Вводный урок геометрии в 7-м классе "Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения"
Тип: комбинированный, с применением компьютерных технологий.
Ребята вы изучали математику с 1 по 6 класс, а с 7 класса математика разделилась на два предмета- это алгебра и геометрия. Сегодня вводный урок. Мы узнаем, что изучает геометрия, познакомимся с основными геометрическими фигурами: точка, прямая, отрезок.
Тема урока: « Прямая, точка, отрезок»
Предметные умения.
Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержанием, имеют представление об основных изучаемых понятиях как важнейших геометрических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные математические процессы и явления.
Познавательные: владеют первоначальными сведениями об идеях и о методах математики как универсального языка и техники, о средствах моделирования явлений и процессов.
Регулятивные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей.
Коммуникативные: умеют находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем.
Личностные: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики.
План урока.
Вводное слово учителя (слайды № 1, 2).
Рассказ учителя об истории возникновения и развитии геометрии
(слайд № 3), об основоположниках геометрии (слайд № 4, 5).
Повторение известных геометрических фигур (слайд № 6).
Введение основных геометрических фигур на плоскости и решение задач (слайды № 7,8).
Рассказ о чертежных инструментах, необходимых на уроках геометрии (слайд № 9).
Вводное слово. Великий французский архитектор Ле Корбюзье в начале
XX века сказал: «Никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрия». Действительно, мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира вам поможет новый предмет – геометрия.
А ученый Галилео Галилей сказал:
«Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать».
Любой предмет имеет свою историю и давайте послушаем историю возникновения геометрии.
2. История возникновения геометрии.
Как возникла геометрия? Как сказал Эвдем Родосский: «Геометрия была открыта египтянами и возникла при измерении земли. Это измерение было им
необходимо вследствие разлития Нила, постоянно смывавшего границы. Нет ничего необычного в том, что эта наука, как и другие, возникла из потребностей человека». Значит, геометрия возникла из практической деятельности людей.
Нужно было сооружать жилища, храмы, проводить дороги, оросительные каналы, устанавливать границы земельных участков и определять их размеры.
В переводе с греческого слово «геометрия» означает «землемерие»
(«гео» - земля, «метрио» - мерить). Удовлетворяя свои эстетические потребности, люди украшали орнаментами свое жилище, одежду. Овладевая окружающим миром, люди знакомились с геометрическими формами, они стали учиться измерять площади, длины, объемы.
Занятия людей в древности:
Строительство храмов и домов;
Украшение орнаментом посуды и жилищ;
Разметка земли, измерение расстояний и площадей, объемов сосудов.
За несколько столетий до нашей эры в Вавилоне, Китае, Египте, Греции уже существовали начальные геометрические знания, которые добывались опытным путем, а затем систематизировались. Первым, кто начал получать новые геометрические факты при помощи рассуждений, был древнегреческий математик Фалес (6 век до нашей эры). Постепенно геометрия становится наукой. С V века до нашей эры начинается попытка греческих ученых привести геометрические факты в систему. Сочинение греческого ученого Евклида «Начала» почти 2000 лет было основной книгой, по которой изучали геометрию. Геометрия, изложенная в ней, стала называться евклидовой геометрией.
«В геометрии нет царских дорог»
Евклид – известный древнегреческий математик, родился в Афинах около 325 г. до н.э, был учеником Платона. В г.Александрия организовал математическую школу. Основная его работа «Начала», в которой он обработал все предыдущие достижения греческих математиков и создал фундамент для ее дальнейшего развития. Евклид сам сформулировал V постулат (аксиому) о параллельных прямых. Другие его работы:
«Данные».
«Явления».
«Оптика».
«Сечения канона».
Основоположники геометрии:
Платон основал школу, девиз которой «Не знающие геометрии не допускаются!»
(2400 лет назад).
Фалес Милетский (640-548 г.до н.э.).Евклид (III в. до н.э.).Пифагор (VI в до н.э.)
Рене Декарт (17 век).
Повторить известные геометрические фигуры и сформулировать определение планиметрии.
Что же изучает геометрия?
Геометрия изучает фигуры на плоскости и в пространстве.
Отрезок, луч, прямая, угол, окружность, круг, треугольник, квадрат – все эти фигуры являются плоскими, т. е. целиком укладываются на плоскости.
Раздел геометрии, изучающий свойства фигур на плоскости, называется планиметрией ("планум" – плоскость, "метрио" – измеряю).
Шар, куб, параллелепипед, конус, цилиндр, – это объемные фигуры, а вернее сказать – тела. Их изучает раздел геометрии – стереометрия.
Мы с вами начинаем изучать геометрию с плоских фигур
Введение основных фигур на плоскости.
Самое большое здание складывается из маленьких кирпичиков, так и сложные геометрические фигуры составляются из простейших фигур. Одна из них – точка.«Точка есть то, что не имеет частей» Евклид.
Точка – результат мгновенного касания, укол. (Работа у доски)
Точка обозначается: А, В, С… - большие буквы латинского алфавита
Прямая. Она безгранична, на рисунке изображается только часть прямой.
Прямая МР или а – одна маленькая буква латинского алфавита или две большие.
Задания по готовому чертежу (слайд № 8):
Назовите (двумя способами) прямые, изображенные на чертеже.
Назовите точки на чертеже.
Назовите точки, лежащие на прямой а (n).
Назовите точки, не лежащие на прямой а (n).
Назовите точки, не лежащие ни на прямой а, ни на прямой n.
определение отрезка
Отрезок – часть прямой ограниченная двумя точками. Эти точки называются концами отрезка.
Аксиома параллельности (работа с учебником)
Пересечение прямых
Рассказать о чертежных инструментах, необходимых на уроках геометрии.
Практическая работа ( работа в группах)
1 группа – начертить прямую АВ,
Отметить точку М, принадлежащую прямой АВ
Отметить точку К не принадлежащую прямой АВ
Начертить прямую СД, пересекающую прямую АВ
2 группа – начертить отрезок АВ
Отметить точку К не принадлежащую прямой АВ
Начертить отрезок СД, пересекающий отрезок АВ
Отметить точку М принадлежащую отрезку АВ
Сравнить.
Физкультминутка.
IV. Занимательная часть урока.
Ребята, давайте немного пофантазируем и попробуем на альбомных листах с помощью геометрических фигур, таких как отрезок, квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, изобразить человечка: худого, толстого, грустного.