kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок МЕДИАНЫ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение свойств медиан при решении задач, длина медианы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок МЕДИАНЫ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ»


Рязанова Елена Владимировна, учитель математики


МОУ "Лицей №1" г.Всеволожск


Предмет: геометрия


Класс: 9


Тема: Медиана. Решение задач


Тип урока: комбинированный


Цели урока:

  • повторить определение и свойства медиан треугольника, формулу длины медианы треугольника;

  • обеспечить развитие компетенции применения метода удвоения медианы и метода площадей при решении планиметрических задач;

  • создать условия для воспитания настойчивости в достижении цели.


Задачи урока:

образовательная:

1. Знакомство с некоторыми планиметрическими задачами по теме "Медиана треугольника".

2. Обзор литературы и интернет-источников по теме.

3. Отработка способов применения свойств медиан треугольника.

развивающая:

1. Развитие умений анализировать, сравнивать, видеть знакомое в незнакомом, применять имеющиеся знания в новой ситуации.

2. Развитие самостоятельности в мышлении.

воспитательная:

1. Воспитание умения доводить начатое дело до логического конца.

2. Формирование у школьников устойчивой социальной мотивации к подготовке к ГИА по математике.

3. Поддержка уверенности в собственных силах, укрепление желания работать на перспективу.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения


Предметные

уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие медианы и её свойств, умение выполнять рисунок по условию задачи

2 уровень — построение по алгоритму; 3 — 4 уровень — понимание, адекватное употребление терминов

Регулятивные

самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном;
планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними;
3 уровень — самостоятельное действие учащихся

Познавательные

закрепляют навыки и умения применять свойства медиан треугольника в новых условиях

3 уровень — самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

Коммуникативные

развивать умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Личностные

формировать внимательность и аккуратность при выполнении рисунков, требовательное отношение к себе и своей работе

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм


Методы:

беседа -

словесная передача и слуховое восприятие,

наглядная передача и зрительное восприятие;

практические методы обучения - решение задач, фронтальная работа, самостоятельная работа;

проблемно-поисковые (продуктивные) методы;

методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.


Технологии:

технология учебного диалога;

технология поддержки и сопровождения в образовательном процессе;

информационно-коммуникативные технологии:

  • презентация,

  • использование интерактивной доски;


Структура и ход урока

  • Организационный момент. Определение темы урока. Постановка целей урока. (3 мин)

  • Актуализация знаний - решение задач - медиана прямоугольного треугольника (5 мин)

  • Актуализация знаний - решение задач - метод удвоения медианы, свойство площадей (15 мин)

  • Самостоятельная работа (7 минут)

  • Генератор идей в действии (Домашнее задание: Задача одна - решения разные) (7 мин)

  • Самопроверка (5 мин)

  • Итог урока. Рефлексия (3 мин)


Сопровождение урока:

  • карточки - домашнее задание

  • интерактивная доска

  • авторская презентация (среда - Microsoft Office PowerPoint 2003)



Ход и содержание урока


Организационный момент. Определение темы занятия.

Эта обезьяна, она прыгает по сторонам и делит их пополам.

О каком математическом термине идёт речь? Чему будет посвящено наше занятие?

Слайд 1


Геометрия развивает способность логически мыслить, анализировать и делать выводы. Вы учитесь, решая задачи на доказательство, отстаивать свою точку зрения. Эти навыки позволят вам быть успешным в любой сфере деятельности и многого добиться в жизни.

Номинации сегодняшнего занятия:

  • за самое изящное решение;

  • за лучший конспект;

  • титул Генератор идей


Постановка целей урока

Какие цели занятия можно поставить, видя знакомую тему?

Повторить, где и как применяется медиана при решении геометрических задач

Актуализация знаний

Слайд 2


Что называется медианой треугольника?


Медиана треугольника ― отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.


Слайд 3


№1. В треугольнике АВС медиана ВВ1 равна стороне ВС и половине стороны АС. Найти меньший угол треугольника АВС























_________________________________


Слайд 4
















Слайд 5


Свойство медиан треугольника?


В





А В1 С


Точки А, В и С равноудалены от

точки В1.

В1 - центр описанной около треугольника АВС окружности. АС - диаметр, значит, вписанный .

- равносторонний. - по свойству прямоугольного треугольника.

Ответ:

_______________________________________



Медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая называется центроидом, и делятся этой точкой на две части в отношении 2:1, считая от вершины.


Медиана равнобедренного треугольника, проведённая к основанию, является высотой и биссектрисой.



Слайд 6


Что ещё вы знаете о медиане?





Медиана треугольника делит его на две равновеликие части.



Треугольник делится тремя медианами на шесть равновеликих треугольников.



Слайд 7


Без записи в тетрадях.


№2. АВСD – параллелограмм.

Найти x, если









Слайд 8


№3. В прямоугольном KMN медиана NP=15см, а его площадь равна 216см2 . Найдите расстояние от середины катета NK до гипотенузы KM.











1)



2)

3)

Ответ: 7,2 см



Слайд 9


В тетрадях - основные моменты


№4. На продолжении сторон треугольника АВС построены отрезки AA1 =AC, BB1 = AB и CC1 = BC . Докажите, что S▲A1B1C1  = 7S▲ABC




Слайд 10


№5. Стороны равны a, b, c . Вычислить медиану mc , проведенную к стороне с






Самостоятельная работа


Слайд 11


Самостоятельная работа


По гиперссылкам

  • для обсуждения способов решения Д/З -

на Слайды 14-15-16-17 и назад на Слайд 11;

  • для проверки 1варианта - переход на Слайд 12 и назад на Слайд 11,

  • для проверки 2 варианта - на Слад 13, потом по гиперссылке на Слайд 18 (используемые ресурсы)


Пока ученики работают, учитель готовит на доске рисунки треугольников для последующей самопроверки и раздаёт карточки с домашним заданием.



Сначала ссылка "Д/З"!


Самопроверка + Генератор идей

Два ученика показывают на доске своё решение для самопроверки, класс в это время обсуждает способы решения №8 домашнего задания - генератор идей.


Слайд 14

Генератор идей

Учащиеся самостоятельно (или с помощью учителя) генерируют

3 способа решения задачи №8.


Какой метод мы сегодня неоднократно применяли при наличии в условии медианы треугольника?

_________________________________

Слайд 15


Метод удвоения медианы. Метод площадей.



Слайд 16


Какие ещё формулы площади треугольников нам известны? Как ещё можно использовать известные 30о?


Слайд 17


Сформулируйте свойство средней линии треугольника. Можно ли применить его в этой задаче? Как может помочь теорема Фалеса?



Слайд 12


Самопроверка


Рассказ учащегося и одновременное сопровождение на интерактивной доске


№6.

Две стороны треугольника равны 10 и 12, а медиана, проведённая к третьей, равна 5. Найдите площадь треугольника.












Попутно замечаем, что диагонали параллелограмма делят его на 4 равновеликих треугольника

Слайд 13


Самопроверка


№7

В треугольнике АВС медиана ВМ

в два раза меньше стороны АВ и образует с ней угол 40o . Найдите угол АВС.








Домашнее задание


В группу класса в Контакте выкладывается презентация к уроку (без Слайдов 19, 20)

Сделать презентацию к задаче №10 - задание "по желанию"


№8

Найти отношение двух сторон треугольника, если его медиана, выходящая из их общей вершины, образует с этими сторонами углы в 30

и 90 градусов.


№9

На продолжении стороны АВ треугольника АВС взята точка К так, что АВ = ВК. Точка L – середина ВС. Зная, что S▲BKL = S, найдите S▲ABC


№10 (презентация - по желанию)

Стороны треугольника равны 11, 13 и 12. Найдите медиану, проведённую к большей стороне.



Итог урока

Какая цель урока была нами поставлена? Выполнена ли она?


Настрой на позитив.

Сегодня вы успешно решаете задачи, завтра вы успешно сдаёте ОГЭ и ЕГЭ, а послезавтра - вы успешные, состоявшиеся в своей профессии люди.


Награждение по номинациям

  • за самое изящное решение;

  • титул Генератор идей.

Конспекты - на перемене



Слайд 18

Литература:

1. Л.И. Звавич, М.В. Чинкина, Л.Я. Шляпочник
«Геометрия 8-11кл. Пособие для школ и классов с углубленным изучением математики», Дрофа, М., 2000г

2. Е.М.Рабинович «Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия», «Илекса», «Гимназия», Москва-Харьков, 1998


3. Н.Е.Токарева, Т.А.Григорьева «Преподавание планиметрии в школьном курсе» лицей №1557 г Зеленогорск


Электронные ресурсы:

Материалы сайта uztest.ru ЕГЭ по математике
http://uztest.ru/abstracts/?idabstract=814114
Материалы сайта problems.ru ЗАДАЧИ
http://www.problems.ru/view_by_subject_new.php?parent=663

http://www.problems.ru/view_by_subject_new.php?parent=663&start=15&into_basket=54732
Блог учителя математики Монастырской Алевтины Петровны на сайте Про Школу.ru

http://www.proshkolu.ru/user/monastirskaya10/blog/334135/


Слайды 19 и 20 на уроке не используются.

Они - для проверки ДЗ на следующем уроке.



№8

1 способ - Слайд 15

Катет, лежащий против угла в 30о, равен половине гипотенузы.


2 способ













3 способ








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Геометрия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок МЕДИАНЫ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Автор: Рязанова Елена Владимировна

Дата: 12.01.2023

Номер свидетельства: 622947

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Презентация к уроку "МЕДИАНА. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ""
    ["seo_title"] => string(45) "prezentatsiia_k_uroku_mediana_reshenie_zadach"
    ["file_id"] => string(6) "622949"
    ["category_seo"] => string(9) "geometria"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1673541977"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "интегрированный урок математика и химия «Решение задач на растворы и сплавы» 11 класс"
    ["seo_title"] => string(93) "intieghrirovannyi-urok-matiematika-i-khimiia-rieshieniie-zadach-na-rastvory-i-splavy-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "262201"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449292625"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "интегрированный урок математика и химия «Решение задач на растворы и сплавы» 11 класс"
    ["seo_title"] => string(95) "intieghrirovannyi-urok-matiematika-i-khimiia-rieshieniie-zadach-na-rastvory-i-splavy-11-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "262202"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449292631"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "интегрированный урок математика и химия «Решение задач на растворы и сплавы» 11 класс"
    ["seo_title"] => string(95) "intieghrirovannyi-urok-matiematika-i-khimiia-rieshieniie-zadach-na-rastvory-i-splavy-11-klass-2"
    ["file_id"] => string(6) "262203"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449292638"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Технологическая карта урока алгебры "Решение задач по теме "Арифметическая прогрессия"" "
    ["seo_title"] => string(105) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-alghiebry-rieshieniie-zadach-po-tiemie-arifmietichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "102618"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402536950"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства