Каждый учитель стремится к тому, чтобы его ученики получили прочные знания по предмету. Умение учителя вызвать интерес к предмету - одно из условий успешного обучения. Для учителей-химиков эта проблема особенно актуальна, ибо не секрет, что в рейтинге предметов химия занимает отнюдь не первые места. Зрелищные опыты и занимательные викторины будут весьма кстати, ведь введение в учебный процесс нестандартных элементов оживляет и эмоционально окрашивает деятельность не только учащихся,но и учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Путешествие в королевство Химии. »
Целью данной разработки является, конечно же, поддержание у учащихся интереса к предмету. Подобные химические мероприятия дают возможность каждому ученику проявить интеллектуальные способности, развить смысловую догадку, обогатить словарный запас, продемонстрировать приобретённые или общеучебные умения и навыки. В качестве ведущих и их помощников в проведении практической части мероприятия можно привлечь старшеклассников, которым тоже интересно применить свои знания на практике.
I Огонь…Что это такое?
Это не только источник тепла и света. Огонь давний друг человека, с его помощью совершалось много полезных дел.
Ещё с древних времён люди научились добывать его от искры или от лесных пожаров, вызванных ударами молний.
Огонь согревал людей в холодную погоду, готовил пищу, помогал на охоте.
Большой созидательной и разрушительной силе огня приписывали сверхъестественные свойства. Люди боялись огня, обожествляя его.
У разных народов существует масса легенд, связанных с огнём. Один из древнегреческих мифов рассказывает о том, как титан Прометей, поссорившись с братом Зевсом(который лишил людей огня),украл из кузницы Гефеста несколько угольков и передал их людям.
Месть Зевса была страшна. Гефест должен был приковать своего друга Прометея к огромной скале на Кавказе по рукам и ногам, а грудь пронзить огромным остриём.
Каждое утро прилетал к скале огромный орёл, присланный Зевсом, и выклёвывал печень героя, причиняя невыносимые муки. За ночь печень вырастала. А утром кровавая трапеза повторялась. Наконец, Геракл освободил Прометея…
Так что же такое огонь? Какой он?
Он всегда бывает разным
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре…
Да, огонь бывает разным-
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой
Очень добрый, очень злой
1)Опыт”Цветные огни”
Откуда берётся огонь?
Иногда - ниоткуда:
3)Опыт”Сгорание парафина”
2)Опыт”Самовозгорание костра”
Или от волшебной палочки:
Зажигание спиртовки стеклянной палочкой
3)Опыт”Сгорание парафина”
Иногда сгорают вещества, которые не должны гореть:
4)Опыт”Выходки сахара”
5)Опыт”Несгораемый платок”
Как вы думаете, в каких условиях возможно горение? Под водой - возможно?
6)Опыт”Фейерверк”
Есть пословица:”Дыма без огня не бывает”Не бывает ли?
7)Опыт”Дым без огня”
8)Опыт”Облако из колбы”
II Bода…
В народных сказках и старинных легендах часто говорится о чудесных явлениях. Колдуны и волшебники исцеляют убитого воина, обрызгав его мёртвой и живой водой.
Они могут обратить воду в вино, а вино - снова в воду, которая умелых руках может стать молоком или газировкой.
1)Опыт”Кровь без раны”
2)Опыт”Вода-вино”
3)Опыт”Вода-молоко-газировка”
4)Опыт”Цветная фотография”
А в средние века жили люди, которые много времени проводили в небольших лабораториях, изучая различные вещества. Это были АЛХИМИКИ. Они пытались превращать неблагородные металлы в золото и мечтали получить философский камень, дающий бессмертие и богатство. Каждый уважающий себя монарх имел при дворе таких “специалистов”На Руси алхимия не имела особого распространения. Московскому двору немецкий алхимик Ван- Гейден предлагал свои услуги”как из свинца и олова, железа, меди и ртути серебро и золото делать и что тому делу пристойно”,но царь Михаил Фёдорович после “расспроса”эти предложения отклонил.
5)Опыт”превращение воды в золото”
III Но вернёмся к сказкам…
Хотите увидеть как рождается из кокона Змей Горыныч?
1)Опыт”Фараоновы змеи”
2)Опыт”Содовая гадюка”
3)Опыт”Селитряная змея”
4)Опыт”Чёрный удав”
IV.А теперь - снова природные явления, связанные с именем богов.
В древнегреческой мифологии хромоногий бог-кузнец Гефест был оружейником богов. В одной из легенд Древней Греции говорилось:”И ударил по своей наковальне гигантским молотом чёрный от копоти и пыли бог Гефест, и проснулись вулканы на всей Земле…”По имени Вулкана, бога огня древних римлян, названы огнедышащие горы - вулканы, внезапно просыпающиеся и уничтожающие всё живое во время страшных извержений.(Помпеи был полностью засыпан пеплом.)
Свои домашние вулканы придумали и химики:
1)Бихроматный вулкан Бёттера.
2)Вулкан Шееле.
3)Ферратный вулкан.
На этом заканчивается наше путешествие в Королевство Химии.
Вашему вниманию предлагается небольшая викторина.
1.Какой элемент не имеет постоянной прописки в периодической системе?
2.Отличаются ли молекулы воды, водяного пара, льда?
3. Какие металлы плавятся на ладони?
4. Какой неметалл является лесом?
5.Какой газ утверждают что он – это не он?
6. Название этого активного металла содержит удовлетворительную оценку.
7. В какой капусте много йода?
8. Какие металлы загораются в холодной воде?
9. Какое молоко нельзя пить?
10. Почему крапива жжётся?
11. Назовите лунный элемент.
12. Газ, используемый при резке и сварке металлов.
13. Какая кислота всегда есть в желудке здорового человека?
14. Без какого газа растение не может развиваться?
15. Галоген, используемый на водонапорныхбашнях.
16. Какой галоген входит в состав зубной эмали?
17. Какую кислоту можно найти в минералке и лимонаде?
18. Металл, из которого изготавливают нити в лампах накаливания.