Рабочая программа по химии ФГОС ООО реализована в УМК Г.Е.Рудзитис и Ф.Г.Фельдман, 2016 год. Содержит контрольно-измерительные материалы и календарно-тематическое планирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии ФГОС ООО»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Харовская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Василия Прокатова»
Принята на педагогическом совете Утверждена приказом
протокол №1 от 28.08.2013 №508 от «30»08.2013
с изменениями, принятыми на с изменениями,
утвержденными приказом
от 30.0 8.2017 № 449
(протокол №1 от 28 .08 .2017)
Рабочая программа по учебному предмету «Химия»
для 8 - 9 классов
Разработчик программы:
Гурина Е.Б. Учитель химии
г. Харовск
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии разработана на основе следующих нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577) (далее ФГОС ООО)
Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15)
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Харовская СОШ имени В.Прокатова»
Учебный план МБОУ «Харовская СОШ имени В.Прокатова»
Устав МБОУ «Харовская СОШ имени В.Прокатова»
Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Харовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Василия Прокатова».
Рабочая программа курса химии в 8-9 классах, предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана (Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Н.Н.Гара.-2-е изд.,доп.-М.:Просвещение,2013.-48с.)
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия»
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видах деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
развитие готовности к решению творческих задач, умения находить
адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных
продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская,
клубная, проектная, кружковая и т. п. )
Метапредметные:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе
проектные;
умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и
действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или
ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные:
Выпускник научится:
характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение,
эксперимент;
описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя
их существенные признаки;
раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула»,
проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных
классов неорганических веществ;
распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И.Менделеева;
объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
классифицировать химические реакции по различным признакам;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и
аммиак;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами
металлов;
называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным
ионным уравнениям;
прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или
восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности
превращений неорганических веществ различных классов;
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении
проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов
получения и распознавания веществ;
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
осознавать значение теоретических знаний по химии для практической
деятельности человека;
создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
2. Содержание учебного предмета «Химия».
Распределение содержания по классам:
8 класс.
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомномолекулярных
представлений)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасно работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций. Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности. Атомно–молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ.
Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций. Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в
лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода. Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества. Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях. Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав,классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов.
Физические и химические свойства, получение и применение оксидов. Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов. Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха. Коллекция нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды. Анализ воды. Синтез воды. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакции. Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом. Ознакомление с образцами оксидов. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II). Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практические работы
Правила техники безопасности при работе в химическом
кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
Очистка загрязнённой поваренной соли.
Получение и свойства кислорода
Получение водорода и изучение его свойств.
Приготовление растворов солей с определённой массовой долей
растворённого вещества.
Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Расчетные задачи:
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе.
Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.
Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система как естественно – научное классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б- группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».
Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.
Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Демонстрации:
Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов. Взаимодействие натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и йодом.
Раздел 3. Строение вещества.
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.
Демонстрации:
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
9 класс.
Раздел 1. Многообразие химических реакций.
Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Составление уравнений окислительно -восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса. Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчеты по термохимическим уравнениям. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химическтх реакций. Первоначальное представление о катализе. Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.
Химические реакции в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительновосстановительных реакций.
Понятие о гидролизе солей.
Демонстрации:
Примеры экзо- и эндотермических реакций.
Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотой.
Взаимодействие гранулированного цинка и цинковой пыли с соляной кислотой.
Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой разной концентрации при разных температурах.
Горение угля в концентрированной азотной кислоте.
Горение серы в расплавленной селитре.
Испытание растворов веществ на электрическую проводимость.
Движение ионов в электрическом поле.
Практические работы:
Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость.
Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, солей и оснований как электролитов»
Лабораторные опыты:
Реакции обмена между растворами электролитов
Расчетные задачи: Вычисления по термохимическим уравнениям
реакций.
Раздел 2. Многообразие веществ.
Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства галогенов. Получение и применение галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Солянная кислота и её соли. Качественная реакция на хлорид-ионы. Распознавание хлоридов,бромидов, иодидов.
Кислород и сера. Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфид-ионы. Оксид серы (IV). Физические и химические свойства. Применение. Сернистая кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфит-ионы. Оксид серы (VI). Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.
Азот и фосфор. Положение азота и фосфора в ПСХЭ, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония. Азотная кислота и ее свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение азотной кислоты. Соли азотной кислоты и их применение. Азотные удобрения.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.Фосфорные удобрения.
Углерод и кремний. Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов. Углерод. Аллотропия углерода. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Качественные реакции на карбонат-ионы. Круговорот углерода в природе. Органические соединения углерода.
Кремний. Оксид кремния (4). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло.Цемент.
Металлы. Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, строение их атомов. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Ряд активности металлов. Химические свойства металлов. Общие способы получения металлов. Сплавы металлов. Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Магний и кальций, их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий. Положение алюминия в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Железо. Положение железа в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и
железа (III). Качественные реакции на ионы.
Демонстрации:
Физические свойства галогенов.
Получение хлороводорода и растворение его в воде.
Аллотропные модификации серы. Образцы природных сульфидов и сульфатов.
Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов
Модели кристаллических решёток алмаза и графита.
Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов Знакомство с образцами важнейших соединений натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия.
Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с
водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
Практические работы:
Получение соляной кислоты и изучение её свойств.
Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»
Получение аммиака и изучение его свойств.
Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.
Распознавание карбонатов.
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Лабораторные опыты:
Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений.
Качественные реакции сульфид-, сульфит- и сульфат- ионов в растворе.
Ознакомление с образцами серы и её природными соединениями.
Взаимодействие солей аммония со щелочами.
Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы.
Качественная реакция на углекислый газ.
Изучение образцов металлов. Взаимодействие металлов с растворами
солей. Ознакомление со свойствами и превращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с
кислотами и щелочами. Качественные реакции на ионы Fe2+и Fe3+
Расчетные задачи:
Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма или количества
вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму
или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ.
Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод – основа жизни на Земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях. Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан, пропан – простейшие представители предельных углеводородов. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции горения и замещения. Нахождение в природе предельных углеводородов. Применение метана. Непредельные углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические свойства этилена. Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение ацетилена. Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы, аминокислоты, белки. Роль белков в организме. Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.
Демонстрации:
Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественная реакция на этилен. Получение этилена.
Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях. Качественные реакции на глюкозу и крахмал. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена,
поливинилхлорида.
Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года; реализуется на основе накопительного подхода, который основывается на выведении годовой отметки успеваемости учащихся по всем предметам учебного плана школы на основе совокупности четвертных отметок, полученных учащимся в течение учебного года. Годовая отметка выводится как среднее арифметическое четвертных отметок, согласно правилам математического округления.
Тематическое планирование
Учебно-тематический план 8 КЛАСС
Наименование разделов и тем
Количество часов (всего)
Из них (количество часов)
Контрольные работы
Практические работы
Проекты
Тема 1. Основные понятия химии (уровень атомно – молекулярных представлений)
54
3
6
Проект «Роль
оксидов,
оснований
кислот и солей в
жизни человека»
Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома
7
-
-
Проект «Жизнь и
деятельность
Д. И, Менделеева»
Тема 3. Строение вещества. Химическая связь.
77
1
Проект «Зависимость свойств веществ от вида химической связи»
Итого:
68
4
6
3
Учебно-тематический план 9 КЛАСС
Наименование разделов и тем
Количество часов (всего)
Из них(количество часов)
Контрольные работы
Практические работы
Проекты
Раздел 1. Многообразие химических реакций
15
1
2
„Создание задачника для повторения основных тем курса химии»
Раздел 2. Многообразие веществ
43
2
5
„Создание задачника для повторения основных тем курса химии»
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ
9
„Создание задачника для повторения основных тем курса химии»
Итого:
68
3
7
1
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений
8 класс
№
Тема урока
Материалы по Вологодской области и Харовскому району
Количество часов
1
Предмет и задачи химии
Химическая промышленность
Вологодской области
Как компонент урока
2
Понятие «вещество» в
физике и химии.
Физические и
химические явления.
Примеры физических и химических явлений в вашем
доме.
Как компонент урока
3
Сущность химических
реакций и признаки их
протекания.
Примеры химических реакций в
вашем доме.
Как компонент урока
4
Типы химических
реакций
Примеры химических реакций в
повседневной жизни.
Как компонент урока
5
Кислород- химический
элемент и простое
вещество.
Воздух, которым мы дышим.
Расчет числа молекул
кислорода в кабинете химии
во время урока.
Как компонент урока
6
Озон – аллотропное
соединение кислорода.
Хорошо ли защищены
грязовчане от вредного
ультрафиолетового
излучения. Решение задач.
Как компонент урока
7
Воздух- смесь газов.
Основные источники
загрязнения атмосферы на
территории Вологодской обл. и
Харовского р-на.
Как компонент урока
8
Решение задач на
основании газовых законов
( законы
Авогадро и Гей- Люссака)
Составление задач
практической направленности
«Химия и природа Харовска»
Как компонент урока
9
Вода.
Изучение состава и свойств водопроводной воды в Харовске.
Как компонент урока
10
Вода.
Изучение состава и свойств
родниковой воды (родники у реки Кубены).
Как компонент урока
11
Растворы.
Растворы в повседневной жизни.
Применение растворов в вашей
семье и в химических
производствах Вологодской обл.
Как компонент урока
12
Решение задач на способы выражения концентрации растворов.
Решение задач на приготовление растворов
заданной концентрации с
практической
направленностью в быту и на
дачном участке.
Как компонент урока
13
Приготовление
растворов
Приготовление растворов в
вашей семье.
Как компонент урока
14
Химические свойства
воды.
Природоохранительное
значение очистных
сооружений и экологически
чистых технологий в
Харовском районе и
Вологодской области.
Как компонент урока
15
Оксиды, их свойства.
Применение оксидов в
промышленности Вологодской
обл. Оксиды в вашем доме.
Как компонент урока
16
Кислоты, их свойства.
Применение кислот в
промышленности Вологодской
обл. Кислоты в вашем доме.
Как компонент урока
17
Соли, их свойства.
Применение солей на
промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве
Вологодской обл. Соли в вашем доме.
Как компонент урока
18
Важнейшие классы
неорганических
соединений
Проект «Роль оксидов,
оснований кислот и солей в
вашей жизни»
Как компонент урока
Итого
18 часов
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений 9 класс
№
Тема урока
Материалы по Вологодской области и Харовскому району
Количество часов
1
Решение задач по термохимическим уранениям
Составление и решение задач на определение теплового эффекта с бытовой и производственной напрвленностью
Как компонент урока
2
Вычисление скорости химической реакции
Расчет скорости химической реакции взаимодействия диоксида углерода с кислородом воздуха в городе Харовске (по данным исследовательских работ)
Как компонент урока
3
Химическое равновесие и способы его смещения
Указать способы смещения равновесия при неполном сгорании топлива в печи в сторону образования относительно безопасных реагентов
Как компонент урока
4
Гидролиз солей
Расчет водородного показателя раствора почвы на приусадебном участке при внесении разных азотных минеральных удобрений
Как компонент урока
5
Расчетные задачи на определение массы образовавшегося вещества, если одно их реагирующих веществ взято в избытке
Решение задач с производственным и бытовым содержанием
Как компонент урока
6
Кислород и озон. Круговорот кислорода в природе.
Расчет числа молекул
кислорода в кабинете химии
во время урока.
Как компонент урока
7
Сероводород. Сульфиды.
Составление и решение задач по теме «Загрязнение почвы Харовского района»
Как компонент урока
8
Азотная кислота и ее соли.
Расчетные задачи на определение нитратов в овощах и фруктах
Как компонент урока
9
Жесткость воды.
Определение жесткости воды в разных источниках города Харовска
Как компонент урока
10
Химические свойства алюминия
Расчетные задачи с бытовым содержанием, связанные с использование алюминиевойКак компонент урока посуды
Как компонент урока
11
Соединения железа
Расчетные задачи, связанные с удалением ржавчины в бытовых условиях
Как компонент урока
Итого
11 часов
В авторскую программу внесены некоторые изменения.
Резервное время (5 часов) используется следующим образом:
1час – на проведение обобщающего урока по теме «Первоначальные химические понятия»
1час - на решение расчетных задач «Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации»
1 час - на проведение обобщающего урока по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»
2 часа– на корректировку программы по учебному плану
Обоснование: при изучении названных тем недостаточно времени для проведения обобщающих уроков и уроков по решению расчётных и качественных задач, а уроки эти необходимы, так как направлены на реализацию важнейших требований к знаниям учащихся – применение полученных УУД для выполнения тренировочных упражнений и подготовке к контрольной работе. Обобщающее тестирование позволяет выявить степень овладения учащимися знаниями по основным вопросам курса органической химии; готовность к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по химии.
Формулировка названий разделов и тем соответствует авторской программе. Все практические работы, демонстрации, лабораторные опыты взяты из программы курса химии для 8-9 классов(Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Н.Н.Гара.-2-е изд.,доп.-М.:Просвещение,2013.-48с.)
Приложения «Контрольно-измерительные материалы»
Контрольная работа №1
«Первоначальные химические понятия»
вариант I
1. Определите валентность химических элементов по формулам соединений: BaBr2, NaH, N2O, P2O5.
2. Составить формулы соединений, в состав которых входят следующие элементы: водород и селен; углерод и кислород; кальций и азот.
3. Расставьте коэффициенты в уравнении химических реакций:
Fe + F2 → FeF3
Zn + HCl → ZnCl2 + H2↑
Для последнего уравнения рассчитать массу цинка необходимую для получения 6 г водорода.
4. Допишите уравнение реакции:
Rb + O2 → ? H2 + Cl2 → ?
5. Вычислить массу 6 моль сероводорода H2S. Сколько молекул H2S содержится в этом количестве вещества? Сколько атомов водорода и серы содержится в этом же количестве? Чему равна массовая доля серы в H2S.
вариант II
1. Определите валентность химических элементов по формулам соединений: FeBr2, CH4, N2O3, SO3.
2. Составить формулы соединений, в состав которых входят следующие элементы: водород и кальций; железо (II) и кислород; натрий и азот.
3. Расставьте коэффициенты в уравнении химических реакций:
Li + O2 → Li2O Al + HCl → AlCl3 + H2↑
Для последнего уравнения рассчитать массу алюминия, израсходованную на получение 1 г водорода.
4. Допишите уравнение реакции:
Mg + O2 → ? Ba + S → ?
Вычислите массу 7 моль дисульфида железа FeS2. Сколько молекул в FeS2 содержится в этом количестве вещества? Сколько атомов железа и серы содержится в этом же количестве? Чему равна массовая доля железа в дисульфиде железа?
Контрольная работа по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы»
Задание 3. Задача. В реакцию с серной кислотой вступило 200 г раствора гидроксида натрия с массовой долей щелочи 40%. Рассчитайте массу образовавшейся соли.
Задание 4. Задача. Найдите массу кислорода, получившегося при разложении 108 г воды ( вода разлагается по схеме: H2O → H2 + O2 )
Вариант 2.
Задание 1. Расставьте коэффициенты и определите тип реакций в схемах уравнений :
a) Fe + O2 = Fe 2O3 б) CO+O2 = CO2 в) CuCl2 + Mg= Mg Cl2 + Cu г) KClO3= =KCl+O2 д) Ca(OH)2 +HNO3=Ca(NO3)2 +H2O е) SiO2 + Mg=MgO + Si
Задание 2. Запишите уравнения по схемам:
a) оксид серы (IV) + вода = сернистая кислота
б) серная кислота + алюминий = сульфат алюминия + водород
Задание 3. Задача. Вычислите массу меди, образовавшуюся при восстановлении водородом оксида меди (II) массой 60 г с массовой долей примесей 10%
Задание 4. Задача. Найдите объем водорода ,необходимого для получения 3, 6 г воды(н.у.) ( вода образуется по схеме: H2 + O2 → H2O )
Контрольная работа №3 по темам «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома.» и «Строение вещества»
Вариант 1
Часть 1
1. Число протонов в ядре атома определяется:
а) номером периода; б) номером группы; в) порядковым номером элемента.
2. Число электронов на внешнем энергетическом уровне атома кислорода:
а) 3; б) 4; в) 5; г) 6.
3. В ряду химических элементов
Na – Mg – Al металлические свойства:
а) усиливаются; б) ослабевают;
в) не изменяются.
4. В ряду химических элементов
C – Si – Ge неметаллические свойства: а) усиливаются;
б) ослабевают; в) не изменяются.
5. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме хлора соответствует ряду чисел:
а) 2;8;1; б) 2;8;3; в) 2;8;5; г) 2;8;7.
6. Вещество с ковалентной полярной связью:
а) H2O; б) K2O; в) Al; г) Cl2.
7. В каком ряду все вещества с ионной связью?
а) H2S; H2; K2S;
б) NaCl; K2S; MgF2;
в) CaO; Al; NH3.
Часть 2
Что такое ионы?
Как и почему изменяются металлически и неметаллические свойства химических элементов в пределах главных подгрупп?
Определите тип химической связи и составьте схему ее образования для каждого из веществ:
O2; OF2; CaF2; Ca.
Вариант 2
Часть 1
1. Число электронов в атоме определяется:
а) номером периода; б) номером группы; в) порядковым номером элемента.
2. Число электронов на внешнем энергетическом уровне атома азота:
а) 3; б) 4; в) 5; г) 6.
3. В ряду химических элементов
Be – Mg – Ca металлические свойства:
а) усиливаются; б) ослабевают;
в) не изменяются.
4. В ряду химических элементов
Si – P – S неметаллические свойства: а) усиливаются; б) ослабевают;
в) не изменяются.
5. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме натрия соответствует ряду чисел:
а) 2;8;1; б) 2;8;3; в) 2;8;5; г) 2;8;7.
6. Вещество с ковалентной неполярной связью:
а) H2O; б) K2O; в) Al; г) Cl2.
7. В каком ряду все вещества с ионной связью?
а) H2O; O2; Na2S;
б) Ca; MgCl2; KCl;
в) CaO; Li3N; Na2S.
Часть 2
Что такое химический элемент?
Как и почему изменяются металлические и неметаллические свойства химических элементов в пределах периодов?
Определите тип химической связи и составьте схему ее образования для каждого из веществ:
AlCl3; Al; HCl; Cl2.
Время выполнения работы 40 мин.
Система оценивания
Часть 1-7 баллов, часть2 — 9 баллов(2+3+4) Итого: 16 баллов.
16-14 баллов- «5»
13-11 баллов- «4»
10-7 баллов- «3»
менее 7 баллов - «2»
Задачи по теме: «Строение вещества. Химическая связь.»
1.Рассчитайте массу, по известному количеству вещества:
Вариант
1
2
3
4
5
6
7
Формула вещества
MgSO4
Fe2S3
N2O3
AlCl3
HCl
BaCl2
Cl3N
n, моль
0,2
2,5
0,5
4,5
0,65
25
8,75
Вариант
8
9
10
11
12
13
Формула вещества
Na2O
N2H4
Cl2O
NH3
SiH4
CaF2
n, моль
0,03
5,7
3,25
0,06
0,8
0,9
Вариант
14
15
16
17
18
19
20
Формула вещества
C4H8
CO
H2S
Na2S
CCl4
OF2
SO2
n, моль
0,12
2,2
7,3
0,15
0,07
115
4,7
Вариант
21
22
23
24
25
26
Формула вещества
SO3
HNO3
HNO2
HClO3
CH4
PCl5
n, моль
6,5
2
4,05
7,5
12
3,2
2. Определите вид химической связи и состав вещества (сложное или простое).
Вар.
Вещества
Вар.
Вещества
1
Na2O, Li , F2, Al2O3, H2S, CH4, N2, FlCl3
14
Cu, O2, NaCl, Cl2, C2H2, K3N, BaCl2 , Cl3N
2
BaCl2 , CH4, Cl2, C2H2, MgO, Br2, K2O, Mn
15
S8, CO2 , PH3 , BaCl2 , CH4 ,MgO, Br2, N2
3
Se2 , Ag, N2O5, H2S , NaCl , Ca, CuCl2, PH3
16
CF4, C4H8 , Fe, CO, MgS, BeO, O3, MgF2
4
BaCl2 , Cl3N, H2, BaO, AlCl3, S2, H2S, CH4
17
CCl4, HCl, P4, PCl3 , K, AlN, SeO, NaI
5
MgF2 , PCl3 , K, Cu, O2, NaCl, CH4, N2
18
Se2 , Ag , N2O5, K3N, FeS, SnO2, PCl3 , SiO2
6
Cl2, C2H2, S8, CO2 , PH3, , BaO, AlCl3, LiF
19
BaCl2 , Cl3N, MgF2, H2, Ag, N2O5, Se2, Ni
7
CCl4, HCl, P4 , MgO, Br2, FeS, F2, Al2O3
20
MgO, Br2, BaO, AlCl3, S2, H2S, S8, CO2
8
Cu, O2, NaCl, BaCl2 , CH4, H2S , NaCl , Ca
21
H2S , NaCl , Ca, LiF, PbS, PF5, F2, N2O
9
H2S, CH4, N2 , Se2 , Ag , N2O5 , P2O3, K2S
22
Cu, O2, NaCl, NH3, N2H4, K3N, F2O, S8
10
MgF2 , PCl3 , K, S8, CO2 , PH3 , Ba, BH3
23
MgF2 , PCl3 , K, Na2O, Li , FeS, F2, Al2O3
11
NH3, N2H4, BaO, AlCl3, S2 , Ag , N2O5, O3
24
Cl2, C2H2, CF4, C4H8 , Fe, CO, N2H4, CuO
12
NH3, CCl4, HCl, BaCl2, CH4, MgO, P4, LiF
25
H2S, CH4, N2, LiF, AlN, SeO, PCl3 , SiO2
13
CF4, C4H8 , Fe, CO, MgF2 , PCl3, K3N, O2
26
Fe, CO, MgF2 , CO2 , PH3 , Cl2, P4, PCl3
3. Решите задачу по данным из таблицы:
Вариант
Формула вещества
m
n
V (н.у.)
N
1
CO
140 г
?
?
?
2
H2S
?
8 моль
?
?
3
O2
4,6 кг
?
?
?
4
O3
?
12 ммоль
?
?
5
CO2
?
?
89,6 л
?
6
F2
?
?
?
18 ∙ 1023
7
SO3
?
1,5 кмоль
?
?
8
P2O5
?
?
4,48 мл
?
9
NH3
5,1 кг
?
?
?
10
N2O
?
20 ммоль
?
?
11
NO
?
?
0,224 м3
?
12
H2O (пар)
?
35 моль
?
?
13
PH3
?
?
?
36 ∙ 1020
14
NO2
?
?
448 мл
?
15
HCl
?
?
?
1,2 ∙ 1023
16
Cl2
14,2 мг
?
?
?
17
H2Se
34 г
?
?
?
18
HF
?
?
?
4,2 ∙ 1023
19
H2
?
6,2 моль
?
?
20
C2H2
?
?
0,224 мл
?
21
Ne
?
?
?
120 ∙ 1023
22
HI
?
0,125 кмоль
?
?
23
CH4
3,2 кг
?
?
?
24
N2
?
?
?
360 ∙ 1023
25
F2
?
?
?
6 ∙ 1020
Рассчитайте плотность газообразного вещества из задания № 3 при нормальных условиях.
Пример варианта итоговой контрольной работы — 8 класс
Задание включает часть А -12 тестов, к каждому из них предложено по 4 варианта ответа. Вам необходимо выбрать только один ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным. В части В – 1 задание на 2 балла составить уравнения и если необходимо, уравнять реакции. В части С каждое задание на 3 балла.
А 1. Какие из следующих веществ растворяются в воде?
1)АlРО4 и NaОН
2)АgСl и Na2S
3) ВаSО4 и AgNO3
4) NaОН и HCl
А 2. У какого атома наибольший радиус
элемента № 12
элемента №20
элемента № 38
элемента №56
А 3. Какова электронная конфигурация атома кальция?
11. (8 баллов) Напишите уравнения реакций между растворами гидроксида элемента с порядковым номером №3 и водородного соединения элемента с порядковым номером №9 в Периодической системе. Назовите все вещества, укажите тип реакции.
12. (8 баллов) В приведенной схеме V2O5 + Al = Al2O3 + V определите степень окисления каждого элемента ирасставьте коэффициенты методом электронного баланса.
14. (6 баллов) По схеме превращений BaO → Ba(OH)2 → BaCO3 → BaCl2, составьте уравнения реакций в молекулярном виде. Для превращения №3 запишите полное и сокращенное ионные уравнения.
15. (4 балла) По уравнению реакции 2Mg + O2 = 2MgO рассчитайте объем кислорода (н. у.), необходимого для полного сгорания 1,2 г магния
9 КЛАСС СТАРТОВЫЙ КОНТРОЛЬ
ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ 8 КЛАСС. ВВЕДЕНИЕ В КУРС 9 КЛАСС.
ВАРИАНТ 2
Часть А. Тестовые задания с выбором ответа (2 балла).
1. Химический элемент, имеющий схему строения атома +8 2, 6, в Периодической системе занимает положение:
1. 2-й период, главная подгруппа VII группа;
2-й период, главная подгруппа VI группа;
3-й период, главная подгруппа VI группа;
2-й период, главная подгруппа II группа.
2. Строение внешнего энергетического уровня 2s22p1 соответствует атому элемента:
1. бора 2. серы 3. кремния 4. углерода
3. Элемент с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
1. калий 2. литий 3. натрий 4. рубидий
4. Оксид элемента Э с зарядом ядра +11 соответствует общей формуле:
1. Э2О 2. ЭО 3. ЭО2 4. ЭО3
5. Характер свойств высшего оксида химического элемента с порядковым номером 6 в Периодической системе:
1. амфотерный 2. кислотный 3. основной
6. Кислотные свойства наиболее ярко выражены у высшего гидроксида:
1. алюминия 2. углерода 3. кремния 4. фосфора
7. Схема превращения C0 → C+4 соответствует химическому уравнению:
1. CO2 + CaO = CaCO3
2. CO2 + H2O = H2CO3
3. C + 2CuO = 2Cu + CO2
4. 2C + O2 = 2CO
8.Сокращенное ионное уравнение реакции H+ + OH- = H2O соответствует взаимодействию:
1. гидроксида меди(II) и раствора серной кислоты;
2. гидроксида натрия и раствора азотной кислоты;
3. оксида меди (II) и соляной кислоты;
4. цинка и раствора серной кислоты.
9. Формула вещества, реагирующего с оксидом меди (II):
11. (8 баллов) Напишите уравнения реакций между растворами гидроксида элемента с порядковым номером №20 и водородного соединения элемента с порядковым номером №17 в Периодической системе. Назовите все вещества, укажите тип реакции.
12. (8 баллов) В приведенной схеме PH3 + O2 = P2O5 + H2O определите степень окисления каждого элемента ирасставьте коэффициенты методом электронного баланса.
11. (8 баллов) Напишите уравнения реакций между растворами гидроксида элемента с порядковым номером №11 и водородного соединения элемента с порядковым номером №16 в Периодической системе. Назовите все вещества, укажите тип реакции.
12. (8 баллов) В приведенной схеме Fe2O3 + CO = Fe + CO2 определите степень окисления каждого элемента ирасставьте коэффициенты методом электронного баланса.
14. (6 баллов) По схеме превращений C → CO2 → Na2CO3 → CaCO3, составьте уравнения реакций в молекулярном виде. Для превращения №3 запишите полное и сокращенное ионные уравнения.
15. (4 балла) По уравнению реакции 2Cu + O2 = 2CuO рассчитайте массу оксида меди (II), который образуется при взаимодействии меди, взятой в достаточном количестве, с 11,2 л кислорода (н. у.).
9 КЛАСС СТАРТОВЫЙ КОНТРОЛЬ
ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ 8 КЛАСС. ВВЕДЕНИЕ В КУРС 9 КЛАСС.
ВАРИАНТ 4
Часть А. Тестовые задания с выбором ответа (2 балла).
1. Химический элемент, имеющий схему строения атома +17 2, 8, 7, в Периодической системе занимает положение:
1. 2-й период, главная подгруппа III группа;
2. 2-й период, главная подгруппа V II группа;
3. 3-й период, главная подгруппа V группа;
4. 3-й период, главная подгруппа VII группа.
2. Строение внешнего энергетического уровня 3s23p6 соответствует атому элемента:
1.аргона 2. никеля 3.кислорода 4. хлора
3. Элемент с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
1.алюминий 2. кремний 3.магний 4. натрий
4. Оксид элемента Э с зарядом ядра +17 соответствует общей формуле:
1. ЭО 2. ЭО2 3. Э2О5 4. Э2О7
5. Характер свойств высшего оксида химического элемента с порядковым номером 13 в Периодической системе:
1. амфотерный 2. кислотный 3. основной
6. Кислотные свойства наиболее ярко выражены у высшего гидроксида:
1. зота 2. бора 3.бериллия 4. углерода
7. Схема превращения N-3→ N+2 соответствует химическому уравнению:
1. NH3 + HCl = NH4Cl
2. N2 + 3H2 = 2NH3
3. 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O
4. 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O
8.Сокращенное ионное уравнение реакции Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3 ↓ соответствует взаимодействию:
1.оксида железа (III) и воды;
2.соляной кислоты и гидроксида железа (III);
3.фосфата железа (III) и раствора гидроксида натрия;
4. хлорида железа (III) и раствора гидроксида калия.
9. Формула вещества, реагирующего с разбавленной серной кислотой:
11. (8 баллов) Напишите уравнения реакций между растворами гидроксида элемента с порядковым номером №19 и водородного соединения элемента с порядковым номером №35 в Периодической системе. Назовите все вещества, укажите тип реакции.
12. (8 баллов) В приведенной схеме H2S + O2 = H2O + S определите степень окисления каждого элемента ирасставьте коэффициенты методом электронного баланса.
14. (6 баллов) По схеме превращений Li → Li2O → LiOH → Li2SO4, составьте уравнения реакций в молекулярном виде. Для превращения №3 запишите полное и сокращенное ионные уравнения.
15. (4 балла) По уравнению реакции 2Al + 3Cl2 = 2AlCl3 рассчитайте объем хлора (н. у.), необходимого для получения 0,1 моль хлорида алюминия
Ключ СТАРТОВЫЙ КОНТРОЛЬ
ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ 8 КЛАСС. ВВЕДЕНИЕ В КУРС 9 КЛАСС.
Максимальное количество баллов – 40 баллов
Часть А – до 24 баллов «3»
+ часть Б 24 - 34 балла «4»
Выше 34 баллов - «5»
Вариант 1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
3
3
3
4
2
1
1
4
1
4
11. Написание формул: LiOH HF 1 балл
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде 3 балла
12. Коэффициент перед формулой восстановителя в реакции, схема которой
Ca + HNO3 конц → Ca(NO3)2 + N2 + H2O
равен … .(1 балл)
Расставьте коэффициенты в уравнении ОВР методом электронного баланса.*(Полный ответ – 3 балла).
13. Формулы кислот, на которые не распространяются правила применения электрохимического ряда напряжений металлов, - … .
14. Дополните. (Полное решение – 2 балла)
Для выплавки 200 кг нержавеющей стали, содержащей 12% хрома и 10% никеля, необходимо … кг хрома и … кг никеля.
15. Выпишите номер правильного ответа.
В ряду металлов K – Na – Li слева направо:
1 – возрастает температура плавления и возрастает плотность;
2 – возрастает температура плавления и убывает плотность;
3 – убывает температура плавления и возрастает плотность;
4 – убывает температура плавления и убывает плотность.
16. Выпишите номер правильного ответа.
Скорость образования водорода в реакции, схема которой 2М + 2Н2О → 2МОН + Н2↑, если металлы взяты в последовательности Na – K – Li:
1 – возрастает;
2 – не изменяется;
3 – убывает.
17. Осуществить превращение: (3 балла)
Ва → ВаО → Ва(ОН)2 → BaSO4.
Реакцию №3 представить в молекулярном и ионном виде (2 балла)
18. Пара реагентов, характеризующих амфотерные свойства гидроксида алюминия:
1 – NaOH и H2SiO3
2 – H3SiO3 и H2SO4
3 – H2SO4 и KOH
4 – KOH и NaOH
19. Дополните. (Полное решение – 3 балла)
Масса железа, полученного при восстановлении красного железняка массой 5 т, содержащего 15% пустой породы, оксидом углерода (II) СО при массовой доле выхода железа 0,8, равна …
Контрольная работа по теме «Многообразие химических реакций»
Вариант 1.
Задание 1. Расставьте коэффициенты и определите тип реакций в схемах уравнений :
a) Al + S = Al2S3 б) N2+H2 = NH3 в) Fe2O3 + Al = Fe + Al2O3 г) PbO2=Pb+O2 д) Ca(OH)2 +HNO3=Ca(NO3)2 +H2O е) Fe(OH)3 + H2SO4=Fe2(SO4)3 + H2O
Для окислительно-восстановительных реакций составьте электронный баланс, реакции ионного обмена напишите в полном и сокращенном ионном виде.
Задание 2. Запишите уравнения по схемам:
a) оксид фосфора (V) + вода = ортофосфорная кислота
б) соляная кислота + алюминий = хлорид алюминия + водород
Задание 3. Задача. В реакцию с серной кислотой вступило 200 г раствора гидроксида натрия с массовой долей щелочи 40%. Рассчитайте массу образовавшейся соли.
Задание 4. Задача. Найдите массу кислорода, получившегося при разложении 108 г воды ( вода разлагается по схеме: H2O → H2 + O2 )
Вариант 2.
Задание 1. Расставьте коэффициенты и определите тип реакций в схемах уравнений :
a) Fe + O2 = Fe 2O3 б) CO+O2 = CO2 в) CuCl2 + Mg= Mg Cl2 + Cu г) KClO3= =KCl+O2 д) Ca(OH)2 +HNO3=Ca(NO3)2 +H2O е) SiO2 + Mg=MgO + Si
Для окислительно-восстановительных реакций составьте электронный баланс, реакции ионного обмена составьте в полном и сокращенном ионном виде.
Задание 2. Запишите уравнения по схемам:
a) оксид серы (IV) + вода = сернистая кислота
б) серная кислота + алюминий = сульфат алюминия + водород
12. Коэффициент перед формулой восстановителя в реакции, схема которой
Ca + HNO3 конц → Ca(NO3)2 + N2 + H2O
равен … .( 1балл)
Расставьте коэффициенты в уравнении ОВР методом электронного баланса.*(Полный ответ – 3 балла)
13.Названия группы металлов, на которые не распространяются правила применения электрохимического ряда напряжений металлов, - … .
14. Дополните. (Полное решение – 3 балла)
Масса железа, полученного из красного железняка Fe2O3 массой 80 кг, содержащего 30% примесей, алюмотермическим методом при массовой доле выхода железа 95%, равна … .
15. Выпишите номер правильного ответа.
В ряду металлов Li – Na – K слева направо:
1 – возрастает температура плавления и возрастает плотность;
2 – возрастает температура плавления и убывает плотность;
3 – убывает температура плавления и возрастает плотность;
4 – убывает температура плавления и убывает плотность.
16. Выпишите номер правильного ответа.
Скорость образования водорода в реакции, схема которой 2М + 2Н2О → 2МОН + Н2↑, если металлы взяты в последовательности Li – K – Na:
1 – возрастает;
2 – не изменяется;
3 – убывает.
17. Осуществить превращение: (3 балла)
Са → СаО → Са(ОН)2 → СaSO4.
Реакцию №3 представить в молекулярном и ионном виде (2 балла)
18. Пара формул реагентов, которые взаимодействуют с оксидом алюминия как амфотерным соединением:
1 – NaOH и H2SiO3
2 – H3SiO3 и H2SO4
3 – H2SO4 и KOH
4 – KOH и NaOH
19. Дополните (Полное решение – 3 балла)
Масса гашенной извести СаО, полученной из известняка СаСО3 массой 3 т, содержащего 25% примесей, равна …т.
Контрольная работа №2: Металлы
Ответы:
Вариант 1
1
1 балл
2
1 балл
3
1 балл
4
1 балл
5
2 балла
6
1 балл
7
1 балл
8доп
1 балл
9
1 балл
10
1 балл
4271635
2
1б 2в
3
1г 2в
металлич
1в 2а
1г 2б
1б 2г
36815724
11
3 балла
12
1 балл
3 балла
13
1 балл
14
2 балла
15
1 балл
16
1 балл
17
3 балла
2 балла
18
1 балл
19
3 балла
1в 2г 3а
5
Серная конц. H2SO4, азотная HNO3 кислоты
24 и 20
2
1
-
3
2,0
Вариант 2
1
1балл
2
1 балл
3
1 балл
4
1 балл
5
2 балла
6
1 балл
7
1 балл
8 доп
1 балл
9
1 балл
10
1 балл
4267153
3
1а 2в
2
1а 2б
маталлич
1г 2б
1в 2а
1а 2в
47126853
11
3 балла
12
1 балл
3 балла
13
1 балл
14
3 балла
15
1 балл
16
1 балл
17
3 балла
2 балла
18
1 балл
19
3 балла
1д 2е 3б
5
щелочн
48 и 40
3
3
-
3
1,7
Максимальное количество баллов 30 баллов
«5» 23 и более
«4» 19 – 22 балл
«3» 13 – 18 баллов
9 класс
Вариант итоговой контрольной работы за курс основной школы
Вариант 1
ЗАДАНИЕ 1
Дана схема превращений:
Fe ---FеСlз--- FeC12 --- Fe(OH)2 --- Fе(ОН)з --- Fе2Оз
Напишите уравнения химических реакций в молекулярном виде. Превращение 4 рассмотрите в свете ОВР. Превращение 3 рассмотрите в свете ТЭД. Дайте характеристику химической реакции превращения 1 по всем изученным признакам классификации.
ЗАДАНИЕ 2
Даны вещества, формулы которых:
А. NaOH. Д. ZnO.
Б. НзРО4. Е. СО2.
В. К2СОз. Ж. Са.
Г. С2Н2. 3. СНзСООН.
Укажите классы, к которым относятся эти вещества (по составу и свойствам).
Укажите вид химической связи в веществах А, Ж и 3.
Укажите степень окисления каждого элемента во всех соединениях.
Предложите не менее четырех способов получения вещества В. 3апишите соответствующие уравнения реакций.
Укажите вещества, которые попарно взаимодействуют друг с другом с образованием солей. Напишите два уравнения реакции в ионном виде.
ЗАДАНИЕ 3
Рассчитайте массу и объем углекислого газа (н. у.), выделившегося при действии раствора, содержащего 125 кг азотной кислоты на 75 кг карбоната кальция.
Напишите уравнения химических реакций в молекулярном виде. Превращение 2 рассмотрите в свете ОВР. Превращение 5 рассмотрите в свете ТЭД. Дайте характеристику химической реакции превращения 1 по всем изученным признакам классификации.
ЗАДАНИЕ 2
Даны вещества, формулы которых:
А. S02. Д. СиО.
Б. КОН. Е. Н2S04
В. Сu(NОЗ)2 Ж. С2Н4
Г. СНз-СН2-ОН. З. СНзСООН.
Предложите вариант классификации этих веществ по составу и по свойствам.
Укажите вид химической связи в веществах Б, Ж и З.
Укажите степень окисления каждого элемента во всех соединениях.
Предложите не менее четырех способов получения вещества В. Запишите соответствующие уравнения реакций.
Укажите вещества, которые попарно взаимодействуют друг с другом с образованием солей. Напишите два уравнения реакции в ионном виде.
3АДАНИЕ 3
Рассчитайте массу и объем (при н. у.) оксида углерода (IV), полученного при взаимодействии 80 г карбоната кальция с соляной кислотой, масса хлороводорода в которой 36,5 г.
3 вариант
Часть А
А 1 . В атомах элементов II группы главной подгруппы на последнем слое:
А) 1 электрон; Б) 2 электрона;
В) 3 электрона; Г) 4 электрона.
А 2 . Среди элементов есть металл, оксиды и гидроксиды которого проявляют амфотерный характер. Это элемент:
А) Be Б) Mg В) Ca Г) Sr
А 3 . В химических реакциях металлы II группы главной подгруппы II группы главной подгруппы:
А) окислители, Б) восстановители, В) окислители и восстановители.
А 4 . По сравнению со щелочными металлами металлы II группы главной подгруппы:
А) более химически активные; Б) менее активные;
В) равной активности.
Часть С
С1. Составьте уравнения химических реакций согласно схеме:
Ca ---- CaO ---- Ca(OH)2 ----- CaCO3 ----- CaCl2
Укажите тип каждой химической реакции; реакцию №1 разберите как окислительно-восстановительный процесс; для реакции №4 составьте полное и сокращенное ионные уравнения.
С2. Решить задачу:
Какой объём SO2 может быть получен при сжигании 1,6 г S, если выход продукта составляет 80% от теоретически возможного.
4 вариант
А 1 . В атомах элементов I группы главной подгруппы на последнем слое:
А) 1 электрон; Б) 2 электрона;
В) 3 электрона; Г) 4 электрона.
А 2 . Среди элементов есть металл, оксиды и гидроксиды которого проявляют амфотерный характер. Это элемент:
А) Al Б) In В) Tl Г) B
А 3 . В химических реакциях металлы I группы главной подгруппы:
А) окислители, Б) восстановители, В) окислители и восстановители.
А 4 . По сравнению со щелочноземельными металлами металлы I группы главной подгруппы:
А) более химически активные; Б) менее активные;
В) равной активности.
А 5. Какой из металлов при взаимодействии с кислородом образует пероксид:
А) Li ; Б) Са ; В) Na С) Mg
Часть С
С1. Составьте уравнения химических реакций согласно схеме:
Li ---- Li 2O ---- Li OH ----- Li 3PO 4
Укажите тип каждой химической реакции; реакцию №1 разберите как окислительно-восстановительный процесс; для реакции №4 составьте полное и сокращенное ионные уравнения.
С2. Решить задачу:
Какой объём Н 2 может быть получен при растворении в воде 11,5 г Na, если выход водорода составляет 95% от теоретически возможного.
Методическое обеспечение
Методическая литература и дидактические материалы
Учебная литература: [1], [2] .
Дидактические пособия: [3 ], [4 ], [ 5] .
Тест «Правила техники безопасности при работе в кабинете химии и правила пожарной безопасности»
Набор расчетных задач
Наборы материалов контрольных, индивидуальных и проверочных работ
Инструкции:
Инструкции по правилам техники безопасности при работе в кабинете химии, при проведении лаборатоных опытов и практических работ,
Инструкции по правилам пожарной безопасности.
8класс
Инструкция для проведения практической работы №1
Инструкция для проведения практической работы №2
Инструкция для проведения практической работы №3.
Инструкция для проведения практической работы №4.
Инструкция для проведения практической работы №5.
Инструкция для проведения практической работы №6.
Инструкция для проведения практической работы №7
9 класс.
Инструкция для проведения практической работы №1.
Инструкция для проведения практической работы №2
Инструкция для проведения практической работы №3.
Инструкция для проведения практической работы №4.
Инструкция для проведения практической работы №5
Инструкция для проведения практической работы №6.
Технические средства обучения, оборудование и реактивы:
1. Программно-технический учебно-лабораторноый комплекс учителя тип 2 в составе:
программно-технический комплекс для учебно-лабораторного комплекса тип 2 (учителя) Компьютер Lenovo/Операционная система Microsoft/Офисное програмное обеспечение Apache ОpenOffice/Программное обеспечение для создания, упорядочивания, визуализации и анализа иллюстратьивно-хронологических материалов ХроноЛайнер/Программное обеспечение для записи динамического изображения UVsoftium/ инструктивно-методические материалы
акустическая система TOP Device,
гарнитура Senmai(наушники),
система организации беспроводной сети Cisco,
МФУ Canon /картридж Canon,
комплект оборудования для обратной связи с интерактивными наглядными пособиями TRIUMPH BOARD/Программное обеспечение: Vision Objects$ RM Education$ ТВ Comenius/Проектор Acer/Крепление Wize/Кабель Kramer,
интерактивное пособие тип 16-24 «Экзамен-Медиа»,
интерактивное наглядное пособие тип 22-34 «Экзамен-Медиа».
2. Комплекс оборудования учителя тип2 в составе:
комплекты лабораторного оборудования №5, №6, №7, №8 Comelsen Experimenta,
комплект демонстрационного оборудования тип 2 Polytech
3. Программно-технический учебно-лабораторный комплекс учащегося тип 2 в составе:
гарнитура Senmai(наушники),
программно-технический комплекс для учебно-лабораторного комплекса тип 2 (учащегося) Компьютер Lenovo/Операционная система Microsoft/Офисное программное обеспечение Apache ОpenOffice/Программное обеспечение для создания, упорядочивания, визуализации и анализа иллюстратьивно-хронологических материалов ХроноЛайнер/Программное обеспечение для записи динамического изображения UVsoftium/ , Тележка-сейф Schoolboх,
4. Комплекс оборудования учащегося тип2 в составе:
Наборы ученика к комплексу тип 2 Polytech
5. Комплект нагревательных приборов
Комплект оборудования для проведения демонстрационных экспериментов с использованием компьютерной измерительной системы.
6.Наборы реактивов, лабораторного оборудования
Комплект таблиц по химии
Комплект таблиц по неорганической химии
Комплект таблиц по органической химии
Комплект таблиц по химическим производствам
Комплект портретов учёных - химиков
Комплект « химия в таблицах и формулах»
Аппарат для дистилляции воды
Комплект нагревательных приборов
Комплект оборудования для проведения демонстрационных экспериментов с использованием компьют-ой измерительной системы.
Столик подъемный
Штатив для демонстрационных пробирок
Штатив лабораторный большой
Набор флаконов для хранения растворов реактивов
Аппарат для получения газов
Аппарат для проведения химических реакций
Аспиратор
Источник высокого напряж.
Комплект электроснабжения
Набор для опытов по химии с электрическим током
Термометр электронный
Озонатор
Прибор для получения галоидоалканов и сложных эфиров
Прибор для получения растворимых твёрдых веществ
Эвдиометр
Установка для перегонки веществ
Прибор для электролиза растворов солей
Весы лабораторные электронные
Весы лабораторные
Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента раздаточных лотках
Набор банок для хранения твёрдых реактивов
Набор склянок для хранения растворов реактивов
Прибор для получения газов (лабораторный)
Штатив лабораторный химический
Набор моделей кристаллических решёток
Составления моделей молекул со стержнями
Алюминий
Волокна
Каменный уголь и продукты его переработки
Металлы
Минералы и горные породы
Нефть и продукты её переработки
Пластмассы
Стекло и изделия из стекла
Топливо
Чугун и сталь
Шкала твёрдости
Набор №1 ОС»Кислоты»
Набор №2 ОС»Кислоты»
Набор №3 ОС»Гидроксиды»
Набор №4 ОС»Оксиды металлов»
Набор №6 ОС»Щелочные и щелочноземельные металлы»
Набор №9 ОС»Галогениды»
Набор №10 ОС «Сульфаты, Сульфиты, Сульфиды»
Набор №11 ОС « Карбонаты»
Набор №13 ОС «Ацетаты, Роданиды»
Набор №14 ОС « Соединения марганца»
Набор №15 ОС « Соединения хрома»
Набор №16 ОС « Нитраты»
Набор №17 ОС « Индикаторы»
Набор №18 ОС « Минеральные удобрения»
Набор №19 ОС « Кислородосодержащие органические вещества»
Набор №21 ОС « Кислоты органические»
Набор №24 ОС « Материалы»
Справочно – информационный стенд « Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»
Комплект школьная химия в таблицах, тестах и иллюстрациях, Общая и неорганическая химия «
Набор учебно – познавательной литературы
Набор приборов, посуды и принадлежностей для ученического эксперимента (стационарный)
Весы технические с разновесами
Литература для учителя
Основная 1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2003 2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2003. 3. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2009. 4. Химия. 9 к л.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2009.
5.Габриелян О.С. Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2009.
Дополнительная: 1. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2009. 2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 к л.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2009. 3. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 9 к л. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». — М.: Дрофа, 2008. 5. Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в основной школе. 8 кл. — М.: Дрофа ( 2009 г.). 6. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2009.
Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2010 г
Литература для обучающихся:
Основная
Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2009-10.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2009-11.
Габриелян О.С. Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2009.
2. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2010.
3. Химия. 9 к л.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2010.
Дополнительная
1.Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2010 г.
2. Л.Ю. Аликберова «Занимательная химия», М, «АСТ – Пресс», 2009г.
3. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2008.
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
4.Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2010 г.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(245) "Разработка варианта рабочей учебной программы для 8 класса по курсу «Химия» в условиях перехода на ФГОС ООО по учебнику О.С. Габриелян"
["seo_title"] => string(148) "razrabotka-varianta-rabochiei-uchiebnoi-proghrammy-dlia-8-klassa-po-kursu-khimiia-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos-ooo-po-uchiebniku-o-s-gabriielian"
["file_id"] => string(6) "284432"
["category_seo"] => string(6) "himiya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1453981110"
}
}