Внеклассное мероприятие по химии на тему: "По дороге в мир химии". 8 касс Цели: выявить и закрепить теоретические знания и практические умения учащихся, полученные при изучении курса химии 8 класса; сформировать чувство сопричастности к общему делу, умение работать коллективно; развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию и умение высказывать свои мысли, логически рассуждать, применяя свои знания на практике. Раздаточный материал: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева; карточки с заданиями. Оборудование: спиртовка, держатель, пробирки, коническая колба, плоскодонная колба, мензурка, тигельные щипцы, химические стаканы, штатив для пробирок, фарфоровая ступка с пестиком, шпатель, воронка, спиртовка, пипетка, носовой х/б платок, кристаллизационная чаша, стеклянная палочка, халат, спички, асбестовая сетка. Реактивы: вода, спирт, H2SO4 (конц.), KMnO4, фенолфталеин, K2CrO7, ацетон, NaOH, силикатный клей, CuSO4, FeSO4, FeCl3, роданид аммония NH4SCN, бихромат аммония (NH4)2Cr2O7. Ход мероприятия Организационный момент Я рада приветствовать всех участников мероприятия. Сегодня вам предстоит показать не только свои знания и умения, полученные на уроках химии, но и применить быстроту своего мышления, внимания. Я желаю вам успехов и пусть победит сильнейший! Делимся на две команды, каждая команда выбирает себе командира, название команды и девиз. 1. Визитная карточка команды Каждая команда представляется ( название команды и девиз) 2. Разминка 1 команда 1. Назовите оксид, который одновременно может находиться в трех агрегатных состояниях (вода) 2. Наука о веществах, их свойствах и превращениях (химия) 3. Кислота, содержащая в своем составе атом серы в степени окисления +6 (серная) 4. Название солей угольной кислоты (карбонаты) 5. Сложные вещества, состоящие из ионов металла и одной или несколько гидроксогрупп (основания) 6. Вещества, состоящие из атомов одного химического элемента (простые вещества) 7. Элементы, атомы которых имеют на внешнем энергетическом уровне от одного до трех электронов (металлы) 2 команда 1. Газ, "сухой лед", диоксид углерода, оксид углерода (IV). Предложите другое название (углекислый газ) 2. Определенный вид атома (химический элемент) 3. Кислота, содержащая в своем составе атом азота в степени окисления +5 (азотная) 4. Название солей серной кислоты (сульфаты) 5. Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков (кислоты) 6. Вещества, состоящие из атомов разных химических элементов (сложные) 7. Химическая связь между ионами металлов и неметаллов (ионная) Опыт «Несгораемый платок» У меня в руках платок, который не сгорает в пламени! (Смочить платок в воде, затем в спирте или ацетоне, поджечь, спирт или ацетон сгорает, платок остается невредимым.) 3.Конкурс знатоков химического оборудования. Настоящим химиком можно считать только того, кто хорошо знает химическое оборудование и может успешно им пользоваться. Кого же из вас можно считать успешным химиком? Командам предлагается назвать предложенную химическую посуду и лабораторное оборудование, а также рассказать об их предназначении. Посуда по очереди демонстрируется командам. Если команда не отвечает на вопрос, право ответа переходит к команде соперников. Если не отвечает ни одна из команд, то право ответа передают зрителям. Ответивший получает эмблему Химического умника. Примерный набор посуды и оборудования: Пробирка, плоскодонная колба, пробиркодержатель, тигельные щипцы, штатив для пробирок, коническая колба, мензурка, фарфоровая ступка с пестиком, шпатель, воронка, спиртовка, химический стакан, пипетка. Опыт «Волшебное письмо» Заранее на листе ватмана пишется раствором фенолфталеина «Любите химию» и просушивается. Надпись проявляется раствором гидроксида натрия из распрыскивателя. 4.Конкурс капитанов Составьте как можно больше слов из химического слова «Хромотография» Опыт «Самовозгорание спиртовки» Я могу зажечь спиртовку без спичек! (Приготовить смесь: к 0,5 мл концентрированной серной кислоты добавить немного порошка перманганата калия, стеклянной палочкой перемешать и прикоснуться ею к фитилю спиртовки. Происходит самовозгорание спирта.) 5.Тёмная лошадка «Тёмная лошадка» - зашифрованный химический элемент. Командам задаются вопросы об этом элементе, на основе которых они должны его отгадать. Ответ после первой подсказки: 5 баллов; после второй- «4» и т.д. 1 команда. 1. В организме человека его содержится 3 г, из них примерно 2 г в крови. 2. По распространённости в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию. 3. Первоначально единственным его источником были упавшие на землю метеориты, содержащие его в чистом виде. 4. Первобытный человек стал использовать орудия труда из него за несколько тысячелетий до н.э. 5. В честь него назван век.( Железо). 2 команда. 1. Этот металл известен человеку с глубокой древности. 2. Его содержание в водах Мирового океана составляет примерно 8 млрд тонн. 3. Самый большой самородок этого металла весил 112 кг. 4. Из этого металла делают украшения, монеты. 5. Этот металл – символ Солнца.( Золото). Опыт « Химические водоросли или коллоидный сад» Для опыта понадобится: стеклянная банка, вода, силикатный клей, медный купорос, железный купорос, пипетка с грушей, лопатка или ложечка, пластиковый стакан. 1. В стеклянный сосуд наливаем силикатный клей, добавляем воду в пропорции 1:1 или 1:2 и перемешиваем. 2. В пластиковом стаканчике делаем раствор медного купороса с водой. 3. В пипетку с грушей набираем раствор медного купороса и, опуская трубочку на дно сосуда, выпускаем порциями раствор медного купороса. 4. Насыпаем по щепотке медного и железного купороса в банку. Итог: через некоторое время после внесения нескольких щепоток медного и железного купороса в раствор силикатного клея с водой, начнет расти "коллоидный сад", который напоминает водоросли. Цвет этих "химических водорослей" зависит от соли металла, который погрузили. Соли меди - светло-голубой цвета, соли железа - темно-зеленый. 6. Конкурс агент 007 Команда должна расшифровать послание агента 007 с помощью ПСХЭ Д.И.Менделеева. Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов. Учащиеся должны найти элементы с указанными номерами в таблице и записать в пустые клетки под цифрами первые буквы их названий 1 команда: 224 449 112 449 663 116 119 449 663 888 663 118 119 552 449 774 111 118 чЧ ы 2 команда: 774 119 116 884 888 776 55 776 774 118 552 111 663 33 779 уу ьь ьь Яя ! Ответ: Химические реактивы на вкус пробовать нельзя! Опыт «Кровь без раны» В одну фарфоровую чашку наливают раствор хлорида железа (Ш), в другую – раствор роданида аммония. Приглашенному зрителю смазывают руку ватой со «спиртом» (раствором роданида аммония), нож – ватой с «иодом» (раствором хлорида железа (Ш), проводят тыльной стороной ножа по руке. Появляется «кровавый» след. После того как «кровь» смыли, на руке нет раны. 7. Подведение итогов Жюри подводит итоги НЕШУТОЧНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ При работе с веществами Не берите их руками И не пробуйте на вкус. Реактивы – не арбуз: Слезет кожа с языка, И отвалится рука. Задавай себе вопрос, Но не суй в пробирку нос. Будешь кашлять и чихать, Слезы градом проливать. Помаши рукой ты к носу – Вот ответ на все вопросы. С веществами неизвестными Не проводи смешивания неуместные: Незнакомые растворы ты друг с другом не сливай, Не сливай в одну посуду, не мешай, не поджигай. Если ты работаешь с твердым веществом, Не бери его лопатой и не вздумай брать ковшом. Ты возьми его немножко – одну восьмую чайной ложки. При работе с жидкостью каждый должен знать: Мерить надо в каплях – ведром не наливать. Если на руку тебе кислота попала Руку быстро ты водой промой из крана. И, чтоб осложнений себе не доставить, Не забудь учителя в известность поставить. Чистота – друг человека. Не забывай - никогда. И пользуйся чистой посудой На практических работах всегда! Жюри объявляет результаты Клятва химика : Я. Юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать Помнить химические свойства любого вещества на свете Знать все 110 элементов периодической системы наизусть Порошкообразные вещества не просыпать Жидкие не проливать Газообразные не выпускать наружу Не тратить зря спирт в спиртовке Жить, учиться и химичить, как завещал великий Менделеев А если я нарушу свою клятву, то пусть меня покарает суровая рука химии. Клянусь,клянусь,клянусь! (Каждому из учеников выдается диплом с клятвой.) Опыт «Вулкан» На асбестовую сетку насыпают горкой бихромат аммония. При проведении опыта спичкой или стеклянной палочкой нагревают вещество до начала реакции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«По дороге в мир химии.»
Внеклассное мероприятие по химии на тему: "По дороге в мир химии".
8 касс
Цели: выявить и закрепить теоретические знания и практические умения учащихся, полученные при изучении курса химии 8 класса; сформировать чувство сопричастности к общему делу, умение работать коллективно; развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию и умение высказывать свои мысли, логически рассуждать, применяя свои знания на практике.
Раздаточный материал:периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева; карточки с заданиями.
Я рада приветствовать всех участников мероприятия. Сегодня вам предстоит показать не только свои знания и умения, полученные на уроках химии, но и применить быстроту своего мышления, внимания. Я желаю вам успехов и пусть победит сильнейший! Делимся на две команды, каждая команда выбирает себе командира, название команды и девиз.
Визитная карточка команды
Каждая команда представляется ( название команды и девиз)
2. Разминка
1 команда
Назовите оксид, который одновременно может находиться в трех агрегатных состояниях (вода)
Наука о веществах, их свойствах и превращениях (химия)
Кислота, содержащая в своем составе атом серы в степени окисления +6 (серная)
Название солей угольной кислоты (карбонаты)
Сложные вещества, состоящие из ионов металла и одной или несколько гидроксогрупп (основания)
Вещества, состоящие из атомов одного химического элемента (простые вещества)
Элементы, атомы которых имеют на внешнем энергетическом уровне от одного до трех электронов (металлы)
2 команда
Газ, "сухой лед", диоксид углерода, оксид углерода (IV). Предложите другое название (углекислый газ)
Определенный вид атома (химический элемент)
Кислота, содержащая в своем составе атом азота в степени окисления +5 (азотная)
Название солей серной кислоты (сульфаты)
Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков (кислоты)
Вещества, состоящие из атомов разных химических элементов (сложные)
Химическая связь между ионами металлов и неметаллов (ионная)
Опыт «Несгораемый платок»
У меня в руках платок, который не сгорает в пламени!
(Смочить платок в воде, затем в спирте или ацетоне, поджечь, спирт или ацетон сгорает, платок остается невредимым.)
3.Конкурс знатоков химического оборудования.
Настоящим химиком можно считать только того, кто хорошо знает химическое оборудование и может успешно им пользоваться. Кого же из вас можно считать успешным химиком?
Командам предлагается назвать предложенную химическую посуду и лабораторное оборудование, а также рассказать об их предназначении. Посуда по очереди демонстрируется командам. Если команда не отвечает на вопрос, право ответа переходит к команде соперников. Если не отвечает ни одна из команд, то право ответа передают зрителям. Ответивший получает эмблему Химического умника.
Заранее на листе ватмана пишется раствором фенолфталеина «Любите химию» и просушивается. Надпись проявляется раствором гидроксида натрия из распрыскивателя.
4.Конкурс капитанов
Составьте как можно больше слов из химического слова «Хромотография»
Опыт «Самовозгорание спиртовки»
Я могу зажечь спиртовку без спичек!
(Приготовить смесь: к 0,5 мл концентрированной серной кислоты добавить немного порошка перманганата калия, стеклянной палочкой перемешать и прикоснуться ею к фитилю спиртовки. Происходит самовозгорание спирта.)
5.Тёмная лошадка
«Тёмная лошадка» - зашифрованный химический элемент. Командам задаются вопросы об этом элементе, на основе которых они должны его отгадать. Ответ после первой подсказки: 5 баллов; после второй- «4» и т.д.
1 команда.
1. В организме человека его содержится 3 г, из них примерно 2 г в крови.
2. По распространённости в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.
3. Первоначально единственным его источником были упавшие на землю метеориты, содержащие его в чистом виде.
4. Первобытный человек стал использовать орудия труда из него за несколько тысячелетий до н.э.
5. В честь него назван век.( Железо).
2 команда.
1. Этот металл известен человеку с глубокой древности.
2. Его содержание в водах Мирового океана составляет примерно 8 млрд тонн.
3. Самый большой самородок этого металла весил 112 кг.
4. Из этого металла делают украшения, монеты.
5. Этот металл – символ Солнца.( Золото).
Опыт « Химические водоросли или коллоидный сад»
Для опыта понадобится: стеклянная банка, вода, силикатный клей, медный купорос, железный купорос, пипетка с грушей, лопатка или ложечка, пластиковый стакан. 1. В стеклянный сосуд наливаем силикатный клей, добавляем воду в пропорции 1:1 или 1:2 и перемешиваем. 2. В пластиковом стаканчике делаем раствор медного купороса с водой. 3. В пипетку с грушей набираем раствор медного купороса и, опуская трубочку на дно сосуда, выпускаем порциями раствор медного купороса. 4. Насыпаем по щепотке медного и железного купороса в банку. Итог: через некоторое время после внесения нескольких щепоток медного и железного купороса в раствор силикатного клея с водой, начнет расти "коллоидный сад", который напоминает водоросли. Цвет этих "химических водорослей" зависит от соли металла, который погрузили. Соли меди - светло-голубой цвета, соли железа - темно-зеленый.
6. Конкурс агент 007
Команда должна расшифровать послание агента 007 с помощью ПСХЭ Д.И.Менделеева. Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов. Учащиеся должны найти элементы с указанными номерами в таблице и записать в пустые клетки под цифрами первые буквы их названий
1 команда:
224
449
112
449
663
116
119
449
663
888
663
118
119
552
449
774
111
118
чЧ
ы
2 команда:
774
119
116
884
888
776
55
776
774
118
552
111
663
33
779
уу
ьь
ьь
Яя
!!
Ответ: Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!
Опыт «Кровь без раны»
В одну фарфоровую чашку наливают раствор хлорида железа (Ш), в другую – раствор роданида аммония. Приглашенному зрителю смазывают руку ватой со «спиртом» (раствором роданида аммония), нож – ватой с «иодом» (раствором хлорида железа (Ш), проводят тыльной стороной ножа по руке. Появляется «кровавый» след. После того как «кровь» смыли, на руке нет раны.
7. Подведение итогов
Жюри подводит итоги
НЕШУТОЧНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
При работе с веществами Не берите их руками И не пробуйте на вкус. Реактивы – не арбуз: Слезет кожа с языка, И отвалится рука.
Задавай себе вопрос, Но не суй в пробирку нос. Будешь кашлять и чихать, Слезы градом проливать. Помаши рукой ты к носу – Вот ответ на все вопросы.
С веществами неизвестными Не проводи смешивания неуместные: Незнакомые растворы ты друг с другом не сливай, Не сливай в одну посуду, не мешай, не поджигай.
Если ты работаешь с твердым веществом, Не бери его лопатой и не вздумай брать ковшом. Ты возьми его немножко – одну восьмую чайной ложки.
При работе с жидкостью каждый должен знать: Мерить надо в каплях – ведром не наливать.
Если на руку тебе кислота попала Руку быстро ты водой промой из крана. И, чтоб осложнений себе не доставить, Не забудь учителя в известность поставить.
Чистота – друг человека. Не забывай - никогда. И пользуйся чистой посудой На практических работах всегда!
Жюри объявляет результаты
Клятва химика :
Я. Юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:
Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать
Помнить химические свойства любого вещества на свете
Знать все 110 элементов периодической системы наизусть
Порошкообразные вещества не просыпать
Жидкие не проливать
Газообразные не выпускать наружу
Не тратить зря спирт в спиртовке
Жить, учиться и химичить, как завещал великий Менделеев
А если я нарушу свою клятву, то пусть меня покарает суровая рука химии.
Клянусь,клянусь,клянусь!!!
(Каждому из учеников выдается диплом с клятвой.)
Опыт «Вулкан»
На асбестовую сетку насыпают горкой бихромат аммония. При проведении опыта спичкой или стеклянной палочкой нагревают вещество до начала реакции.