -ОД
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Выпускник научится:
-объяснять суть химических процессов;
-называть признаки и условия протекания химических реакций;
- устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу
исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена);
2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические);
3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные);
4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые); -составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;
-прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
-составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
-выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
-приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
-определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
-проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных ионов
-определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
-составлять формулы веществ по их названиям; -определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
- составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
-объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
-называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных;
-называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;
-приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
-определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
-составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций; -проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
Выпускник получит возможность научиться:
-прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
-прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
-прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
-прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав; -выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;
-организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Многообразие химических реакций (17 ч)
Тема 1. Классификация химических реакций -7 часов.
Реакции: соединения, разложения, замещения, обмена. Степень окисления. Окислительно- восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления, восстановления. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса. Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Закон сохранения и превращения энергии. Расчеты по термохимическим уравнениям. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе. Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.
Тема 2. Химические реакции идущие в водных растворах – 10 часов.
Сущность процесса электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно–восстановительных реакциях. Понятие о гидролизе солей.
Раздел 2. Многообразие веществ (44 часа)
Тема. Неметаллы -2 часа.
Общая характеристика неметаллов по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Закономерности изменения в периодах и группах физических и химических свойств простых веществ, высших оксидов и кислород содержащих кислот, образованных неметаллами I-III периодов. Водородные соединения неметаллов. Изменение кислотно-основных свойств водородных соединений
Тема 3. Галогены – 5 часов
Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства галогенов. Получение и применение галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на хлорид – ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.
Тема 4. Кислород и сера – 7 часов
Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфид- ионы. Оксид серы (IV). Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат- ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.
Тема 5. Азот и фосфор – 8 часов
Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства, получение, применение. Соли аммония. Азотная кислота и ее свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение. Соли. Азотные удобрения.Фосфор. Аллотропия. Физические и химические свойства. Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота, ее соли и удобрения.
Тема 6. Углерод и кремний – 9 часов
Положение в периодической системе, строение атомов. Углерод. Аллотропия. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Качественная реакция на карбонат – ионы. Круговорот в природе. Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.
Тема 7. Металлы – 13 часов
Положение в периодической системе, строение атомов. Металлическая связь. Физические свойства. Ряд активности металлов. свойства металлов. Общие способы получения. Сплавы металлов. Щелочные металлы. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и химические свойства. Применение. Нахождение в природе. Щелочноземельные металлы. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и химические свойства. Применение. Нахождение в природе. Магний и кальций , их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения. Алюминий. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и химические свойства. Применение. Нахождение в природе. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и химические свойства. Применение. Нахождение в природе. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III). Качественная реакция на ионы.
Раздел 3. Первоначальные представления об органических веществах (7 часов)
Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод – основа жизни на земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях. Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан, пропан. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции горение и замещения. Нахождение в природе. Применение.
Непредельные углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические свойства этилена. Реакция присоединения. Качественные реакции. Реакция полимеризации. Полиэтилен. Применение этилена. Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение. Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты, многоатомные спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы, аминокислоты, белки. Роль белков в организме. Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ХИМИИ
В 9 КЛАССЕ (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ).
№
урока
Тема урока
Домашнее задание
Дата проведения
план
факт
1
2
3
4
5
Раздел 1. Многообразие химических реакций (17 ч)
Тема 1.Классификация химических реакций- 7 часов
1
Классификация химических реакций, реакции соединения, разложения, замещения, обмена.
Повторить записи в тетради за 8 класс.
2
Окислительно-восстановительные реакции.
&1
3
Тепловые эффекты химических реакций.
&2
4
Скорость химических реакций.
&3
5
Практическая работа №1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость.
&4
6
Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.
&5
7
Решение задач
Задания, тесты.
Тема 2.Химические реакции в водных растворах-10 часов
8
Сущность процесса электролитической диссоциации.
&6
9
Диссоциация кислот, оснований, солей
&6
10
Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.
&8
11
Реакции ионного обмена и условия их протекания.
&9
12
Гидролиз солей
&10
13
Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях.
Повторить записи в тетради.
14
Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований, солей как электролитов».
&11, отчёт.
15
Контрольная работапо темам 1 и 2.
Повторить записи в тетради.
Раздел 2. Многообразие веществ ( 44 ч)
Тема. Неметаллы -2 часа.
16
Общая характеристика неметаллов по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Закономерности изменения в периодах и группах физических и химических свойств простых веществ, высших оксидов и кислород содержащих кислот, образованных неметаллами I-III периодов.
Конспект
17
Водородные соединения неметаллов. Изменение кислотно-основных свойств водородных соединений неметаллов в периодах и группах.
Конспект
Тема 3. Галогены- 5 часов
18
Характеристика галогенов.
&12
19
Хлор.
&13
20
Хлороводород: получение и свойства.
&14
21
Соляная кислота и ее соли.
&15
22
Практическая работа №3:«Получение соляной кислоты и изучение ее свойств»
&16, отчёт
Тема 4. Кислород и сера – 7 часов.
23
Характеристика кислорода и серы.
&17
24
Свойства и применение серы.
&18
25
Сероводород. Сульфиды.
&19
26
Оксид серы (IV). Сернистая кислота.
&20
27
Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли.
&21
28
Практическая работа 4.
Решение экспериментальных задач по теме « Кислород и сера»
Решение расчетных задач
&22, отчёт
Тема 5. Азот и фосфор – 8 часов.
29
Характеристика азота и фосфора. Физические и химические свойства азота.
&23
30
Аммиак.
&24
31
Практическая работа 5.
Получение аммиака и изучение его свойств.
&25, отчёт
32
Соли аммония.
&2627
33
Азотная кислота.
&28
34
Соли азотной кислоты.
&28
35
Фосфор.
&29
36
Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота, ее соли.
&30
Тема 6. Углерод и кремний – 9 часов
37
Характеристика углерода и кремния. Аллотропия углерода.
&31
38
Химические свойства углерода. Адсорбция.
&32
39
Оксид углерода (II) - угарный газ.
&33
40
Оксид углерода (IV) - углекислый газ.
&34
41
Угольная кислота и ее соли. Круговорот в природе.
&35
42
Практическая работа 6. Получение оксида углерода (IV) изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
&36, отчёт
43
Кремний. Оксид кремния(IV).
&37
44
Кремниевая кислота и её соли. Стекло. Цемент.
&38
45
Контрольная работа по теме «Неметаллы».
Повторить записи в тетради
Тема Металлы (общая характеристика)-13 часов
46
Характеристика металлов.
&39
47
Нахождение в природе и общие способы получения.
&40
48
Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов
&41
49
Сплавы.
&42
50
Щелочные металлы.
&43
51
Магний. Щелочноземельные металлы.
&44
52
Важнейшие соединения кальция. Жесткость воды.
&45
53
Алюминий.
&46
54
Важнейшие соединения алюминия.
&47
55
Железо.
&48
56
Соединения железа.
&49
57
Практическая работа 7
Решение экспериментальных задач по теме « Металлы и их соединения»
&50, отчёт
58
Контрольная работа по теме «Металлы»
Повторить записи в тетради
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ (7ч) Тема Первоначальные представления об органических веществах – 7 часов
на освоение важнейших знанийоб основных понятиях и законах химии, химической символике;
на овладение уменияминаблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
на применение полученных знании и уменийдля безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающее среде.
Задачи обучения.
Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования этих знаний, а также способствовать безопасному поведению в окружающей среде и бережному отношению к ней. Развитие познавательных интересов в процессе самостоятельного приобретения химических знаний и использование различных источников информации, в том числе компьютерных.
Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Результаты освоения учебного предмета «Химия»9 класс.
Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
-формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
-формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
-формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п. )
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
-овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
-умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
-умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
-умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
-умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
-умение самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;
-умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного общего образования являются:
-формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
-осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
-овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
-формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
-приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
-умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
-овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)
-создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;
-формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Основные технологии обучения:
Программа курса «Химии» построена на основе спиральной модели, предусматривающей постепенное развитие и углубление теоретических представлений при линейном ознакомлении с эмпирическим материалом.
Тесты, самостоятельные работа, контрольные работы, устный опрос, защита проекта.
Преобладающими формами текущего контроля УУД являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля. Промежуточная аттестация проводится согласно локальному акту образовательного учреждения в форме контрольных работ, зачётный урок – в форме тестирования – в конце года.
Содержание программы носит развивающий характер. Для организации процесса обучения используются основные технологии обучения: личностно-ориентированные технологии, интерактивные технологии, исследовательские методы, проектные методы, игровые технологии, кейс метод.