kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности «Юный химик»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа по внеурочной деятельности "Юный химик" имеет естественнонаучную направленность и ориентирована на обучающихся 4 класса. Знакомство учащихся с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важейшие взаимосвязи человека и веществ в среде его обитания. Изучение химии будет способствовать развитию мышления учащихся, повышать их интерес к предмету. Обучение позволяет решить ряд практических задач: первоначально ознакомить учащихся с теми химическими и физическими явлениями, с которыми они непосредственно сталкиваются в окружающем мире; привить интерес к изучению химии. С целью формирования химического мировоззрения предназначена программа внеурочной деятельности "Юный химик".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Юный химик»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 302

Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга













Программа

внеурочной деятельности

«Юный химик»

(для учащихся 4 класса)









Составитель:

Давыденко Любовь Владимировна,

учитель химии













Санкт-Петербург

2015







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Химия — одна из важнейших и обширных областей естествознания, наука о веществах, их составе и строении, их свойствах, зависящих от состава и строения, их превращениях, ведущих к изменению состава — химических реакциях, а также о законах и закономерностях, которым эти превращения подчиняются.

Образовательная программа по внеурочной деятельности «Юный химик» имеет естественнонаучную направленность и способствует созданию максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей детей, их разностороннему и своевременному развитию, формированию навыков самообразования и самореализации личности. Программа ориентирована на обучающихся 4 класса.

Актуальность образовательной программы связана прежде всего с тем, что ребята этого возраста очень любознательны, у них особенно велик интерес к окружающему миру, а специальных знаний ещё не хватает. Знакомство учащихся с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ в среде его обитания.

Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в том, изучение химии будет способствовать развитию мышления учащихся, повышать их интерес к предмету, готовить к углубленному восприятию материала. Обучение позволяет решить ряд практических задач: первоначально ознакомить учащихся с теми физическими и химическими явлениями, с которыми они непосредственно сталкиваются в окружающем мире; привить интерес к изучению химии; подготовить учеников к систематическому изучению этого курса.

С целью формирования основ химического мировоззрения предназначена программа внеурочной деятельности «Юный химик». Программа составлена с учетом возрастных особенностей и возможностей детей; в то же время содержит большой развивающий потенциал. Программа модифицированная, составлена на основе программ:

  1. Власова И.Г. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание 5-6 классы. Рабочие программы. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2014. – 96 с.

  2. Гамбурцева Т.Д. Рабочие программы. Химия. 7 – 9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Т.Д. Гамбурцева. – 2 – изд., перераб. – М.: Дрофа, 2013. – 159 c.

  3. Чернобельская Г. М., Дементьев А. И. Мир глазами химика. Учебное пособие к пропедевтическому курсу химии 7 класса. // Химия. Приложение к газете «Первое сентября». 1999. – №26 – 35 с.


Цель: развитие личности ребенка, формируя и поддерживая интерес к химии, расширение знаний учащихся о применении веществ в повседневной жизни, развитие исследовательского подхода к изучению окружающего мира и умения применять свои знания на практике.


Задачи

Образовательные

  • Формирование первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом, химический элемент.

  • Знакомство с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по составу), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими явлениями и химическими реакциями.

  • Формирование практических умений и навыков, умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;

  • Расширение представлений учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в природе и жизни человека.

  • Формирование логичной связи химии с другими науками.

  • Формирование навыков самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях.

Развивающие

    • Развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента.

    • Развитие самостоятельности приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями, учебно-коммуникативных умений, навыков самостоятельной работы.

    • Расширение кругозора учащихся с привлечением дополнительных источников информации.

    • Развитие умения анализировать информацию, выделять главное, интересное.

    • Развитие умения проектирования своей деятельности.

    • Развитие логического мышления, внимания.

  • Создание условий для развития устойчивого интереса к химии.

  • Развитие творческих способностей учащихся.

  • Развитие коммуникативных умений работать в парах и группе.

Воспитательные

  • Воспитание понимания необходимости бережного отношения к природным богатствам.

  • Воспитание умения слушать товарищей.

  • Воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе.

  • Формирование навыков вежливого поведения.

  • Воспитание доброжелательности и контактности в отношении сверстников.

  • Воспитание адекватной самооценки.

  • Воспитание потребности в самодвижении и саморазвитии.

  • Воспитание самодисциплины, умения организовать себя и свое время.

  • Формирование нравственного отношение к окружающему миру, чувства сопричастности к его явлениям.

  • Воспитание трудолюбия, умения работать в коллективе и самостоятельно.

  • Воспитание воли, характера.

  • Воспитание бережного отношения к окружающей среде.


Формы занятий

Групповая форма используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий.

Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.


Сроки реализации программы

  Программа рассчитана на 1 года обучения (1 учебный час в неделю) – 34 часа в год.

В рамках программы внеурочной деятельности создаются условия для самореализации и саморазвития каждого ребенка на основе его возможностей во вне учебной деятельности.


Ожидаемые результаты

Учащиеся будут знать:

  • особенности физических и химических явлений;

  • о многообразии химических явлений (реакций) на примерах реакций окисления меди, железа, горения магния, парафина, горючих газов, разложения сахара при нагревании, взаимодействия известкового раствора с углекислым газом, реакции нейтрализации щелочи кислотой;

  • об индикаторах на примере лакмуса (кислотно-щелочного) и иода (крахмальная проба);

  • условия возникновения и протекания химических реакций, внешние признаки реакций, энергетические эффекты химических реакций;

  • о физических и химических явлениях с позиций атомно-молекулярных представлений в самом общем виде;

  • о сущности химических реакций как образовании новых веществ при сохранении числа атомов в системе (как первая ступень к пониманию существования законов сохранения в природе).

  • методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измере­ние);

  • правила техники безопасности при работе с веществами в химическом кабинете.


Учащиеся будут уметь:

  • описывать свойства веществ, сравнивать их;

  • пользоваться индикаторами в лабораторном опыте;

  • словесно описывать химическую реакцию, пользуясь готовой записью уравнения реакции (на примерах образования углекислого газа из углерода и кислорода, разложения воды на кислород и водород, образования меди из меди и кислорода, горения фосфора);

  • проводить иодкрахмальную пробу;

  • наблюдать химические реакции и физические явления в природе и в быту;

  • уметь приводить примеры проявления или применения химических явлений в природе, технике и быту;

  • описывать опыты, иллюстри­рующие различные химические реакции.

  • использовать химические символы;

  • думать, рассуждать, обобщать и делать выводы;

  • применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

  • ставить химические эксперименты;


Учащиеся будут осознавать:

  • единство протекания физических и химических явлений в реальных природных процессах и их многообразие как пример существования всеобъемлющих связей в природе;

  • материальность окружающего мира.


Личностные результаты и универсальные учебные действия

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;

• формулировать самому простые правила поведения в природе;

• осознавать себя гражданином России;

• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

• уважать иное мнение;

• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

• предполагать, какая информация нужна;

• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

• сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

• выбирать основания для  сравнения, классификации объектов;

• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

• выстраивать логическую цепь рассуждений;

• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

•  предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


Критерии оценки знаний, умений и навыков

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.


Формы контроля качества знаний

Входящий контроль: определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.

Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговый контроль: презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.

Формы проверки усвоения знаний

  • Итоговые выставки творческих работ;

  • Портфолио и презентации исследовательской деятельности;

  • Участие в конкурсах исследовательских работ;

  • Презентация итогов работы на заседании школьного научного общества.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела

Количество часов

1.

Введение

6

2.

Тела и вещества

13

3.

Химические явления

10

4.

Увлекательная химия для экспериментаторов

5


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение (6 ч).

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.

Тела и вещества. Что изучает химия. Краткий очерк истории химии. Алхимия. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория. Химия вчера, сегодня, завтра. Техника безопасности в кабинете химии. Знакомство с простейшим химическим оборудованием.


Демонстрация. Удивительные опыты.

Лабораторная работа. Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ.


Тела и вещества (13 часов)

Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей. Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона.

Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева. Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль). Химическая формула. Кислород. Свойства кислорода. Значение для живых организмов. Фотосинтез. Водород. Вода и её свойства. Вода как растворитель. Цветность. Мутность. Запах. Способы очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание. Воздух – смесь газов.

Демонстрация. 1. Свойства веществ. 2. Наблюдение явления диффузии. 3. Наблюдение взаимодействия молекул разных веществ. 4. Вода-растворитель. 5. Органолептические показатели воды. 6. «Очистка воды». 7. Обнаружение кислорода в составе воздуха. 8. Получение кислорода из перекиси водорода.


Химические явления (10 часов)

Физические и химические явления. Химические реакции, их признаки и условия их протекания. Сохранение массы вещества при химических реакциях. Реакции разложения и соединения. Горение как реакция соединения. Оксиды (углекислый газ, негашеная известь, кварц). Нахождение в природе, физические и химические свойства; применение. Кислоты, правила работы с кислотами, их применение. Кислота в желудке человека. Кислотные дожди. Основания. Свойства щелочей, правила работы с ними, их физические и некоторые химические свойства, применение.

Понятие о солях. Соли (поваренная соль, сода, мел, мрамор, известняк, медный купорос и др.). Наиболее характерные применения солей. Наиболее известные органические вещества – углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал), некоторые их свойства, применение; белки, их роль в жизни человека, искусственная пища; жиры, их роль в жизни человека, использование в технике; природный газ и нефть, продукты их переработки.


Демонстрация. 1. Наблюдение физических и химических явлений. 2. Проверка принадлежности вещества к кислотам или основаниям различными индикаторами. 3. Выяснение растворимости солей в воде. 4. Обнаружение кислот в продуктах питания.


Увлекательная химия для экспериментаторов (5 часов)

Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты. Состав акварельных красок. Правила обращения с ними. Состав школьного мела. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Природные индикаторы.


Демонстрация 1. «Секретные чернила». 2. «Получение акварельных красок». 3. «Определение среды раствора с помощью индикаторов». 4. «Приготовление растительных индикаторов и определение с помощью них среды раствора». Карбонат кальция. 1. Опыт с кусочком мела.2. Мрамор и гипс. 3. Раковина улитки. 4. Что содержится в зубной пасте?


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц

недели

урока

Тема

Прим.

Сент.

Введение (6 часов)

1

1

Природа. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу.


2

2

Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.


3

3

Тела и вещества. Что изучает химия.


4

4

Краткий очерк истории химии. Алхимия.


Окт.

5

5

Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.


6

6

Техника безопасности в кабинете химии. Знакомство с простейшим химическим оборудованием.


Тела и вещества (12 часов)

7

7

Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах).


8

8

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.


9

9

Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей.


Нояб.

10

10

Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы.


11

11

Движение частиц вещества. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах.


12

12

Строение и свойства твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения.


Дек.

13

13

Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева.


14

14

Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль). Химическая формула.


15

15

Кислород. Свойства кислорода. Значение для живых организмов. Фотосинтез.


16

16

Водород. Вода и её свойства. Вода как растворитель. Цветность. Мутность. Запах.


Янв.

17

17

Способы очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание.


18

18

Воздух – смесь газов.


Химические явления (11 часов)

19

19

Физические и химические явления. Химические реакции, их признаки и условия их протекания.


Фев.

20

20

Сохранение массы вещества при химических реакциях.


21

21

Реакции разложения и соединения. Горение как реакция соединения.


22

22

Оксиды (углекислый газ, негашеная известь, кварц). Нахождение в природе, применение.


23

23

Кислоты, правила работы с кислотами, их применение. Кислота в желудке человека. Кислотные дожди.


Март

24

24

Основания. Правила работы с ними, их свойства, применение.


25

25

Соли (поваренная соль, сода, мел, мрамор, известняк, медный купорос ). Наиболее характерные применения солей.


26

26

Углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал), некоторые их свойства, применение.


27

27

Белки, их роль в жизни человека, искусственная пища.


Апр.

28

28

Жиры, их роль в жизни человека, использование в технике.


29

29

Природный газ и нефть, продукты их переработки.


Увлекательная химия для экспериментаторов (5 часов)

30

30

Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты.


31

31

Состав акварельных красок. Правила обращения с ними.


Май

32

32

Состав школьного мела.


33

33

Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах.


34

34

Природные индикаторы.




МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ

Формы и методы проведения занятий

Методы проведения занятий:

  • Словесный метод: рассказ, беседа, лекция, работа с литературным материалом. Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении полученной информации, выполнение заданий в творческих тетрадях.

  • Наглядный метод: использование раздаточного материала, показ фото и видеоматериалов, демонстрация наглядных пособий.

  • Практический метод: тренинги, упражнения, творческие задания.


Формы проведения занятий:

  • инструктаж;

  • игра;

  • беседа;

  • лекция;

  • просмотр видеофильмов;

  • лабораторные работы;

  • эксперименты;

  • самостоятельная работа учащихся;

  • практическая работа;

  • наблюдение;

  • экспресс-исследование;

  • коллективные и индивидуальные исследования;

  • защита исследовательских работ;

  • мини-конференция;

  • консультация.


Педагогические технологии, используемые в обучении

Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.

Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.

Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.

Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методическое обеспечение

  • наглядные (плакаты, иллюстрации);

  • печатные (учебные пособия, раздаточный материал, справочники и т.д.);

  • демонстрационные (макеты, стенды, демонстрационные модели);

  • аудиовизуальные (слайды, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);

  • электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.).

Материально-техническое обеспечение

  • Компьютер;

  • Мультимедиапроектор;

  • Экран.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

  1. Власова И.Г. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание 5-6 классы. Рабочие программы. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2014. – 96 с.

  2. Габриелян О.С., Аксенова И.В.. Химия. 7 класс. Практикум к учебному пособию О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, А. К. Ахлебина. – М.: Дрофа, 2011. – 80с.

  3. Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Методическое пособие к пропедевтическому курсу "Химия. Вводный курс. 7 класс". – М.: Дрофа, 2007. – 208 с.

  4. Габриеляна О. С., Остроумова И. Г., Ахлебина А. К. Химия. 7 класс. Вводный курс. – М.: Дрофа, 2014. – 160 с.

  5. Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. 7 класс. Рабочая тетрадь. – М. Дрофа, 2014. – 107 с.

  6. Гамбурцева Т.Д. Рабочие программы. Химия. 7 – 9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Т.Д. Гамбурцева. – 2 – изд., перераб. – М.: Дрофа, 2013. – 159 c.

  7. Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Естествознание. Введение в естественно-научные предметы. 5 – 6 классы. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2014. – 96 с.

  8. Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Естествознание. 5 – 6 класс. Введение в естественно-научные предметы. Физика. Химия. – М.: Дрофа, 2014. – 192 с.

  9. А.Е. Гуревич, Понтак Л.С., Л.А. Нотов, М.В. Краснов. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2014. – 64 с.

  10. А.Е. Гуревич, Понтак Л.С., Л.А. Нотов, М.В. Краснов. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 6 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2013. – 113 с.

  11. Чернобельская Г. М., Дементьев А. И. Мир глазами химика. Учебное пособие к пропедевтическому курсу химии 7 класса. // Химия. Приложение к газете «Первое сентября». 1999. – №26 – 35 с.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ

  1. Аксенова М. Д., Леенсон И. А., Мирнова С.С. Химия. – М.: Аванта+, 2006. – 96 с.

  2. Болушевский С.В. Веселые научные опыты для детей и взрослых. Химия. – М.: Эксмо, 2012. – 72 с.

  3. Болушевский С.В. Самая полная энциклопедия научных опытов. – М.: Эксмо, 2014. – 288 с.

  4. Болушевский С.В.,  Зарапин В.Г., М.А. Яковлева. Большая книга научных опытов для школьников. – М.: Эксмо, 2013. – 272 с.

  5. Болушевский С. В., Яковлева М.А. Большая книга научных опытов для детей и взрослых. – М.: Эксмо, 2013. – 280 с.

  6. Грэй Т. Элементы. Путеводитель по периодической таблице. – М.: Астрель, 2013. – 242 с.: ил.

  7. Дингл Э. Как изготовить Вселенную из 92 химических элементов. – М.: Клевер-Медиа-Групп, 2014. – 96 с.

  8. Карцова А.А. Химия без формул. - 3-е изд., переработанное. - СПб .: Авалон, Азбука-классика, 2005. - 112 с.

  9. Лаврова С. А. Занимательная химия. – М.: Белый город, 2013. – 128 с.

  10. Леенсон И.А. Путеводитель по химическим элементам. Из чего состоит Вселенная? – М.: АСТ, 2014. – 168 с.

  11. Маркар Р. Краткая история химии и алхимии. – М.: Энигма, 2014. – 240 с.

  12. Рюмин В.В. Занимательная химия. – М.: Центрполиграф, 2013. – 224 с.

  13. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффективные опыты по химии / Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. – М.: Дрофа, 200. – 432 с.: ил.

  14. Энциклопедия для детей. Том 17 Химия. / Глав. ред. В.А. Володин.- М.: Аванта+, 2000. – 640 с.: ил.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности «Юный химик»

Автор: Давыденко Любовь Владимировна

Дата: 16.08.2015

Номер свидетельства: 225555

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Рабочая программа внеурочной деятельности по химии "Юный химик" "
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-khimii-iunyi-khimik"
    ["file_id"] => string(6) "232361"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442828250"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Рабочая программа организации внейрочной деятельности "Юный химик - чудеса в пробирке""
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_orghanizatsii_vnieirochnoi_dieiatiel_nosti_iunyi_khimik_chu"
    ["file_id"] => string(6) "396779"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1488342385"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства