Расширить знания учащихся о гидролизе бинарных соединений, об обратимом гидролизе солей, совместном гидролизе.
1.12
13.
Степень протолиза.
Познакомить учащихся со степенью протолиза,со смещением равновесия протолиза ( действие температуры, концентрации, одноименных ионов).
8.12
14.
Практическая работа. Сильные и слабые кислоты и основания.
Вызвать у учащихся интерес к изучению элективного курса «Равновесие в растворах».
Практическая работа.
15.12
15.
Практическая работа. Анионные основания и катионные кислоты. Амфолиты.
Развитие интереса у учащихся к материалу элективного курса.
Практическая работа.
22.12
16.
Практическая работа. Смещение равновесия протолиза при изменении температуры. Смещение равновесия протолиза уксусной кислоты при введении ацетат-ионов.
Углубить познавательный интерес учащихся к изучению материала курса.
Практическая работа.
12.01
Тема 3.Равновесия в растворах комплексов (8 ч)
17.
Основные понятия координационной теории.
Познакомить учащихся с основными понятиями координационной теории( комплексообразователь, лиганды, координационное число, дентатность лиганда).
19.01
18.
Типы и номенклатура комплексных соединений.
Познакомить учащихся с типами и номенклатурой комплексных соединений.
26.01
19.
Поведение комплексных соединений в растворе.
Познакомить учащихся с поведением комплексных соединений в растворе.
2.02
20.
Диссоциация на внешнесферные ионы и ион координационной сферы.
Познакомить учащихся с диссоциацией на внешнесферные ионы и ионы координационной сферы комплексных соединений.
9.02
21.
Константы устойчивости комплексных соединений.
Познакомить учащихся с константой устойчивости комплексных соединений.
16.02
22.
Образование и разрушение комплексных соединений.
Познакомить учащихся с образованием и разрушением комплексных соединений.
23.02
23-24
Практическая работа. Получение и разрушение гидроксокомплексов бериллия, алюминия и цинка.
Вызвать у учащихся интерес к изучению комплексных соединений, систематизировать знания учеников.
Практическая работа.
2.03
9.03
Тема 4. Сложные равновесия (8 ч).
25.
Переосаждение малорастворимых солей.
Познакомить учащихся с переосаждением малорастворимых солей.
16.03
26.
Растворение осадков при изменении кислотности среды.
Расширить знания учащихся о растворении осадков при изменении кислотности среды.
6.04
27.
Взаимные превращения комплексов.
Познакомить учащихся с взаимными превращениями комплексов.
13.04
28.
Разрушение комплексов в результате образования малорастворимого соединения , при изменении кислотности среды.
Расширить знания учащихся о разрушении комплексов в результате образования малорастворимого соединения, при изменении кислотности среды.
20.04
29.
Практическая работа. Растворение гидроксида магния в присутствии катиона аммония.
Систематизировать знания учащихся, вызвать познавательный интерес к материалу курса.
Практическая работа.
27.04
30 – 31.
Практическая работа. Получение и разрушение аммиачных комплексов сульфата меди(2) и хлорида никеля (2).
Систематизировать знания учащихся, вызвать познавательный интерес к материалу курса.
Практическая работа.
4.05
32.
Вычисление констант сложных равновесий и степени протекания реакции.
Совершенствовать навыки и умения на вычисление констант сложных равновесий и степени протекания реакции.
11.05
33.
Итоговое занятие.
Обсудить вместе с учащимися вопросы курса, систематизировать весь материал, разобрать наиболее трудные темы.
18.05
34.
Зачетное занятие.
Провести зачетный урок, выяснить знания учащихся.
Зачет.
25.05
35.
Повторение
Пояснительная записка
Рабочая программа составленана основании: Программы элективных курсов. Химия. 10 -11 классы. Профильное обучение/ авт.-сост. Г.А. Шипарева. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2007. – 79, [ 1 ] с. – (Элективные курсы), также Л.Ю. Аликберова, Е.В. Савинкина, Устава школы, учебного плана МБОУ «Большешиинская СОШ» на 2014-2015 учебный год.
Цель курса: углубление знаний учащихся по теме «Равновесие в растворах».
Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний, помощь учащимся в подготовке к поступлению в вузы, удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся вопросами общей и неорганической химии.
Данный элективный курс посвящен рассмотрению разнообразных (гомогенных, гетерогенных, ионно-молекулярных, протолитических и т. п.) равновесий, имеющих место в растворах (главным образом водных), и возможностей их смещения. При обсуждении вопросов растворимости газов и твердых веществ в жидкостях учитываются гетерогенные равновесия раствор - растворенное вещество. Детальное рассмотрение энергетики растворения и диаграмм растворимости позволяет объяснять процессы кристаллизации, предсказывать не только качественные, но и количественные результаты кристаллизации. Для малорастворимых сильных электролитов вводится понятие «произведение растворимости». При рассмотрении кислотно-основных свойств веществ предлагается применять протонную теорию Бренстеда-Лоури. Она позволяет использовать единый подход по отношению к процессам протолиза и гидролиза, облегчает рассмотрение кислотно- основных свойств не только молекул, но и ионов (в том числе амфолитов). Завершается данный элективный курс рассмотрением основных понятий химии комплексных соединений, включая «равновесия образования» и «разрушения комплексов» в водном растворе, рассмотрением закономерностей сложных химических равновесий.
В качестве основной формы организации учебных занятий предлагается проведение семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического материала, а также решаются задачи по данной теме. Для повышения интереса к теоретическим вопросам, закрепления изученного материала, а также отработки навыков экспериментальной работы предусмотрен лабораторный практикум. Кроме того, можно использовать такие методы работы, как дискуссии и ролевые игры.
Формами контроля за уровнем достижений учащихся служат текущие, рубежные и итоговые контрольные мероприятия; письменные творческие работы, итоговые учебные проекты (учебно- исследовательские работы учащихся).
Требования к результатам обучения
После изучения элективного курса учащиеся должны:
• характеризовать:процесс растворения, произведение растворимости, сильные и слабые кислоты и основания, протонную теорию кислот и оснований, автопротолиз, рН, константы кислотности и основности, ионное произведение, комплексные соединения, константы образования комплексов;
• уметьсоставлять уравнения фазового равновесия в насыщенных растворах; уравнения протолитических равновесий для кислот, оснований, амфолитов; уравнения гидролиза; называть комплексные соединения; пользоваться справочными таблицами для нахождения необходимых данных (плотность растворов, растворимость, константы кислотности, константы образования комплексов).
Учебно – тематическое планирование
Предмет химия (элективный курс)
Классы 10
Учитель Мухаметзянова Лилия Рамилевна
Количество часов: всего 35 часа; в неделю 1 час
Практические работы 7 Зачет 1
Рекомендуемая литература
Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА,2002.
Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Задачи, вопросы и упражнения по химии 8-11 кл.: Пособие для учащихся общеобразоват.учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
Лидин Р.А., Молочкова В.А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Теоретические основы. Вопросы. Задачи. Тесты: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2004
Лидин Р.А., Якимоаа Е.Е., Вотинова Н.А. Химия 8-9 кл.: Учеб.пособие. – М.: Дрофа, 2000
Лидин Р.А., Якимоаа Е.Е., Вотинова Н.А. Химия 10-11 кл.: Учеб.пособие. – М.: Дрофа, 2000
Содержание курса Общее количество часов —35
Тема 1.Равновесия раствор - растворенное вещество(8ч) Растворы газов в жидкостях. Смещение фазового равновесия газ - раствор газа при изменении температуры и давления. Растворы твердых веществ в жидкостях. Диаграмма растворимости. Перекристаллизация. Смещение фазового равновесия электролит - раствор электролита путем изменения концентрации ионов в растворе. Растворы малорастворимых сильных электролитов. Произведение растворимости. Условия выпадения и растворения осадка малорастворимого сильного электролита.
Демонстрации.Кристаллизация соли из ее насыщенного раствора при добавлении одного из ионов, входящих в ее состав. Практическая работа.Перекристаллизация. Решение задач.Выполнение условий выпадения и растворения осадка. Обсуждение вопроса.Факторы, способствующие растворению веществ и выделению их из раствора.
Тема 2.Протолитические равновесия(8ч) Протонная теория кислот и оснований. Протолиты. Ионное произведение воды. Водородный показатель и шкала рН. Сильные и слабые кислоты и основания, амфолиты. Константы кислотности и основности. Гидролиз бинарных соединений. Обратимый гидролиз солей. Совместный гидролиз. Степень протолиза. Смещение равновесия протолиза (действие температуры, концентрации, одноименных ионов).
Демонстрации.Кислотно-основные индикаторы.Обратимый гидролиз хлорида алюминия. Необратимый гидролиз карбида кальция. Влияние нагревания на гидролиз ацетата натрия и хлорида железа (IП). Практические работы.Сильные и слабые кислоты и основания. Анионные основания и катионные кислоты. Амфолиты. Смещение равновесия протолиза при изменении температуры. Смещение равновесия протолиза уксусной кислоты при введении ацетат-ионов. Решение задач.Определение рН и степени протолиза в растворах протолитов. Обсуждение вопроса.Факторы, способствующие изменению рН среды.
Тема 3.Равновесия в растворах комплексов(8ч) Основные понятия координационной теории (комплексообразователь, лиганды, координационное число, дентатность лиганда). Типы и номенклатура комплексных соединений. Поведение комплексных соединений в растворе. Диссоциация на внешнесферные ионы и ион координационной сферы. Константы устойчивости. Образование и разрушение комплексных соединений.
Демонстрации.Смещение химического равновесия в растворе, содержащем хлорид железа (IH) и тиоцианат калия. Реакции обмена лигандов при взаимодействии аквакомплекса меди (Н) с бромид-ионами. Практическая работа.Получение и разрушение гидроксокомплексов бериллия, алюминия и цинка . Решение задач.Расчеты с использованием констант устойчивости комплексов. Составление названий комплексных соединений. Обсуждение вопроса.Факторы, способствующие образованию и разрушению комплексов.
Тема 4Сложные равновесия(8ч) Переосаждение малорастворимых солей. Растворение осадков при изменении кислотности среды. Взаимные превращения комплексов. Разрушение комплексов в результате образования малорастворимого соединения, при изменении кислотности среды.
Демонстрации.Последовательное осаждение малорастворимых солей свинца. Разрушение тиоцианатного комплекса железа под действием фторид-ионов. Практические работы.Растворение гидр оксида магния в присутствии катиона аммония. Получение и разрушение аммиачных комплексов сульфата меди (Н) и хлорида никеля (Н). Решение задач.Вычисление констант сложных равновесий и степени протекания реакции. Обсуждение вопроса.Способы изменения направления сложных реакций.
Зачет (3ч)Итоговое занятие. Консультация к зачету. Зачетное занятие.