Внеклассное мероприятие на экологическую тему "Химия и экология"
Внеклассное мероприятие на экологическую тему "Химия и экология"
В последнее время все большую популярность в педагогической практике приобретают игровые методы, которые повышают интерес к уроку и улучшают качество знаний учащихся. Об экологической обстановке в Российской Федерации в последнее время ежегодно сообщается в Государственном докладе «О состоянии окружающей среды природной среды в Российской Федерации». В него включен и раздел о состоянии экологического Образования в Российской Федерации «Экологическое образование, просвещение и воспитание»
Игра проводится с целью закрепления экологических знаний, развития творческого потенциала учащихся, поддержании интереса к учебной и исследовательской деятельности. Подобную проверку эрудиции мы обычно устраиваем во время предметных недель. Для того чтобы провести игру, заранее организуем группу из 12 учащихся 8-11 классов. Из них шесть восьмиклассников основные игроки, а остальные - помощники. Это могут быть победители химических викторин или конкурсов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие на экологическую тему "Химия и экология"»
Игра «Экология и химия»
по типу телевизионной игры «Звездный час»
В последнее время все большую популярность в педагогической практике приобретают игровые методы, которые повышают интерес к уроку и улучшают качество знаний учащихся. Об экологической обстановке в Российской Федерации в последнее время ежегодно сообщается в Государственном докладе «О состоянии окружающей среды природной среды в Российской Федерации». В него включен и раздел о состоянии экологического Образования в Российской Федерации «Экологическое образование, просвещение и воспитание»
Игра проводится с целью закрепления экологических знаний, развития творческого потенциала учащихся, поддержании интереса к учебной и исследовательской деятельности. Подобную проверку эрудиции мы обычно устраиваем во время предметных недель. Для того чтобы провести игру, заранее организуем группу из 12 учащихся 8-11 классов. Из них шесть восьмиклассников основные игроки, а остальные - помощники. Это могут быть победители химических викторин или конкурсов.
В игре четыре тура, пятый тур для болельщиков. Задания для каждого тура записываем на доске или в виде презентации. Готовим карточки размером 15х 15 см, с цифрами от 1 до 6, т.е. 12 экземпляров по шесть штук на каждого игрока, а так же кубики с рисунками на экологическую тему.
1 тур
Выбери правильный ответ «Раздел Экология»
1.Какие заболевания появляются после пребывания в радиоактивной местности?
2. Какие первые внешние признаки «лучевой» болезни?
1).Тошнота, рвота, выпадение волос и т.д.
2).Слезоточивость, затруднение дыхания
3).Изменение в крови, которые со временем проходят
4).Никак не влияет
3.Вы оказались в радиоактивной зоне. Ваши действия?
1).Надо быстро уйти из этой местности, используя при этом подручные средства защиты кожи, органов дыхания и зрения от радиации
2). Закрыться дома и спокойно отдыхать
3).Сходить в бомбоубежище и переждать время
4).Сделать вид, что ничего не случилось
4.Явление радиоактивности открыл:
1). Беккерель 2).Ломоносов 3). Зинин 4). Аррениус
5.Ядовитый газ без цвета и запаха, который не взаимодействует с водой, кислотами и основаниями, но зато горит, и при этом выделяется большое количество теплоты, имеет название:
11.Загрязнение водоема органическими веществами, попадающими из животноводческих хозяйств, приводит к гибели рыб, потому что:
1) продукты жизнедеятельности животных ядовиты для рыб,
2)вещества загрязнители не растворяются в воде, она становится мутной;
3)для дыхания рыбам не хватает кислорода, который уходит на окисление загрязнителей,
4)появляется много водорослей и бактерий.
12.Находиться в гараже закрытыми дверьми, когда работает двигатель автомобиля, очень опасно, потому что:
1) в воздухе появляется много пылевидных частиц,
2 )пары бензина воспламеняются,
3)повышается содержание угарного газа в воздухе помещения,
4)понижается температура воздуха в помещении.
13.Если вы случайно разбили ртутный термометр, то необходимо:
1)собрать ртуть и выбросить стеклянные осколки,
2) засыпать ртуть песком,
3)собрать ртуть пипеткой или медной пластинкой,
4)засыпать ртуть серой.
Если основной игрок ответил неверно, а его помощник дал правильный ответ, то ответ засчитывается. По окончании этого тура выявляются двое игроков. Набравших наименьшее число баллов. Они выбывают из игры и им вручаются утешительные призы
2 тур.
Предложите в течение 1 минуты способы полной очистки побережья от нефти при аварии танкера. Участник, предложивший меньше способов, выходит из игры и ему вручается утешительный приз.
Для очистки сточных вод от нефтепродуктов применяют различные методы, в зависимости от степени и вида загрязнений. В целом они делятся на механические, химические, биологические и физико-химические. Из механических практическое значение имеют отстаивание, центрифугирование и фильтрование; из химических – хлорирование и озонирование; из физико-химических – коагуляция, сорбция и флотация.
Механическая очистка сточных вод от нефтепродуктов относится к наиболее дешевым методам, поэтому чем глубже и эффективнее механическая очистка, тем дешевле переработка сточных вод в целом. Из бытовых стоков механическая очистка позволяет удалить 60-65% взвешенных веществ, но иногда этот способ не позволяет удалить растворенные в воде нефтепродукты и часть тонкодисперсных частиц эмульгированных загрязнений.
В этом случае требуется проведение более тщательной очистки сточных вод другими методами, например, химическими.
Основной принцип химических методов очистки – введение в сточные воды химически активных веществ, которые в результате реакции с загрязнителями образуют нетоксичные соли, выпадающие в осадок или окисляют загрязнители. Этот метод наиболее распространен на нефтеперерабатывающих и нефтехимический заводах, на которые поступает нефть, содержащая различные присадки для удобства ее перекачки и транспортировки.
Помимо хлора и его соединений (гипохлорит кальция и натрия, хлорная известь, диоксид хлора) для очистки воды используется также озон, технический кислород и кислород воздуха.
Очистка озоном позволяет удалить из воды от 50 до 80% содержащихся нефтепродуктов и часто используется за рубежом для очистки нефтесодержащих стоков электростанций. Основное преимущество озонирования – отсутствие химических реагентов. Недостаток озонирования – высокая энергоемкость – для производства одного килограмма озона требуется 15 кВт электроэнергии.
Озонирование также может предшествовать биологической очистке воды, так как в насыщенной кислородом среде бактерии развиваются интенсивнее. Бактерии, внесенные в загрязненную воду, используют нефтепродукты для питания в течение своего жизненного цикла, преобразуя их в безвредные вещества – воду, углекислый газ, анионы и гидрокарбонаты (предшественники минеральных солей), в норме содержащиеся в природной воде.
К способам физико-химической очистки относятся коагуляция, сорбция и флотация.
Коагуляция способствует «слипанию» мелких дисперсных частиц загрязнений, которые, объединяясь в более крупные образования – агрегаты, могут быть успешно осаждены из загрязненной воды путем отстаивания или фильтрации. Процесс коагуляции загрязнений может происходить естественным образом, однако, для его ускорения в сточные воды добавляют специальные вещества – коагулянты, обычно это соли железа и алюминия.
Метод сорбции основан на способности некоторых веществ поглощать другие из окружающей среды. Наиболее эффективна для очистки воды от нефтепродуктов сорбция на углях.
Так, небольшое нефтяное пятно с поверхности воды можно быстро и эффективно удалить даже вручную, посыпав его порошком активированного угля. Для применения сорбции в промышленных масштабах строят специальные фильтрационные колонны с решетками, наполненные сорбентом из активированного угля, с решетками и слоем щебня или гравия для предотвращения размывания сорбента.
Среди способов физико-химической очистки воды от примесей нефтепродуктов все большее применение находит флотация. Эффективность этого способа очистки обусловлена гидрофобностью масел и нефтепродуктов, а также их меньшей плотностью относительно плотности воды. Флотация позволяет отделить нефтепродукты от воды и делает возможной не только очистку водных стоков, но и повторное использование выделенных при этом нефтепродуктов. Флотационные сооружения обеспечивают высокую степень очистки стоков ‒ 90-95%. При этом флотация отличается более высокой скоростью очистки по сравнению с отстаиванием, и более компактными размерами сооружений по сравнению с системами биологической очистки.
Флотация производится путем активного насыщения стоков пузырьками воздуха, которые способны прикрепляться к взвешенным в воде частицам загрязнений и всплывать вместе с ними на поверхность очищаемой воды, образуя слой пены.
Очищать дороже не загрязнять
В природоохранной деятельности, как правило, различные методы очистки воды от нефтепродуктов используются в сочетании.
3 тур
Всезнайка
1, Газ, который в небольшом количестве образуется в сосновом бору:
1)озон,
2)углекислый газ,
3)угарный газ,
4)кислород
2.Назовите элемент – металл, который входит в состав рубина, гранита, сапфира, бирюзы
1)кальций,
2)натрий,
3) алюминий,
4)железо.
3.Известняк вносят в почву потому что он способствует:
1)улучшению структуры почвы,
2)повышению влажности почвы,
3) понижению кислотности почвы,
4)уничтожению сорняков.
4. При сжигании топлива в атмосферу попадают оксиды серы, углерода, азота. Это способствует:
1)повышению температуры воздуха,
2)увеличению содержания азота в атмосфере,
3) появлению в атмосфере водяных паров,
4)образованию «кислотных» дождей.
5.При выбросе хлора в окружающую среду, чтобы защитить себя:
1)подниматься на верхние этажи,
2) хлор самостоятельно улетучится,
3) он безопасен,
4) ничего не случится.
6. В Самарской области заповедным местом является:
1) река Волга,
2) Самарская лука
3) Завод АВТО ВАЗ,
4) Жигулевские горы.
7.Изменению уровня природного содержания углекислого газа в воздухе способствует каждый из двух процессов:
1)разложение гидрокарбонатов и образование известняка в океане,
2)извержение вулканов и выпадение осадков,
3) фотосинтез и гниение,
4)горение топлива и гниение бытовых отходов.
4 тур
Сконструируйте слово.
Из слова «растениеводство» составьте слова более мелкие. Выигрывает написавший большое число слов. Победителю вручается приз. (вода, рост, сон, сено, невод и т.д.)
5тур
Игра с болельщиками.
Болельщикам предлагаются загадки. За правильный ответ они получают жетоны. Участник, получивший максимальное количество жетонов получает приз или реализует их в оценку.
Кругом вода, а с питьем беда. (Море).
Я легкий как перышко, но долго меня не удержишь. (Вдох)
Когда вы видите меня, то не можете видеть ничего другого. Я могу заставить вас гулять, даже если вы не имеете такой возможности. Иногда я говорю правду, иногда я лгу. Но если я лгу, то близок к правде. Кто же я? (Сон)
Кто утром ходит на 4-х ногах, днем на 2-х ногах, к вечеру же на 3-х ногах? (Человек. Утро – детство, вечер – старость)
В синем небе голосок Будто крохотный звонок. (Жаворонок)
В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется. (Река).
Ежегодно приходят к нам в гости: Один седой, другой молодой, Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года)
Выросло дерево от земли до неба. На этом дереве двенадцать сучков. На каждом сучке по четыре гнезда. В каждом гнезде по семь яиц. А седьмое - красное. (Год, месяцы, недели, дни)
К вечеру умирает, по утру оживает. (День)
Вчера было, сегодня есть и завтра будет. (Время)
Сам дней не знает, а другим указывает. (Календарь)
Как правильно говорить: "не вижу белый желток" или "не вижу белого желтка"? (Желток не может быть белым.)
Не море, не земля, Корабли не плавают, А ходить нельзя. (Болото)
Нет ног, но на месте она не стоит, Ложе есть, но не спит, Не котел, но бурлит, Не гроза, но гремит. Нет рта, но она никогда не молчит. (Река)
У какой птицы съедобные гнёзда? (ласточка саланган)
Почему плачут крокодилы? (выведение излишков солей из организма)
Какого цвета шкура у белого медведя? (тёмная)
Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (сосна светолюбивое растение)
Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (мухомор, бледная поганка, жёлчный гриб, ложные опята, сатанинский гриб)
Коралл – это растение или животное? (животное)
Сколько ног у паука? (восемь)
Скат манта по - другому называется… (морской дьявол)
Какая птица, гнездящаяся на наших водоёмах, считается символом верности? (лебедь)
Каждой команде по очереди предлагается отгадать загадку. За каждый правильный ответ даётся жетон.
Педагогические наблюдения показывают, что подобные игры нравятся учащимся и развивают интерес к экологии своего края. В них играют с удовольствием все, независимо от успеваемости. У ребят не возникает чувства страха перед поражением, т.к. знают, что их участие в игре будет отмечено призом или оценкой.