Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия по химии»
Внеклассное мероприятие для 8-9 классов по химии
Бум-шоу «Химический фейерверк».
Цели мероприятия:
повышение познавательного интереса к науке химии;
обобщение всех полученных знаний по общей и неорганической химии;
создание ситуации успеха для учащихся;
вызвать положительные эмоциональные переживания в ходе мероприятия.
ВЕДУЩИЙ. Химия – серьезная наука, но химики – веселый народ, и иногда они любят пошутить. Сегодня вы убедитесь в этом сами. Итак, наше первое знакомство начинается.
Выходят химики наш девиз: химичить всегда, химичить везде, химичить на суше, химичить в воде.
Оборудование: :компьютер, экран, мультимедиа проектор, таблица Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;
Демонстрационный опыт: «Марсианский пейзаж». (На плакате, заранее фенолфталеином написать «химия – волшебная страна», а затем при показе опыта бесцветную надпись протереть тампоном, смоченным щелочью.Надпись окрасится в малиновый цвет.)
1-химик: Почему же химия – волшебная страна? Да потому что химия, – как ни одна другая наука – способна творить чудеса.
2-химик: Химия – позволяет человеку добывать металлы из руд и минералов, извлекать из природного сырья - вещества одно чудесней и удивительней другого, она рождает сотни тысяч веществ, даже не встречающихся в природе, со свойствами полезными и важными.
3-химик: Она превращает нефть в каучук, бензин; газ – в ткань; уголь – в духи, красители и лекарственные вещества.
4-химик: Перечень добрых дел, которые творит химия, поистине неисчерпаем. Химия нас кормит и одевает, обувает. Каждый человек (сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички и газ, приготавливая пищу).
1-химик: Сегодня – мы хотим пригласить вас на химический фейерверк и показать лишь небольшую часть химических опытов, которые возможно покажутся вам чудесными. Но мы – люди – и мы сами творим эти чудеса.
2-химик:Я недавно прочел книгу о том, что раньше жили люди, которые пытались все металлы превратить в золото. Я тоже хочу попробовать из железа получить золото.« Чтобы получить золото, я буду пользоваться волшебной заговоренной жидкостью. Опускаем железный гвоздь в волшебную жидкость и читаем заклинание: « Ахалай, бахалай, махалай золотой гвоздь мне давай».(Гвоздь на ниточке опускается в раствор сульфата меди и немного взбалтывается).
1 химик(Достает гвоздь из раствора и показывает зрителям): «Смотрите, смотрите, получилось! Золото! Настоящее золото! Ура! Мы теперь богаты!
Ведущий: поверьте, не всё то золото, что блестит.
1химик: то есть- это не золото?
Ведущий: нет!
1 и 2 химики, обращаются к зрителям: что же это?(обсуждение опыта)
1 химик: а я недавно нашел рецепт получения «философского камня», хотите, прочту (разворачивает манускрипт и читает):
Чтобы сделать эликсир мудрецов называемый «философским камнем», возьми сын мой, свинец и накаливай его, пока он не превратится в «зеленого льва». После этого накаливай сильнее, и он превратится в «красного льва». Кипяти его на песчаной бане в кислом виноградном спирте, выпари продукт и получишь камедистое вещество, которое можно резать ножом. Положи его в замазанную глиной реторту и медленно дистиллируй. «Кимварийские тени» покроют реторту своим «покрывалом», и ты найдешь внутри ее «истинного дракона», потому что он пожирает свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, очисти заботливо, и ты увидишь появление жгучей жидкости и человеческой крови».
2-химик: А знаете, я и сам могу получить этот удивительный эликсир.
Демонстрационный опыт: «Хамелеон». (В стакан налить раствор хромата калия, подкислив несколькими каплями серной кислоты.Помешивая раствор стеклянной палочкой, прилить раствор пероксида водорода: появляется синяя окраска, которая вскоре становится зеленой.)
1-химик: Тоже мне чудо – эликсир, вот посмотри, я моментально могу получить вино или молоко из воды.
Демонстрационный опыт: «Получение сока и молока». ( Получение сока – взаимодействие фенолфталеина и щелочи; получение молока – взаимодействие серной кислоты и хлорида бария.
2 химик: а ямогу сделать дым без огня Демонстрационный опыт: «Дым без огня». (Взаимодействие концентрированной соляной кислоты и аммиака.)
Морское дно".
Итак, для проведения этого опыта вам необходим химический стакан примерно на 200мл. Красивей всего этот опыт получается в более высоких стаканах. Налейте в стакан около 100мл водного раствора метасиликата натрия (канцелярский, или силикатный клей) и добавьте около 60-70мл воды. Перемешайте. Теперь внесите в раствор кристаллики хлоридов различных металлов, и сразу каждый из них пускает "отросточек": вверх начинает двигаться пузырёк, оставляя за собой след, похожий на водоросль. Цвет водоросли зависит от того, хлорид какого металла вы погрузили в раствор.
Вот некоторые цвета:
CoCl2*6H2O - сначала розовые, потом синие;
NiCl2*6H2O - зелёные;
FeCl3*6H2O - буро-коричневые;
MnCl2*4H2O - телесного цвета;
FeSO4*7H2O - чёрно-зелёного;
Появление цветных водорослей объясняется тем, что растворение кристалликов в воде сопровождается реакцией двойного обмена соли и силиката и появлением на кристаллике осадка силиката в виде плёнки. Принцип появления водорослей очень интересен: осадок имеет свойство пропускать воду только к кристаллику. После этого растворение кристаллика происходит в своеобразном мешочке с полупроникающими стенками. Стенки этого мешочка под давлением жидкости разрываются и создаётся новая плёнка-осадок. Кристаллик будто превращается в кустик.
Уравнения реакций:
CoCl2+Na2SiO3=CoSiO3+ 2NaCl
NiCl2+Na2SiO3=NiSiO3+ 2NaCl
Ведущий:вот смотрю я на вас и думаю: если бы мы жили в алхимический период, то мы были бы великими волшебниками, и смогли бы при помощи этих опытов дурачить людей.
1. Химия – супер-супер- суперсовременная наука! В древности о ней знали очень мало. Бедные люди! Не представляю, как можно было жить без химии?
2. Ни тебе капроновых колготок, ни жвачек, ни пластмассовых авторучек…
3. Да, представляете – жили наши предки без пластиковых окон, да и вообще без стекол – слюдяные окошки делали, мутные –премутные. Без цемента, без шифера и кирпичей строили дома, из одних бревен и досок! О, ужас!
4. Это что же, и бензина тогда не было, и резины? А как же машины ездили?
5. Ну ты тупая! Какие машины? На лошадях тогда ездили, овсом их кормили, а не бензином! Зато с экологией тогда было все в порядке! Помнишь, как у Пушкина: не велеть ли в санки кобылку бурую запрячь? Жили люди, не тужили…
1 химик: но мы то живём в 21 веке и не собираемся никого дурачить.Тем более, что сейчас все знают химию.
2 химик: а давай проверим
Конкурс болельщиков
Сапоги мои того, пропускают ... (Н2О)
Отличаются ли молекулы воды, водяного пара, льда? (Нет)
Реакция, при которой из нескольких веществ образуется одно. (Соединения)
Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород, называются… (Оксиды)
Формула углекислого газа. (СО2)
Каким химическим элементом образован графит? (Углеродом)
Жидкий металл. (Ртуть)
В огне не горит и в воде не тонет. (Лед)
Первый элемент Периодической системы Д.И.Менделеева. (Водород)
Наука о веществах и их свойствах. (Химия)
Как называется газ, являющийся аллотропным видоизменением кислорода, который образуется в небольшом количестве после грозы? (Озон)
Формула серной кислоты. (Н2SО4)
Опасна ли ртуть в градуснике, если он разобьется? (Да)
Как называются растворимые основания? (Щелочи)
Формула воды. (Н2О)
Какой легкий металл используется в самолетостроении? (Алюминий)
Подведение итогов
1. Химия – супер-супер- суперсовременная наука! В древности о ней знали очень мало. Бедные люди! Не представляю, как можно было жить без химии?
2. Ни тебе капроновых колготок, ни жвачек, ни пластмассовых авторучек…
3. Да, представляете – жили наши предки без пластиковых окон, да и вообще без стекол – слюдяные окошки делали, мутные –премутные. Без цемента, без шифера и кирпичей строили дома, из одних бревен и досок! О, ужас!
4. Это что же, и бензина тогда не было, и резины? А как же машины ездили?
5. Ну ты тупая! Какие машины? На лошадях тогда ездили, овсом их кормили, а не бензином! Зато с экологией тогда было все в порядке! Помнишь, как у Пушкина: не велеть ли в санки кобылку бурую запрячь? Жили люди, не тужили…
6. А что, при Пушкине химии вообще не было? И в школе ее не учили, наверное? Вот здорово!
7. Ну что ты такое говоришь? Химия при Пушкине расцветала вовсю, к тому времени Ломоносов уже и атомно-молекулярное учение придумал, и закон сохранения массы открыл.
8. И стекло, и порох, и многие красители к тому времени получать умели. А самое главное – чернил и бумаги полно было, а то бы Пушкину пришлось царапать угольком на бересте .
9. А почему же тогда великий поэт Александр Сергеевич не воспел в своих стихах химию? Обидно даже.
10. Да, представляю, как зазвучала бы сказочка с химическим уклоном! « У лукоморья стоит растение, в коре которого много дубильных веществ, а в листьях – пигмента хлорофилла. На этом растении мы видим кованое металлическое изделие желтого цвета. Оно не окисляется ни при каких условиях, лишь растворяется в царской водке. И металл этот стоит на предпоследнем месте в электрохимическом ряду напряжений…»