kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по химии 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» в 10 классе федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 1 часа для учета местных условий.  Количество контрольных и практических работ соответствует нормам, предусмотренным федеральным базисным планом: контрольных-4;  практических-2.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 10 класс»

Управление образования администрации Тамбовского района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»




Рассмотрена и согласована методическим советом

Протокол № ___

от «____» ___________2017г.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

______________С.В.Вязовова

Приказ №________

от «___» ___________ 2017 г.













Рабочая программа

по химии

для 10 класса

на 2017-2018 учебный год






















2017г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа

Рабочая программа по химии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего полного образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна.

Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Обязательный минимум содержания образовательных программ.

  2. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;

  3. Стандарт среднего (полного) общего образования по химии.

  4. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1

  5. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года

  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014/2015 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 253 от 31.03.2014 г.;

  7. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

  8. Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

Рабочая программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса химии в основной школе.


Структура документа

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения; календарно-тематическое планирование.

Цели

Изучение химии в средней школе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;


- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи

  1. Формирование знаний об основных понятиях и законах химии.

  2. Воспитание общечеловеческой культуры.

  3. Обучение наблюдению, применению полученных знаний на практике.


Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

  1. Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).

  2. Частично-поисковый, основанный на использовании знаний о химии, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.

  3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Исследовательский метод используется при изучении:

    1. классификации органических веществ

    2. химических свойствах веществ.


Основные формы и виды организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

  1. создание оптимальных условий обучения;

  2. исключение психотравмирующих факторов;

  3. сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

  4. развитие положительной мотивации к освоению программы;

  5. развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.


Типы урока

  1. Урок усвоения новых знаний или нового материала.

  2. Повторительно-обобщающий урок.

  3. Урок закрепления изученного материала.

  4. Урок контроля

  5. Урок обобщающего контроля


Формы организации работы учащихся:

  1. Индивидуальная.

  2. Коллективная:

    1. фронтальная;

    2. парная;

    3. групповая.


Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии 

Организация учебно-воспитательного процесса соответствует принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся). Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также, личностно-ориентированному и дифференцированному подходам.

В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии).

Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной технологий и развивающего обучения.


Формы учебных занятий

  1. Мини – лекции;

  2. Диалоги и беседы;

  3. Практические работы;

  4. Лабораторные опыты;

  5. Проектные работы 


Виды деятельности учащихся

  1. Устные сообщения;

  2. Обсуждения;

  3. Работа с источниками;

  4. Доклады;

  5. Защита презентаций;

  6. Рефлексия

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.


Общая характеристика учебного предмета

Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в ее классическом понимании — зависимости свойств веществ от их химического строения, т. е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. Электронное и пространственное строение органических соединений при том количестве часов, которое отпущено на изучение органической химии, рассматривать не представляется возможным. В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки — с их получения. Химические свойства веществ рассматриваются сугубо прагматически — на предмет их практического применения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т. е. идеи генетической связи между классами органических соединений.

Учебное содержание программы, которое структурировано по блокам: «Теория строения органических веществ»; «Углеводороды»; «Кислородсодержащие органические соединения»; «Азотсодержащие органические соединения», «Биологически активные органические соединения».


Межпредметные и внутрипредметные связи

Реализация программы по химии на ступени среднего (полного) общего образования предполагает широкое использование межпредметных и внутрипредметных связей. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ, с географией и экологией, природоведения, математики, обществоведения, истории и др.

Изучению курса химии в 10 классе предшествуют курсы природоведения и ботаники, в которых учащиеся получают первоначальные представления о живой и неживой природе. Эти знания являются опорными при рассмотрении различных разделов темы: “ Теория строения органических веществ ”. Так, в курсе природоведения учащиеся изучали вещества: кислород, углекислый газ, воду и смеси веществ, песок, глину. В процессе обучения, они получили некоторые сведения об использовании угля, руды, нефти, способах разделения смесей. Помимо межпредметных связей между химией, биологией, используются и сведения из географии, так в 10 классе во время объяснения состава нефти и её применении используются знания учащихся о месторождениях нефти, полученные ими на уроках географии.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения химии на ступени основного общего образования.

Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» в 10 классе федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 1 часа для учета местных условий. Количество контрольных и практических работ соответствует нормам, предусмотренным федеральным базисным планом: контрольных-4; практических-2.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» являются:

Познавательная деятельность:

  1. использование для познания окружающего мира различных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  2. проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;

  3. использование для решения познавательных задач различных источников информации;

  4. формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  5. овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  6. соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  1. владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  2. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  1. владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  2. организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся

Виды контроля

  1. вводный;

  2. промежуточный;

  3. текущий;

  4. тематический;

  5. итоговый.

Методы контроля

  1. письменный;

  2. устный.

Формы контроля

  1. тесты;

  2. зачеты;

  3. устный опрос;

  4. самостоятельные работы

  5. контрольные работы

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.


Критерии и система оценки творческой работы

Важным аспектом исследования развития творческой активности, уровня сформированности умений и навыков проектно-исследовательской деятельности является методика диагностирования этого процесса.

Проектно-исследовательская деятельность оценивается по следующим

критериям:

  1. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задачи;

  2. Оригинальности идеи и способа решения проблемы;

  3. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы;

  4. Степень включенности в групповую работу;

  5. Четкость выполнения отведенной роли;

  6. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

  7. Количество и степень осмысления использованной информации;

  8. Уровень организации и проведение презентаций;

  9. Социальное и прикладное значение полученных результатов.


Результаты обучения

Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико - ориентированного и личностно - ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распознавать опытным путем, вычислять.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (35 часов)


Введение (1 ч)

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать / понимать

  1. особенности строения,

  2. признаки органических веществ,

  3. основные положения теории Бутлерова,

  4. понятия σ- и π- связи,

  5. виды гибридизации.

уметь

  1. составлять электронную и электронно-графическую формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состоянии,

  2. объяснять геометрию молекул в зависимости от валентного состояния атома углерода.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами

Форма контроля:

Устный опрос

Теория строения органических соединений (5 ч)

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Демонстрации.

Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.

Расчетные задачи:

вывод формулы органических веществ по плотности и массовой доле химического элемента.

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать/ понимать




  1. классификацию органических соединений,

  2. основные правила называния веществ,

  3. разновидности структурной и пространственной изомерии,

  4. классификацию органических реакций.

уметь

  1. определять принадлежность вещества к определенному классу органических веществ,

  2. давать названия, определять изомеры и гомологи, тип химической реакции.

  3. выводить формулы органических веществ по плотности и массовой доле химического элемента.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами

Форма контроля:

Контрольная работа №1 по теме «Строение орга­нических соединений.


Углеводороды и их природные источники (8 ч)

Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.

Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.

Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.

Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.

Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

Демонстрации.

  1. Горение метана, этилена, ацетилена.

  2. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде.

  3. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом.

  4. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность.

  5. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.

Лабораторные опыты.

1. Определение элементного состава органических соединений.

2. Изготовление моделей молекул углеводородов.

3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.

4. Получение и свойства ацетилена.

5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать/понимать




  1. основные источники углеводородов, способы их переработки.

  2. изомерию, номенклатуру,

  3. способы получения,

  4. химические и физические свойства,

  5. применение углеводородов.

уметь

  1. строить формулы веществ по названиям и называть вещества по формулам, строить изомеры и гомологи,

  2. объяснять зависимость химических свойств от строения.

  3. обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами

Форма контроля:

Контрольная работа №2 по теме «Углеводороды»


Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники

(9 ч)

Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.

Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.

Демонстрации.

  1. Окисление спирта в альдегид.

  2. Качественная реакция на многоатомные спирты.

  3. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки».

  4. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол.

  5. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы.

  6. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II).

  7. Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров.

  8. Коллекция эфирных масел.

  9. Качественная реакция на крахмал.

Лабораторные опыты.

  1. Свойства этилового спирта.

  2. Свойства глицерина.

  3. Свойства формальдегида.

  4. Свойства уксусной кислоты.

  5. Свойства жиров.

  6. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.

  7. Свойства глюкозы.

  8. Свойства крахмала.

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать/ понимать




  1. состав кислородсодержащих органических соединений

  2. строение кислородсодержащих органических соединений,

  3. классификацию кислородсодержащих органических соединений,

  4. физические и химические свойства кислородсодержащих органических соединений,

  5. способы получения кислородсодержащих органических соединений.

  6. номенклатуру углеводов,

  7. строение молекулы глюкозы и полисахаридов,

  8. качественную реакцию на крахмал.

уметь

  1. называть вещества по структурной формуле

  2. составлять изомеры по названию,

  3. составлять уравнения реакций с участием кислородсодержащих соединений.

  4. классифицировать углеводы

  5. составлять уравнения химических реакций с участием углеводов

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами

Форма контроля:

Контрольная работа №3 по теме «Кислородсодержащие органические соединения».


Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе

(7 ч)

Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина – анилина – из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.

Генетическая связь между классами органических соединений.

Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

Демонстрации.

  1. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой.

  2. Реакция анилина с бромной водой.

  3. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков.

  4. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая.

  5. Горение птичьего пера и шерстяной нити.

  6. Модель молекулы ДНК.

  7. Переходы: этанол этилен этиленгликоль этиленгликолят меди (II);

  8. этанол этаналь этановая кислота.

Лабораторные опыты.

Свойства белков.

Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать/ понимать

  1. состав азотсодержащих органических веществ,

  2. строение молекул аминов, аминокислот и белков,

  3. взаимное влияние атомов в молекулах аминов и аминокислот.

уметь

  1. составлять уравнения реакций с участием азотсодержащих соединений

  2. составлять структурные формулы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами

Форма контроля:

Итоговая контрольная работа

Химия и жизнь (4 ч)

Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны. Проблемы, с применением лекарственных препаратов. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

Общие принципы химической технологии. Природные источники химических веществ.

Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в современной жизни.

Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.

Источники химической информации: учебные, научные и научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета.


Демонстрации.

  1. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы.

  2. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой.

  3. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов.

  4. Коллекция витаминных препаратов.

  5. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок.

  6. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.

  7. Коллекция пластмасс и изделий из них.

  8. Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химически реактивам.

Лабораторные опыты.

1. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.

Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.


В результате изучения темы обучающиеся должны

знать / понимать

  1. особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

  2. нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы

  3. профилактика сахарного диабета

  4. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья.

  5. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.

  6. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации.

  7. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид.

  8. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон

уметь

  1. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

  2. обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

использовать использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.


Форма контроля:

Самостоятельная работа





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

Контрольные работы

Практические работы

1

Введение.


1

-

-

2

Теория строения органических соединений


5

1

-

3

Углеводороды и их природные источники

8

1

-

4

Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники

9

1

-

5

Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе

7

1

1

6

Химия и жизнь

4

-

1

7

Резерв

1



ИТОГО

35

4

2




























ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения химии в 10 классе на базовом уровне ученик должен

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

- важнейшие вещества и материалы: уксусная кислоты, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, , принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- характеризовать: общие химические свойства основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции

химического равновесия от различных факторов;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;

- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.





ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


Литература для учителя


  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013.

  1. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М: «Дрофа», 2015. – 366 с. : ил.

  1. Габриелян О.С. Настольная книга для учителя. М.: Блик и К, 2012.

  2. Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 253, [3] с.



Литература для обучающихся

  1. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М: «Дрофа», 2015. –366 с. : ил

  1. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. Учреждений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 399, [1] с.

  1. Репетитор по химии / под ред. А.С. Егорова. – Изд. 30-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 762, [1] с.: ил. – (Абитуриент).

  2. ЕГЭ 2010. Химия. Типовые тестовые задания / Ю.Н. Медведев. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 111, [1] с.

  3. Химия. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности (С1- С5): учебно – методическое пособие / Под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2016. – 128с. – (Готовимся к ЕГЭ).

  4. Отличник ЕГЭ. Химия. Решение сложных задач. Под редакцией А.А. Кавериной / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2013. – 200с.

  5. Единый государственный экзамен 2014. Химия. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2013. – 272с.

  6. Химия. ЕГЭ – 2014. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни (А1-А30; В1-В10): учебно – методическое пособие / Под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 411, [2] с. – (Готовимся к ЕГЭ).

  7. Химия. Подготовка к ЕГЭ – 2014. Вступительные испытания: учебно – методическое пособие / Под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 333 с. – (Готовимся к ЕГЭ).

  8. Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2010. – 256с.

  9. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы: Учеб. Пособие. – М.: Высш.шк., 1985. – 367 с., ил.

  10. Глинка Н.Л. Общая химия. Издательство «Химия», 1979


Мультимедийные средства и Интернет-ресурсы

  1. http //www.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Российское образование».

  2. http //www.mon/ gow. Ru.- Министерство образования и науки Российской Федерации.

  3. http //www.fsu. mto. Ru – Федеральный совет по учебникам Министерство образования и науки Российской Федерации.

  4. http //www.regadm. tambov. Ru . – Управление образования Тамбовской области.

  5. http //him. Lseptcmber. Ru. – Газета «Химия » и сайт для учителя «Я иду на урок химии».

  6. http //home. Uic. Tula .ru / -zanchem . – Занимательная химия : все о металлах.

  7. http //mendeleev. Jino – net.ru . – Периодический закон Д .И .Менделеева и строение атома.

  8. http //chemicsoft. Chat. Ru . – Программное обеспечение по химии.

  9. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).

  10. http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».

  11. http://him.1september.ru/urok/- Материалы к уроку.

  12. www.km.ru/education – учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  13. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека


Оборудование и приборы

Натуральные объекты:

Коллекции: природных источников углеводородов

Пластмасс, каучуков, волокон.

Химические реактивы и материалы:

Наиболее часто используемые:

  1. органические соединения: этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус, бензол.

  2. бромная вода

  3. раствор перманганата калия

  4. серная кислота

  5. оксид меди (II)

Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:

1)Приборы для работы с газами;

2)аппараты и приборы для опытов с твердыми, жидкими веществами;

3)измерительные приборы и приспособления для выполнения опытов;

4)стеклянная и пластмассовая посуда и приспособления для проведения опытов.

Модели:

Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.

Учебные пособия на печатной основе:

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;

Таблица растворимости кислот, оснований солей;

Электрохимический ряд напряжений металлов;

Алгоритмы по характеристике химических элементов, химических реакций, решению задач;

Дидактические материалы:рабочие тетради на печатной основе, инструкции, карточки с заданиями,таблицы.

Экранно-звуковые средства обучения:

CD, DVD-диски, видеофильмы, диафильмы и диапозитивы, компьютерные презентации в формате Ppt.

ТСО: Компьютер; мультимедиапроектор ; экран;

Утверждаю:

Директор школы

________________/С.В. Вязовова/

«_____»_____________2017г

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по химии 10 класс

на 2017 - 2018 учебный год

№ п./п

Раздел, тема урока

Количество часов

Виды и формы контроля

Дата прохождения темы, раздела

Примечание

по плану

фактически


Введение

1





1.

Предмет органической химии. Органические вещества. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.

1

устный опрос





Теория строения органических соединений

5





2.

Классификация органических соединений

1

письменный опрос




3.

Номенклатура органических веществ.

1

сам. работа




4.

Изомерия и ее виды. Структурная и про­странственная изоме­рия

1

фронтальный опрос




5.

Типы химических ре­акций в органической химии.

1

тест




6.

К/р №1 по теме «Строение орга­нических соединений.

1

контрольная работа





Углеводороды и их природные источники

8





7.

Природные источники углеводородов.


1

индивидуальное задание




8.

Алканы

1

сам. работа




9.

Алкены

1

тест




10.

Алкадиены.

1

сам. работа




11.

Алкины


1

письменный опрос




12.

Арены


1

устный опрос




13.

Решение задач на вы­вод формул органиче­ских соединений по продуктам их сгора­ния.

1

решение задач




14.

К/р №2 по теме «Углеводороды»

1

контрольная работа





Кислородсодержащие органические соединения

9





15.

Одноатомные спирты


1

письменный опрос




16.

Многоатомные спирты

1

сам. работа




17.

Фенол


1

контрольная работа




18.

Альдегиды и кетоны.


1

устный опрос




19.

Карбоновые кислоты


1

письменный опрос




20.

Сложные эфиры и жиры.


1

индивидуальное задание




21.

Понятие об углеводах моносахариды. Моносахариды

1

письменный опрос




22.

Полисахариды.

1

сам. работа




23.

К/р №3 по теме «Кислородсодержащие органические соединения».

1

контрольная работа





Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе

7





24.

Амины


1

индивидуальное задание




25.

Аминокислоты


1

письменный опрос




26.

П/р № 1. « Решение экспериментальных задач по курсу органической химии».

1

отчет о работе




27.

Высокомолекулярные соединения.


1

химический диктант




28.

П/р № 2. «Определение пластмасс и волокон».

1

отчет о работе




29.

Генетическая связь между классами органических соединений.

1

письменный опрос




30.

Итоговая контрольная работа.

1

тест





Химия и жизнь

4





31.

Нуклеиновые кислоты

1

сам. работа




32.

Ферменты. Витамины и гормоны.


1

письменный опрос




33.

Лекарства


1

письменный опрос




34.

Искусственные и синтетические полимеры

1

сам. работа




35

Резерв

1







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по химии 10 класс

Автор: Бударина Наталия Алексеевна

Дата: 16.02.2018

Номер свидетельства: 457930

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа, 7 класс, О.А. Кожина "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-7-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222447"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436293848"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Рабочие программы  2 класс умк Школа России "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochiie-proghrammy-2-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "130702"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415975186"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "рабочая программа по химии среднего(полного) общего образования УМК О.С.Габриелян 10-11 классы базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(125) "rabochaia-proghramma-po-khimii-sriedniegho-polnogho-obshchiegho-obrazovaniia-umk-o-s-gabriielian-10-11-klassy-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "114216"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411377435"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "рабочая программа по химии в 10 классе  (2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК О.С.Габриеляна базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(118) "rabochaia-proghramma-po-khimii-v-10-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-o-s-gabriieliana-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "110837"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406699422"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   по учебному предмету «ХИМИЯ», 9 класс "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-programma-po-uchiebnomu-priedmietu-khimiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "131242"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416125682"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства