Данная рабочая программа составлена с учетом всех требований ФГОС. В программе дается подробная пояснительная записка, формы организации учебного процесса, основные критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся по химии.
Программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по химии,соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования(базовый уровень). Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для 9 класса. »
Пояснительная записка.
Статус документа.
Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились: 1.Федеральный компонент государственного Стандарта основного общего образования по химии на базовом уровне (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. № 1089).Приказа МО и Н РФ от 3.06 2011 № 1994 « О внесении изменений Федеральный Базисный учебный план (БУП) и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утвержденная приказом МО и Н РФ от 9.03 2004 № 1312». 2.Примерные программы по учебным предметам с учетом учебного плана школы для среднего (полного) общего образования по химии. Базовый уровень.- Химия /сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев .-М.: Дрофа, 2007.-112 c. 3.Письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан от 18.01.07.№250/7. «О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения государственного образовательного стандарта общего образования». 4. Учебный план МБОУ «Старо-Салманская ООШ» Алькеевского муниципального района РТ» на 2014-2015уч.год. Приказ № 33 от 15 августа. 5.Учебник «Химия 9 класс»,Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Москва. «Просвещение»,2009.
Общая характеристика учебного предмета
Программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по химии,соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования(базовый уровень). Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Изучение химии направлено на достижение следующих целей:
освоениеважнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
В качестве диагностики результативности работы по программе может использоваться оценка контрольных и самостоятельных работ, а также творческих работ ( проектов, рефератов, докладов, результатов исследований и т.д. ).
Весь теоретический материал курса химии для основной школы структуирован по шести блокам: Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь. Содержание этих учебных блоков направлено на достижение целей химического образования.
В курсе 9 класса учащиеся изучают теорию электролитической диссоциации, окислительно – восстановительные реакции, некоторые вопросы общей химии (закономерности протекания химических реакций), углубляют знания по теме «Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева» на примере характеристик подгрупп некоторых элементов. Продолжается изучение основных законов химии (Закон Авогадро), отрабатываются навыки в выполнении практических работ и решении качественных и расчетных задач. Фактологическая часть программы включает первоначальные сведения об органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в органическом мире.
Важными формами деятельности учащихся являются:
практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для среднего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
В преподавании курса химии используются следующие формы работы с учащимися
проектная работа;
информационно-поисковая деятельность;
выполнение практических и лабораторных работ.
Результаты обучения
Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
Использование приборов для постановки опытов;
Описание химических объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических и лабораторных работ.
Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);
Использование дополнительных источников информации при решении учебных и расчетных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления.
Формы контроля знаний: контрольные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам.
Методические аспекты преподавания курса химии. В рамках преподавания курса химии могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: контрольных работ -4, Практических работ-7,
Форма итоговой аттестации-контрольная работа-1час.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются контрольные работы. Промежуточная аттестация и итоговая контрольная работа проводится согласно локальному акту образовательного учреждения в форме текстовых письменных работ. При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля и оценки знаний учащихся, практические и лабораторные работы, а также сочетание указанных форм.
Содержание:
Гидролиз солей.
Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы.
Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III)
Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.
Минеральные удобрения
Сероводородная и сернистая кислоты и их соли.
Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятия о циклических углеводородах
Все демонстрации, лабораторные опыты и практические занятия взяты из Примерной программы.
.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения химии в 9 классах ученик должен
знать / понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращатьсяс химической посудой и лабораторным оборудованием;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.
Содержание курса химии в 9 классе.
Тема 1. Электролитическая диссоциация (10 часов).
Учащиеся должны знать:
определение электролитов и неэлектролитов, электролитической диссоциации;
определения «основание», «кислота», «соль» - в свете теории электролитической диссоциации;
определение «степень ЭЛД»;
определение реакций ионного обмена, условий осуществления данных реакций;
определение окислительно – восстановительных реакций, окислителя, восстановителя;
определение гидролиза солей.
Уметь:
объяснять механизм электролитической диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью;
записывать уравнения диссоциации кислот, оснований и солей;
сравнивать по строению и свойствам ионы и атомы;
составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций;
выполнять опыты по проведению реакций ионного обмена, делать выводы;
определять с помощью расчетов вещество, данное в избытке, и проводить вычисления массы, объема или количества вещества продукта реакции по данному исходному веществу;
определять окислительно – восстановительные реакции, составлять схему электронного баланса, расставлять коэффициенты, используя метод электронного баланса;
применять полученные знания, умения и навыки при решении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 2. Кислород и сера (7 часов).
Учащиеся должны знать:
определение аллотропии и аллотропных видоизменений, причины аллотропии;
физические свойства серы и области ее применения;
строение и свойства оксидов серы, сероводорода, сернистой и серной кислот, области их применения;
качественную реакцию на сульфат – ион;
определение скорости химических реакций;
зависимости скорости реакции от различных условий.
Уметь:
давать характеристику главной подгруппы по плану;
сравнивать простые вещества, образованные элементами главной подгруппы 6 группы;
указывать причины их сходства и отличия;
доказывать химические свойства серы и ее важнейших соединений, записывая уравнения реакций в молекулярном, ионном и окислительно – восстановительном видах;
объяснять влияние различных факторов на скорость химической реакции;
решать задачи;
применять полученные знания, умения и навыки при решении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 3. Азот и фосфор (11 часов).
Учащиеся должны знать:
физические и химические свойства азота;
строение молекулы аммиака, физические и химические свойства, производство;
строение, свойства и применение азотной кислоты, особые свойства, химизм производства;
состав, строение, свойства и применение солей аммония и нитратов;
характеристику фосфора как химического элемента и простого вещества, строение и свойства соединений фосфора, применение минеральных удобрений.
Уметь:
давать характеристику подгруппы азота, исходя из положения в ПС и строения атома, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, учитывая закономерности протекания окислительно – восстановительных реакций;
доказывать химические свойства аммиака;
определять массовую (объемную) долю выхода продукта реакции от теоретически возможного (решать задачи).
доказывать общие и особенные свойства солей на примере солей аммония и нитратов
Тема 4. Углерод и кремний (7 часов).
Учащиеся должны знать:
общую характеристику элементов подгруппы углерода, исходя из положения в ПС и строения атома; понятие адсорбции, применение углерода и кремния;
состав, строение, свойства, применение оксидов углерода и оксида кремния;
состав, строение, свойства, применение угольной и кремниевой кислоты, их солей.
Уметь:
сравнивать по строению и свойствам углерод и кремний, исходя из положения в ПС и строения атома, записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства углерода в молекулярном и окислительно – восстановительном виде;
сравнивать строение и свойства оксидов углерода и кремния, указывать причины сходства и отличия;
доказывать химические свойства угольной и кремниевой кислот и их солей, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде;
решать расчетные задачи на вычисление массы (объема) продукта реакции по указанной массе (объему) исходного вещества, одно из которых содержит примеси.
Тема 5. Общие свойства металлов (3 часа).
Тема6.Металлы групп I А-IIIА периодической таблицы химических элементов(6 часов).
Тема 7.Железо(4 часа).
Тема 8. Металлургия(2 часа).
Учащиеся должны знать:
понятие металлической связи и металлической кристаллической решетки, физические свойства и способы получения металлов;
состав, строение, свойства простых веществ, а также оксидов, оснований, солей металлов главных подгрупп 1-3 групп, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде;
определение металлургии, способы промышленного получения металлов, роль русских ученых в развитии металлургии, понятия руды и пустой породы, основные стадии получения металлов.
Уметь:
записывать уравнения реакций получения металлов с точки зрения ТЭД и учения об окислительно – восстановительных процессах;
характеризовать металл по его положению в ПС и строению атома, химические свойства простого вещества и важнейших его соединений, записывая уравнения реакций в молекулярном и ионном виде;
доказывать химические свойства оксидов, оснований и солей металлов главных подгрупп и железа, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Тема 9. Первоначальные представления об органических веществах (17 часов).
Учащиеся должны знать:
определение органической химии, различия между органическими и неорганическими веществами, особенности строения и свойств органических веществ;
3.ФельдманФ.Г. Химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман - М.: Просвещение, 2008.
4.Примерная программа среднего (полного)общего образования по химии(базовый уровень).Химия: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных учреждениях Волгоградской области/автор-сост. Е.И.Колусева, В.Е.Морозов.-Волгоград: Учитель, 2006.-72с.
5.Радецкий А.М. Дидактический материал по химии/А.М.Радецкий, В.П.Горшкова.-М.: Просвещение, 2005г.
Уметь записывать уравнения реакции гидролиза полного и сокращенного уравнения
26.09
9
Практическая работа №1.
Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
1
Урок закрепления пройденного материала.
Знать правила работы в химическом кабинете.
Уметь самостоятельно проводить опыты, записывать уравнения гидролиза, делать выводы.
02.10
10
Контрольная работа №1 по теме: «Электролитическая диссоциация».
1
Урок контроля и оценки знаний.
Знать все понятия по теме: «Электролитическая диссоциация».
Уметь применять знания при выполнении контрольной работы.
03.10
11
Положение кислорода и серы в периодической таблице химических элементов, строение их атомов. Строение простых веществ. Аллотропия.
1
Урок усвоения новых знаний
Знать план общей характеристики группы, электронное строение атомов, формулы соединений элементов с кислородом, водородом, гидроксиды, их характер, уметь объяснять изменение свойств соединений; нахождение серы в природе, хим. и физ. свойства серы, применение серы, уметь писать уравнения с участием серы, формулы соединений серы с О и Н.
09.10
12
Сера. Аллотропия. Физические и химические свойства. Применение серы. Лабораторный опыт №4
1
Комбинированный
10.10
13
Сероводород. Сульфиды.
1
Комбинированный
Уметь выполнять экспериментальные задачи по определению веществ, доказывать наличие в растворе сульфид-иона, предполагать признаки химических реакций, проверять их экспериментально, делать самостоятельно выводы на основе наблюдений
16.10
14
Оксид серы (IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли.
Лабораторный опыт №5.
Распознавание сульфид- и сульфит- ионов в растворе.
1
Комбинированный
Знать определение сульфитов, основные свойства сернистого газа и сульфитов.
Уметь записывать уравнения реакций с участием сернистого газа, сульфитов.
17.10
15
Оксид серы (VI). Серная кислота.
Лабораторный опыт №6.
Распознавание сульфат - ионов в растворе.
1
Комбинированный
Знать строение и свойства серной кислоты; области ее применения, качественную реакцию на сульфат-ион. Уметь доказывать свойства серной кислоты (разбавленной и концентрированной): записывать уравнения химических реакции в молекулярном, ионном и окислительно -восстановительном виде
23.10
16
Практическая работа №2.
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
1
Урок закрепления пройденного материала.
Знать правила работы в химическом кабинете.
Уметь выполнять экспериментальные задачи по определению веществ, делать самостоятельно выводы на основе наблюдений .
24.10
17
Скорость химических реакций и её зависимость от условий протекания. Химическое равновесие.
1
Урок усвоения новых знаний
Знать определение скорости химической реакции; зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ, от поверхности соприкосновения, от концентрации, от температуры, от катализатора. Уметь объяснять влияние различных условий на скорость химической реакции, решать задачи.
30.10
18
Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот. Физические и химические свойства, получение и применение.
1
Комбинированный
Знать физические и химические свойства азота. Уметь давать характеристику подгруппы элементов (подгруппы азота) по плану, исходя из положения в периодической системе и строению атомов; уметь доказывать химические свойства азота - составлять уравнения химических реакций в свете представлений об окислительно - восстановительных реакциях и закономерностях протекания химических реакций
31.10
19
Аммиак.
1
Комбинированный
Знать строение молекулы аммиака (тип связи, тип кристаллической решетки), физические и химические свойства. Уметь доказывать химические свойства аммиака: записывать уравнения реакций аммиака с кислородом, водой, кислотами и рассматривать их с точки зрения теории электролитической диссоциации и окислительно - восстановительных процессов
13.11
20
Практическая работа №3.
Получение аммиака и изучение его свойств.
1
Урок закрепления пройденного материала.
Знать лабораторный способ получения аммиака и метод его определения. Уметь практически получать аммиак и доказывать опытным путем его наличие; проводить опыты с аммиаком, записывать уравнения реакции в молекулярном и ионном виде, анализировать результаты проводимых опытов, делать выводы
14.11
21
Соли аммония.
Лабораторный опыт №7
Взаимодействие солей аммония со щелочами.
1
Комбинированный
Знать физические и химические свойства солей аммония.
Уметь доказывать химические свойства солей аммония, записывать уравнения реакций.
20.11
22
Азотная кислота.
1
Комбинированный
Знать строение азотной кислоты, основные её свойства
Уметь записывать уравнения реакций с участием азотной кислоты.
21.11
23
Соли азотной кислоты.
1
Комбинированный
Знать состав, строение, свойства, применение нитратов - солей азотной кислоты.
Уметь доказывать общие свойства солей на примере нитратов, записывать уравнения реакций
27.11
24
Фосфор.
1
Комбинированный
Знать характеристику фосфора как химического элемента и как простого вещества, знать строение и свойства соединений фосфора (оксида, кислот и солей). Уметь доказывать химические свойства фосфора, как простого вещества и его соединений (оксида, кислоты, соли); записывать уравнения химических реакций, разъяснять эти свойства в свете теории электролитической диссоциации и окислительно - восстановительных процессов.
Знать строение и свойства соединений фосфора (оксида, ортофосфорной кислоты, солей), классификацию минеральных удобрений их состав, свойства.
Уметь давать характеристику данным веществам, записывать состав и получение основных видов фосфорных удобрений.
04.12
26
Минеральные удобрения
Лабораторный опыт №8.
Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.
1
Комбинированный
Знать классификацию минеральных удобрений, условия их хранения, рационального использования, время внесения и особенности их влияния на растения (при недостатке или избытке удобрений). Знать состав, строение, свойства, получение некоторых представителей азотных, фосфорных и калийных удобрений.
Уметь доказывать опытным путем состав изученных веществ (соли аммония, нитраты, сульфаты и др.), проводить реакции между веществами в растворе.
05.12
27
Практическая работа №4. Определение минеральных удобрений.
1
Урок закрепления пройденного материала.
Знать правила работы в химическом кабинете.
Уметь самостоятельно проводить опыты, делать выводы на основе наблюдений.
11.12
28
Контрольная работа №2 по темам: «Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний».
1
Урок контроля и оценки знаний.
Уметь применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий.
12.12
29
Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод.
Лабораторный опыт №9.
Ознакомление с различными видами топлива.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Знать характеристику химических элементов и простых веществ углерода и кремния в сравнении; знать понятие адсорбции, применение углерода и кремния. Уметь сравнивать по строению атомов, строению простых веществ (тип связи,кристаллической решетки),физические и химические свойства углерода и кремния.
18.12
30
Химические свойства углерода. Оксид углерода(II).
1
Комбинированный
Знать химические свойства углерода, понятие адсорбции, применение углерода, химические свойства угарного газа.
Уметь доказывать химические свойства углерода, записывать уравнения реакций.
19.12
31
Оксид углерода (IV).
1
Комбинированный
Знать состав, строение,свойства, применение оксидов углерода (П и IV) и кремния. Уметь сравнивать состав и строение оксидов углерода и кремния, указывать причины их сходства и отличия; доказывать химические свойства оксидов углерода (П и IV) и кремния, записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и ОВР.
25.12
32
Угольная кислота и ее соли.
Лабораторные опыты №10.
Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов.
Качественные реакции на карбонат-ионы.
1
Комбинированный
Знать состав, строение, свойства угольной кислоты, ее солей.
Уметь доказывать химические свойства данных соединений, записывать уравнения реакций
26.12
33
Кремниевая кислота и ее соли. Лабораторный опыт № 11.
Ознакомление с образцами природных силикатов.
1
Комбинированный
Уметь применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий
15.01
34
Силикатная промышленность.
Лабораторный опыт №12.
Ознакомление с видами стекла.
1
Комбинированный
Знать определение силикатной промышленности и основные виды строительных материалов, выпускаемых ею. Знать сырье, используемое в силикатной промышленности , свойства цемента, стекла, бетона; получение стекла и цемента в промышленности, основные области применения стекла, цемента, бетона, керамики
16.01
35
Практическая работа №5.
Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
1
Урок закрепления пройденного материала.
Знать правила работы в химическом кабинете.
Уметь самостоятельно проводить опыты, делать выводы на основе наблюдений.
22.01
36
Положение металлов в периодической таблице
и особенности строения их атомов. Нахождение металлов в природе и общие способы их получения. Лабораторный опыт №13. Ознакомление с образцами металлов.
1
Урок изучения новых знаний.
Знать понятие металлической связи и металлической кристаллической решетки,способы получения металлов. Уметь давать общую характеристику металлов по положению в периодической системе и строению атомов; уметь объяснять физические свойства металлов, исходя из строения решетки металлов и металлической связи.
23.01
37
Физические и химические свойства металлов.
Лабораторный опыт №14. Взаимодействие металлов с растворами солей.
1
Комбинированный
Учащиеся должны знать:
Физические и химические свойства металлов
Учащиеся должны уметь:
Записывать уравнения химических реакций в молекулярном и в окислительно-восстановительном виде
29.01
38
Сплавы.
1
Комбинированный
Знать сплавы, классификацию сплавов;свойства и области применения.
Уметь различать сплавы.
30.01
39
Характеристика щелочных металлов.
1
Комбинированный
Знать строение, свойства щелочных металлов.
Уметь определять свойства щелочных металлов, описывать их с точки зрения положения в ПСХЭ
05.02
40
Положение магния и кальция в периодической таблице, строение их атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения.
Лабораторный опыт№16.
Знакомство с образцами природных соединений кальция.
1
Комбинированный
Знать строение, свойства щелочноземельных металлов и их солей.
Уметь определять свойства щелочноземельных металлов, описывать их с точки зрения положения в ПСХЭ.
06.02
41
Жесткость воды и способы ее устранения.
1
Комбинированный
Знать состав, строение, свойства кремниевой кислоты, ее солей.
Уметь доказывать химические свойства данных соединений, записывать уравнения реакций, решать расчетные задачи.
12.02
42
Алюминий.
Лабораторный опыт №17.
Знакомство с образцами алюминия и его сплавов.
1
Комбинированный
Знать строение, свойства способы получения и применение алюминия. Уметь записывать уравнения, доказывающие химические свойства алюминия и его соединений (оксида и гидроксида) в молекулярном, ионном и ОВ виде.
13.02
43
Соединения алюминия.
1
Комбинированный
Знать состав, свойства оксидов и гидроксидов алюминий.
Уметь доказывать химические свойства данных соединений, записывать уравнения реакций
19.02
44
Практическая работа №6.
Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IА—IIIА групп периодической таблицы химических элементов».
Урок закрепления пройденного материала.
Знать правила работы в химическом кабинете.
Уметь самостоятельно проводить опыты, делать выводы на основе наблюдений.
20.02
45
Положение железа в периодической системе и строение его атома. Свойства железа.
1
Урок усвоения новых знаний
Знать нахождение железа в природе, способы его получения, применение, физические свойства. Уметь доказывать химические свойства железа, как элемента побочной подгруппы, свойства соединений железа, записывать уравнения в свете ТЭД, о/в виде.
26.02
46
Соединения железа.
Лабораторный опыт №18 и 19.
Получение гидроксидов железа(II) и железа(III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.
1
Комбинированный
Знать основные области применения железа, его сплавов и соединений в народном хозяйстве
Уметь доказывать химические свойства железа экспериментально (взаимодействие с неметаллами и кислотами); записывать уравнения химических реакций в молекулярном и окислительно- восстановительном виде. Уметь получать и доказывать химические свойства гидроксидов железа (П, Ш); записывать уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде.
27.02
47
Практическая работа №7.
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
1
Урок закрепления пройденного материала.
Знать правила работы в химическом кабинете.
Уметь самостоятельно проводить опыты, делать выводы на основе наблюдений.
05.03
48
Контрольная работа №3 по теме: «Общие свойства металлов».
1
Урок контроля и оценки знаний.
Уметь применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий
06.03
49
Понятие о металлургии. Металлы в современной технике. Производство чугуна.
1
Комбинированный
Знать определение металлургии, способы промышленного получения металлов, роль русских ученых в развитии металлургии; понятие руды и пустой породы, основные стадии производства чугуна.
12.03
50
Производство стали.
1
Комбинированный
Знать сущность производства стали, способы получения: кислородно - конвенторный и электродуговой ;основные профессии рабочих металлургических производств, общие научные принципы производства, вопросы охраны окружающей среды;сущность доменного процесса - производства стали, его значение.
Уметь давать характеристику доменного производства по плану; записывать уравнения реакций, отражающие химизм доменного производства; которые решают проблему безотходных производств и вопросы охраны окружающей среды давать характеристику производства по плану, записывать уравнения реакций, лежащих в основе получения стали; сравнивать различные способы получения стали по экономическим показателям.
13.03
51
Органическая химия. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова.
1
Урок усвоения новых знаний
Знать определение органической химии, что изучает данная наука, различия между органическими и неорганическими веществами, особенности строения и свойств органических веществ. Знать определение органической химии, углеводородов, их классификацию, основные положения теории А. М. Бутлерова, определение изомеров, некоторые свойства углеводородов,иметь представление о природных источниках углеводородов. Уметь записывать полные и сокращенные структурные формулы органических соединений.
Уметь определять органические соединения, применять основные положения теории строения органических соединений, определять изомеры, давать им названия.
19.03
52
Упрощенная классификация органических соединений.
1
Комбинированный
Учащиеся должны знать классификацию органических веществ
Учащиеся должны уметь определять органические соединения.
20.03
53
Предельные углеводороды.
1
Комбинированный
Учащиеся должны знать определение углеводородов, их классификацию, некоторые свойства углеводородов.
Учащиеся должны уметь записывать уравнения реакций, записывать полные и сокращенные структурные формулы органических веществ.
02.04
54
Непредельные углеводороды.
Лабораторный опыт№18.
Этилен, его получение, свойства. Ацетилен, его получение, свойства.
1
Комбинированный
Учащиеся должны знать определение непредельных углеводородов, их классификацию, некоторые свойства углеводородов.
Учащиеся должны уметь доказывать химические свойства данных соединений, записывать уравнения реакций
03.04
55
Циклические углеводороды. Природные источники углеводородов.
1
Комбинированный
Знать о природных источниках углеводородов. Уметь записывать полные и сокращенные структурные формулы органических соединений, некоторые уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства углеводородов, давать им названия.
09.04
56
Спирты.
1
Комбинированный
Знать состав, строение, свойства одноатомных спиртов, свойства многоатомных спиртов на примере этиленгликоля и глицерина,иметь представление о кислородсодержащих органических соединениях.
Уметь записывать некоторые структурные формулы спиртов
10.04
57
Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры.
1
Комбинированный
Знать состав, строение, свойства карбоновых кислот на примере муравьиной и уксусной кислот.
Уметь записывать некоторые структурные формулы карбоновых кислот.
16.04
58
Углеводы.
1
Комбинированный
Знать состав, строение, свойства моносахаридов и дисахаридов , строение, свойства полисахаридов.
Уметь определять роль глюкозы в организме
17.04
59
Аминокислоты. Белки.
1
Комбинированный
Знать состав, строение, свойства белков как биополимеров.
Уметь определять функции белков.
23.04
60
Полимеры.
1
Комбинированный
Знать состав, строение, свойства некоторых полимеров.
Уметь объяснять применение полимеров
24.04
61
Лекарства.
1
Комбинированный
Знать о составе некоторых лекарственных веществ.
Уметь применять лекарства.
30.04
62
Подготовка к контрольной работе №4 по теме «Органическая химия».
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Уметь применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий.
07.05
63
Контрольная работа №4 по теме: «Органические соединения».
1
Урок контроля и оценки знаний.
Уметь применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий
08.05
64
Анализ контрольной работы №4. Повторение пройденного в 9 классе.
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Знать основные законы химии.
Уметь применять законы химии.
14.05
65
Подготовка к итоговой контрольной работе.
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Уметь применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий.
15.05
67
Итоговая контрольная работа по курсу химии 9 класса.
1
Урок контроля и оценки знаний.
Уметь применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий.
21.05
68
Анализ итоговой контрольной работы. Подведение итогов работы за год. Выставление оценок.
1
Обобщающий урок.
Выводы.
22.05
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ( текущий, рубежный) осуществляется следующим образом
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Текущий контроль (письменные контрольные работы) по темам
Контрольная работа №1 по теме: «Электролитическая диссоциация».
Контрольная работа №2 по темам: «Неметаллы».
Контрольная работа №3 по теме: «Общие свойства металлов».
Контрольная работа №4 по теме: «Органические соединения».
Итоговая контрольная работа по курсу химии 9 класса.
Контрольная работа №1 по теме: «Электролитическая диссоциация».
Вариант 1.
Определить возможные химические реакции для следующих пар веществ.Составить для них молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций:
а) соляная кислота и гидроксид калия;
б) азотная кислота и хлорид бария;
в) хлорид железа(II) и гидроксид натрия;
г) сульфат алюминия и хлорид бария.
Составить полное ионное уравнение реакции, соответствующее данному полному:
Ag+ + Cl - = AgCl↓
Дописать схему и составить молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций для цепочки превращений:
Са(ОН)2 →?→СО2
Дать определение кислот,оснований и солей с точки зрения ТЭД.
Вариант2.
1.Определить возможные химические реакции для следующих пар веществ.Составить для них молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций:
а) соляная кислота и карбонат натрия;
б) азотная кислота и гидроксид цинка;
в) хлорид железа(III) и нитрат серебра;
г) гидроксид кальция и оксид магния.
2.Составить полное ионное уравнение реакции, соответствующее данному полному:
Ва+ + SO42- =ВаSO4↓
3.Дописать схему и составить молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций для цепочки превращений:
Al(OH)3 → ? → Al2SO4
4.Дать определение обратимых и необратимых реакций, привести примеры реакций.
Контрольная работа №2 по теме: «Неметаллы».
Вариант1.
1.Составить уравнения реакций для переходов:
N2 → NH3 → NO2 → HNO3 → Pb(NO3)2 → O2
↓
NO
Рассмотреть одну реакцию в свете ТЭД.
2.Дать характеристику реакции по различным признакам. Рассмотреть условия смещения химического равновесия вправо.
2СО +О2 ↔ 2СО2 + Q
3.Уравнять ОВР методом электронного баланса:
H2SO4(конц) +Mg = MgSO4 + H2S ↑+ H2O
4. Привести химические формулы следующих соединений:аммиачная селитра, свинцовый блеск, флюорит.
Контрольная работа №3 по теме: «Химия элементов — металлов».
Вариант1. 1.Составьте электронные формулы для атомов кальция и алюминия. Какой из этих металлов является более сильным восстановителем? Почему? 2. Составьте уравнения осуществимых химических реакций:
Укажите условия проведения реакций. Уравните одну ОВР методом электронного баланса. Составьте ионные уравнения (полные и сокращенные) для двух химических реакций (любой).
4. Вычислите массу железа, необходимую для получения 100 мл водорода (н.у.) при взаимодействии его с серной кислотой.
Вариант 2.
1.Составьте электронные формулы для атомовжелеза и натрия. Какой из этих металлов является более сильным восстановителем? Почему? 2. Составьте уравнения осуществимых химических реакций:
а) Cu +H2O =
б)Zn + S =
в)Fe+ Pb(NO3)2=
г)Al + HCl= 3.Осуществите цепочку превращений:
Fe → FeО → Fe(ОН)2 → FeО → FeSO4 → Fe→ H2.
Укажите условия проведения реакций. Уравните одну ОВР методом электронного баланса. Составьте ионные уравнения (полные и сокращенные) для двух химических реакций (любой).
4. Вычислите массу кальция, необходимую для получения 560 мл водорода (н.у.) из воды.
Итоговая контрольная работа по курсу химии 9 класса.
Вариант 1.
1. Составьте уравнения всех возможных химических реакций между веществами : кальций, оксид углерода (IV), гидроксид натрия, кислород, соляная кислота, карбонат кальция, этан.
а) Отметить принадлежность каждого соединения к определенному классу веществ.
б) Указать условия проведения реакций.
в) Составить полные и сокращенные ионные уравнения для двух химических реакций. ОВ реакции уравнять методом электронного баланса.
Осуществить следующие превращения:
Al → AlCl3 → Al(ОН)3 → Al2O3→ Al(NO3)3
↓
KalO2
Составить структурные формулы 2 изомеров и 2 гомологов бутена.
Вычислить по термохимическому уравнению реакции:
S + O2 = SO2 + 297кДж
массу серы, вступивший в реакцию, если известно, что выделилось 59,4 кДж теплоты.
В какую сторону сместится равновесие данной химической реакции, если:
а) понизить температуру;
б) увеличить давление;
в) понизить концентрацию кислорода?
Вариант 2.
1. Составьте уравнения всех возможных химических реакций между веществами : железо, оксид серы (IV), гидроксид кальция, уксусная кислота, оксид алюминия, этиловый спирт .
а) Отметить принадлежность каждого соединения к определенному классу веществ.
б) Указать условия проведения реакций.
в) Составить полные и сокращенные ионные уравнения для двух химических реакций. ОВ реакции уравнять методом электронного баланса.
2.Осуществить следующие превращения:
NH3
↑
NH3 → NH4OH →(NH4)2SO4 → NH3 .
↓
N2
3.Составить структурные формулы 2 изомеров и 2 гомологов гексана.
4.Из 60т пирита FeS2 получили 80т серной кислоты.Рассчитать выход продукта в процентах от теоретически возможного.
В какую сторону сместится равновесие реакции горения пирита, если: