Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» в 10 классе федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 1 часа для учета местных условий. Количество контрольных и практических работ соответствует нормам, предусмотренным федеральным базисным планом: контрольных-4; практических-2.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 10 класс»
Управление образования администрации Тамбовского района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и согласована методическим советом
Протокол № ___
от «____» ___________2017г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
______________С.В.Вязовова
Приказ №________
от «___» ___________ 2017 г.
Рабочая программа
по химии
для 10 класса
на 2017-2018 учебный год
2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по химии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего полного образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна.
Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 классов и реализуется на основе следующих документов:
Обязательный минимум содержания образовательных программ.
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
Стандарт среднего (полного) общего образования по химии.
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1
Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014/2015 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 253 от 31.03.2014 г.;
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Рабочая программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса химии в основной школе.
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения; календарно-тематическое планирование.
Цели
Изучение химии в средней школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи
Формирование знаний об основных понятиях и законах химии.
Воспитание общечеловеческой культуры.
Обучение наблюдению, применению полученных знаний на практике.
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
Частично-поисковый, основанный на использовании знаний о химии, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.
Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Исследовательский метод используется при изучении:
классификации органических веществ
химических свойствах веществ.
Основные формы и виды организации учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:
создание оптимальных условий обучения;
исключение психотравмирующих факторов;
сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
развитие положительной мотивации к освоению программы;
развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Типы урока
Урок усвоения новых знаний или нового материала.
Повторительно-обобщающий урок.
Урок закрепления изученного материала.
Урок контроля
Урок обобщающего контроля
Формы организации работы учащихся:
Индивидуальная.
Коллективная:
фронтальная;
парная;
групповая.
Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии
Организация учебно-воспитательного процесса соответствует принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся). Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также, личностно-ориентированному и дифференцированному подходам.
В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии).
Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной технологий и развивающего обучения.
Формы учебных занятий
Мини – лекции;
Диалоги и беседы;
Практические работы;
Лабораторные опыты;
Проектные работы
Виды деятельности учащихся
Устные сообщения;
Обсуждения;
Работа с источниками;
Доклады;
Защита презентаций;
Рефлексия
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в ее классическом понимании — зависимости свойств веществ от их химического строения, т. е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. Электронное и пространственное строение органических соединений при том количестве часов, которое отпущено на изучение органической химии, рассматривать не представляется возможным. В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки — с их получения. Химические свойства веществ рассматриваются сугубо прагматически — на предмет их практического применения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т. е. идеи генетической связи между классами органических соединений.
Учебное содержание программы, которое структурировано по блокам: «Теория строения органических веществ»; «Углеводороды»; «Кислородсодержащие органические соединения»; «Азотсодержащие органические соединения», «Биологически активные органические соединения».
Межпредметные и внутрипредметные связи
Реализация программы по химии на ступени среднего (полного) общего образования предполагает широкое использование межпредметных и внутрипредметных связей. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ, с географией и экологией, природоведения, математики, обществоведения, истории и др.
Изучению курса химии в 10 классе предшествуют курсы природоведения и ботаники, в которых учащиеся получают первоначальные представления о живой и неживой природе. Эти знания являются опорными при рассмотрении различных разделов темы: “ Теория строения органических веществ ”. Так, в курсе природоведения учащиеся изучали вещества: кислород, углекислый газ, воду и смеси веществ, песок, глину. В процессе обучения, они получили некоторые сведения об использовании угля, руды, нефти, способах разделения смесей. Помимо межпредметных связей между химией, биологией, используются и сведения из географии, так в 10 классе во время объяснения состава нефти и её применении используются знания учащихся о месторождениях нефти, полученные ими на уроках географии.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения химии на ступени основного общего образования.
Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» в 10 классе федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 1 часа для учета местных условий. Количество контрольных и практических работ соответствует нормам, предусмотренным федеральным базисным планом: контрольных-4; практических-2.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;
использование для решения познавательных задач различных источников информации;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся
Виды контроля
вводный;
промежуточный;
текущий;
тематический;
итоговый.
Методы контроля
письменный;
устный.
Формы контроля
тесты;
зачеты;
устный опрос;
самостоятельные работы
контрольные работы
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Важным аспектом исследования развития творческой активности, уровня сформированности умений и навыков проектно-исследовательской деятельности является методика диагностирования этого процесса.
Проектно-исследовательская деятельность оценивается по следующим
критериям:
Осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задачи;
Оригинальности идеи и способа решения проблемы;
Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы;
Степень включенности в групповую работу;
Четкость выполнения отведенной роли;
Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
Количество и степень осмысления использованной информации;
Уровень организации и проведение презентаций;
Социальное и прикладное значение полученных результатов.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико - ориентированного и личностно - ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распознавать опытным путем, вычислять.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (35 часов)
Введение (1 ч)
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать / понимать
особенности строения,
признаки органических веществ,
основные положения теории Бутлерова,
понятия σ- и π- связи,
виды гибридизации.
уметь
составлять электронную и электронно-графическую формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состоянии,
объяснять геометрию молекул в зависимости от валентного состояния атома углерода.
использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами
Форма контроля:
Устный опрос
Теория строения органических соединений (5 ч)
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Демонстрации.
Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Расчетные задачи:
вывод формулы органических веществ по плотности и массовой доле химического элемента.
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать/ понимать
классификацию органических соединений,
основные правила называния веществ,
разновидности структурной и пространственной изомерии,
классификацию органических реакций.
уметь
определять принадлежность вещества к определенному классу органических веществ,
давать названия, определять изомеры и гомологи, тип химической реакции.
выводить формулы органических веществ по плотности и массовой доле химического элемента.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля безопасного обращения с веществами
Форма контроля:
Контрольная работа №1 по теме «Строение органических соединений.
Углеводороды и их природные источники (8 ч)
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации.
Горение метана, этилена, ацетилена.
Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде.
Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность.
Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты.
1. Определение элементного состава органических соединений.
2. Изготовление моделей молекул углеводородов.
3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.
4. Получение и свойства ацетилена.
5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать/понимать
основные источники углеводородов, способы их переработки.
изомерию, номенклатуру,
способы получения,
химические и физические свойства,
применение углеводородов.
уметь
строить формулы веществ по названиям и называть вещества по формулам, строить изомеры и гомологи,
объяснять зависимость химических свойств от строения.
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов
использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля безопасного обращения с веществами
Форма контроля:
Контрольная работа №2 по теме «Углеводороды»
Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники
(9 ч)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.
Демонстрации.
Окисление спирта в альдегид.
Качественная реакция на многоатомные спирты.
Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки».
Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол.
Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы.
Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II).
Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров.
Коллекция эфирных масел.
Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты.
Свойства этилового спирта.
Свойства глицерина.
Свойства формальдегида.
Свойства уксусной кислоты.
Свойства жиров.
Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.
физические и химические свойства кислородсодержащих органических соединений,
способы получения кислородсодержащих органических соединений.
номенклатуру углеводов,
строение молекулы глюкозы и полисахаридов,
качественную реакцию на крахмал.
уметь
называть вещества по структурной формуле
составлять изомеры по названию,
составлять уравнения реакций с участием кислородсодержащих соединений.
классифицировать углеводы
составлять уравнения химических реакций с участием углеводов
использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами
Форма контроля:
Контрольная работа №3 по теме «Кислородсодержащие органические соединения».
Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе
(7 ч)
Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина – анилина – из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации.
Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой.
Реакция анилина с бромной водой.
Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков.
Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая.
Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать/ понимать
состав азотсодержащих органических веществ,
строение молекул аминов, аминокислот и белков,
взаимное влияние атомов в молекулах аминов и аминокислот.
уметь
составлять уравнения реакций с участием азотсодержащих соединений
составлять структурные формулы.
использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля безопасного обращения с веществами
Форма контроля:
Итоговая контрольная работа
Химия и жизнь (4 ч)
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны. Проблемы, с применением лекарственных препаратов. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
Общие принципы химической технологии. Природные источники химических веществ.
Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в современной жизни.
Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.
Источники химической информации: учебные, научные и научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета.
Демонстрации.
Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы.
Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой.
Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов.
Коллекция витаминных препаратов.
Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок.
Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.
Коллекция пластмасс и изделий из них.
Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химически реактивам.
Лабораторные опыты.
1. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать / понимать
особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы
профилактика сахарного диабета
Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья.
Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации.
Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид.
Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон
уметь
Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
использоватьиспользовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Форма контроля:
Самостоятельная работа
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Содержание учебного материала
Количество часов
Контрольные работы
Практические работы
1
Введение.
1
-
-
2
Теория строения органических соединений
5
1
-
3
Углеводороды и их природные источники
8
1
-
4
Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники
9
1
-
5
Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе
7
1
1
6
Химия и жизнь
4
-
1
7
Резерв
1
ИТОГО
35
4
2
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения химии в 10 классе на базовом уровне ученик должен
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: уксусная кислоты, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, , принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: общие химические свойства основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции
химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература для учителя
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013.
Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М: «Дрофа», 2015. – 366 с. : ил.
Габриелян О.С. Настольная книга для учителя. М.: Блик и К, 2012.
Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 253, [3] с.
Литература для обучающихся
Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М: «Дрофа», 2015. –366 с. : ил
Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. Учреждений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 399, [1] с.
Репетитор по химии / под ред. А.С. Егорова. – Изд. 30-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 762, [1] с.: ил. – (Абитуриент).
ЕГЭ 2010. Химия. Типовые тестовые задания / Ю.Н. Медведев. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 111, [1] с.
Химия. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности (С1- С5): учебно – методическое пособие / Под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2016. – 128с. – (Готовимся к ЕГЭ).
Отличник ЕГЭ. Химия. Решение сложных задач. Под редакцией А.А. Кавериной / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2013. – 200с.
Единый государственный экзамен 2014. Химия. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2013. – 272с.
Химия. ЕГЭ – 2014. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни (А1-А30; В1-В10): учебно – методическое пособие / Под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 411, [2] с. – (Готовимся к ЕГЭ).
Химия. Подготовка к ЕГЭ – 2014. Вступительные испытания: учебно – методическое пособие / Под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 333 с. – (Готовимся к ЕГЭ).
Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2010. – 256с.
Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы: Учеб. Пособие. – М.: Высш.шк., 1985. – 367 с., ил.
Глинка Н.Л. Общая химия. Издательство «Химия», 1979