Сценарий внеклассного мероприятия по химии «Вечер на хуторе близ Диканьки»
(по мотивам повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»)
Этот химический вечер с постановкой многочисленных занимательных опытов проводится с целью закрепления знаний учащихся и привлечения их внимания к необходимости изучения химии – волшебной науки, объясняющей множество таинственных явлений.
Перед началом вечера зрители получают задание вести наблюдения за всем происходящим на сцене и делать необходимые пометки. Это даст возможность правильно ответить на вопросы учителя и тем самым помочь главному герою разобрать в увиденных во сне опытах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия по химии »
Сценарий внеклассного мероприятия по химии
Автор Майзелия Татьяна Руслановна
«Вечер на хуторе близ Диканьки»
(по мотивам повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»)
Этот химический вечер с постановкой многочисленных занимательных опытов проводится с целью закрепления знаний учащихся и привлечения их внимания к необходимости изучения химии – волшебной науки, объясняющей множество таинственных явлений.
Перед началом вечера зрители получают задание вести наблюдения за всем происходящим на сцене и делать необходимые пометки. Это даст возможность правильно ответить на вопросы учителя и тем самым помочь главному герою разобрать в увиденных во сне опытах.
Картина 1
(За столом сидит ученик, читает журнал «Химия и жизнь». Входит ученица.)
Ученица. Ну что, братец, все уроки выучил?
Ученик. Да не все ещё! Вот, зачитался. Химия – изумительная наука. Хочешь фокус покажу? (Берёт у ученицы носовой платок и проводит опыт «Несгораемый платок».)
Смачивает платок ацетоном. Затем берёт его пинцетом, поджигает и вращает. Ацетон сгорает, платок – нет.
Ученица.(забирает платок) Опыт конечно, интересный, но ты ещё по сочинению не подготовился. Вот я тебе книгу принесла. Повторяй!
Ученик.(открывает книгу) Так, Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством». (Читает)
«Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо, посвятить добрым людям и всему миру». (Зевает, засыпает) (Гаснет свет)
Картина 2
(Включают свет. Звучит музыка. На метле появляется Солоха.)
Солоха. Ох и холодно! Надо печку растопить. Но где же спички? Опять сынок Вакула забрал! Ладно, я и так могу огонь разжечь. (Колдует)
(Проводит опыт «Самовозгорание лучинок»)
Сложенные горкой лучинки смочены бензином. За лучинками стоит небольшая фарфоровая чаша, в которую помещено несколько кристалликов перманганата калия, смоченных концентрированной серной кислотой. В руке Солоха держит кусок ваты, смоченной спиртом, незаметно выжимает спирт (руку держит высоко!). Костёр загорается
Солоха. Ну, вот и теплее стало. Ох, скучно мне что-то. Приворотное зелье приготовить, что-ли? (Колдует) (Проводит опыт «Хамелеон»)
Наливает в пробирку 3 мл насыщенного раствора перманганата калия и 1 мл 10 %-ного раствора гидроксида калия. К смеси при помешивании добавляет 1-15 капель разбавленного раствора сульфита натрия до получения зелёной краски. При сильном размешивании зелёный раствор становится синим, а затем фиолетовым:
2KMnO4 + 2KOH+Na2SO3=2K2MnO4+Na2SO4+H2O
Синяя окраска присуща малоустойчивому катиону [MnO4]3-, который на воздухе окисляется фиолетово-малиного перманганата калия. На избытке сульфита натрия и недостатке гидроксида калия манганат не образуется!
Солоха. Ох, качественное зелье! Сейчас что будет!
Картина 3
(Из-за кулис появляется белый дым и выживает чёртик)
В широкий сосуд (блюдце, тарелку) наливаем немного концентрированной соляной кислоты столько же 25 %-ного раствора нашатырного спирта: NH3+HCl=NH4CL.
Появляется «дым без огня».
Чёртик.(поёт) Здравствуй, милая моя!
Ты меня заждалась!
Я с химическим букетом.
Что ж ты растерялась?
Цветы из плотной бумаги заранее смачивают раствором щелочи (бумага белая). В нужный момент обрызгивает их из пульверизатора фенолфталеином.Цветы окрашиваются в малиновый.
Чёртик. Ох, несравненная Солоха! Я так вас скучал! Вот, даже письмо вам написал. (Подаёт листок)
Солоха. Да тут же ничего не написано!
Чёртик. А вы над пламенем подержите, Солоха! Я и огонёк вам разожгу волшебной палочкой.
Стеклянную палочку смачивают в смеси карбоната калия и концентрированной серной кислоты и подносит к фитилю спиртовки. Он задымляется.
(Солоха держит бумагу над пламенем. На нём получается рисунок)
Заранее на бумаге разбавленной серной кислотой делают рисунок (например, пронзённое стрелой сердце). При нагревании вода испаряется, и концентрированная серная кислота обугливает бумагу.
Чёртик. Ну, как вам моё письмо?
Солоха. Замечательно! Ой, а мне и угостить-то вас нечем. Одна водица холодная.
Чёртик. А вы поколдуйте, дорогая Солоха!
Солоха. Да и правда! (Колдует) Ну, вот вам и сок, дорогой гость!
В стакан наливают раствор щелочи, добавляют несколько капель фенолфталеина.
Чёртик. (делает вид, что пьёт). Ох, спасибо! Ну просто «инвайт» и «ЮПИ» в одном стакане! (Раздаётся стук в дверь)
Солоха. Ой! Неровен час – Вакула! Спрячься, спрячься скорее! (Прячет чертика в мешок)
Картина 4
(Входит Дьячок)
Дьячок. Добрый вечер, великолепная Солоха! Вот с тех пор как увидел вас давеча на ярмарке, так и забыть не могу, всё об вас думаю.
А что это у вас, дрожайшая Солоха? (Показывает на стакан с малиновой жидкостью)
Солоха. Да сок!
Дьячок. Не люблю я его, уж лучше водицы чистой попить!
Солоха. Да пожалуйста, Осип Никифорович! К раствору щелочи с фенолфталеином приливают кислоту. Малиновая окраска исчезает: NaOH+HCl=NaCl+H2O
Дьячок. Спасибо. А я бы, драгоценная Солоха, и от молочка не отказался.
Солоха. Нет ничего проще, дорогой гость!
К раствору хлорида бария приливают щелочь:
2NaOH+BaCl2=2NaCl+Ba(OH)2
Дьячок. Вот уважили, милейшая Солоха! (Стук в дверь)
Ой, спрячьте меня скорей! Я ни за что на свете не хочу показываться на глаза Вакуле.
Картина 5
(Входит Вакула)
Вакула. Что так долго не открывали, мама?
Солоха. Да я тут немножко заколдовалась. Вот, смотри, золотишко получилось! (Загораживает мешки юбкой.)
К 20 мл 0,5 н. раствора нитрата свинца приливают 40 мл 0,5 н. раствора иодида калия. В осадок выпадают кристаллы иодида свинца:
Pb(NO3)2+2Kl=Pbl2 +2KNO3
Вакула. Золотишко, оно, конечно, хорошо! Да зачем тут лежат эти мешки? Давно пора всякую дрянь из хаты выбросить! (Подходит к мешкам и вытаскивает дьяка за чуб, а чёртика за хвост.) Это ещё что такое? (С криками все разбегаются в разные стороны. Чёртик колдует у стола.)
На керамическую плитку заранее горкой насыпают дихромат аммония. Его зажигают с помощью длинной лучины:
(NH4)2Cr2O7=Cr2O3+4H2O+N2
Картина 6
(Включает свет, входит ученица. Она подходит к спящему у стола ученика.)
Ученица. Вставай, соня! Так-то ты к сочинению готовишься?
Ученик. (просыпаясь) Так это мне всё приснилось? Ох и замечательный сон! Только я не всё там понял. Может, ребят помогут разобраться?
Учитель проводит со зрителями беседу по следующим вопросам:
Почему не сгорел платок в первом опыте?
В чём секрет «волшебной палочки» и «самовозгорания лучинок»?
Из каких веществ Солоха готовит «приворотное зелье»?
Как получить «дым без огня»?
Почему белые цветы стали малиновыми, а «вода» превратилась в «сок»
Как Солохе удалось превратить «сок» в «воду», а «воду» в «молоко»?
Каким реактивом сделана невидимая надпись, и почему она стала видимой при нагревании?
С помощью какого реактива удалось провести опыт «Извержение вулкана»?
Во время обсуждения учащиеся записывают на доске уравнения предполагаемых реакций. Наиболее активные участники вечера получают отметки, которые выставляются в журнал.