Рабочая программа по химии для 9 класса МБОУ « СОШ № 4» г. Ефремова составлена в соответствии с требованиями Примерной программы основного общего образования по химии 2004г, федерального компонента государственного стандарта 2004 г, программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений основная школа автора О.С. Габриеляна //Программа курса химии для 8-11классов общеобразовательных учреждений основная школа – 4-е изд. стереотип. М.: Дрофа, 2007. - 78с. Рабочей программе соответствует учебник: « Химия 9 класс» О.С. Габриелян – рекомендовано Министерством образования и науки РФ/ 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 . Программа рассчитана на 68 часов( 2 часа в неделю). Включает в себя следующие разделы: 1. Пояснительная записка
2.УТП
3.Содержание программы
4.Требования к уровню подготовки учащихся
5. Список литературы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 9 класс »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Рассмотрена и согласована УТВЕРЖДАЮ:
методическим объединением Директор МБОУ «СОШ №4»
Протокол №1 _____________Т.Н. Бирюкова
от 29.08. 2014 г. Приказ №
от 29.08. 2014 г.
Принята на педагогическом совете
Протокол №1
от 29.08. 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
для 9 класса
Учитель Комиссарова Т.А.
Квалификационная категория высшая
Ефремов
2014
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по химии для 9 класса МБОУ « СОШ № 4» г. Ефремова составлена в соответствии с требованиями Примерной программы основного общего образования по химии 2004г, федерального компонента государственного стандарта 2004 г, программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений основная школа автора О.С. Габриеляна //Программа курса химии для 8-11классов общеобразовательных учреждений основная школа – 4-е изд. стереотип. М.: Дрофа, 2007. - 78с. Рабочей программе соответствует учебник: « Химия 9 класс» О.С. Габриелян – рекомендовано Министерством образования и науки РФ/ 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 . Программа рассчитана на 68 часов
( 2 часа в неделю)
В программу внесены следующие изменения:
1.Увеличено число часов на изучение тем:
тема 1 «Металлы» вместо 15 часов – 20 часов; за счет включения 3-х практических работ и увеличении времени на изучение электролиза в теме « Получение металлов».
тема 2 « Неметаллы» вместо 23 часов -29 часов за счет включения 3-х практических работ и на более детальное рассмотрение вопросов, связанных с темами « Серная кислота. Соли серной кислоты»,
« Аммиак. Соли аммония», « Азотная кислота. Нитраты», так как являются ключевыми и контролируются ЕГЭ. В тему «Неметаллы» включена тема «Кислород», т.к. этот материал входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
Практические работы из практикумов №1 и №2 перенесены в соответствующие темы курса.
2.Уменьшено число часов на изучение тем:
в теме « Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса» с 6 часов до 4 часов, так как повторение материала будет проходить вместе с изучением нового материала на протяжении всего курса.
в теме « Обобщение знаний за курс основной школы» с 8 часов до 5 часов, так как часть материала повторяется в начале изучения курса и на протяжении всего изучаемого материала.
Данная программа конкретизирует содержание Примерной программы основного общего образования по химии, стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Цели:
Добиться усвоения знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
Добиться овладения умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;
Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими современными потребностями;
Воспитывать отношение к химии как к одному из компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
Научить применять полученные знания для безопасного использования веществ и материалов в быту, для решения задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи:
Сформировать знание основных понятий и законов химии
Воспитывать общечеловеческую культуру
Учить наблюдать, применять полученные знания на практике
Результаты изучения курса «Химия. 9 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.
Учебно – тематическое планирование по химии, 9 класс,
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
№
п/п
Наименование темы
Всего часов
В том числе
Практические работы
Контрольные работы
1.
Повторение основных вопросов курса 8 класса.
4
2.
Тема 1.
Металлы
20
3
к.р. № 1
3.
Тема 2.
Неметаллы
29
3
к. р. № 2
к.р. № 3
4.
Тема 3.
Органические соединения
10
к.р. № 4
5.
Тема 4.
Обобщение знаний по химии за курс основной школы
5
Итого
68
6
4
Основное содержание программы
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (4 часа)
Характеристика элемента по его положению в периодической системе Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Тема № 1 « Металлы» (20 часов)
Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжения металлов. Общие способы получения металлов. Электролиз. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Сплавы, их свойства и значение.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества. Их свойства, значение и применение. Важнейшие соединения щелочных металлов -оксиды, гидроксиды и соли ( хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы 2 – ой группы. Строение атома. Щелочноземельные металлы - простые вещества. Их свойства, значение и применение. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов - оксиды, гидроксиды и соли(хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Получение. Соединения алюминия - оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.
Практическая работа № 1 « Осуществление цепочки химических превращений металлов»
Практическая работа № 2 « Получение и свойства соединений металлов»
Практическая работа № 3 « Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ»
Тема № 2 « Неметаллы» (29 часа)
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов- простых веществ. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл»-«неметалл».
Водород. Положение в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства вещества. Получение, собирание и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Кислород. Строение атома, аллотропия, свойства и применение.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды (IV и IV) их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и её соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.
Практическая работа № 4 « Решение экспериментальных задач по теме: « Подгруппа кислорода»
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Получение. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, её свойства и применение. Получение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II),(IV)., их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Практическая работа № 5 «Решение экспериментальных задач по теме « Подгруппа азота и углерода»
Практическая работа № 6 «Получение, собирание и распознавание газов»
Тема № 3 « Органические соединения» ( 10 часов)
Вещества органические и неорганические, относительность этого понятия. Причины многообразия углеродных соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.Предельные углеводороды. Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. Непредельные углеводороды. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение. Основные понятия химии ВМС. Краткий обзор важнейших полимеров
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере метанола и этанола. Понятие о многоатомных спиртах на примере спирта глицерина. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Её свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот. Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Понятие об углеводах. Глюкоза, её свойства и значение. Крахмал и целлюлоза ( в сравнении), их биологическая роль. Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации
Белки, их строение и биологическая роль
Тема № 4 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»
(5 часа)
Физический смысл порядкового номера элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева, номер периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона. Классификация химических реакций по различным признакам
( число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализаторов; направление; изменение степеней окисления атомов). Типы химических связей и питы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды, гидроксиды и соли: состав, классификация, свойства в свете ТЭД и ОВР, получение, применение.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применение важнейших соединений щелочных щелочноземельных металлов; алюминия, железа; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы; причины многообразия углеводородных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ; строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты; понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.
Учащиеся должны уметь:
Давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность; характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических элементов
( щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов ( алюминия, железа, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) в свете изученных теорий; распознавать важнейшие катионы и анионы; решать расчетные задачи с использованием изученных понятий; разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ; составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь; выполнять обозначенные в программе практические работы, распознавать важнейшие органические вещества.
Список используемой литературы
Основная литература:
Габриелян О.С. Химия-9: учебник для общеобразовательных учреждений- М.:Дрофа, 2005
Габриелян О.С. Химия-9: настольная книга учителя.- М.:Дрофа, 2006 г.