Просмотр содержимого документа
«Формирование практических умений в процессе изучения химии»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №146 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Формирование практических умений
в процессе изучения химии
Онищенко Людмила Пантелеевна,
учитель химии
2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2.1. Методы обучения и организация практической
деятельности учащихся на уроках химии
2.2 Формирование практических умений
и навыков у учащихся на уроках химии
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества задачи, стоящие перед системой образования, значительно расширяются. Химия как одна из естественнонаучных дисциплин призвана познакомить учащихся со свойствами важнейших веществ, окружающих нас, сформировать понимание сущности химических превращений и их влияние на развитие природы, жизни и здоровья человека. Качество знаний учащихся по химии зависит от использования современных педагогических технологий в обучении и организации практической деятельности учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса химии, умения применять их на разных уровнях с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, на разных этапах учебно-воспитательного процесса.
При преподавании химии необходимо решать проблему: как при небольшом количестве уроков дать хорошие знания учащимся, а главное, сформировать у них необходимые умения и навыки, в том числе научить решать расчетные задачи. При этом существует еще одна проблема: как, уделяя на уроках внимание слабоуспевающим ученикам, не затормозить развитие сильных? Чтобы частично решить эти проблемы, используется самостоятельная работа учащихся на уроках, а также экспериментальная проверка знаний и умений учащихся (выполнение учащимися опыта у демонстрационного стола), применяются и новые технологии.
Выполнение учащимися самостоятельных и практических работ с экспериментальным решением задач, способствуют более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самообразования, помогают развитию познавательной деятельности школьников, их самостоятельности и интереса к изучению химии, повышают прочность и глубину знаний, ликвидируют дефицит общения (групповые и парные формы работы), помогают применять полученные знания в жизни.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1.Методы обучения и организация практической деятельности учащихся на уроках химии
Организация практической деятельности учащихся на уроке - очень ответственная и сложная работа для каждого учителя. Учитель должен научить учащегося самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение, и главное, научить применять полученные знания в практической деятельности. Глубокое усвоение законов природы и применение их в практике, усвоение знаний, приобретение трудовых умений и навыков могут быть достигнуты в полной мере только практически, т. е. когда в основе обучения лежит практическая (учебная или общественно полезная) деятельность учащихся, организуемая и направляемая учителем. Этим вызывается необходимость применения практических методов обучения. Среди практических методов преподавания химии наибольшее значение имеет учебный эксперимент, который является одновременно и способом добывания знаний и видом практики, подтверждающей их истинность. При выполнении опытов учащиеся не только быстрее усваивают знания о свойствах веществ и химических процессах, но и учатся поддерживать знания химическими опытами, а также приобретают умения работать самостоятельно. Учащийся, проводящий опыты и наблюдающий химические превращения в различных условиях, убеждается, что сложными химическими процессами можно управлять, что в явлениях нет ничего таинственного, они подчиняются естественным законам, познание которых обеспечивает возможность широкого использования химических превращений в практической деятельности человека. Эксперимент - важнейший путь осуществления связи теории с практикой при обучении химии, превращения знаний в убеждения . Экспериментальный метод как общий естественнонаучный метод решения исследовательских задач не может быть усвоен без понимания значения человеческой деятельности лежащей в его основе. Экспериментальная деятельность имеет свою собственную структуру, которая может быть как целью, так и содержанием учебного процесса. Формирование обобщенной экспериментальной деятельности позволит определить, какие предметные, методологические и философские знания при этом необходимы, раскроет учащимся один из способов решения естественнонаучных задач . Выделяют следующие типы школьного химического эксперимента: демонстрационный опыт, лабораторный опыт, лабораторная работа, практическая работа, лабораторный практикум и домашний эксперимент. По характеру воздействия на мышление учащихся, методики организации школьный химический эксперимент может осуществляться в исследовательской и иллюстративной форме. Иллюстративный метод называют иногда методом готовых знаний: учитель сначала сообщает то, что должно получиться в результате опыта, а затем иллюстрирует сказанное демонстрацией, или изучаемый материал подтверждается проведением лабораторного опыта. Исследовательским называют метод, в результате которого учащимся предлагается подобрать реактивы и оборудование для проведения опыта, спрогнозировать результат, выделить главное в наблюдениях и самостоятельно сделать вывод. Учитель проводит опыт как бы под руководством учащихся, выполняя предложенные экспериментальные действия, комментирует правила безопасности проведения эксперимента, задает уточняющие вопросы. На первом этапе изучения химии, иллюстративный метод проведения демонстрационных опытов оказывается более эффективным, чем исследовательский. В этом случае учащиеся испытывают меньше затруднений при последующем описании наблюдений, формулировании выводов. Однако использование иллюстративного метода не должно ограничиваться только грамотным комментарием учителя. Более прочными у учащихся будут знания, полученные в результате эвристической беседы, построенной учителем в ходе демонстрации. По мере роста готовности школьников к самостоятельному наблюдению в процессе изучения химии возможно увеличение доли исследовательского метода при проведении демонстраций. Правильный выбор формы организации эксперимента является показателем педагогического мастерства учителя . Школьный химический эксперимент можно разделить на демонстрационный, когда эксперимент показывает учитель, и ученический, выполняемый учащимися . Наиболее распространенным и сложным в преподавании является проведение демонстрационных опытов, в которых наблюдаются предметы и процессы . Демонстрационным называют эксперимент, который проводит в классе учитель, лаборант или иногда один из учащихся. Этот эксперимент учитель использует в начале курса с целью научить учащихся наблюдать за процессами, приемами работы, манипуляциями. Это вызывает у учащихся интерес к предмету, начинает формировать у них практические умения, знакомит с химической посудой, приборами, веществами и т.д. Затем демонстрационный эксперимент применяют тогда, когда он слишком сложен для самостоятельного выполнения учащимися . В школе используют демонстрационный эксперимент двух типов: а) демонстрации, когда объекты демонстраций ученик наблюдает непосредственно. В этом случае показывают вещества и проводят с ними различные химические операции, например, нагревание, сжигание, или демонстрируют опыты в сосудах большого размера - стаканах, колбах и др.; б) опосредованные демонстрации используются в тех случаях, когда происходящие процессы мало заметны или слабо воспринимаются органами чувств. В этих случаях химические процессы воспроизводятся с помощью различных приспособлений. Так, плохо видимые химические реакции проецируют на экран, используя проектор, процессы электролитической диссоциации обнаруживают при помощи пробников, плотность растворов определяют при помощи ареометров. Дидактический эффект демонстрационных опытов зависит от таких факторов, как техника проведения опыта и создание оптимальных условий наглядности того, что хочет показать и доказать учитель, т.е. достижения цели эксперимента. Требования к демонстрационному эксперименту: безопасность эксперимента; соблюдение условия определенного расстояния от объектов наблюдения до наблюдателя, условий освещения, объемов веществ, размеров и формы посуды, приборов; сочетание демонстрации опыта с комментарием учителя. Последнее требование играет главную роль в демонстрации, когда учитель посредством комментария руководит наблюдением за ходом эксперимента. Проведение эксперимента учителем может быть осуществлено как чисто иллюстративным методом, так и частично-исследовательским . Таким образом, в процессе демонстрирования осуществляется три функции учебного процесса: образовательная, воспитательная и развивающая. Демонстрационный опыт позволяет формировать у учащихся основные теоретические понятия химии, обеспечивает наглядное восприятие химических явлений и конкретных веществ, развивает логическое мышление, раскрывает практическое значение химии. С его помощью перед учащимися ставят познавательные проблемы, выдвигают гипотезы, проверяемые экспериментально. Он способствует закреплению и дальнейшему применению изучаемого материала. Ученический эксперимент - это вид самостоятельной работы. Он не только обогащает учащихся новыми знаниями, понятиями, умениями, но и доказывает истинность приобретенных ими знаний, что обеспечивает более глубокое понимание и усвоение материала. Он позволяет более полно осуществлять принцип политехнизма - связь с жизнью, с практической деятельностью . Ученический эксперимент подразделяют на два вида: 1) лабораторные опыты, проводимые учащимися в процессе приобретения новых знаний; 2) практические работы, которые учащиеся проделывают после прохождения одной - двух тем . Лабораторные опыты имеют обучающий и развивающий характер и их роль в изучении химии наиболее важна . Цель лабораторных опытов - приобретение новых знаний, изучение нового материала. В них первоначально отрабатываются способы действий, при этом учащиеся работают обычно парами. Практические занятия, как правило, проводят в конце изучения темы с целью закрепления, конкретизации знаний, формирования практических умений и совершенствования уже имеющихся умений учащихся. На практических занятиях они проводят опыты самостоятельно, пользуясь инструкцией, чаще индивидуально . Проведение практических работ позволяет учащимся применить полученные знания и умения в самостоятельной работе, сделать выводы и обобщения, а учителю - оценить уровень сформировавшихся знаний и умений учащихся. Практическая работа является своеобразным итогом, завершающим этапом при изучении тем и разделов . К практическим работам учащиеся обязательно готовятся и самостоятельно продумывают эксперимент. Во многих случаях практические работы проводятся в виде экспериментального решения задач, в старших классах - в виде практикума, когда после прохождения ряда тем практические работы проводятся на нескольких уроках. Умело использованный химический эксперимент имеет большое значение не только для достижения поставленных образовательных и воспитательных задач в преподавании химии, но и для развития познавательных интересов учащихся. Если учитель свободно владеет химическим экспериментом и применяет его для приобретения учащимися знаний и умений, то учащиеся с интересом изучают химию. При отсутствии химического эксперимента на уроках химии знания учащихся по химии могут приобрести формальный оттенок - резко падает интерес к предмету . Ученический эксперимент с точки зрения процесса учения должен проходить по следующим этапам: 1) осознание цели проведения опыта; 2) изучение предложенных веществ; 3) сборка или использование готового прибора; 4) выполнение опыта; 5) анализ результатов и выводы; 6) объяснение полученных результатов и использование химических уравнений; 7) составление отчета. Каждый учащийся должен понимать, для чего он проделывает опыт и как надо решить поставленную перед ним задачу. Он изучает вещества с помощью приборов и индикаторов, рассматривает детали прибора или весь прибор. Выполняя опыт, учащийся овладевает приемами и манипуляциями, наблюдает и замечает особенности хода процесса, отличает важные изменения от несущественных. Проделав опыт, он должен составить отчет. На практических занятиях большое внимание обращается на выработку практических умений, так как их основы закладываются с самых первых этапов изучения химии, а в последующих классах они получают развитие и совершенствуются. Экспериментальные задачи целесообразно распределять по вариантам, чтобы добиться большей самостоятельности и активности учащихся в процессе работы. При экспериментальном решении химических задач предусматривается самостоятельное применение умений учащихся проводить химические опыты для приобретения знаний или подтверждения предположений. Так обеспечивается развитие их познавательной деятельности в процессе выполнения химического эксперимента. К практическим методам относят также решение расчетных задач. При решении задач развивается кругозор, память, речь, мышление учащихся, а также формируется мировоззрение в целом; происходит сознательное усвоение и лучшее понимание химических теорий, законов и явлений. Решение задач развивает интерес учащихся к химии, активизирует их деятельность, способствует трудовому воспитанию школьников и их политехнической подготовке, имеет определенное значение. Во-первых, это практическое применение теоретического материала, приложение научных знаний на практике. Решение задач как средство контроля и самоконтроля развивает навыки самостоятельной работы; помогает определить степень усвоения знаний и умений и их использования на практике; позволяет выявлять пробелы в знаниях и умениях учащихся и разрабатывать тактику их устранения. Во-вторых, прекрасный способ осуществления межпредметных связей, а также связи химической науки с жизнью .
2.2. Формирование практических умений и навыков у учащихся на уроках химии. На формирование практических умений, а тем более на их развитие необходимо время. Изыскать его возможно, если осуществлять формирование практических умений учащихся поэтапно, распределяя эту работу по годам обучения. В течение одного года следует развивать и совершенствовать умения, необходимые для выполнения химического эксперимента определенного вида. Так, учащиеся 7 класса изначально знакомятся с назначением химической посуды, простейших приборов и оборудования, изучают правила безопасности при обращении с нагревательными приборами. При выполнении практических работ знакомлю учащихся с правилами оформления наблюдений при проведении химического эксперимента и экспериментальном решении задач, делать обобщающие выводы, распознавать вещества с помощью качественных реакций, решать качественные задачи экспериментально. Полученные знания и выработанные умения учащихся по выполнению химического эксперимента получают дальнейшее развитие в старших классах. Для запоминания способов практических действий в течение учебного года предлагаю учащимся упражнения по каждому виду химического эксперимента. Переход от одного вида химического эксперимента к другому рассматриваю как задания различной степени сложности, Для определения уровня сформированности практических умений у учащихся, к которым отнесены выполнение лабораторных опытов и практических заданий, осуществление демонстрационного эксперимента, оформление его в устной и письменной форме, можно воспользоваться таблицей (таблица 1). Практические умения высшего уровня означают действия наибольшей сложности и требуют большей самостоятельности в процессе выполнения любого вида химического эксперимента. Основное отличие умений среднего уровня от умений высшего уровня состоит в неполноте выполнения и оформления эксперимента. Практические умения низкого уровня отличаются от умений среднего уровня сложностью. Возможно допущение отдельных существенных ошибок в ходе эксперимента и его оформлении. Отсутствие практических умений – нулевой уровень - проявляется в несамостоятельности действий, наличии существенных практических и логических ошибок. При этом без посторонней помощи цель эксперимента не достигается . Химический эксперимент должен быть средством приобретения знаний, а не только иллюстрацией к теоретическим положениям. Иногда могут не удаваться самые простые опыты, когда не соблюдается необходимая концентрация реагирующих веществ в растворах или не учитываются условия проведения химических реакций. Вот почему следует до тонкости изучить простые пробирочные опыты, чтобы руководить в классе проведением ученического эксперимента, оказывать помощь учащимся . Содержание заданий химического эксперимента подбираю таким образом, что позволило бы использовать иллюстративный и частично-исследовательский методы. Так, выполнение лабораторного опыта в 8 классе «Действие кислот на индикаторы» развивает представления учащихся о свойствах конкретных веществ - кислот, позволяет закрепить знания о признаках химических реакций, умение обращаться с химическими веществами. Для формирования экспериментальных навыков использую такие приемы: формулирую цели и задачи лабораторной работы; разъясняю порядок выполнения операций; предупреждаю о возможных ошибках и их последствиях; наблюдаю и контролирую выполнение работы; подвожу итоги. Например, при изучении теории электролитической диссоциации провожу лабораторную работу по исследованию свойств сильных и слабых электролитов на примере диссоциации соляной и уксусной кислот. Уксусная кислота обладает резким неприятным запахом, поэтому эксперимент рационально проводить капельным методом. В случае отсутствия специальной посуды в качестве реакторов можно использовать лунки, вырезанные из пластинок для таблеток. По инструкции учащиеся помещают в две лунки соответственно по одной капле растворов концентрированной соляной кислоты и столового уксуса в каждую. Фиксируется наличие запаха из обеих лунок. Затем в каждую приливается по три-четыре капли воды. Фиксируется наличие запаха у разбавленного раствора уксусной кислоты и отсутствие его у раствора соляной. Учащиеся заполняют таблицу (таблица 2).
Умение решать химические задачи – важная составляющая знаний по предмету. Решение задач содействует приобретению практических умений и навыков учащихся (производить расчеты и опыты). Так, при решении задач на вычисление массовой доли элементов в веществе, предлагаю последовательность решения задачи с примером (таблица 3). Решение экспериментальных задач требует от учащихся и теоретические знания. Например, задачи на распознавание веществ: в какой из пробирок находятся кислота, щелочь, соль? В какой из пробирок находятся соляная кислота, серная, азотная? Для решения таких задач необходимо знать качественные реакции. Таким образом, формирование практических умений является важным условием успешного усвоения химических знаний у школьников и применения их в повседневной жизни.
3. ВЫВОДЫ
В преподавании химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности. А прочность усвоения знаний -- одна из целей обученияИсследования психологов показали, что приобретенные навыки остаются навсегда, а умения - на годы, а теоретические знания быстро забываются [4]. Подлинное усвоение - это умение оперировать усвоенным материалом в соответствии с различными задачами, которые могут встать при использовании приобретенных знаний в теоретических и практических целях. Этой цели служат различные виды практической и самостоятельной работы учащихся. Применение теоретических знаний, правил и т.п. к разнообразному материалу приводит с одной стороны, к выработке соответствующих умений, навыков, а с другой - и к более глубокому осмысливанию и усвоению применяемых таким образом знаний.
Результат педагогических исследований показал, что применяя на уроках методы практической направленности, интерес к изучению предмета усиливается; выявлено положительное влияние проблемного химического эксперимента на формирование экспериментальных умений школьников по химии. Методы практической деятельности помогают осуществлять связь химических знаний с повседневной жизнью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Болотинская Б.П. Методика формирования практических навыков учащихся VII класса // Химия в школе. 1979. — №6. - С. 27 - 29.
Веденяпин А.Я. О химическом эксперименте в школе // Химия в школе. -1955.-№5.-С. 27-35.
Волкова С.А., Пустовит С.О. Формирование экспериментальных умений по химии на основе проблемного обучения // Вестник Калужского университета. 2009. - №3. - С. 39 - 44.
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2009.
Зуева М.В. Обучение учащихся применению знаний по химии. М.: «Просвещение», 1987 г
Колчанова Л.В. Из опыта совершенствования демонстрационного эксперимента / Л.В. Колчанова, Л.А. Дейнека // Химия в школе : научно-методический журнал. - 2008. - № 9. - С. 67-69.
Кравченко, З.И. Практические работы исследовательского характера / З.И. Кравченко // Химия в школе : научно-методический журнал. - 2008. - № 6. - С. 61-63.
Полосин B.C. О формировании лабораторных навыков по химии // Химия в школе. 1952. - №2. - С. 24 - 30.
Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии: метод. пособие. – М., Глобус, 2007. - 224 с.
Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000-335 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ Таблица 1 . Показатели сформированности умений осуществлять химический эксперимент и соответствующие им уровни развития этих умений
Овладение всеми видами эксперимента: лабораторным, практическим, демонстрационным и мысленным. Осознание цели эксперимента (изучена инструкция или условие задачи, установлен порядок работы, правильно отодраны реактивы, оборудование, собраны приборы). Эксперимент проведен с учетом правил безопасности и правил работы с веществами, приборами. Цель эксперимента достигнута. Установлены необходимые взаимосвязи при постановке опытов, проведении наблюдении и отражены в выводах. Оформление эксперимента (устное, письменное и «мысленное») в различных сочетаниях с практическими действиями осуществлено полно, правильно, т. е без существенных ошибок. Рабочее место в порядке.
II (средний)
Овладение умениями выполнять практические задания и отдельные виды демонстрационного эксперимента. Взаимосвязь при постановке опытов между наблюдениями и формулирование выводов осуществлены правильно. Допустимо относительно неполное оформление эксперимента и незначительные ошибки в ходе эксперимента.
I (низкий)
Овладение только умением выполнять лабораторные опыты. Взаимосвязь при постановке опытов между наблюдениями и выводами выявлена неполно. Допущены существенные ошибки в ходе эксперимента, при объяснении решения или оформлении работы, которые исправляются с помощью учителя.
0 (нулевой)
Неумение выполнять даже лабораторные опыты. Допущены логические ошибки в ходе эксперимента. Цель работы не достигнута. Неумение оформить работу без помощи учителя.
Таблица 2.
Что делал (название опыта)
Что наблюдал (рисунок и фиксация наблюдений)
Выводы и уравнения реакций
Сильные и слабые электролиты
До разбавления оба раствора имели резкий запах.
После разбавления запах у раствора уксусной кислоты сохранился, а у соляной исчез