Межпредметное внеклассное мероприятие по химии и физике
для учащихся 10-11 классов
Подготовила:
учитель химии МОАУ СОШ №1
г.Райчихинска Амурской области
Караульных Светлана Сергеевна
«Интеллектуальная игра»
В игре принимают участие две команды учащихся 10 и 11 классов по 6 человек. Каждая команда готовит название, девиз и приветствие команде. Болельщики могут принести своим командам дополнительные баллы. Задания оцениваются в баллах, которые записываются на доске в виде таблицы. Итоги подводятся после выполнения каждого задания.
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые знатоки химии и физики, болельщики, гости. Сегодня мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие по стране знаний. Объектом нашего путешествия станут две великие науки «химия» и «физика». Сегодня мы с вами будем узнавать ученых, искать ошибки, писать формулы, экспериментировать и просто увлекательно проводить время. Итак, начинаем.
Я представляю вам команды: команда 10 класса и команда 11 класса. Слово командам (приветствие команд).
Ведущий. Первый наш конкурс «Разминка». Каждой команде по очереди будут предложены вопросы. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Начинает отвечать та команда, название которой начинается с буквы, стоящей в алфавите левее.
Разминка
Наука о веществах, их свойствах и превращениях (химия)
Что видно когда ничего не видно? (физика).
Главный металл промышленности (железо).
Тяжелое нефтяное топливо (мазут).
Газ, в котором сомневаются (неон).
Металл, который плавится на руке (галлий, цезий).
Наука о наиболее общих закономерностях материального мира, характеризующих его структуру и его эволюцию (физика)
Почему легко поскользнуться на банановой шкурке, попавшей под ногу?
Греет ли вуаль женской шляпки?
Какой тряпкой скорее соберёшь лужу с пола: сухой или влажной?
«Узнай ученого».
Перед вами портреты ученых и список открытий и изобретений. Ответьте, какие ученые изображены на рисунках и автором, какого открытия или изобретения, является каждый из них?
Ломоносов М.В. (закон сохранения вещества)
А.М.Бутлеров (теория химического строения органических веществ)
Д.И.Менделеев (периодический закон химических элементов)
И.Ньютон (закон всемирного тяготения)
Эйнштейн А. (теория относительности)
Кулон Ш. (закон взаимодействия электрических зарядов)
3.Найди ошибку
1. AICI3 + NaOH =AI(OH)2 + NaCI
2. BaCI+ H2SO4 = BaSO4 + HCI
3. Кислоты – это электролиты, которые диссоциируют на катионы металлов и анионы кислотных остатков.
4. Диссоциация – это распад электролита на молекулы.
5. При разбавлении концентрированных кислот воду добавляют в кислоту.
6. При гашении извести необходимо использовать горячую воду.
7. Если F=m*a, то сила зависит от ускорения.
8. Амперметр включается в цепь параллельно, «+» к «+»;«-» к «-».
9. Вольтметр включается в цепь параллельно, «+» к «-»;«-» к «+».
10. Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг её морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
И в мире поубавилось тепла. ( Какая физическая ошибка допущена в стихотворении?)
4. Экспериментальная
Уважаемые игроки. Сейчас Вам предстоит провести химические опыты. Каждой команде будут выданы одинаковые наборы химических веществ. Ваша задача провести три химические реакции, записать химические уравнение и объяснить признак наблюдаемого явления. Для проведения опытов вам дается всего 5 минут.
Реактивы: CuSO4, NaOH, Na2CO3, HCI, BaCI2, H2SO4, Zn, FeCI3.
5. «Её величество - формула!».
Предлагаем Вам собрать физические и химические формулы из предложенных величин.
m, M, n
n, V, Vm
a, m, F
W, mв-ва, m раств. в-ва
С2, m, E
«Занимательные опыты»
Сейчас Вам будут предложены занимательные опыты. Вам необходимо объяснить наблюдаемые явления с позиции химических или физических законов.
1.Почему стакан примерз?
На кусок стекла налить немного воды, поставить на него стакан с 50мл воды. Опустить в стакан 35г нитрата аммония и интенсивно перемешать. Стакан примерзнет (поглощение теплоты).
2.Почему не разбивается стакан?
3. Обугливание сахара
В химический стакан ёмкостью 150мл насыпьте 40гр растёртого в порошок сахара и слегка смочите его 3-4мл воды. Теперь в полученную массу добавьте 20-25мл концентрированной серной кислоты и размешайте смесь стеклянной палочкой. Палочку не вынимайте. Через несколько минут смесь потемнеет, температура повысится, и из стакана начнёт "выростать" чёрная пенообразная масса. Это пористый уголь, появление которого объясняется дегитратацией сахара серной кислотой:
C12H22O11 = 12C + 11H2O
Кроме этого происходит восстановление серной кислоты углём:
2H2SO4 + C = CO2 + 2SO2 + 2H2O
4.Почему яйцо опускается в бутылку?
Ведущий. Итак, наши конкурсы завершены. Пора подвести итоги.
Просим всех присутствующих написать на бумаге впечатления от проведенного мероприятия, написав на бумаге только наречия, например, прекрасно, уныло, плохо, взволнованно, организованно, сплоченно, весело, легко, смело, умело...
Закончить игру хотелось бы словами Менделеева, которые он адресовал молодежи:
«Берегитесь больше всего своих же гордых мыслей. Гордитесь только тем, что сделано для других, не кичитесь этим, гордитесь внутри себя, этой гордостью возвышайтесь, она не дает забыться. Удовольствие пролетит, оно – себе, труд оставит след долгой радости – он другим. Учение – себе, плод учения – другим. Сами, трудясь, вы сделаете все для близких и для себя. И если успеха не будет, будет неудача, не беда. Попробуйте еще раз!»
До новых встреч!