kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по элективному курсу по химии 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование элективного курса по химии

                                                                          «Равновесие в растворах».

№ урока

Тема урока

Задачи урока

Контрольные, лабораторные, практические

Примечание

Дата проведения

 

План                

Факт

 

Тема 1. Равновесие раствора – растворенное вещество (8 ч)

 

1

Растворы газов в жидкостях.

Познакомить учащихся с растворами газов в жидкостях, смещением фазового равновесия газ-раствор газа при изменении температуры и давления.

 

 

8.09

 

 

2

Растворы твердых веществ в жидкостях.

Познакомить учащихся с растворами твердых веществ в жидкостях, диаграммой растворимости.

 

 

15.09

 

 

3.

Перекристаллизация.

Познакомить учащихся с понятием перекристаллизации.

 

 

22.09

 

 

4.

Смещение фазового равновесия.

Познакомить учащихся со смещением фазового равновесия электролит – раствор электролита путем изменения концентрации ионов в растворе.

 

 

29.09

 

 

5.

Растворы малорастворимых сильных электролитов.

Познакомить учащихся с растворами малорастворимых сильных электролитов.

 

 

6.10

 

 

6.

Произведение растворимости.

Расширить знания учащихся о растворах малорастворимых сильных электролитах, произведении растворимости.

 

 

13.10

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу по химии 10 класс »

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель Директор МБОУ

_______ Якимов Д.А. директора по УР «Большешиинская СОШ»

МБОУ «Большешиинская СОШ» _______ Баймурзина Л.И.

Протокол № 1 _________ Гатауллина И.И.

От « 28» августа 2014 г. Приказ № 100

«29» августа 2014 г. от «29» августа2014 г.



Рабочая программа

по элективному курсу химии для 10 класса

учителя биологии и химии

МБОУ «Большешиинская СОШ»

Мамадышского муниципального района РТ

Мухаметзяновой Лилии Рамилевна






Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

«29» августа 2014 г.







2014 – 2015 учебный год

Тематическое планирование элективного курса по химии

«Равновесие в растворах».

урока

Тема урока

Задачи урока

Контрольные, лабораторные, практические

Примечание

Дата проведения


План

Факт


Тема 1. Равновесие раствора – растворенное вещество (8 ч)


1

Растворы газов в жидкостях.

Познакомить учащихся с растворами газов в жидкостях, смещением фазового равновесия газ-раствор газа при изменении температуры и давления.



8.09



2

Растворы твердых веществ в жидкостях.

Познакомить учащихся с растворами твердых веществ в жидкостях, диаграммой растворимости.



15.09



3.

Перекристаллизация.

Познакомить учащихся с понятием перекристаллизации.



22.09



4.

Смещение фазового равновесия.

Познакомить учащихся со смещением фазового равновесия электролит – раствор электролита путем изменения концентрации ионов в растворе.



29.09



5.

Растворы малорастворимых сильных электролитов.

Познакомить учащихся с растворами малорастворимых сильных электролитов.



6.10



6.

Произведение растворимости.

Расширить знания учащихся о растворах малорастворимых сильных электролитах, произведении растворимости.



13.10



7.

Условия выпадения и растворения осадка.

Познакомить учащихся с условиями выпадения и растворения осадка малорастворимого сильного электролита.



20.10



8.

Практическая работа. Перекристаллизация.

Вызвать познавательный интерес к материалу курса.

Практическая работа.




27.10



Тема 2. Протолитические равновесия (8ч)


9.

Протонная теория кислот и оснований.

Познакомить учащихся с протонной теорией кислот и оснований, протолитами.



10.11



10.

Ионное произведение воды. Водородный показатель и шкала рН.

Расширить знания учащихся об ионном произведении воды, водородном показателе и шкале рН



17.11



11.

Сильные и слабые кислоты и основания, амфолиты.

Расширить знания учащихся о сильных и слабых кислотах и основаниях, амфолитах. Познакомить учеников с константами кислотности и основности.



24.11



12.

Гидролиз бинарных соединений.Обратимый гидролиз солей.

Расширить знания учащихся о гидролизе бинарных соединений, об обратимом гидролизе солей, совместном гидролизе.



1.12



13.

Степень протолиза.

Познакомить учащихся со степенью протолиза,со смещением равновесия протолиза ( действие температуры, концентрации, одноименных ионов).



8.12



14.

Практическая работа. Сильные и слабые кислоты и основания.

Вызвать у учащихся интерес к изучению элективного курса «Равновесие в растворах».

Практическая работа.


15.12



15.

Практическая работа. Анионные основания и катионные кислоты. Амфолиты.

Развитие интереса у учащихся к материалу элективного курса.

Практическая работа.


22.12



16.

Практическая работа. Смещение равновесия протолиза при изменении температуры. Смещение равновесия протолиза уксусной кислоты при введении ацетат-ионов.

Углубить познавательный интерес учащихся к изучению материала курса.

Практическая работа.


12.01



Тема 3. Равновесия в растворах комплексов (8 ч)


17.

Основные понятия координационной теории.

Познакомить учащихся с основными понятиями координационной теории( комплексообразователь, лиганды, координационное число, дентатность лиганда).



19.01



18.

Типы и номенклатура комплексных соединений.

Познакомить учащихся с типами и номенклатурой комплексных соединений.



26.01



19.

Поведение комплексных соединений в растворе.

Познакомить учащихся с поведением комплексных соединений в растворе.



2.02



20.

Диссоциация на внешнесферные ионы и ион координационной сферы.

Познакомить учащихся с диссоциацией на внешнесферные ионы и ионы координационной сферы комплексных соединений.



9.02



21.

Константы устойчивости комплексных соединений.

Познакомить учащихся с константой устойчивости комплексных соединений.



16.02



22.

Образование и разрушение комплексных соединений.

Познакомить учащихся с образованием и разрушением комплексных соединений.



23.02



23-24

Практическая работа. Получение и разрушение гидроксокомплексов бериллия, алюминия и цинка.

Вызвать у учащихся интерес к изучению комплексных соединений, систематизировать знания учеников.

Практическая работа.


2.03

9.03



Тема 4. Сложные равновесия (8 ч).


25.

Переосаждение малорастворимых солей.

Познакомить учащихся с переосаждением малорастворимых солей.



16.03



26.

Растворение осадков при изменении кислотности среды.

Расширить знания учащихся о растворении осадков при изменении кислотности среды.



6.04



27.

Взаимные превращения комплексов.

Познакомить учащихся с взаимными превращениями комплексов.



13.04



28.

Разрушение комплексов в результате образования малорастворимого соединения , при изменении кислотности среды.

Расширить знания учащихся о разрушении комплексов в результате образования малорастворимого соединения, при изменении кислотности среды.



20.04



29.

Практическая работа. Растворение гидроксида магния в присутствии катиона аммония.

Систематизировать знания учащихся, вызвать познавательный интерес к материалу курса.

Практическая работа.


27.04



30 – 31.

Практическая работа. Получение и разрушение аммиачных комплексов сульфата меди(2) и хлорида никеля (2).

Систематизировать знания учащихся, вызвать познавательный интерес к материалу курса.

Практическая работа.


4.05



32.

Вычисление констант сложных равновесий и степени протекания реакции.

Совершенствовать навыки и умения на вычисление констант сложных равновесий и степени протекания реакции.



11.05



33.

Итоговое занятие.

Обсудить вместе с учащимися вопросы курса, систематизировать весь материал, разобрать наиболее трудные темы.



18.05



34.

Зачетное занятие.

Провести зачетный урок, выяснить знания учащихся.

Зачет.


25.05



35.

Повторение













Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основании: Программы элективных курсов. Химия. 10 -11 классы. Профильное обучение/ авт.-сост. Г.А. Шипарева. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2007. – 79, [ 1 ] с. – (Элективные курсы), также Л.Ю. Аликберова, Е.В. Савинкина, Устава школы, учебного плана МБОУ «Большешиинская СОШ» на 2014-2015 учебный год.

Цель курса: углубление знаний учащихся по теме «Равновесие в растворах».

Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний, помощь учащимся в подготовке к поступлению в вузы, удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся вопросами общей и неорганической химии.

Данный элективный курс посвящен рассмотрению разнообразных (гомогенных, гетерогенных, ионно-молекулярных, протолитических и т. п.) равновесий, имеющих место в растворах (главным образом водных), и возможностей их смещения. При обсуждении вопросов растворимости газов и твердых веществ в жидкостях учитываются гетерогенные равновесия раствор - растворенное вещество. Детальное рассмотрение энергетики растворения и диаграмм растворимости позволяет объяснять процессы кристаллизации, предсказывать не только качественные, но и количественные результаты кристаллизации. Для малорастворимых сильных электролитов вводится понятие «произведение растворимости». При рассмотрении кислотно-основных свойств веществ предлагается применять протонную теорию Бренстеда-Лоури. Она позволяет использовать единый подход по отношению к процессам протолиза и гидролиза, облегчает рассмотрение кислотно- основных свойств не только молекул, но и ионов (в том числе амфолитов). Завершается данный элективный курс рассмотрением основных понятий химии комплексных соединений, включая «равновесия образования» и «разрушения комплексов» в водном растворе, рассмотрением закономерностей сложных химических равновесий.

В качестве основной формы организации учебных занятий предлагается проведение семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического материала, а также решаются задачи по данной теме. Для повышения интереса к теоретическим вопросам, закрепления изученного материала, а также отработки навыков экспериментальной работы предусмотрен лабораторный практикум. Кроме того, можно использовать такие методы работы, как дискуссии и ролевые игры.

Формами контроля за уровнем достижений учащихся служат текущие, рубежные и итоговые контрольные мероприятия; письменные творческие работы, итоговые учебные проекты (учебно- исследовательские работы учащихся).

Требования к результатам обучения

После изучения элективного курса учащиеся должны:

• характеризовать: процесс растворения, произведе­ние растворимости, сильные и слабые кислоты и основа­ния, протонную теорию кислот и оснований, автопро­толиз, рН, константы кислотности и основности, ионное произведение, комплексные соединения, константы об­разования комплексов;

• уметь составлять уравнения фазового равновесия в насыщенных растворах; уравнения протолитических рав­новесий для кислот, оснований, амфолитов; уравнения гидролиза; называть комплексные соединения; пользо­ваться справочными таблицами для нахождения необхо­димых данных (плотность растворов, растворимость, константы кислотности, константы образования комп­лексов).



Учебно – тематическое планирование


Предмет химия (элективный курс)


Классы 10


Учитель Мухаметзянова Лилия Рамилевна


Количество часов: всего 35 часа; в неделю 1 час


Практические работы 7 Зачет 1


Рекомендуемая литература


  1. Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА,2002.

  2. Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Задачи, вопросы и упражнения по химии 8-11 кл.: Пособие для учащихся общеобразоват.учреждений. – М.: Просвещение, 2002.

  3. Лидин Р.А., Молочкова В.А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Теоретические основы. Вопросы. Задачи. Тесты: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2004

  4. Лидин Р.А., Якимоаа Е.Е., Вотинова Н.А. Химия 8-9 кл.: Учеб.пособие. – М.: Дрофа, 2000

  5. Лидин Р.А., Якимоаа Е.Е., Вотинова Н.А. Химия 10-11 кл.: Учеб.пособие. – М.: Дрофа, 2000














Содержание курса Общее количество часов —35

Тема 1. Равновесия раствор - растворенное вещество (8 ч) Растворы газов в жидкостях. Смещение фазового рав­новесия газ - раствор газа при изменении температуры и давления. Растворы твердых веществ в жидкостях. Диа­грамма растворимости. Перекристаллизация. Смещение фазового равновесия электролит - раствор электролита путем изменения концентрации ионов в растворе. Рас­творы малорастворимых сильных электролитов. Произве­дение растворимости. Условия выпадения и растворения осадка малорастворимого сильного электролита.

Демонстрации. Кристаллизация соли из ее насы­щенного раствора при добавлении одного из ионов, вхо­дящих в ее состав. Практическая работа. Перекристаллизация. Решение задач. Выполнение условий выпадения и растворения осадка. Обсуждение вопроса. Факторы, способствующие растворению веществ и выделению их из раствора.

Тема 2. Протолитические равновесия (8 ч) Протонная теория кислот и оснований. Протолиты. Ионное произведение воды. Водородный показатель и шкала рН. Сильные и слабые кислоты и основания, ам­фолиты. Константы кислотности и основности. Гидролиз бинарных соединений. Обратимый гидролиз солей. Сов­местный гидролиз. Степень протолиза. Смещение равно­весия протолиза (действие температуры, концентрации, одноименных ионов).

Демонстрации. Кислотно-основные индикаторы.Обратимый гидролиз хлорида алюминия. Необратимый гидролиз карбида кальция. Влияние нагревания на гидро­лиз ацетата натрия и хлорида железа (IП). Практические работы. Сильные и слабые кислоты и основания. Анионные основания и катионные кислоты. Амфолиты. Смещение равновесия протолиза при измене­нии температуры. Смещение равновесия протолиза уксус­ной кислоты при введении ацетат-ионов. Решение задач. Определение рН и степени протоли­за в растворах протолитов. Обсуждение вопроса. Факторы, способствующие изменению рН среды.

Тема 3. Равновесия в растворах комплексов (8 ч) Основные понятия координационной теории (комп­лексообразователь, лиганды, координационное число, дентатность лиганда). Типы и номенклатура комплексных соединений. Поведение комплексных соеди­нений в растворе. Диссоциация на внешнесферные ионы и ион координационной сферы. Константы устойчивос­ти. Образование и разрушение комплексных соедине­ний.

Демонстрации. Смещение химического равновесия в растворе, содержащем хлорид железа (IH) и тиоцианат калия. Реакции обмена лигандов при взаимодействии ак­вакомплекса меди (Н) с бромид-ионами. Практическая работа. Получение и разрушение гидроксокомплексов бериллия, алюминия и цинка . Решение задач. Расчеты с использованием констант устойчивости комплексов. Составление названий комп­лексных соединений. Обсуждение вопроса. Факторы, способствующие образованию и разрушению комплексов.

Тема 4 Сложные равновесия (8 ч) Переосаждение малорастворимых солей. Растворение осадков при изменении кислотности среды. Взаимные превращения комплексов. Разрушение комплексов в ре­зультате образования малорастворимого соединения, при изменении кислотности среды.

Демонстрации. Последовательное осаждение мало­растворимых солей свинца. Разрушение тиоцианатного комплекса железа под действием фторид-ионов. Практические работы. Растворение гидр оксида магния в присутствии катиона аммония. Получение и разрушение аммиачных комплексов сульфата меди (Н) и хлорида никеля (Н). Решение задач. Вычисление констант сложных рав­новесий и степени протекания реакции. Обсуждение вопроса. Способы изменения направ­ления сложных реакций.

Зачет (3 ч) Итоговое занятие. Консультация к зачету. Зачетное занятие.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Рабочая программа по элективному курсу по химии 10 класс

Автор: Мухаметзянова Лилия Рамилевна

Дата: 30.11.2014

Номер свидетельства: 137518

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа элективного курса "Химия. История. Искусство" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-khimiia-istoriia-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "127679"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415361505"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ", 11 КЛАСС "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-programma-eliektivnogo-kursa-khimiia-v-zadachakh-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "225452"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439658539"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Программа элективного курса по теме "Построение графиков функции" "
    ["seo_title"] => string(72) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-tiemie-postroieniie-ghrafikov-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "117096"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412698591"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Элективный курс по химии "
    ["seo_title"] => string(26) "eliektivnyi-kurs-po-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "241756"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445311890"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Элективный курс "Химия в задачах и упражнениях" "
    ["seo_title"] => string(54) "eliektivnyi-kurs-khimiia-v-zadachakh-i-uprazhnieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "145670"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418976798"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства