№№ п/п, дата | ТЕМА УРОКА | Изучаемые вопросы | Эксперимент: Д. - демонстрационный Л. - лабораторный | Виды деятельности | Домашнее задание |
Введение (5ч.) |
1. | Инструктаж по Тб. Предмет химии. Вещества. НРК | Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Свойства веществ. Химический элемент. Формы существования химического элемента. НРК: полезные ископаемые в НАО. | Д. Коллекции изделий из алюминия и стек. | Знать/понимать. -химические понятия: атом, химический элемент, вещество. -химические понятия: химическая реакция. Уметь -определять: - простые и сложные вещества. | §1, стр. 11 упр. 3,4,8 |
2 | Превращения веществ. НРК | Достижения химии . История возникновения и развития химии. Роль химии в жизни человека. | 1.Взаимодействие соляной кислоты с мрамором. 2.Помутнение «известковой воды». | | §2,3 |
3 | Практические работы: №1,2 Приемы обращения с лабораторным оборудованием. №2 Наблюдение за горящей свечой. | Правила Т.Б. при работе в химической лаборатории. Устройство и использование лабораторного штатива. Приемы работы со спиртовкой. Строение пламени. Химическая посуда. | Д.Лабораторное оборудование | Уметь -обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. | Стр.105-110 |
4 | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов | Обозначение химических элементов. Общее знакомство со структурой таблицы Д.И. Менделеева: периоды и группы. | Периодическая таблица Д.И.Мендилеева | Уметь называть: химические элементы по их символу, периоды большие и малые, группы и подгруппы (главные и побочные). | §4 (знаки хим. элементов) |
5 | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса | Химическая формула, индекс, коэффициент, записи и чтение формул. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Атомная единица массы. | | Знать/понимать -химические понятия: относительная атомная и молекулярная масса, химическая формула Уметь определять качественный и количественный состав вещества по химической формуле- вычеслять относительную молекулярную массу вещества; массовую долю химического элемента по формуле соединения. | §5 Упр.№1-8 |
Тема 1 АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ(9ч.) |
1 (6) | Основные сведения о строении атомов. | Планетарная модель строения атома Резерфорда. Состав атома: ядро (протоны, нейтроны) и электроны. | Д. Модели атомов химических элементов. | Знать/понимать -химическое понятие: химический элемент Уметь объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента -характеризовать: состав атомов | §6 №1-5 |
2(7) | Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы. | Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидность атомов одного химического элемента | | Знать определение «химический элемент» | §7 №1-6 |
3(8) | Строение электронных оболочек атомов. | Характеристика электронов. Электронная оболочка атома. Энергетические уровни (завершенный, незавершенный) Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов в периодической системе Д.И. Менделеева. | | Уметь -составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов в периодической системе | §8 №1-2 |
4 (9) | Ионная химическая связь. | Изменение свойств химических элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. Физический смысл порядкого номера элемента, номера групп, периода. Понятие «ион». Ионы положительные и отрицательные. Образование ионов. Ионная химическая связь. Схемы образования ионных соединений. | Д. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | -объяснять: физический смысл номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в ПСХЭ Д.И. Менделеева, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. Уметь определять ионную связь в химических соединениях. | §9 №1-2 |
5 (10) | Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой. | Ковалентная неполярная химическая связь. Схемы образования 2-хатомных молекул. | Д. Модели кристаллической решетки хлорида натрия. | Знать/понимать - химическое понятие: Ковалентная неполярная химическая связь Уметь определять тип химической связи в соединениях | §10 №2-5 |
6 (11) | Ковалентная полярная химическая связь. | Ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь. Схемы образования связей. Электроотрицательность | Д. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. | Знать/понимать -химические понятия: ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь Уметь -определять ковалентную связь в соединениях. | §11 №2-3 |
7 (12) | Металлическая химическая связь. | Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлической связи. Обобществленные электроны. | | Знать/понимать -химическое понятие: металлическая связь Уметь -определять: тип химической связи в металлах. | §12 №1-3 |
8 (13) | Обобщение по теме: «Атомы химических элементов.» | Решения упражнений Подготовка к контрольной работе | | Обобщение и систематизация знаний об элементах-металлах и элементах-неметаллах, о видах химической связи. | §9-12 |
9 (14) | Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов.» | | | | |
Тема2 ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА (7ч.) |
1 (15) | Простые вещества-металлы. НРК | Положение элементов металлов в П.С.Х.Э. Д.И. Менделеева Строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов. НРК: Области применения металлов. | Д. Коллекция металлов. | Уметь: -характеризовать: связь между строением и свойствами металлов -использовать приобретенные знания для критической оценки информации о металлах, используемых в быту | §13 №1-5 |
2(16) | Простые вещества – неметаллы. НРК
| Положение элементов неметаллов в периодической системе. Строение атомов неметаллов Ковалентная неполярная связь. Физические свойства неметаллов. Аллотропия. НРК: Месторождения алмазов в регионе; азот, кислород, ксенон- их значение | Д. Коллекция неметаллов. | Уметь -характеризовать: положение неметаллов в периодической системе; строение атомов неметаллов. | §14№3 |
3 (17) | Количество вещества. Молярная масса вещества. | Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Постоянная Авогадро. Молярная масса. Расчет молярных молярная масс по химической формуле. | Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль Коллекция неметаллов. | Знать/понимать -химические понятия: моль, молярная масса Уметь вычислять молярную массу, количество вещества | §15 №2.3 |
4 (18) | Молярный объем газов. Контрольная работа за 1чт. | Понятие о молярном объеме газов. Нормальные условия. Следствие закона Авогадро. Выполнение упражнений с использованием понятий: «объем», «моль», «количество вещества», «масса», «молярный объем». | | Знать/понимать - химическое понятие: молярный объем Уметь вычислять по количеству (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество (массу). | §16 №1-2 |
5 (19) | Решение задач с использованием формул. | Понятие о молярном объеме газов. Нормальные условия. Следствие закона Авогадро. Выполнение упражнений с использованием понятий: «объем», «моль», «количество вещества», «масса», «молярный объем». | | Знать/понимать - химическое понятие: молярный объем Уметь вычислять по количеству (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество (массу). | §16 №3 |
6 (20) | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Простые вещества» | Решение задач и упражнений Проверочная работа. | | | §11-16 |
7(21) | Контрольная работа №2 по теме: «Простые вещества». | | | | |
Тема 3СОЕДИНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ (12) Практических работ –(3ч.) |
1 (22) | Степень окисления. | Бинарные соединения. Понятие о степени окисления. Определение степени окисления в бинарных соединениях. Составление формулы бинарных соединений по степени окисления. общий способ их названия. | Д. Образцы оксидов, хлоридов, сульфидов. Лабораторная работа№1 Знакомство с образцами веществ разных классов. | Уметь - называть: бинарные соединения по их химическим формулам -определять: степень окисления элементов в соединениях. | §17 №1-2 |
2 (23) | Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды, летучие водородные соединения. НРК | Оксиды и летучие водородные соединения: Составление химических формул, их название. Расчеты по формулам оксидов. НРК: Примеры применения оксидов в быту. Оксиды- вредные выбросы предприятий, транспорта. Природные воды и их загрязнение. | Д. Образцы оксидов. Растворы хлороводорода и аммиака. | Знать/понимать химическое понятие: оксиды Уметь называть оксиды по их формулам - определять: степень окисления элементов в оксидах - составлять: формулы оксидов. | §18 №1,4 |
3 (24) | Основания. НРК | Состав и название оснований. Их классификация. Индикаторы. НРК: Примеры оснований в быту и на промышленных предприятиях области. | Д. Образцы щелочей и нерастворимых оснований. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. | Знать/понимать –химические понятия: основания, щелочи. Уметь называть основания по их формулам -составлять: химические формулы оснований - определять: основания по их формулам.
| §19 №4,5 |
4 (25) | Кислоты. НРК | Состав названия кислот их классификация. Индикаторы. НРК:Примеры применений кислот в быту. | Д. Образцы кислот. Изменение окраски индикаторов в кислой среде. | Знать/понимать -химические понятие: кислота, щелочь. Уметь называть кислоты по их формулам -составлять: химические формулы кислот - определять: кислоты по их формулам. | §20 №4,3 выучить формулы кислот |
5(26) | Соли. НРК | Состав и номенклатура солей. Составление формул солей. НРК: Соли в природе. Соли в составе минеральной воды. | Д. Образцы солей | Знать/понимать -химическое понятие: соль Уметь называть соли по их формулам -составлять: химические формулы солей - определять: соли по их формулам. | §21 №2 |
6 (27) | Соли- как производные кислот и оснований. | Состав и номенклатура солей. Составление формул солей. | Д. Образцы солей. | Знать/понимать -химическое понятие: соль Уметь- называть: соли по их формулам -составлять: химические формулы солей - определять: соли по их формулам. | §21 №3 |
7 (28) | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Соединения химических элементов» | Классификация веществ. Упражнения в составлении формул веществ по их названиям. Расчеты по химическим формулам. | | Знать/понимать - химическое понятие: классификация веществ Уметь вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения, количество вещества, объем или массу вещества по его количеству. | §17-21 |
8 (29) | Кристаллические решетки. | Вещества молекулярного строения. Закон постоянства веществ. Молекулярные, ионные ,атомные и металлические кристаллические решетки. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки. | Д. Модели кристаллических решеток. | Знать/понимать -закон постоянства состава веществ Уметь характеризовать связь между составом, строением и свойствами веществ. | §22 №1-5 |
9 (30) | Чистые вещества и смеси. Контрольная работа за2чт. | Понятие о чистом веществе и смеси, их отличие. Примеры смесей. Способы разделения смесей. Очистка веществ. | Д. Образцы смесей. Лабораторная работа№2 Разделение смеси речного песка и поваренной соли. | Уметь. - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. | §23№1-4 |
10 (31) | Практическая работа №3. Анализ почвы и воды. НРК | Оформление работы. НРК: Анализ почвы и воды в НАО. Способы очистки питьевой воды. | | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. - использовать приобретенные знания для критической оценки информации о воде. | стр.181 |
11(32) | Массовая доля компонентов смеси. (раствора) НРК | Понятие о доле компонента в смеси. Вычисление массовой доли компонента в смеси. НРК: Решение задач с использованием НРК | | Уметь - вычислять: массовую долю вещества в растворе. | §24 №2 |
12(33) | Объемная доля компонентов смеси (раствора). | Понятие о доле компонента в смеси. Вычисление объемной доли компонентов в смеси. | | Уметь - вычислять: массовую долю вещества в растворе. | §24 №4-5 |
13 (34) | Практическая работа №4. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества. | Вычислять массу сахара и объем воды необходимые для приготовления раствора. | | Уметь -Использовать приобретенные знания для приготовления растворов заданной концентрации. | Стр.185 №6 |
14 (35) | Расчеты, связанные с понятием «доля» | Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. | | | §24 №7 |
15 (36) | Контрольная работа №3по теме: «Соединения химических элементов» | | | | |
Тема 4 ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ(12) |
1(37) | Физические явления в химии. НРК | Физические явления. Понятие о химических явлениях и их отличие от физических явлений. Химическая реакция. Признаки и условия протекания химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. НРК Применение физических явлений в народном хозяйстве (разделение смесей) | Д.Горения магния Возгонка йода Плавление парафина Лабораторный опыт № 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. | Знать/понимать -химические понятия: химическая реакция, классификация реакций (экзотермические и эндотермические реакции.) | §25№1-4 |
2(38) | Химические реакции. НРК | Понятие о химических явлениях и их отличие от физических явлений. Химическая реакция. Признаки и условия протекания химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. НРК: Превращения веществ, происходящие в природе и в результате хозяйственной деятельности человека. | Д.Горения магния Возгонка йода Плавление парафина Лабораторная работа№4,5,6,7 Л. 4. Окисление меди в пламени спиртовки Л.5. Помутнение известковой воды
Л.6. Получение углекислого газа. Л.7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом | Знать/понимать -химические понятия: химическая реакция, классификация реакций (экзотермические и эндотермические | §26№1-3 |
3 (39) | Химические уравнения. | Закон сохранения массы веществ. Понятие о химическом уравнении. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций | | Знать/понимать -закон сохранения массы веществ Уметь составлять уравнения химических реакций | §27 №1-2 |
4 (40) | Расчеты по химическим уравнениям. | Решение расчетных задач. | | | §28 №2 |
5(41) | Реакции разложения. | Сущность реакций разложения. Составление уравнений реакций . | Д. Химические реакции различных типов | Знать/понимать -закон сохранения массы веществ Уметь составлять уравнения химических реакций, определять: типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ | §29№1 |
6(42) | Реакции соединения. | Сущность реакций соединения. Составление уравнений реакций. | | Знать/понимать - классификация реакций Уметь определять типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. | §30№1,2 |
7 (43) | Реакции замещения. | Сущность реакций замещения. Составление уравнений реакций | Д: взаимодействие цинка с соляной кислотой. | | §31№2 |
8 (44) | Реакции обмена. | Сущность реакций обмена. Составление уравнений реакций. Условия течения реакций обмена. | Д: Взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария; карбоната натрия с соляной кислотой; Гидроксид калия с соляной кислотой. | Знать/понимать - химическое понятие: классификация реакций Уметь определять типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. | §32№4 |
9 (45) | Типы химических реакций на примере свойств воды. | Химические свойства воды. Типы химических реакций. | Д: опыты подтверждающие свойства воды. | Знать/понимать - химическое понятие: классификация реакций Уметь определять типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. | §33№1,3 |
10 (46) | Практическая работа №5 Признаки химических реакций. | Оформление работы. | | Уметь - составлять: уравнения химических реакций -использовать: приобретенные знания для безопасного обращения с веществами. | Стр.183 |
11 (47) | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами» | Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. | | Уметь решать задачи с использованием понятия «доля» | №2 стр.173 |
12(48) | Контрольная работа №4по теме: «Изменения, происходящие с веществами» | | | | |
Тема 5 Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.(19) |
1 (49) | Растворение. Растворимость веществ в воде. НРК | Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты. Тепловые явления при растворении. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Значение растворов. НРК: Водные ресурсы. их состояние, охрана, значение растворов для природы и сельского хозяйства в регионе. | Д. Растворение безводного сульфата меди (II) в воде. Л. Получение кристаллов солей (домашняя практическая работа). | Знать. Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты. | §34№1-7 |
2 (50) | Электролитическая диссоциация. | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. | Д. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. | Знать/понимать - химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация. | §35 №1-5 |
3 (51) | Основные положения ТЭД. | Ионы, их свойства и классификация. Диссоциация кислот, оснований и солей. | Д.Движение окрашенных ионов в электрическом поле.. | . Уметь классифицировать ионы. | §36№1-6 |
4(52)
| Ионные уравнения реакций. | Сущность реакций ионного обмена и условия их протекания. Составление полных и сокращенных ионных уравнений реакций. Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде. | Д. Примеры реакции, идущие до конца. | Умет - объяснять: сущность реакций ионного обмена определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца. составлять: полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена. | §37№1-3 |
5 (53) | Практическая работа №6 Ионные реакции. | Оформление работы. | | Уметь - составлять: полные и сокращенные уравнения реакций обмена. Обращаться с химической посудой, растворами кислот и щелочей. | Стр.237 |
6 (54) | Практическая работа №7 Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. | Оформление работы | | Уметь - составлять: полные и сокращенные уравнения реакций обмена. Обращаться с химической посудой, растворами кислот и щелочей | Стр.240 №5 стр.209 |
7(55) | Кислоты в свете ТЭД | Определение кислот как электролитов. Классификация кислот по различным признакам. | | Уметь - называть кислоты - характеризовать: химические свойства кислот | §38 №3 |
8(56) | Кислоты, их классификация и свойства. | Определение кислот как электролитов. Классификация кислот по различным признакам. Типичные свойства кислот: взаимодействие их с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. Ряд напряжения металлов. | Лабораторная работа№8 Л. 8. Реакции характерные для растворов кислот (соляной и серной) принадлежность веществ к классу кислот. | Уметь - называть кислоты - характеризовать: химические свойства кислот. - определять: возможность протекания типичных реакций кислот. | §38 №4 |
9 (57) | Основания ,их классификация и свойства. | Определение оснований как электролитов. Классификация оснований. Типичные свойства оснований; взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации), взаимодействие щелочей с растворами солей и оксидами неметаллов. Разложение нерастворимых оснований. | Лабораторная работа№9,10 Л.9. реакции характерные для растворов щелочей Л.10. получение и свойства нерастворимого основания. | Уметь - называть основания: - характеризовать: химические свойства оснований. - определять: возможность протекания типичных реакций оснований. | §39 №3 |
10 (58) | Оксиды, их классификация и свойства | Состав оксидов, их классификация несолеобразующие и солеобразующие (кислотные и основные). Свойства кислотных и основных оксидов. | Лабораторная работа№11,12 Л. 11. Реакции характерные для основных оксидов Л. 12. Реакции характерные для кислотных оксидов | Уметь - называть оксиды - определять: принадлежность веществ к классу оксидов -характеризовать: химические свойства оксидов. | §40№1,3 |
11(59) | Соли в свете ТЭД, их классификация. | Определение солей как электролитов. | Лабораторный опыт № 13-15 1.Реакции, характерные для растворов солей. 2.Признаки химических реакций. 3. Растворимость солей в воде.
| Определение солей как электролитов | §41№1 |
12(60) | Соли, их свойства. | Определение солей как электролитов. Химические свойства солей, особенности взаимодействия с металлами. Взаимодействие с кислотами, щелочами и солями (работа с таблицей растворимости) | Химические свойства солей. Лабораторная работа №16-18 1.Получение солей. 2.Взаимодействие растворов солей с металлами. 3.Качественная реакция на хлорид, сульфат-ион. | Уметь - называть соли. - определять: принадлежность веществ к классу солей - характеризовать: химические свойства солей. | §41№2-4 |
13 (61) | Генетическая связь между классами неорганических соединений | Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов. | Д.Иллюстрация переходов. Лабораторная работа №19 Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств. | Уметь - характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства неорганических веществ. | §42№2(а) |
14(62) | Практическая работа №8. Свойства кислот оснований, оксидов и солей. | Оформление работы. | Химические реакции подтверждающие свойства солей, кислот, оснований. | Уметь. - обращаться с химической посудой и реактивами - распознавать опытным. путем растворы кислот и щелочей. - определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца. | Стр.241 №3 стр.228 |
15(63) | Обобщение и систематизация знаний по теме: Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. | Выполнение упражнений на генетическую связь. Решение расчетных задач на вычисление по уравнениям реакций. | | | §34-42 №4 стр.228 |
16(64) | Контрольная работа №5 по теме: «Растворение. растворы. Свойства электролитов.» | | | | №5 стр226 |
17(65) | Окислительно-восстановительные реакции. | Понятие окисление и восстановление, окислители и восстановители, определение степени окисления элементов. | | Знать/понимать - химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. - определять: степень окисления элемента в соединении, тип химической реакции по изменению степени окисления химических элементов. | §43 №1 |
18(66) | Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакциях. | Понятие окисление и восстановление, окислители и восстановители, определение степени окисления элементов. Составление уравнений ОВР. | | Знать/понимать - химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. - определять: степень окисления элемента в соединении, тип химической реакции по изменению степени окисления химических элементов. | §43 №7 |
19 (67) | Классификация химических реакций. Контрольный тест за год | Классификация химических реакций по всем известным признакам. | Лабораторный опыт№20 Примеры реакций разных типов: соединения, разложения, обмена, замещения. Признаки реакций | Уметь - обращаться с химической посудой и реактивами. - характеризовать: химические свойства основных классов неорганических соединений. | конспект |
20(68) | Практическая работа №9 по теме: Решение экспериментальных задач. | Оформление работы. | | | Стр.242 |