Обобщающий урок по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»
Обобщающий урок по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»
Девизом нашего урока является высказывание: “Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг”. Я желаю, чтобы сегодняшний урок вызвал у вас только такие чувства. На уроках геометрии очень важно уметь, смотреть и видеть, замечать и отмечать различные особенности геометрических фигур. А это значит необходимо развивать и тренировать свое геометрическое зрение.
Сегодня мы заканчиваем изучение темы: «перпендикулярность прямых и плоскостей». Данная тема является базовой для изучения пространственных фигур. Знания темы находят широкое применение в строительстве и архитектуре.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»»
Филиал МАОУ Сорокинской СОШ №1 – Готопутовская средняя общеобразовательная школа
Геометрия. 10 класс. 21.02.2017
Учитель Ноговицина Е. Н.
Тема урока: Обобщающий урок по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»
Цели урока:
Образовательные: Повторить и систематизировать знания определений и теорем по данной теме и свойств геометрических фигур; усовершенствовать умения применять полученные знания к решению задач;
Развивающие: Развивать логическое мышление, пространственное воображение, вниманияразвивать навыки общения в малых группах;
Воспитательные: усовершенствовать умение диспутировать и аргументировать собственное
мнение.
Задачи урока:
1.Повторить определение перпендикулярных прямой и плоскости, признак перпендикулярности прямой и плоскости; теоремы о трех перпендикулярах, признак перпендикулярности двух плоскостей и др.,
2.Способствовать формированию и совершенствованию навыков решения задач;
Оборудование: персональный компьютер, телевизор,карточки с заданием.
План урока
Орг. Момент
Мотивация учебной деятельности
Девизом нашего урока является высказывание: “Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг”. Я желаю, чтобы сегодняшний урок вызвал у вас только такие чувства. На уроках геометрии очень важно уметь, смотреть и видеть, замечать и отмечать различные особенности геометрических фигур. А это значит необходимо развивать и тренировать свое геометрическое зрение.
Сегодня мы заканчиваем изучение темы: «перпендикулярность прямых и плоскостей». Данная тема является базовой для изучения пространственных фигур. Знания темы находят широкое применение в строительстве и архитектуре.
Какие задачи поставим на сегодняшний урок? На какие вопросы нужно обратить особое внимание?
Результаты своей работы на уроке вы будете заносить в таблицу
Лист контроля
Название задания
Самооценка
Оценка учителя
Неоконченное предложение
Практическая работа
Теоритическая работа
Решение задач по плану
Решение задач (самостоятельная работа)
Общее кол-во баллов
Оценка
Активизация опорных знаний
А) Метод «Неоконченное предложение»
Две прямые в пространстве называются перпендикулярными, если…
Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если…
Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к плоскости, то…
Если прямая перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, то…
Если плоскость перпендикулярна к одной из двух параллельных прямых, то она…
Расстоянием от точки до плоскости называется…
Прямая, проведенная в плоскости через основание наклонной перпендикулярно к ее проекции на эту плоскость, …
Углом между прямой и плоскостью, пересекающей эту прямую и не перпендикулярную к ней, называется…
Две пересекающие плоскости называются перпендикулярными, если…
Плоскости перпендикулярны, если одна из двух плоскостей проходит через прямую…
б) Определите взаимное расположение: 13. прямой CC1 и плоскости (DСВ) (ответ: они перпендикулярны) 14. прямой D1C1 и плоскости (DCB) (ответ: они параллельны)
(взаимопроверка со слайда, выставление оценок)
Практическая работа
Построение сечений прямоугольного параллелепипеда Работа в парах).
Повторим правила построения сечений
Правила построения сечений многогранников:
1) проводим прямые через точки, лежащие в одной плоскости;
2) ищем прямые пересечения плоскости сечения с гранями многогранника, для этого
а) ищем точки пересечения прямой принадлежащей плоскости сечения с прямой, принадлежащей одной из граней (лежащие в одной плоскости);
б) параллельные грани плоскость сечения пересекает по параллельным прямым.
Карточка №1
Построить сечение прямоугольного параллелепипеда плоскостью проходящей через точки M, N, L.
Карточка №2
Построить сечение прямоугольного параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 плоскостью А1В1М, где M принадлежит ребру DD1 .
Карточка №3
Изобразите параллелепипед АВСDА1B1C1D1 и отметьте точку М грани АА1В1В. Постройте сечение параллелепипеда, проходящее через точку М параллельно:
а) плоскости основания ABCD
Карточка №4
Изобразите параллелепипед АВСDА1B1C1D1 и отметьте точку М грани АА1В1В. Постройте сечение параллелепипеда, проходящее через точку М параллельно:
б) плоскости BDD1.
Карточка №5
В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 точка Е – середина ребра C1D1 . Постройте сечение параллелепипеда плоскость, проходящей через прямую AD и точку Е.
Карточка №6
В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 точки Е, F, K – середины ребер AB1, A1D1, AD соответственно. Постройте сечение параллелепипеда плоскостью, проходящей через точки Е, F, K.
Карточка №7
В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 точка R принадлежит ребру AA1 и делит его в отношении 3 : 5, считая от вершины А.
а) Постройте сечение параллелепипеда плоскостью, проходящей через точки B, R и D1.
Решения к карточкам
№1
Построить сечение прямоугольного параллелепипеда плоскостью проходящей через точки M, N, L.
Решение:
Соединим точки M и L, лежащие в плоскости AA1D1D.
.
Через точку N, проведем прямую NT параллельную прямой ML. Прямые NT и ML лежат в параллельных плоскостях по свойству параллелепипеда.
.
Пересечем прямую ML ( принадлежащую сечению) с ребром A1D1, они лежат в одной плоскости AA1D1D. Получим точку X1.
.
Точка X1 лежит на ребре A1D1, а значит и плоскости A1B1C1D1, соединим ее сточкой N, лежащей в этой же плоскости.
X1 N пересекается с ребром A1B1 в точке К.
.
Соединим точки K и M, лежащие в одной плоскости AA1B1B.
.
Проведем прямую TP через точку T, параллельно прямой KM ( они лежат в параллельных плоскостях).
.
Соединим точки P и L ( они лежат в одной плоскости).
.
MKNTPL - искомое сечение.
№2
Построить сечение прямоугольного параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 плоскостью А1В1М, где M принадлежит ребру DD1 .
Решение.
№3
Изобразите параллелепипед АВСDА1B1C1D1 и отметьте точку М грани АА1В1В. Постройте сечение параллелепипеда, проходящее через точку М параллельно:
а) плоскости основания ABCD
Решение.
а) Заметим, что секущая плоскость и плоскость АВС пересекаются третьей плоскостью АВВ1. Значит, линии пересечения параллельны. Поэтому через точку М проведем прямую М1М2 параллельно АВ, , . М1М2– это линия пересечения секущей плоскости и грани АВВ1А1.
Проведем прямую М2М3 параллельно ВС, .
Проведем прямую М3М4 параллельно CD, .
Соединим точки М1 и М4. М1М2М3М4 – искомое сечение.
№4
Изобразите параллелепипед АВСDА1B1C1D1 и отметьте точку М грани АА1В1В. Постройте сечение параллелепипеда, проходящее через точку М параллельно:
б) плоскости BDD1.
Решение.
б) Плоскость BDD1 и секущая плоскость рассекаются третьей плоскостью АВВ1 по параллельным прямым. Поэтому через точку М проведем прямую N1N2 параллельно прямой ВВ1, .
Проведем прямую N2N3 параллельно ВD, .
Проведем прямую N1N4 параллельно B1D1, .
Соединим точки N3 и N4. N1N2N3N4 – искомое сечение.
№5
В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 точка Е – середина ребра C1D1 . Постройте сечение параллелепипеда плоскость, проходящей через прямую AD и точку Е.
Решение.
№6
В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 точки Е, F, K – середины ребер AB1, A1D1, AD соответственно. Постройте сечение параллелепипеда плоскостью, проходящей через точки Е, F, K.
Решение.
№7
В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 точка R принадлежит ребру AA1 и делит его в отношении 3 : 5, считая от вершины А.
а) Постройте сечение параллелепипеда плоскостью, проходящей через точки B, R и D1.
Решение.
Теоретическая работа
Задания на установления последовательности в доказательстве теорем.
Работа в группах: I группа - Теорема о двух плоскостях, одна из которых проходит через прямую перпендикулярную другой плоскости.
(ответ: 6,7,3,5,4,2,1,8)
II группа - Теорема о свойстве граней прямоугольного параллелепипеда
(ответ:4,3,1,2)
III группа - Теорема о свойстве квадрата диагонали прямоугольного параллелепипеда
(ответ:4,1,5,2,3,7,6)
IV группа -Теорема о трёх перпендикулярах.
(ответ:2,1,5,3,4)
Самопроверка в группах по приготовленным ключам.
VI. Решение задач.
Работа в парах
Решение задач по плану
1. Через точку пересечения диагоналей квадрата АВСД точку О проведен к его плоскости перпендикуляр ОК, равный 16см. Вычислите расстояние от точки К до вершин квадрата, если АВ = 12см.
План решения
№ 1 1)Докажи, что АОК = ВОК = СОК = ДОК = 90º (Если прямая плоскости, то...)
2)Докажи, что АОК = ВОК = СОК = ДОК
3) Из равенства треугольников следует равенство их гипотенуз: АК = ВК = СК = ДК, значит достаточно найти длину одной из них.
4) Рассмотрим АОВ - …, по теореме Пифагора имеем АС=
4)Рассмотрим АОК. По теореме Пифагора имеем:…
Ответ: 20см.
2. В треугольнике МРК угол Р прямой. Через вершину К проведен к его плоскости перпендикуляр КС. Найдите расстояние от точки С до вершин треугольника и до прямой МР, если МК = 20см, МР = 12см, КС = 16см.
План решения
№ 2.1)Расстоянием от точки С до прямой МР будет отрезок СР, потому что СРРМ. Докажем это:…
2)РК найдем по теореме Пифагора из РМК:…
3)РС найдем по теореме Пифагора из РСК:…
4)МС найдем по теореме Пифагора из СМК:…
Ответ: 16см; 4см
3. Отрезок, длина которого равна 17см, не имеет общих точек с плоскостью . Найдите длину его проекции на эту плоскость, если концы отрезка удалены от плоскости на 10см и 18см.
План решения
№ 3. Разбейте трапецию на треугольник и прямоугольник. Примените теорему Пифагора, вычислив недостающие элементы.
Ответ: 15 см.
4.Точка К удалена от каждой вершины прямоугольника на 17см. Вычислите расстояние от точки К до его плоскости, если стороны равны 9см и 5см.
План решения
№ 4 1) По теореме Пифагора найди длину диагонали
2) Найди половину диагонали (почему?)
3) По теореме Пифагора найди высоту КО (почему?)
Ответ: 15смс
Решение задач без плана решения.
1.Точка S одинаково удалена от всех вершин квадрата АВСD. АS = 30см. Расстояние от точки S до плоскости квадрата АВСD равна 24см. Найдите сторону квадрата.
Ответ: 18см
2.Из вершины правильного треугольника АВС восстановлен перпендикуляр к плоскости треугольника АМ, АМ = 4см. Найти расстояние от точки М до стороны ВС, если АВ=5см.
1.Точка R одинаково удалена от всех сторон ромба на расстоянии 25см. Найти расстояние от точки R до плоскости ромба, если его сторона равна 60см, а острый угол равен 300.
2.Из вершины прямоугольника АВСD восстановлен перпендикуляр к его плоскости АМ. Найти расстояние от точки М до плоскости прямоугольника, если расстояние от точки М до стороны ВС равно 15см, а его диагональ равна 8см и составляет с большей стороной угол 300.
Ответ: см
1.Точка О одинаково удалена от всех вершин квадрата и находится на расстоянии 12м от плоскости квадрата. Найти расстояние от точки О до вершин квадрата, если сторона квадрата равна 10см.
Ответ: см
2.Точка F удалена от всех сторон ромба на расстоянии 25см. Найти расстояние от точки F до плоскости ромба, если его сторона равна 60см, а острый угол равен 300.
Самостоятельная работа
1 Вариант
1. Найдите квадрат расстояния между вершинами B и D1 прямоугольного параллелепипеда, для которого AB=4, AD=6, AA1=5
2. Найдите расстояние между вершинами B и D прямоугольного параллелепипеда, для которого AB=6, AD=8, AA1=3
2 Вариант
1. Найдите расстояние между вершинами B и D прямоугольного параллелепипеда, для которого AB=5, AD=12, AA1=5
2. Найдите квадрат расстояния между вершинами D и B1 прямоугольного параллелепипеда, для которого AB=7, AD=7, AA1=4
VII. Итог урока.
Выставление оценок в лист самооценки
Подведение личных результатов работы
VIII. Домашнее задание.
Т Е С Т
по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей» 10 класс.
1.Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к третьей прямой , то как расположена вторая прямая по отношению к третьей ?
а) параллельна б) перпендикулярна
в) скрещивается г) совпадают
2.Если две прямые перпендикулярны к плоскости , то как они расположены по отношению друг к другу ?
а) параллельны б) перпендикулярны
в) скрещиваются г) пересекаются
3.Если прямая перпендикулярна к двум пересекающимся прямым , лежащим в плоскости , то как расположена эта прямая по отношению к плоскости ?
а) параллельна плоскости б) перпендикулярна к плоскости
в) лежит в плоскости
4.Прямая а параллельна плоскости α , а прямая bперпендикулярна к этой плоскости. Как расположены прямые а и b ?
а) параллельны б) перпендикулярны
в) скрещиваются г) совпадают
5.Сколько прямых , перпендикулярных к данной плоскости проходит через данную точку пространства ?
а) одна б) две
в) ни одной г) бесконечное множество
6.Если одна из двух плоскостей проходит через прямую, перпендикулярную к другой плоскости , то как расположены такие плоскости ?
а) параллельны б) перпендикулярны
в) скрещиваются г) совпадают
7.Сколько двугранных углов имеет параллелепипед ?
а) четыре б) восемь
в) десять г) двенадцать
8.Диагональ квадрата перпендикулярна к некоторой плоскости . Как расположена другая диагональ квадрата по отношению к этой плоскости ?
а) параллельна плоскости б) перпендикулярна к плоскости
в) лежит в плоскости г) пересекает плоскость
9.Каждая из плоскостей α и β перпендикулярна к плоскости γ . Каково взаимное расположение плоскостей α и β ?
а) параллельны б) перпендикулярны
в) совпадают г) скрещиваются
10.Что больше: перпендикуляр, проведенный из данной точки к плоскости или наклонная проведенная из той же точки к этой плоскости ?