Цель: обобщить и углубить знания учащихся о составе, физических и химических свойствах, применении и получении кислот; формировать умения учащихся работать в группах; развивать умения применять свои знания в нестандартных ситуациях.
Внеклассное мероприятие проводится для учащихся 8 класса по окончании изучения темы: «Кислоты». В мероприятии принимают участие шесть команд. Оценивается правильность и быстрота применения знаний.
Оборудование: вытесняющий ряд металлов, мел, порошок CuO, растворы: HCL, AgNO3, H2SO4,метилоранж, лакмус, Ca(OH)2,гранулы Zn, штатив для пробирок, спиртовка, пробирки, таблица с формулами органических кислот, сравнительный ряд силы кислот.
Ход урока:
I Вступительная часть
1.Ознакомление с меню.
Учитель: Сегодня мы с вами окунемся в уже знакомый вам мир кислот в немного обычной обстановке. Мы посетим химическое кафе, где подаются блюда для усвоений знаний о кислотах. Это кафе необычно еще и тем, что за блюда платят посетителям, а не наоборот. Итак, ознакомьтесь с меню нашего кафе.
Меню (вывешено на доске)
Дегустация
Первое блюдо. Понятийный тест.
Химическое печенье
Английская закуска
Бутерброды
Винегрет
Коктейль
Десерт: «Фантазия»
Торт: «Сюрприз»
Фирменное блюдо
II Основная часть
1.Дегустация
Учитель: Сейчас мы с вами вспомним правила техники безопасности при обращении с кислотами для того, чтобы свободно и правильно вести себя в кафе.
Учащимся демонстрируются опыты, которые ярко доказывают необходимость выполнения правил техники безопасности при работе с кислотами.
Опыт № 1. Действие концентрированной серной кислоты на капроновую ткань.
Опыт №2. Действие концентрированной азотной кислоты на бумагу, кожу, шерсть.
Учитель: Существуют кислоты, которые, вопреки правилам техники безопасности, можно пробовать на вкус. Вам предлагается попробовать их с помощью таблицы, ознакомиться с их формулами. Приятного аппетита!
Ученики «угощаются» яблоками, лимонами и витамином «С».
2.Первое блюдо. Понятийный тест.
Учитель: А сейчас вашему вниманию предлагается первое блюдо – тест с продолжением.
Ученики должны закончить предложения.
Тест
1.Кислотами называются сложные вещества, которые содержат …
2. По содержанию атомов кислорода кислоты делятся на …
5. Кислота, которая соответствует оксиду углерода (4) …
6. По основности кислоты делятся на …
7. Реакцией обмена называется реакция …
8. При взаимодействии оксида фосфора (v) с горячей водой образуется …
9. Лакмус в кислой среде …
10. Основность азотной кислоты - …
11. В кислой среде метилоранж окрашивается в …
3. Химическое печенье.
Учащимся предлагается записать в пустые клетки таблицы формулы соответствующих солей.
Таблица 1
Формула кислоты
K
Ca
Al
HCl
H2SO4
H3PO4
Таблица 2
Формула кислоты
K
Zn
Al
H2SO4
H2S
H2CO3
Таблица 3
Формула кислоты
Na
Mg
Fe (III)
H2SO4
H2S
H2CO3
Таблица 4
Формула кислоты
K
Cr (II)
Al
H2SO4
HF
H3PO4
Таблица 5
Формула кислоты
Ag(I)
Cu(II)
Fe(III)
H2SO3
H2I
HNO3
Таблица 6
Формула кислоты
Li
Ba
Cr(III)
H3PO4
HBr
H2CO3
Таблица 7
Формула кислоты
K
Ca
Al
H2SO4
HCl
H3PO4
Таблица 8
Формула кислоты
Cs
Zn
Al
HPO3
H2S
H3BO3
Таблица 9
Формула кислоты
Na
Mg
Fe (III)
H3AsO4
H2SiO3
HNO3
Таблица 10
Формула кислоты
K
Cr (II)
Al
H3PO4
HF
H2SO4
Таблица 11
Формула кислоты
Ag(I)
Cu (II)
Fe (III)
H2SO3
HI
H3AsO4
Таблица 12
Формула кислоты
Li
Ba
Cr (III)
H3PO4
HBr
H2CO3
4. Английская закуска
Учащимся дается задание: без словаря определить содержание текста и расшифровать указанные снизу слова.
Сложные вещества
Acid may be solids (citric acid), liquids (sulphuric acid) or gases (hydrogen chloride). We usually meet this last substance dissolved in water and it is then called hydrochloric acid.
All acids have the following properties
They have a sour taste
They turn litmus red
They contain hydrogen, part or all of which can be replaced by a metal.
Acid - …
Sulphuric acid - …
Hydrochloric acid - …
Sour taste - …
Litmus - …
5. Бутерброды
Пользуясь вытесняющим рядом металлов и опорной схемой «Химические свойства кислот», составленной совместными усилиями всего класса и написанной на доске, учащиеся должны написать уравнения возможных реакций данной кислоты.
№1. H2SO4
+Zn. + NaOH, + HCl ,+MgO, +Hg
№2. HCl
+Fe2O3,+K2SO3, +Cu, +P2O5, +Mg(OH)2, +AgNO3
№3. H3PO4
+S, +Mg, +KOH, +HBr, + CaO, +CO2
№4. H2SO4
+СaCO3, +Na2O, +Fe(OH)3, +BaO, +Mg,+SiO2
№5. HCl
+HNO3,+CuO, + Fe(OH)3, + Na2CO3,+Al, +P
№6. H3PO4
+NaOH, +Ba, +P2O3, +K2O, +NaCl, +N2
Опорная схема
«Химические свойства кислот»
Кислота
+ металл
+ кислота
+кислотный оксид
+ основание
+ соль
+ основной оксид
6. Винегрет
Учащимся предлагается химический диктант с целью проверить, не образовался ли у них в головах «винегрет» из формул кислот.
HCl
H2SO4
H3PO4
H2S
H2CO3
HPO4
HBr
H2SO3
HI
HF
H2SiO3
7. Коктейль.
Для каждой команды готовиться специальный коктейль. Учащиеся должны отгадать из каких веществ он приготовлен.