Просмотр содержимого документа
«Урок занимательной химии»
Урок занимательной химии
Цель урока: стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, расширить кругозор и усвоение учащимися знаний по предмету
Ребята, в 8 классе вы начали изучать новый для вас предмет – химию, науку о веществах и их превращениях.
И сегодня, нас ожидает увлекательное путешествие по стране химии.
Итак, отправная точка – школа №3, кабинет химии.
Посмотрите, какой интересный кабинет. А вы знаете, что на уроках химии можно пользоваться шпаргалками. Вы удивлены. Да вот же они!
Это таблица химических элементов Д.И.Менделеева и таблица растворимости солей, кислот и оснований; и на каждой контрольной ими можно пользоваться.
Давайте вспомним, какую же информацию мы получаем из этих таблиц.
- можем определить относительную атомную массу элемента
- по порядковому номеру определяем заряд ядра атома и число протонов, а также рассчитать число электронов и нейтронов атома
- по номеру группы определяем число электронов на внешнем энергетическом уровне и число валентных электронов
-по номеру периода определяем число энергетических уровней в атомах элементов
-узнать формулы высших оксидов
-узнать данный элемент является s- или p- элементом и т.д.
А сейчас вам будут предложены несколько заданий:
I.Угадать названия и химические знаки соответствующих элементов, «зашифрованных» в следующих вопросах.
Какой газ утверждает, что он – это не он. (неон)
Какой неметалл является лесом (бор)
Какой химический элемент состоит из двух разных по своим размерам животных (мышьяк)
Какой элемент вращается вокруг солнца (уран)
В состав какого металла входит новогоднее дерево (никель)
В названии какого металла входят болотные водоросли (платина)
Какие химические элементы состоят из различных рек (индий, полоний, радон, нильсборий)
В состав какого металла и неметалла входит любимый пиратский напиток (бром, хром)
В каком металле содержится кость, из которой согласно библии бог создал Еву (серебро)
В названиях каких химических элементов спрятаны ноты (водород, кадмий, рений)
Какой элемент может воду «родить» (водород)
Какой химический элемент легко превратить в веселое зрелище (цирконий)
Какой элемент не имеет постоянной прописки в периодической системе химических элементов
Частью какого элемента любят играть на досуге взрослыек и дети (золото)
Какой химический элемент имеет прямое отношение к табуну лошадей (цирконий)
Название какого металла несет в себе волшебника (магний)
Какой химический элемент входил в состав сооружения, которое вынужден был красить Том Сойер (бор)
В названиях каких элементов три буквы «о» (золото, олово, водород)
В названиях каких химических элементов входят названия десертных блюд (железо, кремний)
20 в фамилии какого русского ученого девять букв, из них четыре «о» (Ломоносов)
II задание. Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:
Не все то аурум, что блестит (не все то золото, что блестит)
Белый, как карбонат кальция (белый, как мел)
Феррумный характер (железный характер)
Слово – аргентум, а молчание – аурум (слово –серебро, а молчание – золото)
За купрумный грош удавился (за медный грош удавился)
Много оксида водорода утекло с тех пор (много воды утекло с тех пор)
Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове (недосол на столе, пересол на голове)
Уходит, как аш-два-о в оксид кремния (уходит как вода в песок)
Что произойдет, если смешать гидроксид кальция с гашеной известью (ничего, это одно и то же вещество)
Что произойдет, если растворить хлорид натрия в воде (будет соленая вода)
III задание. По определенным характеристикам нужно определить название элемента.
Он с морской капустой дружит
И лекарством людям служит,
Знает млад и стар народ-
Коль ушиб, то нужен – (иод)
Предупреждаю заранее,
Что не пригоден для дыхания,
А все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат.
Я главный в воздухе, так вот
Легко назвать меня – (азот)
Я светоносный элемент,
Я спичку вам зажгу в момент,
Сгореть смогу и под водой,
Оксид в ней станет кислотой (фосфор)
Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятники за это,
И знают имя мое (медь)
IV задание
а) Задумать любой химический элемент и провести с порядковым номером этого элемента следующие вычисления без сообщения промежуточных результатов.
Порядковый номер удвоить
К произведению прибавить «5»
Сумму умножить на «5» и сообщить результат вычислений.
Ответ (от числа отбрасываем последнюю цифру и отнимаем «2»)
б) Задумать и запомнить два химических элемента с таким условием, что они образовали химическое соединение:
Порядковый номер первого элемента удвоить
К произведению прибавить «5»
Сумму умножить на «50»
К произведению прибавить порядковый номер второго химического элемента.
Ответ (вычесть «250»)
Занимательные опыты:
Превращение лимонного сока в апельсиновый (взаимодействие хромата калия с серной кислотой)
Взаимодействие алюминия с иодом.
Поливаем цветы из фильтровальной бумаги (обработанные фенолфталеином) раствором гидроксида натрия.
«Выпускаем змею» (уротропин+нитросульфазол)
Опыт «Хамелеон» ( шесть стаканов с водой, хлоридом железа (III), гексацианоферрата калия, гидроксида натрия, фенолфталеина, соляной кислоты)
«Вулкан»
«Зубная паста для великанов» (50 мл пероксида водорода + 5 мл жидкого мыла + 5 г иодида калия)
«Несгораемый платок»
«Залечим рану»
Получение молока, малинового сока, фанты, газированной воды (хлорид бария, гидроксид натрия, бихромат калия, сода, серная кислота и фенолфталеин)
Получение огня
«Цветные огни»
Сегодня мы познакомились с удивительной наукой, имя которой – химия. Каждый из нас в детстве любил читать сказки, в которых могущественные феи и добрые волшебники совершают удивительные чудеса, и каждому хотелось ощутить на себе силу волшебства и самому в роли волшебника. Подрастая, мы начинаем понимать, что чудес в жизни не бывает. Но, оказывается, это не так! Наука – вот истинная волшебница наших дней. И среди всех наук, творящих чудеса, выделяется химия. Она позволяет получать из природного сырья необходимые человеку материалы, каких не встретишь в природе. Яркие игрушки, школьные принадлежности, ткани и пластмассы дает нам эта добрая волшебница. Без химии нельзя выплавить металл, построить корабль, обеспечить чистоту и уют в доме, поддерживать здоровье. Каждый из нас, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: зажигает спичку и газ, готовит пищу. Да и сам человеческий организм – большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакции.