Цели: повышение интереса учащихся к изучению химии; формирование умений применять химические знания в практической жизни; развитие логического мышления, сообразительности; формирование навыков безопасной работы с химическими веществами.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, электронные презентации, высказывания учёных, наборы реактивов и оборудования для проведения занимательных опытов.
Высказывания учёных:
« Химия больше чем другая отрасль знания, лежит в основе современной материальной культуры». (С.Аррениус.)
«В химии всё возможно». (Ш.А.Вюрц.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие: «Химия – страна чудес!»»
Внеклассное мероприятие: «Химия – страна чудес!»
Цели: повышение интереса учащихся к изучению химии; формирование умений применять химические знания в практической жизни; развитие логического мышления, сообразительности; формирование навыков безопасной работы с химическими веществами.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, электронные презентации, высказывания учёных, наборы реактивов и оборудования для проведения занимательных опытов.
Высказывания учёных:
« Химия больше чем другая отрасль знания, лежит в основе современной материальной культуры». (С.Аррениус.)
«В химии всё возможно». (Ш.А.Вюрц.)
Ведущей вечера назначается Королева Химии. Королева Химии одета в белый костюм, на который прикреплены листы с формулами химических соединений. На голове Королевы Химии – корона, на которой символы наиболее распространённых во Вселенной и на Земле химических элементов.
Для показа опытов готовим учеников, изъявивших желание их выполнять. Они же объясняют химическое содержание «чудес», в том случае, если их затрудняются объяснить ученики - зрители. В промежутках между показов занимательных опытов, проводится химическая викторина. Для учёта правильных ответов на вопросы викторины двум участникам поручается разносить жетоны. В конце мероприятия учащимся, принимающим участие в объяснении химического содержания «чудес» и победителям викторины вручаются призы. Они объявляются знатоками химии.
Вступительное слово учителя: Сегодня, в честь науки химии мы проводим мероприятие «Химия – страна чудес». Все мы знаем, что химия играет важную роль в жизни каждого человека, что она сопровождает каждый наш шаг. Некоторые люди считают, что химия наука сложная и скучная. В ходе сегодняшнего мероприятия вы убедитесь, что химия нужная и интересная наука, способная на чудеса.
Принимая участие, в объяснении продемонстрированных чудес и отвечая на вопросы викторины, вы сможете стать победителями среди знатоков химии.
А теперь предоставляем слово Королеве химии.
«Чудо» Первое.
«Волшебные растворы»
В три химических стакана налейте дистиллированную воду на ¾ них объёма. Добавьте по несколько миллилитров растворов одного из индикаторов (лакмуса, метилового оранжевого, фенолфталеина). Долейте во все стаканы по 20 мл раствора гидроксида натрия. Окрашивание индикаторов изменится и станет, соответственно, синим, жёлтым, малиновым. Потом в каждый из стаканов добавьте (по каплям при помешивании стеклянной палочкой) соляную кислоту до изменения окраски индикатора. В кислой среде лакмус станет красным, метиловый оранжевый – тёмно-розовым, а фенолфталеин обесцветится.
«Чудо» Второе.
«Несгораемый платочек»
Чтобы платочек не сгорел, его сначала смочите в воде, потом в спирте и только тогда подожгите. Спирт горит, а сырой платочек остаётся несгораемым.
Викторина.
Какой химический элемент академик А.Е.Ферсман назвал «элементом жизни и мысли»? (Фосфор)
Какой лёд во время плавления не даёт воды? (Сухой лёд – твёрдый CO2)
Какой химический элемент образует самое большое количество соединений? (Углерод)
Какой великий химик поднимался на воздушном шаре, чтобы наблюдать солнечное затмение? ( Д.И. Менделеев).
Почему крапива обжигает кожу? (Она выделяет муравьиную кислоту)
Какую водку не будет пить даже горький пьяница? (Царскую, так как она состоит из одной части азотной кислоты и трёх частей соляной кислоты (1ч HNO3+3ч HCl), её назвали царской, т. к она растворяет благородные металлы: золото, серебро, платину.)
«Чудо» Третье.
«Чудесное исцеление ран»
Руку смажьте роданидом калия, а нож погрузите в хлорное железо. Когда проводите ножом по телу, образуется роданид железа кроваво-красного цвета, который обесцвечивается раствором соды. 3KNCS+FeCl3=Fe(NCS)3+3KCl
Fe (NCS) 3+3NaHCO3=Fe (HCO3)3+3NaNCS
«Чудо» Четвёртое.
«Проявление тайнописем»
На листе белой бумаге раствором фенолфталеина в спирте напишите слова: «Любите химию!». Проявление сделайте силикатным клеем, растворённым в воде. Во время гидролиза силикатный клей даёт щёлочную реакцию, а фенолфталеин в щёлочной среде становится малиновым. Фенолфталеин + OH= малиновая окраска.
Викторина.
1.Назовите металл, без которого не сможет образоваться хлорофилл? (Магний)
2.Чьи слова хоть и банальны, на самом деле актуальны? («Медик без достаточных знаний химии совершенным быть не может» - М.В. Ломоносов.)
3.Какое вещество красно-оранжевым цветом маяка указывает путь кораблям и самолётам? (Неон)
4.Какой неметалл применяют на практике для уничтожения остатков пролитой ртути? (Серу)
5. Недостаток, какого химического элемента в организме человека вызывает кариес зубов? (Фтора)
6. Какой газ в составе воздуха был открыт первым? Назовите учёного, открывшего его? (Кислород, Джозеф Пристли)
«Чудо» Пятое.
«Превращение воды в молоко и молока в газ-воду»
К раствору хлорида кальция прилейте раствор карбоната натрия, при этом образуется белый осадок карбоната кальция, суспензия которого имеет вид молока. Затем раствор переливаете в стакан с соляной кислотой, осадок растворился и выделился газ – образовалась газ-вода.
CaCl2+Na2CO3=CaCO3↓+2NaCl
CaCO3+2HCl=CaCl2+H2O+CO2↑
«Чудо» Шестое.
«Дым без огня»
При комнатной температуре смешайте два бесцветных газа аммиак и хлороводород. Сейчас же появляется густой белый дым. Он представляет собой мельчайшие кристаллики хлорида аммония: NH3+HCl=NH4Cl
«Чудо» Седьмое.
«Извержение вулкана»
На асбестовую пластинку горкой насыпьте две чайные ложки дихромата аммония
(NH4) 2Cr2O7. Стеклянную палочку нагрейте над спиртовкой и вставьте её в самую середину горки. После начала реакции выньте палочку. Происходит бурный выброс зелёного порошка с воспламенением. Эта картина по внешнему виду напоминает извержение вулкана( миниатюрного) (NH4)2 Cr2O7=Cr2O3+N2+4H2O