kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ РАБОТУ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлена разработка одного из занятий детского объединения «Юный химик» в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, личность, метапредметные результаты, исследовательская деятельность, детское объединение, творчество.

 

     В ФГОС  общего образования особое внимание уделяется формированию у учащихся универсальных учебных действий. 

Вот уже несколько лет я являюсь руководителем детского объединения «Юный химик» и, конечно же, именно здесь наиболее широко использую индивидуальный подход к формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных ключевых компетентностей, углублению и развитию универсальных учебных действий. Такая форма занятий детей, как кружок, даёт возможность широко использовать интерактивные методы обучения, сочетать индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.

Данная форма работы позволяет мне расширять и углублять знания учащихся об истории химии, методах получения важнейших веществ и материалов, обеспечивает дальнейшее развитие интересов и способностей учащихся, оказывает помощь при подготовке учащихся к олимпиадам, конкурсам, конференциям и т.д. Правильная организация занятий химического кружка включает применение химического эксперимента, что подразумевает исследовательский подход в изучении химии.

 Какие же  УУД формируются у обучающихся?

  1. Познавательные УУД:

· самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

· поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

· осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

· анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

· выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

· постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

  1. Регулятивные УУД:

· целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

 · планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

· прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

· оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

  1. Коммуникативные УУД:

 · планирование сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

· постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

 · формулирование аргументация своего мнения, учёт разных мнений;

· выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

· разрешение конфликтов – выявление, постановка проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  1. Личностные УУД:

 · самоопределение;

 · смыслообразование (установление связи между целью деятельности и её мотивом);

 · определение границ собственного знания и незнания;

 · осознание ответственности за общее дело.

Приведу пример одного из занятий детского объединения  по теме «Красота спасёт мир». 

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ РАБОТУ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ »

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ РАБОТУ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ


Егорова Л.М., учитель химии

МОУ «СОШ № 4 г. Ершова Саратовской области»


В статье представлена разработка одного из занятий детского объединения «Юный химик» в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, личность, метапредметные результаты, исследовательская деятельность, детское объединение, творчество.


В ФГОС общего образования особое внимание уделяется формированию у учащихся универсальных учебных действий.

Вот уже несколько лет я являюсь руководителем детского объединения «Юный химик» и, конечно же, именно здесь наиболее широко использую индивидуальный подход к формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных ключевых компетентностей, углублению и развитию универсальных учебных действий. Такая форма занятий детей, как кружок, даёт возможность широко использовать интерактивные методы обучения, сочетать индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.

Данная форма работы позволяет мне расширять и углублять знания учащихся об истории химии, методах получения важнейших веществ и материалов, обеспечивает дальнейшее развитие интересов и способностей учащихся, оказывает помощь при подготовке учащихся к олимпиадам, конкурсам, конференциям и т.д. Правильная организация занятий химического кружка включает применение химического эксперимента, что подразумевает исследовательский подход в изучении химии.

Какие же УУД формируются у обучающихся?

  1. Познавательные УУД:

 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

 поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

 осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

 анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

  1. Регулятивные УУД:

 целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

 планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

 прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

 оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

  1. Коммуникативные УУД:

 планирование сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

 постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

 формулирование аргументация своего мнения, учёт разных мнений;

 выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

 разрешение конфликтов – выявление, постановка проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  1. Личностные УУД:

 самоопределение;

 смыслообразование (установление связи между целью деятельности и её мотивом);

 определение границ собственного знания и незнания;

 осознание ответственности за общее дело.

Приведу пример одного из занятий детского объединения по теме «Красота спасёт мир». Целью данного занятия является создание условий для формирования знаний о составе красок, способах приготовления акварельных и масляных красок; воспитание самостоятельности; развитие у обучающихся умения работать в группах; творческих навыков; логического мышления; умения обобщать, систематизировать, сравнивать, выделять главное. В соответствии с задачами ФГОС- одной из ключевых идей такого занятия является развитие УУД в области экспериментальных исследований. В ходе обсуждения кружковцы выводят логическую цепочку в последовательности задач: ознакомление с научно-популярной, учебной литературой по теме исследования- (здесь проявляется сформированность важнейшего из УУД- смысловое чтение) приводит детей к следующему этапу- изучению состава красок, планированию и проведению эксперимента, в ходе которого происходит самостоятельное изготовление красок; сравнение красок, сделанных своими руками и купленных в магазине. Методы исследовательской работы: словесный и наглядный (беседа, сообщения, демонстрация фотографий, практическая работа, творческая работа). Таким образом, реализация целей в ходе занятия осуществляется через систему таких методов и приёмов, как самостоятельное формулирование темы занятия, творческая работа, практическая работа, самостоятельная работа в группах, работа с дополнительными источниками информации.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, текст песни «Разноцветная Москва», кисти, альбомные листы, фотографии и репродукции музейных картин (перед проведением практической работы обучающиеся просматривают фотографии и репродукции картин, чтобы понять как велика роль красок в мире живописи); стеклянные палочки, фарфоровые чашки, колбы, штатив для пробирок, пробирки, кофе, хна, масло, вода, яйцо, уголь, калия перманганат, мел, глина.

Участники: обучающиеся 7-ых классов.

Ориентировочно-мотивационный этап.

Задачи данного этапа занятия: создание эмоционального настроя, формирование начального интереса, подведение к самостоятельной формулировке темы занятия.

Учитель: Устраивайтесь удобнее, сейчас мы с вами будем слушать музыку.

( звучит песня «Разноцветная Москва»). Найдите главные ключевые слова в тексте песни.

Учащиеся: «У окна, как у холста», «Ах, какая красота». Ключевая фраза- «Мне любые чудеса по плечу!». Ключевое слово – «красота». ( на экране первое слово- «красота»)

Учитель: Назовите однокоренные слова. ( красить, красивый, краска) Краска делает красивым. Мир можно раскрасить красками, сделать красивым и в прямом и переносном смысле. Все мы с раннего детства любили раскраски. Любила их и одна маленькая девочка. Однажды мама принесла девочке необычный альбом. Он назывался «Белый город». Жители белого города просили о помощи маленькую художницу: «Помоги нам, пожалуйста, спаси наш город от белого безмолвия и однообразия! » Как вы думаете, что сделает девочка? Спасёт город? (Девочка раскрасит город и спасёт его. На экране второе слово_ «спасёт»)

Учитель: Что необходимо для спасения города? (краски и фантазия). Разноцветная птица- фантазия у каждого своя. это наш внутренний мир. ( на

экране третье слово – «мир»). Итак, тема нашего занятия «Красота спасёт мир». Красота, красивый, краска – однокоренные слова, т.е краска делает красивым. Ребята, сегодня мы с вами проведём исследовательскую работу, цель которой вы должны определить сами: узнать из каких веществ состоят краски, определить преимущества и недостатки "самодельных" красок.

Исследовательская деятельность обучающихся.

Задача данного этапа занятия: выполнить исследовательские задания.

Группа 1. «Историки» ( ознакомившись с научно-популярной, учебной литературой, рассказывают об истории происхождения красок. Сообщение 1.)

Группа 2 «Химики- теоретики»

Приготовление красок.

В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сейчас краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. И современные художники так и поступают. Но давным-давно, когда не было магазинов и краски не изготавливали на заводах, где же художники брали краски? В настоящее время краски делают из химических элементов. Можно ли изготовить экологически чистые краски сейчас?

Практическая часть (работа учащихся сопровождается музыкой Бетховена).

Группа 3 «Химики-эксперты»

План эксперимента 1.

Очистить уголь от посторонних примесей, измельчить уголь в порошок,

просеять порошок, смешать уголь с водой.

План эксперимента 2.

Очистить глину от посторонних примесей, измельчить глину в порошок.

просеять порошок, смешать глину с маслом.

План эксперимента 3.

Очистить мел от посторонних примесей, измельчить мел в порошок, просеять порошок, смешать мел с яйцом.

Результаты экспериментов.

Полученные краски отличались по консистенции и качествам:

• уголь с водой дал краску металлического оттенка, легко набирался на кисточку и оставлял на бумаге яркий след, быстро высыхал;

• глина с маслом дала грязно-коричневую краску, плохо смешивалась с маслом, трудно набиралась на кисточку, на бумаге оставляла жирный след и долго высыхала;

• мел с яйцом дал белую краску, которая легко набиралась на кисточку, оставляла на бумаге густой след, долго высыхала, но оказалась самой прочной.

Группа 4. «Лаборанты»

Каждый вид сырья ребята смешивают с водой, маслом и яйцом, в результате получились разные по цвету и по консистенции краски.


Сырьё

Связующее вещество

Цвет

Консистенция

Перманганат калия

Вода

Светло-коричневый

Жидкая

Перманганат калия

Масло

Светло-коричневый

Густая

Перманганат калия

Яйцо

Светло-коричневый

Вязкая

Кофе

Масло

Бежевый

Густая

Кофе

Яйцо

Коричневый

Вязкая

Хна

Масло

Болотный

Густая

Хна

Яйцо

Коричневый

Вязкая

Результаты.

Полученные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые; материально менее затратные; имеют естественные цвета, но нет ярких цветов и их неудобно хранить; трудоемкие в изготовлении.

Творческое задание (эту работу делают ребята все вместе) – нарисовать рисунок своими красками.

Выводы:

История красок началась вместе с появлением человека.

Краски для рисования состоят из пигмента и связующего вещества.

Изначально в качестве пигмента использовали землю, глину, уголь, мел, малахит, лазурит.

В качестве связующего вещества использовали яйца, масло, воду, воск.

Сейчас краски изготавливают в лабораториях и на заводах из химических элементов.

В ходе экспериментов удалось получить краски разных цветов и оттенков, нарисовать рисунок.

Подведение итогов занятия.

Учитель: Вы сегодня замечательно потрудились: получили продукт своей деятельности - новое знание и краску, сделанную своими руками. Многие великие люди явились украшением нашего мира, его спасителями и преобразователями в лучшем смысле. Не обязательно быть великим, чтобы творить добро. Надо просто хорошо трудиться на своём месте, не останавливаться на достигнутом, украшать мир своими делами. И красота обязательно спасёт мир!


Исследовательская деятельность обучающихся играет большую роль в формировании УУД:

В регулятивных – умение ставить цель, определять задачу; соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями;

В познавательных - умение использовать предметные знания для реализации цели; добывать, перерабатывать и представлять информацию; оформлять результаты исследования и представлять его;

В коммуникативных - планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнёрами; строить речевые высказывания и ставить вопросы;

В личностных - различать виды ответственности внутри своей и коллективной работы.

Итак, в основе формирования исследовательских умений и навыков лежит коллективно-распределительная деятельность учащихся, позволяющая создавать атмосферу совместного исследования.  Наблюдается выраженное стремление к доказательности актуальности своих действий, целесообразности использования результатов исследования на практике. Вся работа осуществляется в процессе свободного владения экспериментом, общения, открытого обмена мнениями, в творческой дискуссии. Такая деятельность дает результат необходимой новизны с элементами открытия. Естественно, что результат новый для исследователей, но не  новый для науки. Сочетание групповых и коллективных форм работы повышает эффективность образовательного процесса и поддерживает мотивацию обучающихся на высоком уровне.

В конце я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий. Соединение самостоятельной, практической, творческой видов деятельности даёт отличный результат  - новое качество образования. Мы получаем мотивированную,  заинтересованную, умеющую решать  жизненные проблемы, социализированную, а следовательно, конкурентноспособную и успешную личность .


Литература:

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли/ Под ред. А.Г.Асмолова.- М., 2008

  2. Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности/ И.И. вартанова// Вестник Моск. ун-та. Серия «Психология».- 2000.- №4

  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения/ В.В.Давыдов.- М., 1996

  4. Денисова В.Г. Мастер- класс учителя химии: уроки с использованием ИКТ.- М.: «Глобус» 2010.

  5. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего/ Ж.Нюттен.- М., 2004

  6. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения/ В.В.Рубцов.- М., 1997

  7. Учебно-методическая газета для учителей химии. №17 (15.09.2007)

  8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать/ К. Фопель. -М., 1998



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ РАБОТУ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Автор: Егорова Людмила Михайловна

Дата: 13.10.2014

Номер свидетельства: 118714

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "анализ работы ШМО начальных классов"
    ["seo_title"] => string(40) "analiz-raboty-shmo-nachal-nykh-klassov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458142042"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства