В ФГОС общего образования особое внимание уделяется формированию у учащихся универсальных учебных действий.
Вот уже несколько лет я являюсь руководителем детского объединения «Юный химик» и, конечно же, именно здесь наиболее широко использую индивидуальный подход к формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных ключевых компетентностей, углублению и развитию универсальных учебных действий. Такая форма занятий детей, как кружок, даёт возможность широко использовать интерактивные методы обучения, сочетать индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.
Данная форма работы позволяет мне расширять и углублять знания учащихся об истории химии, методах получения важнейших веществ и материалов, обеспечивает дальнейшее развитие интересов и способностей учащихся, оказывает помощь при подготовке учащихся к олимпиадам, конкурсам, конференциям и т.д. Правильная организация занятий химического кружка включает применение химического эксперимента, что подразумевает исследовательский подход в изучении химии.
Какие же УУД формируются у обучающихся?
Познавательные УУД:
· самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
· поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
· осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
· выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные УУД:
· целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
· планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
· прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
· оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Коммуникативные УУД:
· планирование сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
· постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
· формулирование аргументация своего мнения, учёт разных мнений;
· выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
· разрешение конфликтов – выявление, постановка проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
Личностные УУД:
· самоопределение;
· смыслообразование (установление связи между целью деятельности и её мотивом);
· определение границ собственного знания и незнания;
· осознание ответственности за общее дело.
Приведу пример одного из занятий детского объединения по теме «Красота спасёт мир».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В ФГОС общего образования особое внимание уделяется формированию у учащихся универсальных учебных действий.
Вот уже несколько лет я являюсь руководителем детского объединения «Юный химик» и, конечно же, именно здесь наиболее широко использую индивидуальный подход к формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных ключевых компетентностей, углублению и развитию универсальных учебных действий. Такая форма занятий детей, как кружок, даёт возможность широко использовать интерактивные методы обучения, сочетать индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.
Данная форма работы позволяет мне расширять и углублять знания учащихся об истории химии, методах получения важнейших веществ и материалов, обеспечивает дальнейшее развитие интересов и способностей учащихся, оказывает помощь при подготовке учащихся к олимпиадам, конкурсам, конференциям и т.д. Правильная организация занятий химического кружка включает применение химического эксперимента, что подразумевает исследовательский подход в изучении химии.
Какие же УУД формируются у обучающихся?
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Коммуникативные УУД:
планирование сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
формулирование аргументация своего мнения, учёт разных мнений;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
разрешение конфликтов – выявление, постановка проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
Личностные УУД:
самоопределение;
смыслообразование (установление связи между целью деятельности и её мотивом);
определение границ собственного знания и незнания;
осознание ответственности за общее дело.
Приведу пример одного из занятий детского объединения по теме «Красота спасёт мир». Целью данного занятия является создание условий для формирования знаний о составе красок, способах приготовления акварельных и масляных красок; воспитание самостоятельности; развитие у обучающихся умения работать в группах; творческих навыков; логического мышления; умения обобщать, систематизировать, сравнивать, выделять главное. В соответствии с задачами ФГОС- одной из ключевых идей такого занятия является развитие УУД в области экспериментальных исследований. В ходе обсуждения кружковцы выводят логическую цепочку в последовательности задач: ознакомление с научно-популярной, учебной литературой по теме исследования- (здесь проявляется сформированность важнейшего из УУД- смысловое чтение) приводит детей к следующему этапу- изучению состава красок, планированию и проведению эксперимента, в ходе которого происходит самостоятельное изготовление красок; сравнение красок, сделанных своими руками и купленных в магазине. Методы исследовательской работы: словесный и наглядный (беседа, сообщения, демонстрация фотографий, практическая работа, творческая работа). Таким образом, реализация целей в ходе занятия осуществляется через систему таких методов и приёмов, как самостоятельное формулирование темы занятия, творческая работа, практическая работа, самостоятельная работа в группах, работа с дополнительными источниками информации.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, текст песни «Разноцветная Москва», кисти, альбомные листы, фотографии и репродукции музейных картин (перед проведением практической работы обучающиеся просматривают фотографии и репродукции картин, чтобы понять как велика роль красок в мире живописи); стеклянные палочки, фарфоровые чашки, колбы, штатив для пробирок, пробирки, кофе, хна, масло, вода, яйцо, уголь, калия перманганат, мел, глина.
Участники: обучающиеся 7-ых классов.
Ориентировочно-мотивационный этап.
Задачи данного этапа занятия: создание эмоционального настроя, формирование начального интереса, подведение к самостоятельной формулировке темы занятия.
Учитель: Устраивайтесь удобнее, сейчас мы с вами будем слушать музыку.
( звучит песня «Разноцветная Москва»). Найдите главные ключевые слова в тексте песни.
Учащиеся: «У окна, как у холста», «Ах, какая красота». Ключевая фраза- «Мне любые чудеса по плечу!». Ключевое слово – «красота». ( на экране первое слово- «красота»)
Учитель: Назовите однокоренные слова. ( красить, красивый, краска) Краска делает красивым. Мир можно раскрасить красками, сделать красивым и в прямом и переносном смысле. Все мы с раннего детства любили раскраски. Любила их и одна маленькая девочка. Однажды мама принесла девочке необычный альбом. Он назывался «Белый город». Жители белого города просили о помощи маленькую художницу: «Помоги нам, пожалуйста, спаси наш город от белого безмолвия и однообразия! » Как вы думаете, что сделает девочка? Спасёт город? (Девочка раскрасит город и спасёт его. На экране второе слово_ «спасёт»)
Учитель: Что необходимо для спасения города? (краски и фантазия). Разноцветная птица- фантазия у каждого своя. это наш внутренний мир. ( на
экране третье слово – «мир»). Итак, тема нашего занятия «Красота спасёт мир». Красота, красивый, краска – однокоренные слова, т.е краска делает красивым. Ребята, сегодня мы с вами проведём исследовательскую работу, цель которой вы должны определить сами: узнать из каких веществ состоят краски, определить преимущества и недостатки "самодельных" красок.
Исследовательская деятельность обучающихся.
Задача данного этапа занятия: выполнить исследовательские задания.
Группа 1. «Историки» ( ознакомившись с научно-популярной, учебной литературой, рассказывают об истории происхождения красок. Сообщение 1.)
Группа 2 «Химики- теоретики»
Приготовление красок.
В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сейчас краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. И современные художники так и поступают. Но давным-давно, когда не было магазинов и краски не изготавливали на заводах, где же художники брали краски? В настоящее время краски делают из химических элементов. Можно ли изготовить экологически чистые краски сейчас?
Очистить уголь от посторонних примесей, измельчить уголь в порошок,
просеять порошок, смешать уголь с водой.
План эксперимента 2.
Очистить глину от посторонних примесей, измельчить глину в порошок.
просеять порошок, смешать глину с маслом.
План эксперимента 3.
Очистить мел от посторонних примесей, измельчить мел в порошок, просеять порошок, смешать мел с яйцом.
Результаты экспериментов.
Полученные краски отличались по консистенции и качествам:
• уголь с водой дал краску металлического оттенка, легко набирался на кисточку и оставлял на бумаге яркий след, быстро высыхал;
• глина с маслом дала грязно-коричневую краску, плохо смешивалась с маслом, трудно набиралась на кисточку, на бумаге оставляла жирный след и долго высыхала;
• мел с яйцом дал белую краску, которая легко набиралась на кисточку, оставляла на бумаге густой след, долго высыхала, но оказалась самой прочной.
Группа 4. «Лаборанты»
Каждый вид сырья ребята смешивают с водой, маслом и яйцом, в результате получились разные по цвету и по консистенции краски.
№
Сырьё
Связующее вещество
Цвет
Консистенция
Перманганат калия
Вода
Светло-коричневый
Жидкая
Перманганат калия
Масло
Светло-коричневый
Густая
Перманганат калия
Яйцо
Светло-коричневый
Вязкая
Кофе
Масло
Бежевый
Густая
Кофе
Яйцо
Коричневый
Вязкая
Хна
Масло
Болотный
Густая
Хна
Яйцо
Коричневый
Вязкая
Результаты.
Полученные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые; материально менее затратные; имеют естественные цвета, но нет ярких цветов и их неудобно хранить; трудоемкие в изготовлении.
Творческое задание (эту работу делают ребята все вместе) – нарисовать рисунок своими красками.
Выводы:
История красок началась вместе с появлением человека.
Краски для рисования состоят из пигмента и связующего вещества.
Изначально в качестве пигмента использовали землю, глину, уголь, мел, малахит, лазурит.
В качестве связующего вещества использовали яйца, масло, воду, воск.
Сейчас краски изготавливают в лабораториях и на заводах из химических элементов.
В ходе экспериментов удалось получить краски разных цветов и оттенков, нарисовать рисунок.
Подведение итогов занятия.
Учитель: Вы сегодня замечательно потрудились: получили продукт своей деятельности - новое знание и краску, сделанную своими руками. Многие великие люди явились украшением нашего мира, его спасителями и преобразователями в лучшем смысле. Не обязательно быть великим, чтобы творить добро. Надо просто хорошо трудиться на своём месте, не останавливаться на достигнутом, украшать мир своими делами. И красота обязательно спасёт мир!
Исследовательская деятельность обучающихся играет большую роль в формировании УУД:
В регулятивных – умение ставить цель, определять задачу; соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями;
В познавательных - умение использовать предметные знания для реализации цели; добывать, перерабатывать и представлять информацию; оформлять результаты исследования и представлять его;
В коммуникативных- планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнёрами; строить речевые высказывания и ставить вопросы;
В личностных - различать виды ответственности внутри своей и коллективной работы.
Итак, в основе формирования исследовательских умений и навыков лежит коллективно-распределительная деятельность учащихся, позволяющая создавать атмосферу совместного исследования. Наблюдается выраженное стремление к доказательности актуальности своих действий, целесообразности использования результатов исследования на практике. Вся работа осуществляется в процессе свободного владения экспериментом, общения, открытого обмена мнениями, в творческой дискуссии. Такая деятельность дает результат необходимой новизны с элементами открытия. Естественно, что результат новый для исследователей, но не новый для науки. Сочетание групповых и коллективных форм работы повышает эффективность образовательного процесса и поддерживает мотивацию обучающихся на высоком уровне.
В конце я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий. Соединение самостоятельной, практической, творческой видов деятельности даёт отличный результат - новое качество образования. Мы получаем мотивированную, заинтересованную, умеющую решать жизненные проблемы, социализированную, а следовательно, конкурентноспособную и успешную личность .
Литература:
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли/ Под ред. А.Г.Асмолова.- М., 2008
Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности/ И.И. вартанова// Вестник Моск. ун-та. Серия «Психология».- 2000.- №4
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения/ В.В.Давыдов.- М., 1996
Денисова В.Г. Мастер- класс учителя химии: уроки с использованием ИКТ.- М.: «Глобус» 2010.
Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего/ Ж.Нюттен.- М., 2004
Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения/ В.В.Рубцов.- М., 1997
Учебно-методическая газета для учителей химии. №17 (15.09.2007)
Фопель К. Как научить детей сотрудничать/ К. Фопель. -М., 1998