Изучение химии в основной школе призвано обеспечить: формирование основ химического знания — важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, а также доступных учащимся обобщений мировоззренческого характера;
развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве, в повседневной жизни;
формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении
выработку у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.
Рабочая программа предназначена для изучения химии в 8 классе основной общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». Дрофа, 2015. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования по химии и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015-2016 учебный год, Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Ценностные ориентиры курса химии в основной школе определяются спецификой химии как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которому у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у обучающихся в процессе изучения химии, проявляются:
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии могут рассматриваться как формирование:
Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода. Это достигается путем вычленения дидактической единицы – химического элемента - и дальнейшем усложнении и расширении ее: здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества). В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики (7 класс) и биологии (6-7 классы), где дается знакомство с строением атома, химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Преобладающей формой контроля выступают письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).
Рабочая программа разработана на основе программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., стереотип– М.: Дрофа, 2015 год).
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач. Последовательность изучения различных разделов соответствует нормативным документам, регламентирующим содержание образования по изучаемой дисциплине. Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю и реализуется на базовом уровне. Контрольных работ - 4, практических работ – 6.
Обучение ведётся по учебнику О.С.Габриелян «Химия 8 класс», который составляет единую линию учебников, соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С.Габриеляна.
Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 287, [1] с.: ил.
№№ тем (уроков) | Тема урока | Изучаемые вопросы | Эксперимент: Д. - демонстрационный Л. - лабораторный | Требования к уровню подготовки | Дата проведения Д/З |
Введение (5 часов) | план | факт |
1 (1) | Введение. Инструктаж по технике безопасности. Практическая № 1. «Приемы обращения с лабораторным оборудованием» | Правила ТБ, при работе в химической лаборатории. Устройство и использование лабораторного штатива. Приемы работы со спиртовкой. | Д. Приемы работы со спиртовкой | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. | | |
2 (2) | Предмет химии. Вещества | Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Свойства веществ. Химический элемент. Формы существования химического элемента. | | | | |
3 (3) | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека | Химические явления их отличие от физических явлений. Достижения химии и их правильное использование. | Д. Коллекции изделий из алюминия и стекла. Д. 1. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором. | Знать и понимать химические понятия: «атом», «химический элемент» и «вещество». Уметь определять простые и сложные вещества. | | |
4 (4) | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов | Обозначение химических элементов. Общее знакомство со структурой таблицы Д.И. Менделеева: периоды и группы. | | Знать символы химических элементов, большие и малые периоды, группы и подгруппы (главные и побочные). | | |
5 (5) | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы | Химическая формула, индекс, коэффициент, записи и чтение формул. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Атомная единица массы. | | Знать и понимать химические понятия: «относительная атомная и молекулярная массы», «химическая формула». Уметь: | | |
Раздел I. Атомы химических элементов (9 часов) |
1 (6) | Основные сведения о строении атомов | Планетарная модель строения атома. Состав атома: ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Химический элемент. | Д. Модели атомов химических элементов. | Знать и понимать понятие: «химический элемент» Уметь: | | |
2 (7) | Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы | Электронная оболочка атома. Энергетические уровни (завершенный, незавершенный). | Д. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | | | |
3 (8) | Строение электронных оболочек атомов | Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов в периодической системе Д.И. Менделеева. Изменение свойств химических элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. | Уметь: составлять схемы строения атомов первых 20 элементов в периодической системе; объяснять: физический смысл номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в ПСХЭ Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. |
| |
4 (9) | Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов | Химический диктант: «Знаки химических элементов». Физический смысл порядкового элемента, номера группы, номера периода; причины изменения свойств химических элементов в периодах и группах, формулировку периодического закона понятие иона, особенности ионов, образованные атомами металлов и неметаллов. Понятие об ионной связи. | | Применять знания о физическом смысле порядкового элемента, номера группы, номера периода; о причинах изменения свойств химических элементов в периодах и группах, объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. Составлять схемы образования ионных соединений. | | |
5 (10) | Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой | Взаимодействие атомов химических элементов – неметаллов между собой. Ковалентная неполярная и ковалентная полярная связи. Электроотрицательность. | Д. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. | Знать и понимать понятия: «химическая связь», «атомная или ковалентная связь», «одинарная, двойная и тройная связи», «длина связи», «электронная и структурная формулы». Уметь определять ковалентную связь в соединениях; | | |
6 (11) | Ковалентная полярная химическая связь | Самостоятельная работа учащихся. Работа по задачнику. | Понятия ковалентной неполярной и полярной химической связи, электроотрицательности (ЭО). | Знать и понимать понятия: «ковалентные неполярная и полярная химические связи», «частичный заряд» и «валентность». Уметь: | | |
7 (12) | Металлическая химическая связь | Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлической связи. Обобществленные электроны. | | Знать и понимать понятие: «металлическая связь». Уметь определять тип химической связи в металлах. | | |
8 (13) | Обобщение и систематизация знаний по разделу I. «Атомы химических элементов» | Решение упражнений Подготовка к контрольной работе | | | | |
9 (14) | Контрольная работа № 1 по разделу I. «Атомы химических элементов» | | | | | |
Раздел II. Простые вещества (7 часов) |
1 (15) | Простые вещества – металлы | Положение элементов металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева Строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов. | Д. Коллекция металлов. | Уметь: характеризовать связь между строением и свойствами металлов; использовать приобретенные знания для критической оценки информации о металлах, используемых в быту. | | |
2 (16) | Простые вещества – неметаллы | Положение элементов неметаллов в периодической системе. Строение атомов неметаллов Ковалентная неполярная связь. Физические свойства неметаллов. Аллотропия. | Д. Коллекция неметаллов. | Уметь: | | |
3-4 (17-18) | Количество вещества | Количество вещества и единицы его измерения: «моль», «ммоль» и «кмоль». Постоянная Авогадро. Молярная масса. | Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. | Знать и понимать химические понятия: «моль» и «молярная масса». Уметь вычислять молярную массу и количество вещества. | | |
5-6 (19-20) | Молярный объем газов | Понятие о молярном объеме газов. Нормальные условия. Следствие закона Авогадро. Выполнение упражнений с использованием понятий: «объем», «моль», «количество вещества», «масса», «молярный объем». | | Знать и понимать химическое понятие: «молярный объем». Уметь вычислять: | | |
7 (21) | Обобщение и систематизация знаний по разделу II. «Простые вещества» | Решение задач и упражнений. Проверочная работа. | | | | |
Раздел III. Соединения химических элементов (14 часов) | |
1 (22) | Степень окисления | Бинарные соединения. Понятие о степени окисления. Определение степени окисления в бинарных соединениях. Составление формулы бинарных соединений по степени окисления, общий способ их названия. | Д. Образцы оксидов, хлоридов, сульфидов. | Уметь: | | |
2 (23) | Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения | Оксиды и летучие водородные соединения: Составление химических формул, их название. Расчеты по формулам оксидов. | Д. Образцы оксидов. Растворы хлороводорода и аммиака. | Знать и понимать химическое понятие: «оксиды» Уметь называть оксиды по их формулам; определять степень окисления элементов в оксидах; составлять формулы оксидов. | | |
3 (24) | Основания | Состав и название оснований. Их классификация. Индикаторы. | Д. Образцы щелочей и нерастворимых оснований. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. | Знать/понимать –химические понятия: основания, щелочи. Уметь -называть: основания по их формулам -составлять: химические формулы оснований - определять: основания по их формулам. | | |
4 (25) | Кислоты | Состав и название кислот. Их классификация. Индикаторы. | Д. Образцы кислот. Изменение окраски индикаторов в кислой среде. | Знать/понимать -химические понятие: кислота, щелочь. Уметь - называть: кислоты по их формулам -составлять: химические формулы кислот - определять: кислоты по их формулам. | | |
5-6 (26-27) | Соли | Состав и номенклатура солей. Составление формул солей. | Д. Образцы солей. | Знать/понимать -химическое понятие: соль Уметь - называть: соли по их формулам -составлять: химические формулы солей - определять: соли по их формулам. | | |
7 (28) | Кристаллические решетки | Классификация веществ. Упражнения в составлении формул веществ по их названиям. Расчеты по химическим формулам. | | Знать/понимать - химическое понятие: классификация веществ Уметь - вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, количество вещества, объем или массу вещества по его количеству. | | |
8 (29) | Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки. | Вещества молекулярного строения. Закон постоянства веществ. Молекулярные, ионные, атомные и металлические кристаллические решетки. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки. | Д. Модели кристаллических решеток. | Знать/понимать -закон постоянства состава веществ Уметь -характеризовать: связь между составом, строением и свойствами веществ. | | |
9 (30) | Чистые вещества и смеси | Понятие о чистом веществе и смеси, их отличие. Примеры смесей. Способы разделения смесей. Очистка веществ. | Д. Образцы смесей. Л. 1. Разделение смеси речного песка и поваренной соли. | Уметь. - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. | | |
10-11 (31-32) | Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора) | Понятие о доле компонента в смеси. Вычисление массовой доли компонента в смеси. | | Уметь - вычислять: массовую долю вещества в растворе. | | |
12 (33) | Практическая работа № 2. «Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества». | Вычислять массу сахара и объем воды необходимые для приготовления раствора. | | Уметь -Использовать приобретенные знания для приготовления растворов заданной концентрации. | | |
13 (34) | Обобщение и систематизация знаний по разделу III. «Соединения химических элементов» | Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. | | | | |
14 (35) | Контрольная работа № 2 по разделу II и III. «Простые вещества. Соединения химических элементов» | | | | | |
Раздел IV. Изменения, происходящие с веществами (12 часов) | |
1 (36) | Физические явления в химии | Физические явления. | Д. Горения магния Возгонка йода Плавление парафина Л. 3. Окисление меди в | Знать/понимать -химические понятия: химическая реакция, классификация реакций (экзотермические и | | |
2 (37) | Химические реакции | Понятие о химических явлениях и их отличие от физических явлений. Химическая реакция. Признаки и условия протекания химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. | пламени спиртовки 4. Помутнение известковой воды 5. Получение углекислого газа. 6. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом. | эндотермические реакции). | | |
3 (38) | Химические уравнения
| Закон сохранения массы веществ. Понятие о химическом уравнении. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. |
| Знать/понимать -закон сохранения массы веществ Уметь - составлять: уравнения химических реакций. | | |
4-5 (39-40) | Расчеты по химическим уравнениям. | Решение расчетных задач. | | Уметь - вычислять: количество вещества, массу или объем по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции. | | |
6-7 (41-42) | Реакции разложения | Сущность реакций разложения, соединения, замещение и обмена. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Составление уравнений реакций указанных типов. | Д. Химические реакции различных типов. | Знать/понимать - химическое понятие: классификация реакций Уметь -определять: типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ; -решать задачи, связанные с расчетами по уравнениям химических реакций. | | |
8 (43) | Реакции соединения | | |
9 (44) | Реакции замещения | | |
10 (45) | Реакции обмена | | |
11 (46) | Типы химических реакций на примере свойств воды. Практическая работа № 3. «Признаки химических Реакций» | Химические свойства воды. Типы химических реакций. | | Уметь - характеризовать: химические свойства воды -составлять: уравнения химических реакций характеризующих химические свойства воды и определять их тип. | | |
12 (47) | Обобщение и систематизация знаний по разделу IV. «Изменения, происходящие с веществами» | Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. | | | | |
13 (48) | Контрольная работа № 3. «Изменения, происходящие с веществами» | | | | | |
Раздел V. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции (20 часов) | |
1 (49) | Растворение. Растворимость веществ в воде | Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты. Тепловые явления при растворении. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Значение растворов. | Д. Растворение безводного сульфата меди (II) в воде. | | | |
2 (50) | Электролитическая диссоциация | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Диссоциация кислот, оснований и солей. Основные положения теории электролитической диссоциации. | Д. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. | Знать/понимать - химические понятия: электролит и неэлектролит; -электролитическая диссоциация; -степень диссоциации. | | |
3 (51) | Основные положения теории электролитической диссоциации | | | |
4 (52) | Ионные уравнения | Сущность реакций ионного обмена и условия их протекания. Составление полных и сокращенных ионных уравнений реакций. Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде. | Д. Примеры реакций, идущие до конца. | Уметь - объяснять: сущность реакций ионного обмена - определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца. -составлять: полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена. | | |
5-6 (53-54) | Кислоты, их классификация и свойства | Определение кислот как электролитов. Классификация кислот по различным признакам. Типичные свойства кислот: взаимодействие их с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. Ряд напряжения металлов | Л. 7.Реакции характерные для растворов кислот (соляной и серной); принадлежность веществ к классу кислот. | Уметь - называть кислоты - характеризовать: химические свойства кислот. - определять: возможность протекания типичных реакций кислот. | | |
7-8 (55-56) | Основания, их классификация и свойства | Определение оснований как электролитов. Классификация оснований. Типичные свойства оснований; взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации), взаимодействие щелочей с растворами солей и оксидами неметаллов. Разложение нерастворимых оснований. | Л. 8. реакции характерные для растворов щелочей Л. 9. получение и свойства нерастворимого основания. | Уметь - называть основания: - характеризовать: химические свойства оснований. - определять: возможность протекания типичных реакций оснований. | | |
9-10 (57-58) | Оксиды, их классификация и свойства | Состав оксидов, их классификация несолеобразующие и солеобразующие (кислотные и основные). Свойства кислотных и основных оксидов. | Л. 10. Реакции характерные для основных оксидов Л. 11.Реакции характерные для кислотных оксидов | Уметь - называть оксиды - определять: принадлежность веществ к классу оксидов -характеризовать: химические свойства оксидов. | | |
11-12 (59-60) | Соли, их классификация и свойства. Практическая работа № 4. «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов» | Определение солей как электролитов. Химические свойства солей, особенности взаимодействия с металлами. Взаимодействие с кислотами, щелочами и солями (работа с таблицей растворимости) | | Уметь - называть соли. - определять: принадлежность веществ к классу солей - характеризовать: химические свойства солей. | | |
13 (61)
| Генетическая связь между классами веществ | Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов. |
| Уметь - характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства неорганических веществ. | | |
14-15 (62-63) | Окислительно-восстановительные реакции | Понятие окисление и восстановление, окислители и восстановители, определение степени окисления элементов. | | Знать/понимать - химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. - определять: степень окисления элемента в соединении, тип химической реакции по изменению степени окисления химических элементов. | | |
16 (64) | Практическая работа № 5. «Свойства кислот оснований, оксидов и солей» | | | Уметь. - обращаться с химической посудой и реактивами - распознавать опытным. путем растворов кислот и щелочей. - определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца. | | |
17 (65) | Обобщение и систематизация знаний по разделу V | Выполнение упражнений на генетическую связь. Решение расчетных задач на вычисление по уравнениям реакций. | | | | |
18 (66) | Контрольная работа № 4. «Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции» | | | | | |
19 (67) | Анализ контрольной работы. | | | | | |
20 (68) | Практическая работа № 6 «Решение экспериментальных задач» | | | Уметь - обращаться с химической посудой и реактивами. - характеризовать: химические свойства основных классов неорганических соединений. | | |
Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.
/ О.С. Габриелян. - 7-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
1.Химия. Настольная книга учителя.8 класс/. О.С.Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: «Дрофа», 2007.
2. Химия.8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8 класс»/ О.С. Габриелян и др.- М.: Дрофа, 2011г
3. Химия.8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8 класс»
/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. - М.: «Дрофа», 2011.
4. Химия. Мультимедийное приложение к УМК «Химия. 8 класс». Электронное учебное издание ООО «Дрофа».2008.
1.Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
2.Примерные программы общего образования по химии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. №03– 1263);
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
4. Положение о рабочих программах;
5. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2015.