kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности по химии 8 - 9 класс Химические исследования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Химические исследования" направлена на формирование творческой креативной личности, способной принимать нестандвртные решения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по химии 8 - 9 класс Химические исследования»




































ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ХИМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»

ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 13 - 15 ЛЕТ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 2 ГОДА









ФИО, должность автора: Иващенко Людмила Валерьевна, учитель химии



Год разработки программы: 2021























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Принципы реализации программы

- направленность программы

Данная образовательная программа имеет естественнонаучную направленность, она развивает посредством предмета химии правильное восприятие окружающего мира, единство живой и неживой природы. Этот курс направлен на формирование научного мировоззрения, расширяет кругозор учащихся при дальнейшем изучении предметов естественного цикла


- актуальность программы

Основными средствами воспитания творческой активности и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к химии. В процессе обучения решаются проблемы дополнительного образования детей: организация полноценного досуга и развитие личности в школьном возрасте.

Ещё одной особенностью данной программы является то, что в ней осуществляется пропедевтическая подготовка для изучения химии в перспективе на повышенном или углублённом уровнях. возможность познакомиться с вводными разделами, обучающиеся, которые проявили повышенный интерес к тем или иным темам, могут при помощи индивидуальной учебно-исследовательской работы ознакомиться с материалом, который вообще не изучается в школьной программе.


- отличительные особенности программы в том, что кроме получения новых знаний об окружающем мире, особое внимание уделяется применению химических знаний на практике, что, несомненно, повлияет на профессиональную ориентацию обучающихся. Происходит углубление полученных знаний по химии с акцентом на получение навыков самостоятельной исследовательской работы. Форма занятий предусматривает сочетание теоретической части с последующей практической проверкой и закреплением полученных знаний путём проведения различных опытов на базе химической лаборатории


- новизна

Создание условий для повышения мотивации к обучению химии, стремление развивать творческие возможности учащихся. Программу отличает и эстетический аспект, чрезвычайно важный для формирования интеллектуального потенциала обучающихся, развития их познавательных интересов и творческой активности, поскольку грамотно поставленные химические эксперименты могут быть оценены и с эстетической точки зрения. Об этом говорят, например, исторические названия экспериментов: «дерево Юпитера», «золотой дождь», «гроза в пробирке», «зимний сад», «вулкан на столе» и т. д.


- адресат программы дети от 13 до 15 лет. Для обучения принимаются все желающие, начинающие изучать химию в 8 классе.


- объём программы, срок освоения

Объем программы – 76 часов. Программа рассчитана на 2 года обучения.


- форма обучения: очная


- уровень программы: базовый


- особенности организации образовательного процесса

Занятия проводятся всем составом: 1 группа 8 классы и 2 группа 9 классы. Продолжительность одного академического часа – 40 мин.


- организационные формы обучения: групповые и индивидуальные


- режим занятий

1 группа ученики 8 класса во вторник 8 уроком 14.45 – 15.25

2 группа ученики 9 класса во вторник 7 уроком 13.45 – 14.25

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: обучение практической химии, развитие у учащихся естественнонаучного мировоззрения, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, исследовательских и экспериментаторских навыков в ходе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний.



Задачи программы

Личностные:

  • формирование представлений об основных понятиях неорганической химии – атомах, ионах и молекулах; о классификации неорганических соединений на оксиды, кислоты, основания и соли;

  • обучение основам практической химии: анализу и синтезу;

  • изучение принципов и методики проведения исследовательской работы;

  • обучение работе с химическими реактивами и приборами, проведению простейших лабораторных операций: нагрев, перегонка, экстракция, фильтрование, взвешивание и т.д.;

  • ознакомление с происхождением и развитием химии, историей происхождения химических символов, терминов, понятий;

  • ознакомление со старинными экспериментами;

  • формирование умения самостоятельно намечать задачу, ставить эксперимент и объяснять его результат.

  • подготовка к изучению химии на повышенном или углублённом уровне.

Метапредметные:

  • развитие наблюдательности и исследовательского интереса к природным явлениям;

  • развитие эстетического восприятия структуры, формул химических элементов, результата собственной деятельности;

  • развитие аккуратности, внимательности, строгости в соблюдении требований техники безопасности;

  • формирование ключевых компетентностей 21 века.

Предметные:

  • развитие познавательной и творческой активности;

  • развитие у обучающихся интереса к познанию, к проведению самостоятельных исследований;

  • выработка первоначальных навыков работы со специальной литературой;

  • формирование и развитие положительной мотивации к дальнейшему изучению естественных наук;

Воспитательные:

  • воспитание правильного подхода к организации своего досуга; соблюдение правил поведения в кабинете химии;

  • воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира и необходимости экологически грамотного отношения к среде обитания.



















УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации/контроля

Теория

Практика



Раздел 1 Введение в программу

1

1


1.1

Вводное занятие

1

1

собеседование




Раздел 2 Предмет химии


6


2


2.1

Понятия: атом, молекула, элемент

1

-


2.2

Физические и химические явления

1

1


2.3

Физические свойства

1

-


2.4

Чистые вещества и смеси

1

-


2.5

Разделение смесей

1

1


2.6

Закон сохранения массы

1

-

тестирование



Раздел 3 Химические реакции


2


1


3.1

Понятие о химическом взаимодействии веществ

1

1


3.2

Принципы графического отображения реакций

1

-

самостоятельная работа




Раздел 4 Современное лабораторное оборудование


1


1



Лабораторное оборудование

1

1

собеседование




Раздел 5 Работа с газами


2


1


5.1

Развитие химии. Опыты Дж. Пристли, К.В. Шееле

1

-


5.2

Водород, кислород и аммиак

1

1

тестирование




Раздел 6 История химии. Этапы в изучении газов и растворов


1


3


6.1

История химии.

1

-


6.2

Этапы изучении газов и растворов

-

3

самостоятельная работа




Раздел 7 Работа с растворами.


4


4


7.1

Понятия: раствор и растворение

1

1


7.2

Кристаллы

1

1


7.3

Щёлочи и кислоты

1

1


7.4

Соли

1

1

тестирование



Раздел 8 Химия вокруг нас. Праздничная химия


1


-



Праздничная химия

1

-





Раздел 9 Металлы и их соединения


3


2


9.1

Металлы и их соединения – стойкие и активные, твёрдые и мягкие, драгоценные

1

-


9.2

Металлы главных подгрупп

1

2


9.3

Металлы побочных подгрупп

1

-

самостоятельная работа


Раздел 10 Электрохимия


3


1


10.1

Гальванические элементы

1

-


10.2

Устройство батарейки

1

-


10.3

Коррозия металлов. Защита от коррозии

1

1

тестирование




Раздел 11 Железо. Свойства железа


1


3


11.1

Особенности железа и соединений железа. Магнетизм

1

-


11.2

Реакции соединений железа. Химическая радуга

-

3

самостоятел. работа




Раздел 12 Неметаллы


2


4


12.1

Сера и фосфор – типичные представители неметаллов

1

1


12.2

Галогены. Сходство и различия

1

1


12.3

Окислительно-восстановительные реакции в быту и в лаборатории

-

2

тестирование




Раздел 13 Генетическая связь неорганических соединений


2


1


13.1

Многообразие неорганических химических веществ и реакций

1

-


13.2

Оксиды металлов и неметаллов

1

1

самостоятел. работа




Раздел 14 Многообразие органических соединений


5


3


14.1

Многообразие соединений углерода

2

1


14.2

Моющие вещества

1

1


14.3

Крахмал и глюкоза

1

1


14.4

Органические вещества в природе

1

-

тестирование



Раздел 15 Анализ и очистка веществ


2


5


15.1

Индикаторы. Получение и изучение свойств

1

1


15.2

Способы обнаружения катионов и анионов. Цветные реакции. Анализ смеси солей

1

4

конкурс



Раздел 16 Подготовка исследовательской работы и участие в конференции


4


4


16.1

Выбор темы и подготовка исследовательской работы

3

2


16.2

Постановка эксперимента

-

2


16.3

Участие в конференции

1

-

Защита исследовательской работы



Раздел 17 Итоговое занятие


1


-

собеседование

Итого

40

36




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Раздел 1. Введение.

Тема 1.1. Собеседование с детьми.

Выяснение исходных представлений о предмете химии и области её применения.

Тема 1.2. Вводное занятие.

Техника безопасности. Знакомство с группой. Рассказ о содержании программы первого года обучения. Правила поведения в лаборатории.

Практическая часть. Техника безопасности в работе с химическими реактивами, электроприборами и нагревательными приборами.

Раздел 2. Предмет химии.

Тема 2.1. Понятия: атом, молекула, элемент.

Шаростержневая модель молекулы. Вещества вокруг нас. Возникновение и развитие теоретических представлений о веществе. Стихии Аристотеля и атомистика Демокрита. Развитие атомистических представлений в трудах Р. Бойля и Дж. Дальтона. Закон постоянства состава веществ.

Практическая часть. Знакомство с коллекцией химических веществ. Построение моделей молекул разных веществ.

Тема 2.2. Физические и химические явления.

Явления физические и химические. Горение свечи. Изучение реакции горения.

Практическая часть. Плавление парафина. Изготовление свечи из парафина или мыла. Плавление олова. Обработка горячего олова солями по алхимическим рецептам (золочение и серебрение олова). Алхимия («золотой дождь» и пириты).

Тема 2.3. Физические свойства.

Понятие плотности.

Практическая часть. Определение плотности металла по закону Архимеда.

Тема 2.4. Чистые вещества и смеси.

Природные смеси – воздух, нефть, минералы. Изучение коллекций.

Практическая часть. Правила работы с весами. Взвешивание, приготовление смесей металла и неметалла.

Тема 2.5. Разделение смесей.

Очистка веществ, перекристаллизация.

Практическая часть. Опыты по разделению смесей.

Тема 2.6. Закон сохранения массы.

Химическая реакция как отражение закона сохранения массы.

Практическая часть. Приготовление смеси Лемери.

Раздел 3. Химические реакции.

Тема 3.1. Понятие о химическом взаимодействии веществ.

Признаки химических реакций.

Тема 3.2. Принципы графического отображения реакций.

Химические уравнения.

Практическая часть. Наблюдение признаков химической реакции. Проведение простейших опытов, выявление и описание особенностей протекания различных реакций.

Раздел 4. Современное лабораторное оборудование.

Принципы работы оборудования химической лаборатории: магнитные мешалки; весы механические лабораторные, торсионные, аналитические; вытяжной шкаф; муфельная печь.

Практическая часть. Использование оборудования для проведения лабораторных работ. Работа с центрифугой, микроскопом, магнитной мешалкой.

Раздел 5. Работа с газами.

Тема 5.1. Развитие химии. Опыты Дж. Пристли, К.В. Шееле.

«Лесной газ» и способы «улучшения» воздуха.

Практическая часть. Опыты с СО2 и О2. Техника безопасности при работе с газами.

Тема 5.2. Водород, кислород, аммиак.

Понятие чистоты газа. Гремучий газ. Плотность газа.

Практическая часть. Получение водорода, кислорода и аммиака. Измерение плотности газа. Раздел 6. История химии. Этапы в изучении газов и растворов.

История трансформации представлений учёных о структуре газообразных веществ и теории растворов. Изучение состава воздуха. Открытия Д. Резерфорда, А. Лавуазье и Г. Кавендиша. Развитие теории горения. Опровержение теории флогистона. Теории растворов С. Аррениуса и Д. И. Менделеева.

Раздел 7. Работа с растворами. Вода.

Тема 7.1. Понятия раствор и растворение.

Твёрдые, жидкие, газообразные растворы. Насыщенный раствор. Ненасыщенный раствор. Пересыщенный раствор. Растворимость.

Практическая часть. Приготовление растворов из жидкого стекла

«Неорганический лес – загадочный и прекрасный».

Тема 7.2. Кристаллы.

Кристаллизация из пересыщенных растворов.

Практическая часть. Выращивание монокристаллов из насыщенного раствора.

Получаем и рисуем кристаллы разной формы.

Тема 7.3. Щёлочи и кислоты.

Растворы щёлочей и кислот. Вода в физике, химии и биологии. Природные осмотические явления.

Практическая часть. Устранение жёсткости воды. Электролиты. Диссоциация.

Тема 7.4. Соли.

Многообразие солей. Соли вокруг нас, их реакции. Красота химических реакций.

Практическая часть. Кристаллизация солей из желатиновых плёнок.

Раздел 8. Химия вокруг нас. Праздничная химия.

Принципы действия фейерверков, химических змей, драконов, хлопушек.

Практическая часть. Химические змеи и драконы. Фокусы, основанные на изменении цвета раствора при химической реакции. Фейерверки. Мыльные пузыри, о чём они могут рассказать?

Раздел 9. Металлы и их соединения.

Тема 9.1. Металлы и их соединения – стойкие и активные, твёрдые и мягкие, драгоценные.

Металлы в таблице Менделеева. Строение атома на примере атома металла.

Практическая часть. Физические и химические свойства металлов.

Тема 9.2. Металлы основных групп.

Свойства, строение атома.

Практическая часть. Опыты с Sn и Al.

Тема 9.3. Металлы побочных групп.

Медь, серебро, золото, цинк. Свойства, строение атома.

Практическая часть. Какие металлы есть в лампе накаливания (W, Mo, N). Драгоценные металлы. Выделение Au и Ag. «Кассиев пурпур». Выращивание монокристаллов Cu. «Деревья» Парацельса и Юпитера.

Раздел 10. Электрохимия.

Тема 10.1. Гальванические элементы.

История открытия. Понятие о гальванике. Состав и принципы работы гальванических элементов.

Практическая часть. Изучение состава и принципа работы различных элементов питания.

Тема 10.2. Устройство батарейки.

Разложение воды на водород и кислород. Состав и принцип работы различных элементов питания.

Практическая часть. Опыты с батарейками. Тема 10.3. Коррозия металлов. Защита от коррозии.

Причины и последствия коррозии металлов. Защита от коррозии.

Практическая часть. Опыты по изучению коррозии металлов и защиты от неё.

Раздел 11. Железо. Свойства железа.

Тема 11.1. Особенности железа и соединений железа. Магнетизм.

Железный век. Железо вокруг нас. Степени окисления железа. Понятие магнетизма.

Практическая часть. Качественные реакции на ионы железа. Получение пирофорного железа. Опыты, демонстрирующие магнетизм. Тема 11.2. Реакции соединений железа. Химическая радуга.

Особенности соединений железа и их реакций.

Практическая часть. Опыты по получению разноцветных соединений железа.

Химическая радуга и химический светофор.

Раздел 12. Неметаллы.

Тема 12.1. Сера и фосфор – типичные представители неметаллов.

Соединения S и P. Химические свойства соединений S и P. Аллотропия.

Окислительно-восстановительные свойства соединений серы и фосфора.

Практическая часть. Фейерверки как пример типичной окислительновосстановительной реакции.

Тема 12.2. Галогены. Сходства и различия.

История открытия некоторых галогенов. Галогены – опасные и полезные. Чем пахнет море? Зачем организму йод?

Практическая часть. Опыты по получению галогенов.

Тема 12.3. Окислительно-восстановительные реакции в быту и в лаборатории.

Практическая часть. Выведение пятен и получение красок. Химические вулканы.

Раздел 13. Генетическая связь неорганических соединений.

Тема 13.1. Многообразие неорганических химических веществ и реакций.

Кольца Лизеганга.

Практическая часть. Проведение сложной цепи химических реакций для получения колец Лизеганга.

Тема 13.2. Оксиды металлов и неметаллов.

Неорганический синтез. Генетическая связь неорганических соединений.

Практическая часть. Получение и свойства оксидов.

Раздел 14. Многообразие органических соединений.

Тема 14.1. Многообразие соединений углерода.

Нефть, нефтяные плёнки. Разрушение плёнок. Поверхностное натяжение. Вопросы загрязнения окружающей среды.

Практическая часть. Определение галогенопроизводных. Горение сахара и глюкозы.

Продукты питания.

Тема 14.2. Моющие вещества.

Мыла. Синтетические моющие вещества.

Практическая работа. Изготовление мыла.

Тема 14.3. Крахмал и глюкоза.

Строение, состав, использование. Цветные реакции. Определение глюкозы. Серебрение.

Практическая часть. Качественные реакции на крахмал и глюкозу.

Тема 14.4. Органические вещества в природе.

Белки, жиры, углеводы, ферменты, гормоны, витамины и продукты их превращений.

Практическая часть. Простые опыты с органическими веществами.

Раздел 15. Анализ и очистка.

Индикаторы из природных материалов. Способы различения солей.

Практическая часть. Приготовление индикаторов из природного сырья.

Хроматография и экстракция. Анализ смеси солей.

Раздел 16. Подготовка исследовательской работы и участие в конференции.

Тема 16.1. Выбор темы и подготовка исследовательской работы.

Обобщение пройденного материала. Выбор темы. Цели и задачи работы, этапы работы над ней. Особенности использования Интернет.

Практическая часть. Поиск и работа с литературой по теме.

Тема 16.2. Постановка эксперимента.

Место и роль эксперимента в исследовательской работе. Выводы по работе.

Практическая часть. Проведение эксперимента и анализ его результатов.

Тема 16.3. Участие в конференции.

Подготовка доклада и презентации.

Практическая часть. Участие в конференции «ПОИСК», обсуждение результатов конференции и выступлений обучающихся.

Раздел 17. Итоговое занятие.

Выбор индивидуальных тем для изучения летом. Подведение итогов работы за учебный год.

















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

личностные:

  1. сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и по занию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

  2. сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  3. сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;

  4. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  5. представление о химической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  6. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  7. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении экспериментальных и расчетных задач;

  8. умение контролировать процесс и результат учебной исследовательской деятельности; 9) способность к эмоциональному восприятию химических объектов, задач, решений, рассуждений.



метапредметные:

  1. умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  2. умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

  3. умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  4. осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

  5. умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

  6. умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  7. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  8. сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности); 9) первоначальные представления об идеях и о методах химии как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

  1. умение видеть химическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  2. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения химических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  3. умение понимать и использовать химические средства наглядности (модели, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  4. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  5. умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

  6. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  7. умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных химических проблем;

  8. умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.



предметные:

  1. умение работать с химическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя химическую терминологию и символику, использовать различные языки химии (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать химические утверждения;

  2. владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о химическом элементе ,владение символьным языком химии, знание химических формул;

  3. умение выполнять расчетные преобразования формул, применять их для решения учебных химических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах; 4) умение пользоваться химическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента; 5) умение решать задачи по уравнениям и формулам , применять полученные умения для решения задач из химии, смежных предметов, практики;

  1. овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики зависимости величин, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа химических задач и реальных зависимостей;

  2. овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение прогнозировать открытие новых веществ;

  3. умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования адекватно отражают требования Стандарта, передают специфику образовательного процесса, соответствуют возрастным возможностям обучающихся.



Используемые технологии:

  • игровые технологии;

  • проектная технология;

  • технология проблемного обучения;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • ИКТ-технологии;

  • технология развития критического мышления;

  • технология развивающего обучения;

  • групповые технологии;

  • технологии уровневой дифференциации.



В результате усвоения программы курса формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС:

Регулятивные УУД:

    • определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

    • учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом;

    • учиться работать по предложенному учителем плану;

Познавательные УУД:

    • находить ответы на вопросы в тексте, графиках, схемах;

    • делать выводы в результате совместной работы;

    • преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Коммуникативные УУД:

    • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

    • уметь слушать и понимать речь, фиксировать ключевые слова;

    • договариваться о правилах поведения, соблюдении ТБ;

    • учиться работать в паре, группе (выполнять роль лидера, исполнителя)


ученики

  • получат представление о строении атома, ионах и молекулах, о классификации неорганических соединений на кислоты, основания и соли, об анализе и синтезе;

  • приобретут основные навыки практической работы в лаборатории, будут выполнять простейшие лабораторные операции;

  • проявят интерес к современным проблемам химии и к исследовательской работе в этой научной области;

  • сформируют представление о красоте химического эксперимента;

  • разовьют чувство ответственности при выполнении химического эксперимента

  • систематизируют свои знания в области химии, создадут необходимую базу для перехода к углублённому изучению отдельных разделов химии;

  • будут уметь самостоятельно проводить эксперименты и вести

исследовательскую работу в лаборатории;

  • осознают единство материального мира на основе химического подхода к строению вещества;

  • освоят экологические аспекты влияния химии на повседневную жизнь;

  • приобретут мотивацию на дальнейшее изучение естественных наук;

  • научатся самостоятельно работать со специальной химической литературой;

  • приобретут навыки подготовки докладов и выступлений на конференциях.



Требования к результатам обучения

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

Пользоваться ПСХЭ

Расчеты по формулам

Работать с научным материалом

Переводить единицы измерения

Выводить формулы

Анализировать графики

Понимать технологию опытов

Решать нестандартные задачи

Собирать приборы

Решать схемы превращений с «Х»





МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Особенности методического обеспечения программы

Программа реализуется на базе химической лаборатории. Формы занятий определяются тем, что программа имеет преимущественно естественнонаучную направленность с элементами художественно-эстетической направленности.

Занятия проходят в виде лекций, бесед, лабораторных занятий, практикумов, а также в форме викторин, конкурсов, праздников. Во время занятий дети получают теоретические знания, которые затем подкрепляют практической работой. Педагог осуществляет необходимую поддержку и контроль во время всего занятия. Завершение каждой темы сопровождается чтением сообщений, подготовленных обучающимися, демонстрацией опытов.

Опыты, являющиеся общеизвестными или тривиальными, только упоминаются в учебно-тематическом плане и легко могут быть заменены другими в зависимости от обеспечения лаборатории реактивами или инвентарём.

Особое внимание во время проведения занятий уделяется строгому соблюдению правил работы и техники безопасности в химической лаборатории. Каждое занятие, особенно в начале года, содержит развлекательный и игровой элементы (опыт, интересные задачи или занимательные рассказы про химиков и их открытия).

В течение обучения достаточно часто проводятся конкурсы и викторины. Таким образом обеспечивается увлекательность подачи материала, содержание которого носит опережающий по отношению к основным школьным дисциплинам характер. Кроме того, на некоторых занятиях обучающиеся выполняют занимательные опыты, которые они самостоятельно нашли в книгах или Интернете. Такая методика обеспечивает доступность восприятия достаточно сложных тем и вопросов.

В последнее время в связи с падением интереса к естественнонаучным дисциплинам на занятиях больше времени уделяется вопросам физики, биологии, экологии. К концу года обучающимся предлагается попробовать свои силы в выполнении проектно-исследовательской работы и подготовить доклад. Всё это способствует формированию творческой, образованной, активной личности.

При реализации программы используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный (обязательная теоретическая часть, работа с иллюстративными материалами, составление практических заданий);

  • проблемный (проблемное изложение материала при изучении вопросов экологии, научной этики, при анализе перспективных направлений развития науки);

  • практический (обязательные практические работы на каждом занятии);

  • деятельностный (введение индивидуальных заданий и самостоятельной работы с литературой, участие обучающихся в конференциях и экскурсиях).

Информационное обеспечение

В качестве дидактических материалов используются наглядные пособия: таблица растворимости и периодическая таблица Д. И. Менделеева; коллекции полезных ископаемых, почв, нефти, шкала твёрдости и т.п.

В качестве методических материалов применяются различные публикации по химии (см. список литературы), а также авторские разработки по химии:

  • «Конкурс лаборанта»;

  • «Юный лаборант»;

  • «Юный исследователь»;

  • «Углеводороды: что, где, когда»; – «Викторина по неорганической химии»; – «Химия на досуге» и др.

Химия – наука экспериментальная, поэтому демонстрация химического эксперимента и выполнение лабораторных работ должны укреплять этот интерес. В последнее время идея представить химию в увлекательной форме, вызвать интерес к этой науке, подать её наглядно волнует многих преподавателей в различных странах.. Поэтому в образовательных программах по химии должно быть как можно больше подобных увлекательных форм подачи материала.

В этих условиях задачей учреждения дополнительного образования детей становится обеспечение возможности для самого широкого круга обучающихся освоить простейшие навыки химического эксперимента, т.к. именно эксперимент («опыты», как говорят дети) всегда вызывает интерес у самого разного возраста

Материальное обеспечение реализации программы

Занятия проходят в группе в химической лаборатории, располагающей всем необходимым оборудованием.

Осуществление учебного процесса требует наличия укомплектованного оборудования двух типов – лабораторного оборудования и технических средств обучения.

К первому типу относятся:

  • лабораторное помещение, оборудованное тягой, столами для выполнения практических работ, раковиной;

  • стандартный набор химических реактивов (кислоты, щёлочи, оксиды, соли);

  • измерительные приборы;

  • стеклянная и фарфоровая посуда;

  • металлические штативы;

  • нагревательные приборы;

  • центрифуга;

  • магнитная мешалка;

  • весы;

  • микроскоп.

Ко второму типу относятся:

  • компьютер с принтером, цифровой фотоаппарат, а также маркеры, фломастеры, блокноты для записей и т.д.

Кадровое обеспечение

- высшее образование, Кокшетаусский педагогический институт имени Ч.Ч. Валиханова;

- высшая категория учителя химии;

- курсы повышения квалификации НГУ по работе с одарёнными учениками.



Формы аттестации

Ожидаемые результаты обучения по программе отслеживаются в различных формах:

Формы начальной диагностики

Формы промежуточной диагностики

Формы итоговой диагностики

результатов

образовательной деятельности по годам обучения

Формы диагностики обучающихся по

итогам реализации

образовательной программы

Собеседование с обучающимися

в начале года

Выполнение небольших

практических

самостоятельных работ

Демонстрация ранее проделанного эксперимента

для обучающихся,

пропустивших занятие, тестирование

Защита исследовательской работы, собеседование в конце года

Знания и умения проверяются посредством выполнения обучающимися практических работ в химической лаборатории, подготовки самостоятельных исследовательских работ. В течение учебного года обучающиеся участвуют в химических олимпиадах и конференциях .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для обучающихся

Бухарин Ю. В. Химия живой природы. – М.: Росмен, 2012. – 57 с.

Зоммер К. Аккумулятор знаний по химии. – М.: Мир, 2010. – 293 с.

Книга для чтения по неорганической химии / Сост. В. А. Крицман. 2-е изд. – М.:

Просвещение, 1984. – 301 с.

Конарев Б. Н. Любознательным о химии. – М.: Химия, 2000. – 219 с.

Леенсон И. А. Занимательная химия. – М.: Росмен, 2000. – 101 с.

Лейстнер Л., Буйтам П. Химия в криминалистике. – М.: Мир, 1990. – 300 с.

Ольгин О. М. Опыты без взрывов. 3-е изд. – M.: Химия, 2013. – 138 с.

Пигучина Г. В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. – М.:

Аркти, 2000. – 133 с.

Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2003. – 351 с.

Химия (энциклопедический словарь школьника). – М.: Олма пресс, 2000. – 559 с.



Литература для педагога

Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия. – М.: Высш. школа, 1987. – 630 с. Бердоносов С. С., Менделеева Е. А. Химия. Новейший справочник. – М.: Махаон, 2006. – 367 с.

Браунт Лемей Г. Ю. Химия в центре наук. В 2-х ч. – М.: Мир, 1983. – 520 с.

Бусев А. И., Ефимов И. П. Определения, понятия и термины в химии. 2-е изд. М.: Просвещение, 2014. – 224 с.

Леонтович А. В. К проблеме исследований в науке и в образовании // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – С. 33-37.

Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование. – 1999. – № 10. – С. 152-158.

Органикум для студентов / Пер. с нем. – М.: Мир, 2009. – 208 с.

Перчаткин С. Н., Зайцев А. А., Дорофеев М. В. Химические олимпиады в Москве. – М.: МИПКРО, 2012. – 326 с.

Популярная библиотека химических элементов. В 2 кн. 2-е изд. – М.: Наука, 2008. – Кн. 1. – 566 с.; Кн. 2. – 572 с. Рэмсден Э. Н. Начала современной химии. – Л.: Химия, 2005. – 784 с.

Литература для родителей

Бердоносов С. С., Менделеева Е. А. Химия. Новейший справочник. – М.: Махаон, 2006. – 367 с.

Браунт Лемей Г. Ю. Химия в центре наук. В 2-х ч. – М.: Мир, 1983. – 520 с.

Пигучина Г. В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. – М.:

Аркти, 2000. – 133 с.

Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2003. – 351 с. Химия (энциклопедический словарь школьника). – М.: Олма пресс, 2000. – 559 с.


Формы проведения занятий:

Теоретические:

      • Беседа;

      • Лекции с элементами беседы;

      • Викторины;

      • Сообщения учащихся;  Просмотр книг, журналов.

Практические:

      • Решение экспериментальных задач;

Рабочая программа курса «Мое открытие химии» составлена на основе нормативных документов:

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

  2. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;

  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г.

№ 1008 г.;

  1. О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году:

Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922;

  1. О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922: Приказ Департамента образования города Москвы от 7.08.2015 г. № 1308;

  2. О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922: Приказ Департамента образования города Москвы от 08.09.2015 г. № 2074;

  3. О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922: Приказ Департамента образования города Москвы от 30 августа 2016 года № 1035;

  4. Примерные требования к программам дополнительного образования детей: приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей

Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844;

  1. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242;

  2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14. Утверждены постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности по химии 8 - 9 класс Химические исследования

Автор: Иващенко Людмила Валерьевна

Дата: 09.08.2022

Номер свидетельства: 611589

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Профилактика аддиктивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(95) "profilaktika-addiktivnogho-poviedieniia-u-mladshikh-shkol-nikov-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "297318"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456163636"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Методическая разработка "Химия вокруг нас""
    ["seo_title"] => string(47) "mietodichieskaia_razrabotka_khimiia_vokrugh_nas"
    ["file_id"] => string(6) "408739"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1492000191"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "доклад по теме "Деффиринцированная работа на уроках химии" "
    ["seo_title"] => string(63) "doklad-po-tiemie-dieffirintsirovannaia-rabota-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "203284"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429452666"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Формы работы с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(34) "formy-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "138232"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417516844"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Статья «Защита окружающей среды в Германии, России, Пензенской области»"
    ["seo_title"] => string(81) "stat-ia-zashchita-okruzhaiushchiei-sriedy-v-giermanii-rossii-pienzienskoi-oblasti"
    ["file_id"] => string(6) "296794"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456078648"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства