РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ В ПРОФЕССИИ ПОВАРА, КОНДИТЕРА».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ В ПРОФЕССИИ ПОВАРА, КОНДИТЕРА».
Область применения программы
Примерная программа по предмету «Химия в профессии» для профессии повар является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: «Повар, кондитер».
Программа по предмету «Химия в профессии» для профессии «Повар, кондитер» может быть использована при профессиональной подготовки поваров и при повышении квалификации и переподготовки рабочих.
Место дисциплины в структуре профессиональной образовательной программы:
Предмет «Химия в профессии» для повара является региональным компонентом при обучении учащихся по профессии «Повар, кондитер». Глубина раскрытия материала программы должна соответствовать познавательным возможностям учащихся, уровню их общеобразовательной и общетехнической подготовки, производственному опыту. Учитывая, что обучающиеся имеют базовые знания по общеобразовательным дисциплинам в объеме основного общего образования школы, необходимо больше внимания уделять лабораторно-практическим работам, формирующим навыки профессиональной деятельности, раскрывая прикладной характер химии, имеющим существенное значение для подготовки квалифицированных рабочих.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Основные цели курса:
создание условий для формирования и развития
- интеллектуальных и практических умений в области химического эксперимента, позволяющих исследовать явления природы;
- интереса к изучению химии и проведению химического эксперимента;
- умения более осознанно применять на практике химические законы, правильно (оптимально и безопасно для жизни) действовать в реальном мире;
- умение самостоятельно приобретать и применять знания;
- творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- способности ориентироваться в мире профессий: химика, повара, инженера по охране труда, медицинского работника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ В ПРОФЕССИИ ПОВАРА, КОНДИТЕРА». »
Министерство образования и науки Пермского края
Государственное бюджетное учреждение среднего профессионального образования
«Краевой многопрофильный техникум»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ХИМИЯ В ПРОФЕССИИ»
(прикладной курс) для профессии «Повар, кондитер»
Разработчик: Ветрова Нина Петровна, преподаватель химии и биологии высшей категории.
Пермь 2014
паспорт РаБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ в профессии» (прикладной курс) для профессии 260807.01 «Повар, кондитер».
1.1. Область применения программы
Примерная программа по предмету «Химия в профессии» для профессии повар является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: «Повар, кондитер».
Программа по предмету «Химия в профессии» для профессии «Повар, кондитер» может быть использована при профессиональной подготовки поваров и при повышении квалификации и переподготовки рабочих.
1.2. Место дисциплины в структуре профессиональной образовательной программы:
Предмет «Химия в профессии» для повара является региональным компонентом при обучении учащихся по профессии «Повар, кондитер». Глубина раскрытия материала программы должна соответствовать познавательным возможностям учащихся, уровню их общеобразовательной и общетехнической подготовки, производственному опыту. Учитывая, что обучающиеся имеют базовые знания по общеобразовательным дисциплинам в объеме основного общего образования школы, необходимо больше внимания уделять лабораторно-практическим работам, формирующим навыки профессиональной деятельности, раскрывая прикладной характер химии, имеющим существенное значение для подготовки квалифицированных рабочих.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Основные цели курса:
создание условий для формирования и развития
- интеллектуальных и практических умений в области химического эксперимента, позволяющих исследовать явления природы;
- интереса к изучению химии и проведению химического эксперимента;
- умения более осознанно применять на практике химические законы, правильно (оптимально и безопасно для жизни) действовать в реальном мире;
- умение самостоятельно приобретать и применять знания;
- творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- способности ориентироваться в мире профессий: химика, повара, инженера по охране труда, медицинского работника.
- развитие мышления обучающихся, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания;
-развитие познавательного интереса к изучению химии;
- развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения;
- систематизация, обобщение и углубление полученных знаний и умения применять полученные знания на практике;
- формирование у обучающихся знаний о характере труда, перспективах профессионального роста, необходимых профессиональных качествах работников;
- формирование художественного вкуса и конструкторских способностей учащихся;
- воспитание уважения к труду повара.
В процессе изучения курса предусматривается следующие виды работы:
- самостоятельная работа учащихся над теоретическим материалом темы курса;
- защита творческих работ, публичное представление полученных в ходе самостоятельной работы результатов, их аргументированное обоснование;
- работа в малых группах.
Программа предполагает практико-ориентированное обучение с применением технологии сотрудничества.
По итогам изучения курса обучающиеся сдают дифференцированный зачёт.
Таким образом, в процессе изучения курса обучающиеся:
- смогут успешно реализоваться в учебной деятельности;
- приобретут основы технических знаний по различным аспектам наук, что повысит их интерес к получаемой ими профессии и сориентирует их на продолжение образования на следующей ступени обучения;
- научатся ставить простейшие исследовательские задачи и решать их доступными средствами, а также представлять полученные результаты;
- приобретут опыт дискуссии, проектирования и реализации учебно-исследовательской работы в коллективе;
- приобретут навыки в решении задач, связанных с МДК по профессии.
В результате изучения курса у обучающихся должны быть сформированы следующие общие компетенции:
Код
Наименование результата обучения
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК10.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4Рекомендуемое количество часов на освоение программы «Химия в профессии» для профессии 260807.01 «Повар, кондитер»: обязательная аудиторная учебная нагрузка – 36 часов.
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной дисциплины
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка
46
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
Практические работы
5
Лабораторные работы
3
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
10
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2
2.2. Примерный тематический план и содержание предмета « Химия в профессии продавца»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
Предмет, содержание и основные направления дисциплины.
1
1
Тема 1
Пищевая химия.
13
2
Понятие качества пищевых продуктов. Общие пищевые законоположения и инструкции. Проблемы повышения качества пищевых продуктов.
Вода. Физические и химические свойства воды. Свободная и связанная влага в пищевых продуктах. Активность воды. Структура и свойства льда. Роль льда в обеспечении стабильности пищевых продуктов.
Минеральные соли. Роль минеральных веществ в организме человека. Физиологическая роль отдельных макроэлементов и микроэлементов.
2
1
5
Практическая работа №1 «Составление таблицы минерального состава пищевых продуктов».
1
2
6
Органические вещества, образующие пищевые продукты. Углеводы, общая характеристика и физиологическое значение. Функции моносахаридов и олигосахаридов в пищевых продуктах. Функции полисахаридов в пищевых продуктах.
1
1
7
Липиды, химический состав, происхождение, физические и химические свойства. Пищевая ценность масел и жиров.
1
2
8
Белки, иххимический состав, происхождение, химические свойства. Проблема белкового дефицита на Земле. Нормы физиологической потребности в белках. Белково-калорийная недостаточность и ее последствия. Аминокислоты и функции некоторых аминокислот в организме. Важнейшие группы пептидов и их физиологическая роль. Характеристика белков пищевого сырья.
1
2
9
Неорганические кислоты. Общая характеристика кислот пищевых продуктов. Пищевые кислоты и их кислотность. Влияние пищевых кислот на качество продуктов. Регуляторы кислотности пищевых систем.
1
1
10
Лабораторная работа №1 «Цветные реакции на белок куриного яйца».
1
2
11
Лабораторная работа №2 «Реакции, доказывающие наличие крахмала в хлебе, глюкозы в виноградном соке, кислот в яблочном соке, лимоне и прокисшем молоке».
1
2
12
Витамины. Общие сведения о витаминах. Физиологическое значение водорастворимых витаминов. Физиологическое значение жирорастворимых витаминов.
1
2
13
Практическая работа №2 «Составление таблицы витаминного состава пищевых продуктов».
1
2
14
Практическая работа №3 «Химический состав и энергетическая ценность (ккал) 100 г. съедобной части продуктов».
1
3
15
Контрольная работа №1 по теме «Пищевая химия».
1
2
Тема 2
Органические вещества, применяемые для улучшения потребительских свойств пищи.
13
16
Органические кислоты, входящие в состав пищи и вводимые в её состав для улучшения вкусовых качеств. Пищевые кислоты и их кислотность. Влияние пищевых кислот на качество продуктов. Регуляторы кислотности пищевых систем. Уксусная кислота, её свойства и использование при приготовлении пищи и при консервировании.
1
2
17
Этанол, его применение для приготовления напитков, кондитерских изделий, как вкусовая добавка в некоторые пищевые продукты. Влияние этанола на организм человека. Необходимость осторожного обращения с этанолом и продуктами на его основе.
1
2
18, 19
Ароматические вещества. Сложные эфиры одноатомных спиртов как компонент пищи. Применение этих веществ в производстве кондитерских изделий, прохладительных и алкогольных напитков, киселей, компотов.
Эфирные масла, улучшающие вкусовые качества пищи (укропное масло). Пищевые эссенции применяемые в производстве кондитерских изделий.
2
1
20
Органические красители, применяемые в пище. Общая характеристика фитонцидов, входящих в состав пищи, их роль. Вкусовые добавки – алкалойды, улучшающие качество пищи.
Пенообразующие продукты: яичный белок, белки молока, кровяные альбумины. Биологические разрыхлители (дрожжи). Натуральные поверхностно активные вещества (ПАВ) – фосфатиды, их применение в технологии пищевых подуктов.
2
1
24, 25
Полимеры: термопластичные и термореактивные (понятия, характеристика потребительских свойств). Термопластичные полимеры на примере полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида, каучука, их применение в пищевой промышленности для изготовления подручных материалов (упаковка).
Термореактивные полимеры, их использование на примере резины.
2
2
26
Практическая работа № 4 «Ознакомление с коллекцией термопластичных и термореактивных полимеров с характеристикой их потребительских свойств, а также анализом химических и физико-химических свойств».
1
2
27
Лабораторная работа №3 «Взаимодействие уксусной кислоты с хлоридом железа(III), индикаторами, горение”, «Реакции на этанол».
1
2
28
Контрольная работа №2 по теме «Органические вещества, применяемые для улучшения потребительских свойств пищи».
1
2
Тема 3
Неорганические вещества, используемые в пищевой промышленности для улучшения качества пищи.
6
29,30
Вода. Питьевая и техническая вода, их различия.
Жёсткость водопроводной воды и способы её устранения. Использование неорганических веществ в получении питьевой воды (хлора для обеззараживания, сульфата алюминия как коагулянта). Роль воды в пищевой промышленности: реагент (для получения глюкозы из крахмала), растворитель (при производстве различных напитков, в хлебобулочном производстве), основа моющих растворов для технологического оборудования.
2
2
31
Практическая работа №5 «Способы определения и устранения жёсткости воды».
1
1
32
Неорганические соли, как вещества улучшающие свойства пищевых продуктов и способствующие их сохранности. Хлорид натрия- консервант и ценная вкусовая добавка. Нитрит и нитрат натрия – соли для консервации и стабилизации цвета мяса и мясных продуктов.
1
2
33
Химические разрыхлители: гидрокарбонат аммония, гидрокарбонат натрия (питьевая сода), их использование для производства мучных кондитерских изделий. Свойства этих солей, на которых основано их применение.
1
2
34
Контрольная работа №3по теме«Неорганические вещества, используемые в пищевой промышленности для улучшения качества пищи».
1
2
35,36
Итоговый зачёт
2
2
условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета химии.
Технические средства обучения: ПК, видеопроектор, проекционный экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Теплов В.И., Боряев В.Е. Физиология питания: Учебное пособие.- М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2006-157с.
2. Скурихин И. М., Тутельян В. А. Таблицы химического состава и калорийно-сти российских продуктов питания. М.: ДеЛи принт, 2007. - 276 с
3. Пищевая химия / Нечаев А. П., Траубенберг С. Е., Кочеткова А. А. и др.; Под ред А. П. Нечаева. - СПб.: ГИОРД, 2001. - 592
4. Дроздова Т. М.. Физиология питания: Учебник / Т. М. Дроздова, П. Е. Вло-щинский, В. М. Позняковский. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. - 352 с
5. Срок годности пищевых продуктов: Расчет и испытание / Под ред. Р. Стеле; пер. с англ. В. Д. Широкова, под общ. ред. Ю. Г. Базарновой. - СПб.: Профес-сия, 2006. - 480 с.
6. Донченко Л.В, Надыкта В.Д. Безопасность пищевой продукции: Учеб. М.: ДеЛи принт, 2007. - 539 с.
7. Технология производства продовольственных товаров: Учеб / В. И. Хлебни-ков, Ю.С. Пучкова, С.А. Страхова и др./ под ред. В. И. Хлебникова. - М.: Изда-тельский центр «Академия», 2007. - 348 с.
8. Щелкунов А. Ф, Дудкин М. С., Корзун В. Н. Пища и экология. Одесса: изд-во «Оптимум», 2000. - 517 с.
9. Зайцев О. С. Общая химия. – М.: Химия 1990.
10. Хомченко Г. П. Химия для поступающих в ВУЗы. – М.: Высшая школа. 1995.
11. Ерыгин Д.П. Задачи и примеры по химии с межпредметным содержанием. – М.: Высшая школа. 1989.
13. Голубев В.Н. Основы пищевой химии. – М.: Биоинформсервис, 1997. – 223с.
14. Химия пищи. Кн. 1 : Белки: структура, функции, роль в питании/ И.А. Рогов, Л.В. Антипова, Н.И. Дудченко и др. - М.: Колос, 2000 - 384 с.
15. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. – М.: Выс-шая школа, 1991. – 287 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДисциплиныКонтрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
смысл понятий: твёрдые тела, кристаллические тела, аморфные тела, деформация, упругость, пластичность, хрупкость, растворимость, кислотостойкость, щелочестойкость, газостойкость, коррозия химическая и электрохимическая, термопластичные и термореактивные смолы и полимеры, фенолформальдегидные смолы (новолачная, резольная, резитная, резитольная), пищевая ценность, энергетическая ценность, физиологическая ценность, калорийность пищевых продуктов.
смысл химических законов: теория А.М.Бутлерова; теория строения атомов, химической связи; влияние видов химической связи на свойства веществ; особенности химической связи в органических веществах, их влияние на качество и вкусовые свойства пищи.
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие химии;
описывать и объяснять химические явления и свойства тел: свойства газов и твердых тел, коррозию, электролиз, кислотостойкость, щёлочестойкость, газостойкость, растворимость
отличать гипотезы от научных теорий;
делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; химическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования химических знаний: влияние химической связи в органических и неорганических веществах на качество и вкусовые свойства пищи.
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
применять полученные знания для решения химических задач при изучении химии как профильного учебного предмета;
определять характер химического процесса по уравнению, формуле, стехиометрическим схемам процессов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности жизнедеятельности в работе, в процессе использования продуктов питания;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.