г. Верещагино, Пермский край
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, а также программы курса химии для учащихся 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян).
- программы пропедевтического курса химии для 7 класса основной школы «Химия. Вводный курс. 7 класс» авторов О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова и А. К. Ахлебинина (Программа пропедевтического курса «Химия. Вводный курс. 7 класс»/ О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. К. Ахлебинин . - М.: Дрофа, 2014г.)
Согласно утвержденному Учебному плану школы на изучение пропедевтического курса химии отведено 1 час в неделю, поэтому рабочая программа разработана мной на 35 учебных часов в год. Рабочая программа экспериментальная и в течение учебного года возможны изменения тем, так и изменение количества часов на определенные темы.
- сформировать предметные знания, умения и навыки (в первую очередь расчетные и экспериментальные), на которые недостаточно времени при изучении курса химии основной школы;
- показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития науки химии;
- интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия»;
- формирование экспериментальных умений на основе несложных по технике выполнения лабораторных опытов и практических занятий;
- развитие логических операций мышления: анализа и синтеза, сравнения и обобщения, выдвижения и подтверждения или опровержения гипотез;
- совершенствование математических умений, необходимых для решения несложных химических задач;
- повышение роли самостоятельной работы обучающихся при выполнении домашнего эксперимента, подготовки докладов, презентаций, проектов.
- вести химические расчёты относительной молекулярной массы, массовой доли элементов в веществе, доли компонентов смеси, простые вычисления по уравнению реакции;
Курс пропедевтики не предусмотрен федеральным базисным учебным планом, поэтому в программе отсутствуют сведения курса химии, предусмотренного федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по химии для основной школы.
Данный пропедевтический курс дает первые первоначальные понятия о большинстве разделов химической науки, спектре понятий и теорий, подготавливают учащихся к изучению химии. В отличие от существующих программ в данном курсе реализована идея раннего систематического изучения химии как в качестве собственно пропедевтики, а так же как составной части школьного курса химии, сформированного за счет перенесения части учебного материала и ряда тем из курса 8-го класса в 7-й.
- уменьшить интенсивность и нагрузку изучения учебного материала в основной школе;
- интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины.
Курс химии в 7-м классе учащиеся знакомятся с межпредметным взаимодействием химии с другими естественнонаучными дисциплинами, единой естественнонаучной картиной мира, химической символикой, составом и классификацией веществ, рассматривают смеси веществ и их состав. Таким образом, курс химии 7-го класса реализует значительную часть первого этапа изучения школьной дисциплины.
В результате формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В итоге такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии. В курсе подчеркивается, что химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7-ом классе рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод. Курс, как в теоретический, так и практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе.
1. Химия в центре естествознания (12 ч.)
2. Неорганические вещества (18 ч.)
3. Явления, происходящие с веществами (7 ч.)
Итог: 35 часов, 1 час - резерв.
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Содержание урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Д/з |
1. ХИМИЯ В ЦЕНТРЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ | |
1 | | Вводный урок. Предмет химии | Вводный | - организация пропедевтического обучения в 7 классе, ТБ при нахождении в кабинете химии, при проведении практических и исследовательских работ Химия – наука о природе. Взаимодействие человека и природы. Положительное и отрицательное воздействие. Физические тела. Вещество. Предмет изучения химии как науки. Наличие физических свойств у веществ. | Знать правила поведения при нахождении в кабинете химии, при проведении практических и исследовательских работ. При работе с веществами Знать положительные и отрицательное воздействие химии на природу Определения: Химия, вещество | |
2 | | Химия, физика, биология и география | Комбинированный урок | Наблюдение как метод познания окружающего мира. Эксперимент как метод изучения природы и явлений в определенных условиях. Связь предметов изучения физики, химии, биологии и географии. Молекула. Диффузия. Броуновское движение частиц Опыт: растворение KMnO4 в холодной и горячей воде | Знать сущность метода наблюдения и первые характеристики вещества. Обоснование гипотезы и проведение эксперимента. Знать взаимосвязь предметов химии, физики, биологии и географии. Определения: диффузия, броуновское движение | |
3 | | Агрегатные состояния вещества | Урок изучения новых знаний | Газообразное состояние вещества и его свойства. Жидкое состояние вещества и его свойства. Твердое состояние вещества и его свойства. Состав вещества из молекул, молекул из атомов. Определенный порядок соединения атомов в молекуле. Строение вещества. Модели атомов и молекул | Умение характеризовать вещества в трех агрегатных состояниях. Знать состав вещества: вещество – молекула – атом. Определения: атом, молекула | |
4 | | Химическая символика | Урок изучения новых знаний | Химическое обозначение атомов химических элементов: H, C,N, O, P, S; Li, F, Na, Mg, Al, Cl, K, Ca, Cr, Mn, Zn, Br, I,Ba Si, Fe, Cu, Ag, Au, Pb, Hg | Обозначение основных химических элементов, их произношение и название | |
5 | | Простые и сложные вещества. Молекула. Индекс. | Комбинированный урок | Повторение символики химических элементов . Состав молекул из атомов, обозначение количества атомов одного вида с помощью индексов. Наличие в молекулах нескольких групп атомов и их отличие. Простые и сложные вещества. Отличия по химической формуле | Уметь отличать по химической формуле простые и сложные вещества. Умение характеризовать качественный и количественный состав молекулы по формуле Определения: индекс, простые вещества, сложные вещества | |
6 | | Относительная атомная масса | Урок изучения новых знаний | Относительная атомная масса. Округление относительной атомной массы. Относительная атомная масса хлора. Вычисление относительной массы элементов | Умение определять и округлять относительную массу элементов. Знать относительную массу хлора | |
7 | | Относительная молекулярная масса | Комбинированный урок | Повторение. Качественный и количественный состав молекулы. Относительная молекулярная масса. Вычисление относительной молекулярной массы вещества | Умение определять относительную молекулярную массу вещества по химической формуле | |
8 | | Практическая работа № 1 «Лабораторное оборудование» | Практическая работа | Изображение и подпись часто применяемой лабораторной посуды. Заполнение пробирок водой из химического стакана и другой пробирки | Знание основной лабораторной посуды. Умение заполнять пробирки веществом из различных емкостей | |
9 | | Относительная молекулярная масса. Решение задач | Комбинированный урок | Относительная молекулярная масса. Вычисление относительной молекулярной массы вещества. Решение задач | Умение определять относительную молекулярную массу вещества по химической формуле | |
10 | | Массовая доля элемента в сложном веществе | Урок изучения новых знаний | Решение задач. Массовая доля элемента. Формула определения массовой доли элемента по химической формуле вещества | Знать формулу определения массовой доли элемента по химической формуле вещества. Уметь вычислять массовую долю вещества | |
11 | | Массовая доля. Решение задач | Комбинированный урок | Решение задач. Массовая доля элемента. Формула определения массовой доли элемента по химической формуле вещества | Знать формулу определения массовой доли элемента по химической формуле вещества. Уметь вычислять массовую долю вещества | |
12 | | Контрольная работа № 1 «Химическая формула» | Урок контроля | Контрольная работа | | |
2. НОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА |
13 | | Классификация неорганических веществ. Простые вещества | Урок изучения новых знаний | Классификация неорганических веществ. Простые вещества. Сложные вещества: оксиды, основания, кислоты, соли. Металлы и неметаллы. Простые вещества в Периодической системе химических элементов | Знать классификацию неорганических веществ. Отличие простых и сложных веществ. | |
14 | | Степень окисления | Урок изучения новых знаний | Повторение. Простые вещества Понятие степени окисления. Степень окисления простых веществ. Элементы с постоянной степенью окисления: H+, Li+, K+, Na+, Ag+, Mg2+, Ca2+, Ba2+, Zn2+, Al3+, F-, O2-. Определение степени окисления элементов в сложном веществе | Знать понятие степени окисления и элементы, имеющие постоянную степень окисления. Уметь определять степень окисления элементов в веществах Определения: степень окисления | |
15 | | Определение степени окисления элементов | Комбинированный урок | Повторение. Массовая доля элемента в молекуле Повторение. Степень окисления. Определение степени окисления элементов в сложном веществе | Уметь определять степень окисления элементов в сложных веществах | |
16 | | Оксиды | Урок изучения новых знаний | Повторение. Степень окисления Оксиды. Отличие класса оксидов от других классов неорганических веществ. Номенклатура оксидов. Составление формулы оксидов по названию | Уметь отличать оксиды от других классов веществ. Уметь давать название оксидам по формуле вещества. Уметь составлять формулу оксида по названию | |
17 | | Номенклатура оксидов | Комбинированный урок | Повторение. Массовая доля Степень окисления элементов. Номенклатура оксидов. Составление формулы оксидов по названию | Уметь отличать оксиды от других классов веществ. Уметь давать название оксидам по формуле вещества. Уметь составлять формулу оксида по названию | |
18 | | Основания | Урок изучения новых знаний | Основания. Отличие класса основания от других классов неорганических веществ. Номенклатура основания. Составление формулы основания по названию | Уметь отличать основания от других классов веществ. Уметь давать название основаниям по формуле вещества. Уметь составлять формулу основания по названию | |
19 | | Кислоты | Урок изучения новых знаний | Повторение. Основания и оксиды Кислоты. Отличие класса кислот от других классов неорганических веществ. Номенклатура кислот | Уметь отличать кислоты от других классов веществ. Знать формулы кислот | |
20 | | Соли | Урок изучения новых знаний | Повторение. Кислоты, основания, оксиды Соли. Отличие класса солей от других классов неорганических веществ. Номенклатура солей. Составление формулы солей по названию | Уметь отличать соли от других классов веществ. Уметь давать название солям по формуле вещества. Уметь составлять формулу соли по названию | |
21 | | Повторение. Классы неорганических веществ | Комбинированный урок | Повторение. Оксиды, основания, кислоты и соли. Номенклатура и отличие классов неорганических веществ | Уметь различать классы неорганических веществ. Уметь давать название по формуле вещества. Уметь составлять формулу вещества по названию | |
22 | | Практическая работа № 2 «Классы неорганических веществ» | Практическая работа | Знакомство с основными классами веществ. Описание цвета, структуры и основных физических свойств представленных веществ | Уметь характеризовать представленные вещества | |
23 | | Массовая доля вещества | Комбинированный урок | Смеси, растворы, сплавы. Массовая доля вещества в смеси. Формула вычисления массовой доли вещества. Определение массовой доли вещества, массы смеси и массы чистого вещества | Уметь вычислять массовую долю вещества в смеси, массу смеси и массы чистого вещества в смеси | |
24 | | Объемная доля газа в смеси | Комбинированный урок | Смесь газа. Объемная доля вещества в смеси. Формула вычисления объемной доли вещества. Определение объемной доли вещества, объема смеси и объема чистого вещества | Уметь вычислять объемную долю вещества в смеси, объем смеси и объем чистого вещества в смеси | |
25 | | Количество вещества | Урок изучения новых знаний | Кратные единицы измерения массы и объема Повторение. Относительная молярная масса вещества. Понятие моля вещества. Вычисление молярной массы сложных веществ | Знать понятие моля вещества. Уметь вычислять молярную массу по формуле вещества | |
26 | | Вычисление количества вещества | Комбинированный урок | Понятие моля вещества. Вычисление количества из массы и объема вещества | Знать понятие моля вещества. Уметь вычислять количество вещества исходя из массы и объема вещества | |
27 | | Связь количества вещества массы и объема | Комбинированный урок | Понятие моля вещества. Связь количества вещества, массы и объема | Знать понятие моля вещества. Уметь вычислять количество вещества исходя из массы и объема вещества | |
28 | | Связь количества вещества и объема | Комбинированный урок | Понятие моля вещества. Вычисление количества вещества из объема и массы | Знать понятие моля вещества. Уметь вычислять количество вещества исходя из массы и объема вещества | |
29 | | Связь количества вещества и объема | Комбинированный урок | Повторение. Классы неорганических веществ Понятие моля вещества. Вычисление количества вещества из объема и массы | Знать понятие моля вещества. Уметь вычислять количество вещества исходя из массы и объема вещества | |
30 | | Контрольная работа № 2 «Неорганические вещества» | Урок контроля | Контрольная работа | | |
3. ЯВЛЕНИЯ ПРОИСХОДЯШИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ |
| | Физические явления | | Физические явления. Примеры физических и химических явлений. Изменение агрегатного состояния вещества: твердое тело → жидкость → газ | Знать сущность физического явления. Уметь давать примеры физических явлений. Уметь характеризовать агрегатные состояния вещества | |
31 | | Химические явления. Понятие о химической реакции | Урок изучения новых знаний | Химические явления. Отличие химических явлений от физических. Примеры и химических явлений. Превращение веществ. Понятие о химической реакции. Исходные вещества и продукты реакции. Уравнение химического процесса | Знать понятие химических и физических явлений. Знать их основные отличия и уметь приводить примеры. Знать понятие химической реакции. Знать в исходные вещества и продукты реакции | |
32 | | Коэффициенты в уравнениях химической реакции | Урок изучения новых знаний | Повторение. Уравнение химической реакции. Коэффициенты. Количество атомов до и после реакции. Расстановка коэффициентов в химическом равнении. Способы расстановки коэффициентов | Знать понятие коэффициента в уравнении реакции. Уметь расставлять коэффициенты в уравнении и уравнивать количество атомов до и после реакции | |
33 | | Определение массы вещества по уравнению реакции | Комбинированный урок | Вычисление по уравнению химической реакции. Определение массы вещества по известной массе другого вещества. Решение задач | Уметь вычислять по уравнению химической реакции массу вещества по известной массе другого вещества | |
34 | | Определение объема вещества по уравнению реакции | Комбинированный урок | Вычисление по уравнению химической реакции. Определение объема вещества по известной массе или объему другого вещества. Решение задач | Уметь вычислять по уравнению химической реакции массу или объем вещества по известной массе или объему другого вещества | |
35 | | Заключение. Итоги изучения курса химии 7 класса (резерв) | Комбинированный урок | Заключение | | |