Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8 класс по программе рудзитиса»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Выжелесская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО Педагогическим советом школы
Протокол №1 от 24 августа 2016г
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР ___________/О.Е.Семочкина/
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ Выжелесской ООШ
_________ /Панкина Л.И./
Приказ № ___ от _________
Рабочая программа
учебного курса основного общего образования
по химии
8 класс
Составитель: Маникина А. И.
2016-2017
учебный год
Пояснительная записка
1
Нормативные правовые акты, на основании которых разработана рабочая программа
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 (ред. от 23.06.2015) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного общего образования».
Положение о рабочей программе учебного предмета, курса (утв. на заседании педагогического совета 30.05.2016 (протокол №10), введено в действие приказом по школе №90 от 15.06.2016).
2
Сведения о программах, на основе которых разработана рабочая программа
Гара Н.Н. «Химия. Программа по учебному курсу. 8-11 классы» М.: Просвещение», 2010
3
Новизна рабочей программы
Внесены изменения в примерный учебно-тематический план.
4
Количество недельных учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
2
5
Используемый учебник/ УМК/ учебное пособие
1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия-8» Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2010
2. Гара Н.Н. «Химия -8. Уроки». Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 2010
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны знать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ;
основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянство состава, периодический закон.
Учащиеся должны уметь:
называть: химические элементы, соединения изученных классов, изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера, номер группы и периода, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; зависимость свойств веществ от состава и строения; природу химической связи; роль химии в практической деятельности людей и самого ученика, в формировании современной естественнонаучной картины мира.
характеризовать: химические элементы от водорода до кальция на основе их положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления в химических соединениях, тип химической связи в соединениях;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов, схемы строения атомов первых 20 элементов, уравнения химических реакций;
вычислять : массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, количества вещества, объём и массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников: научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Первоначальные химические понятия (18 часов)
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и
превращениях.
Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природная вода.
Явления физические и химические. Химические реакции. Признаки химических реакций,
условия возникновения и течения реакций.
Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов.
Относительная атомная масса. Атомная единица массы.
Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и
неорганические). Закон постоянства состава веществ.
Кислород – простое вещество, физические и химические свойства, получение и применение.
Понятие о катализаторах. Реакции экзо- и эндотермические.
Топливо и способы его сжигания. Охрана атмосферного воздуха от загрязнений.
Демонстрации:
Коллекция нефти, каменного угля, «Виды топлива».
Получение кислорода в лаборатории и его распознавание.
.Знакомство с образцами оксидов металлов и неметаллов.
Лабораторные опыты:
Ознакомление с образцами оксидов.
Ознакомление с коллекцией «Виды топлива».
Практические занятия:
Получение и свойства кислорода.
Расчётные задачи.
Решение задач по термохимическим уравнениям.
Тема 3. Водород. (2 часа) Водород – химический элемент, химический знак, относительная атомная масса, валентность, нахождение в природе, физические и химические свойства, получение и применение его какэкологически чистого топлива и сырья для химической промышленности. Мерыпредосторожности при работе с водородом.
Тема 4. Растворы. Вода. (7 часов)
Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворѐнного вещества.
Значение воды и растворов в промышленности, сельском хозяйстве, быту. Круговорот воды в природе. Охрана водоѐмов от загрязнения. Очистка воды. Качественный и количественный состав воды. Свойства воды. Взаимодействие с натрием, оксидом фосфора (5), углекислым газом, оксидом кальция.
Демонстрации:
Получение водорода в лаборатории и изучение его свойств.
Взаимодействие натрия и кальция с водой.
Взаимодействие оксида кальция с водой.
Взаимодействие оксида углерода (4) с водой.
Растворение веществ в различных растворителях.
Практические занятия:
4.Получение, собирание и распознавание водорода.
5.Приготовление раствора с заданной массовой долей растворѐнного вещества.
Расчётные задачи:
Вычисление массовой доли растворѐнного вещества.
Тема 5. Основные классы неорганических соединений. (8 часов)
Основания: состав, строение, классификация, свойства, получение и применение.
Кислоты: состав, строение, классификация, свойства, применение. Структурные
формулы.
Оксиды: состав, название, классификация, физические и химические свойства. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Лабороторные опыты: Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом химических связей.
Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (3часа)
Закон Авогадро. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Расчётные задачи:
Вычисления по химическим уравнениям массы объема или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей
Тема 8. Галогены. (7 часов)
Общая характеристика галогенов. Хлор и его свойства. Хлороводород. Соляная кислота и еѐ соли. Ингибиторы. Сравнительная характеристика галогенов.
Лабораторные опыты:
Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода.
Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений.
Тематическое (поурочное) планирование
№п/п
Тема урока
Всего часов
Тема 1 «Первоначальные химические понятия»
18
1
Предмет химии. Вещества и их свойства
1
2
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием»
1
3
Чистые вещества и смеси. Лабораторная работа № 2 Разделение смесей
1
4
Практическая работа № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли»
1
5
Физические и химические явления. Химические реакции
1
6
Молекулы и атомы. Атомно-молекулярное учение.
1
7
Простые и сложные вещества. Химический элемент
1
8
Относительная атомная масса. Знаки химических элементов
1
9
Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса
1
10
Вычисление по химическим формулам. Решение расчетных задач.
11
Валентность химических элементов. Определение Валентности элементов по формулам их соединений.
1
12
Составление формул соединений по валентности.
13
Закон сохранения массы веществ.
1
14
Химические уравнения.
15
Типы химических реакций.
1
16
Количество вещества. Моль. Молярная масса
1
17
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.
1
18
Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные химические понятия»
1
Тема 3 «Кислород»
5
19
Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода.
1
20
Свойства кислорода. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.
1
21
Воздух и его состав. Топливо и способы его сжигания.
1
22
Тепловой эффект химических реакций.
1
23
Практическая работа №3 Получение и свойства кислорода.
1
Тема 3 «Водород»
2
24
Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода.
1
25
Свойства и применение водорода.
1
Тема 4 «Растворы. Вода»
7
26
Вода – растворитель. Растворы.
1
27
Массовая доля растворенного вещества в растворе
1
28
Практическая работа №4 «Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества»
1
29
Вода. (Вода в природе и способы ее очистки. Свойства воды. Применение воды и растворов.)
1
30
Обобщение по темам «Кислород. Водород. Растворы. Вода».
1
31
Контрольная работа №2 по темам «Кислород», «Водород», «Растворы. Вода».
Оксиды. (Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.)
Лабораторная работа №3 «Взаимодействие оксида магния с кислотами».
Лабораторная работа№ 4 «Взаимодействие углекислого газа с известковой водой»
1
34
Основания. (Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.)
1
35
Кислоты.( Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н.Н.Бекетова. Применение.)
Лабораторная работа № «Растворение железа и цинка в соляной кислоте»
1
36
Соли. (Классификация. Номенклатура. Физические свойства. Способы получения солей.)
1
37
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
1
38
Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»»
1
39
Обобщение по теме «Основные классы неорганических соединений»
1
40
Контрольная работа №3 по теме «Основные классы неорганических соединений».
1
Тема 6 «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома»
8
41
Классификация химических элементов.
1
42
Периодический закон Д.И.Менделеева.
1
43
Периодическая таблица химических элементов.
1
44,45
Строение атома.
2
46
Расположение электронов по энергетическим уровням. Состояние электронов в атомах
1
47
Значение ПЗ. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева
1
48
Обобщение по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома»
1
Тема 7 «Строение вещества. Химическая связь»
7
49
Электроотрицательность химических элементов.
1
50
Основные виды химической связи: ковалентная неполярная и ковалентная полярная.
1
51
Основные виды химической связи: ионная связь.
1
52
Кристаллические решетки.
1
53
Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции.
1
54
Обобщение по теме«Строение вещества. Химическая связь»
1
55
Контрольная работа №4 по темам «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома» и «Строение вещества. Химическая связь»
1
Тема 8 «Закон Авогадро. Молярный объем газов»
3
56
Закон Авогадро. Молярный объем газов.
57
Решение расчётных задач по теме.
1
58
Объёмные отношения газов при химических реакциях. Решение задач
1
Тема 9 «Галогены»
7
59
Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор.
1
60
Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.
Лабораторная работа №5 Знакомство с образцами природных соединений неметалов - хлоридами
1
61
Сравнительная характеристика галогенов.
1
62
Обобщение, систематизация, коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Галогены»
1
63
Контрольная работа №5 по темам «Закон Авогадро. Молярный объем газов» и «Галогены»