Сценарий внеклассного мероприятия-знакомство с химией для учащихся 7-8 класса. С занимательными опытами.Дорогие ребята! Сегодня здесь собрались ученики седьмого, восьмого, девятого классов. У каждого из вас своя задача. Восьмиклассники приготовили интересные опыты, покажут различные «чудеса* и раскроют секрет каждого чуда». Девятиклассники, вы не просто зрители, будьте начеку, внимательно следите за всем происходящим, будьте готовы отвечать на вопросы, которые восьмиклассники вам зададут. Ваша роль, семиклассники, заключается в том, чтобы решить для себя один вопрос: интересная ли наука химия, хочется ли вам ее изучать? Конечно, в химии, как в любой науке, кроме занимательного будет встречаться и трудное. Но трудно, да интересно — это то, что мыслящему человеку как раз и нужно, чтобы ум наш не находился в праздности и лености, а постоянно трудился, трудился и трудился. В самом конце нашей встречи я задам вам один-единственный вопрос, и вы на него ответите, А теперь приступаем к чудесам.'
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Чудеса своими руками. »
Сценарий химического вечера «Чудеса своими руками».
Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Сегодня здесь собрались ученики седьмого, восьмого, девятого классов. У каждого из вас своя задача. Восьмиклассники приготовили интересные опыты, покажут различные «чудеса* и раскроют секрет каждого чуда». Девятиклассники, вы не просто зрители, будьте начеку, внимательно следите за всем происходящим, будьте готовы отвечать на вопросы, которые восьмиклассники вам зададут. Ваша роль, семиклассники, заключается в том, чтобы решить для себя один вопрос: интересная ли наука химия, хочется ли вам ее изучать? Конечно, в химии, как в любой науке, кроме занимательного будет встречаться и трудное. Но трудно, да интересно — это то, что мыслящему человеку как раз и нужно, чтобы ум наш не находился в праздности и лености, а постоянно трудился, трудился и трудился. В самом конце нашей встречи я задам вам один-единственный вопрос, и вы на него ответите, А теперь приступаем к чудесам.'
Выходят четыре ученика.
1-йученик. Жарко здесь, Хочу я пить. У кого 6 воды спросить?
2-йученик. Я бы выпил очень много газировки без сиропа.
3-йученик. Ой, а я люблю с сиропом, только чтоб чуть-чуть, немного.
4-йученик. Братцы, мне нужна корова — молочка хочу парного!
Выходит 5-й ученик. В руках у него большая колба с жидкостью.
5-йученик. Вы, ребята, пить хотите? В колбе сказочная жидкость, чудеса мне по плечу, я ведь химию учу. Подставляйте-ка стаканы! Опыт точно проведем, все у нас по плану.
Ребята берут со стола и подставляют стаканы, в которых на донышке помещены растворы необходимых веществ. 5-и ученик из колбы наливает каждому ТО, Что Он Просил.
5-йученик. Вот вода, вот газировка, вот парное молоко, получилось очень ловко, а секрет узнать легко.
Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов.
5-йученик. Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды, вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды. В этом строгом кабинете есть серьезные запреты. Все запомните, друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.
1, 2, 3 Мы знакомы, с чудесами, их умеем делать сами.
5-йученик. Чудо первое свершилось, что в стаканах находилось?
1-йученик. А ответ совсем простой — был у меня стакан пустой.
2-й ученик. У меня в стакане сода.
3-й ученик. Вместе с ней метилоранж.
4-йученик. В моем - бария хлорид.
5-йученик. О чем это говорит? Угадай, девятый класс. Мы надеемся на вас! Не составит вам труда понять, что в колбе...
Все девятиклассники: Кислота!
5-йученик. Знаете, наверное, вы ее название?
9-йкласс. Серная!
Уходят. Выходит 6-й ученик.
6-йученик. В чудесах химических я уже остер, без огня, без спичек разведу костер. Наложу лучинок-дров и костер уже готов. Возьму в руку ватку, спиртом намочу, на костер им капну: гори, раз я хочу!
Проделывает все, о чем говорит, костер загорается.
6-й ученик. Я открою свой секрет, никакой тут тайны нет. Под костром припрятал здесь зажигательную смесь. Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами!
Уходит. Появляется 1-й ученик,
7-йученик. У меня спокойный опыт, без огня и пламени. Буду задавать вопросы. Девятый класс, внимание!
Проделывает опыт с фенолфталеином.
7-йученик. Не страшны кислоты мне, даже очень сильные. Но в растворах щелочей становлюсь малиновым. Ярче сока всех малин, кто я?
9-йкласс. Фенолфталеин!
Следующий опыт с метилоранжем.
7-йученик. В щелочах я очень желтый, а в кислотах очень красный. И в среде нейтральной — цвет оранжевый, прекрасный. Индикатор очень важный, как зовусь я?
9-йкласс. Метиловыйоранжевый.
Опыт, с бумажкой универсального индикатора.
7 - и ученик. Эта желтая бумажка все укажет без труда: посинеет — в колбе щелочь, покраснеет — кислота. Коль нейтральная среда — не изменит цвет тогда. Мы за эти указания как зовем ее?
9-йкласс. Универсальная!
Уходит. Выходит 8-й ученик.
8-йученик. Мы знакомы с чудесами, - делать их умеем сами. Девятый класс, внимание, будет вам задание. На обычную дощечку наливается вода, и стаканчик с талым снегом тоже ставится туда.
Выходит 1-й ученик.
1-йученик. Насыпаю в стакан соль, а ты, дружок, мешать изволь. Я считаю до пяти, а ты все палочкой крути.
Медленно считает, чтобы стакан успел примерзнуть.
8-йученик. Примерз стакан химический, процесс...
9-й класс. Эндотермический
Уходят 8-й и 1-й ученики. Выходит 9-й ученик.
9-йученик. Все вода, снег да раствор, надоевший разговор... У меня другие планы: разожгу на сетке пламя. Поджигает горку песка, пропитанного спиртом.
Я еще не то умею, из песка полезут змеи. Страшные, кусачие, от страха не заплачете? Не боитесь? Ну, смотрите. Не все сразу. Подождите. Чтобы змеек посмотреть, надо хорошо прогреть,, а пока я их бужу, про другое расскажу.
Говорит и одновременно демонстрирует опыт,
Как-то летом очень долго у меня болело горло. Прописали от ангины полоскать фурациллином. Все-таки прошла ангина, хоть я долго с ней сражалась. А того фурациллина две бутылочки осталось. Нынче мы белили стены, от известки руки мыли. Я решила в эту воду старое лекарство вылить. Удивилась я ужасно, даже вздрогнула, когда стала рыжевато-красной известковая вода. Принесла остаток в школу, и теперь фурациллин щелочь нам определяет, как и фенолфталеин. Не меняет цвет в воде, не меняет в кислоте, в щелочах фурациллин — яркий, будто апельсин.
Переходит вновь к опыту с «черными змеями».
Спирт горит и выделяет очень много теплоты. Соду жаром разлагает он до углекислоты. Он обугливает сахар — вот откуда чернота. Пузырьками раздувает сахар эта углекислота. Все понятно, ясно тут, змеи, отчего ползут. Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами. )
Уходит. Появляются 2-й и 10-й ученики.
10-йученик. Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь веселее. Мы сегодня открываем наше фотоателье.
2-йученик. Мы готовы приступить к непростой работе. Моментально получить можем ваше фото.
Приглашает кого-либо из семиклассников.
10-й ученик. Вот на этот чистый лист посмотри внимательно. Веселее улыбнись — это обязательно.
2-й ученик. Этот снимок проявить мы сумеем запросто: фотографию чуть сбрызнем из пульверизатора.
Приглашает следующего.
10-йученик. Снова чистый лист бумаги, способ есть у нас другой, фотографию прогладим мы горячим утюгом.
Гладит лист утюгом, всем показывает снимок». Приглашает еще семиклассников.
2-йученик. Есть еще и способ третий, это вы себе отметьте, что ничем к листу бумаги прикасаться мы не станем.
Эту фотографию проявляют под колоколом в атмосфере аммиака.
10-йученик. Посмотрите, видно всем? А секрет простой совсем.
2-йученик. Здесь в работе помогал нам знакомый индикатор.
Показывает первый снимок.
Рисовали кислотой.
Показывает второй снимок.
Газом аммиаком.
Показывает снимок под колоколом.
2-йи 10-й ученики. Мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами.
Уходят. Появляются 4-й и 3-й ученики.
3-йучени к., Вот еще одно развлечение: кто даст руку на отсечение? Жалко руку на отсечение, тогда нужен больной для лечения.
Приглашают семиклассника.
4-йученик. Оперируем без боли, правда, будет много крови.
3-йученик. При каждой операции нужна стерилизация. Помогите, ассистент, дайте йод!
4-йученик. Один момент! (Подает «йод»).
3-йученик. «Йодом» смочим мы обильно, чтобы было все стерильно. Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент!
Делает ножом «разрез», течет «кровь».
4-йученик. Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку — от разреза ни следа.
-3-йученик. Этот Опыт объяснить мы пока не можем, в класс девятый перейден — объяснение найдем.
Уходят. Выходит 5-й ученик. Зачитывает несколько строф из сказки П. Ершова «Конек-горбунок» о жар-птице.
5-йученик. Сказку вспомнили слегка,
про конька, про горбунка.
Там жарптицыно перо
Ване счастье принесло.
Пришло время подивиться,
как горит перо жар-птицы.
Зажигает спирт в чашках для выпаривания, спирт содержит растворенные соли натрия, калия, кеда, стронции и т. д. Потом закрывает чашки плотным листом картона.
5-йученик. Отвечай, девятый класс, почему огонь погас? Пламя без чего умрет? Ему нужен...
9-йкласс. Кислород!
Уходит 5-й ученик. Появляется 11-й ученик, Готовую модель вулкана устанавливает на столе. Зажигает спиртовку, нагревает стеклянную палочку
11-йученик. А сейчас, друзья, для вас из истории рассказ. Ночью или утром рано спали горожане, вдруг из кратера вулкана показалось пламя. Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы. Так под лавой и под пеплом погиб город славный. Покажу вам, как сумею, гибель города Помпеи.
Прикасается нагретой палочкой, начинается «извержение вулкана''.
11-йученик. Вам запомнится, ребята, это извержение.
Тип реакции здесь, кстати - какой?
9-йкласс. Разложения!
Выходят все участники.
1-Йученик. Наше время истекло.
2-йученик. Но мы вам показали не все, что умеем делать.
3-йученик. Мы еще умеем изгибать стеклянные трубки и сверлить резиновые пробки.
4-йученик. Говорить на химическом языке.
5-й ученик. Медные монеты превращать в «серебряные».
6-йученик. Устраивать грозу впробирке.
7-йученик. Получать водород и кислород.
8-йученик. Взрывать гремучий газ.
9-йученик. Делать черный порох и еще многое другое.
10-йученик. Этому и вы научитесь в будущем году.
11-йученик. Если с увлечением будете изучать самую интересную науку - химию.
Учитель. Вот и закончился наш занимательный час. Через год, седьмой класс, я вы все это будете уметь, если захотите. Вы заметили, что девятиклассникам часто приходилось заканчивать фразы, говорить в рифму. Это легко, если знаешь, что сказать. Так вот, сейчас у меня к вам тот самый вопрос, который я обещала задать в начале нашей встречи. Интересные секреты скрыты в этом кабинете. Жду вас в будущем году. Что мне каждый скажет? Я...