Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности | Приветствие обучающихся | |
Слайд 1 Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что знаем и постарались открыть новые секреты в нашей удивительной стране «Геометрия». Для этого мы настроимся на урок, так как задания, которые я предложу, требуют внимания, дисциплины, знания формул, свойств и быстрых вычислительных навыков. | |
Слайд 2 «Знания усваиваются только в ходе собственной работы обучаемого с этими знаниями» Л.С. Выготский Эпиграф урока, как понимаете эти слова? | Объясняют смысл эпиграфа |
Проверка домашней работы | 1.Радиус основания конуса 3 м, высота 4 м. Найдите образующую. | Ответ: 5 м |
2.Образующая конуса L наклонена к плоскости основания под углом в 300. Найдите высоту. | Ответ:1/2 L |
3.В прямоугольном треугольнике АВС, (рисунок), В = 600, ВС = 1. Найдите длину катета АС, используя теорему Пифагора. | Ответ: |
4. MNK прямоугольный (рисунок), К = 450, катет KN = 8. Найдите длину катета MN. | Ответ: 8 |
5.Высота конуса равна 6, радиус основания равен 8. Найдите боковую поверхность. | Ответ: 80П |
Актуализация знаний. Устная работа | Слайд 3 Задания на повторение из егэ | |
Площадь боковой поверхности цилиндра 15П, а высота - 3. Найти диаметр основания. | Ответ: 5 |
Основанием прямой треугольной призмы служит прямоугольник с катетами 6 и 8. Площадь её поверхности равна 288. Найти высоту призмы. | Ответ: 12 |
На доске фигуры (треугольник, параллелограмм, квадрат, трапеция, прямоугольник, ромб) из бумаги и карточки с формулами для вычисления площадей этих фигур. | |
Назовите фигуры. | Треугольник, параллелограмм, квадрат, трапеция, прямоугольник, ромб. |
Как их можно назвать одним словом? | Многоугольники. |
Соотнесите фигуры и формулы площадей. | ; ; ; ; ; ; ; |
Какая из формул подходит для вычисления площади пола комнаты? | ; |
Слайд 4 Н а рисунке изображены различные геометрические тела. Какие из них являются многогранниками? | Ответ: 2 – пирамида, 3 - 5-тиугольная призма. |
| Слайд 5 Повторим формулы площади поверхностей геометрических тел. Карточки - таблички с формулами | |
Целеполагание и построение проекта | Слайд 6 Ребусы | Три + зима = призма Кубок = куб Пирог + рама + еда = пирамида |
О чем же пойдет речь на нашем уроке? | О многогранниках. |
Какие многогранники знаете? | Пирамида, параллелепипед, куб, призма, тетраэдр, икосаэдр, октаэдр, додекаэдр. |
Фронтальный опрос: Как называется фигура, состоящая из двух равных многоугольников, лежащих в параллельных плоскостях, и n - параллелограммов? | Призма |
Как называются стороны граней многогранника? | Ребра |
Как называется отрезок, соединяющий две вершины, не принадлежащие одной грани? | Диагональ многогранника |
У какой призмы боковые ребра перпендикулярны к основаниям? | Прямая призма |
Как называется высота боковой грани правильной пирамиды? | Апофема |
Какой многоугольник лежит в основании правильной призмы? | Правильный многоугольник |
Какая фигура является боковой гранью призмы? | Параллелограмм |
Приведите примеры предметов из окружающего мира, которые имеют вид призм. | Коробка, ящик, шкаф…. |
Слайд 7 Какие еще объемные тела мы изучали на уроках геометрии? | Шар Конус Цилиндр |
Чем отличаются многоугольники от многогранников? | Объемом. |
Как вы думаете, какова тема нашего урока? | Объемы тел. |
Слайд 8 Какую цель поставим перед собой? | |
А для чего вам, как будущим учителям начальных классов, уметь находить объём данных геометрических тел? | Пригодится в повседневной жизни, например, при выполнении ремонта, посмотреть учебники из начальной школы на данную тему |
Что называется площадью многоугольника? | Площадь многоугольника – это положительная величина той части плоскости, которую занимает многоугольник. |
Что такое объём тела? | |
Понятие объема тела вводится по аналогии с понятием площади плоской фигуры. Из курса планиметрии известно, что каждый многоугольник имеет площадь, которая измеряется с помощью выбранной единицы измерения площадей. В качестве единицы измерения площадей обычно берут квадрат, сторона которого равна единице измерения отрезков. Слайд 9 Аналогично будем считать, что каждое из рассматриваемых нами тел имеет объем, который можно измерять с помощью выбранной единицы измерения объемов. | Объем тела – это положительная величина той части пространства, которую занимает геометрическое тело. |
В чем измеряется площадь плоских фигур? | За единицу измерения площадей берут квадрат, сторона которого равна единице измерения отрезков. |
Какие единицы измерения площадей вы уже знаете? | 1 км2, 1 м2, 1 дм2, 1 см2, 1 мм2 , 1 а, 1 га и т.д. |
Что примем за единицу измерения объемов? | За единицу измерения объемов примем куб, ребро которого равно единице измерения отрезков. Куб с ребром 1 см называют кубическим сантиметром и обозначают см3. |
Какие единицы измерения объёма вы уже знаете? | 1 м3, 1 дм3, 1 см3 , 1 мм3 и т.д. |
Слайд 10 Процедура измерения объемов тел аналогична процедуре измерения площадей. При выбранной единице измерения объем каждого тела выражается положительным числом, которое показывает, сколько единиц измерения объемов и частей единицы содержится в данном теле. | |
Слайд 11 Мы с вами уже знакомы из курса планиметрии со свойствами площадей. Давайте вспомним первое свойство: (ученики используют подсказку на слайде). | Свойство 1: - Равные многоугольники имеют равные площади. |
Мы с вами можем сформулировать первое свойство объема тел, используя в качестве подсказки рисунок слайда. | Равные тела имеют равные объемы. |
Равенство двух фигур, в частности двух тел, в стереометрии определяется так же, как и в планиметрии: два тела называются равными, если их можно совместить наложением. | |
Слайд 12 Рассмотрим еще одно свойство объемов. Для этого мы вспомним второе свойство из курса планиметрии: (ученики используют подсказку на слайде). | Свойство 2: – Если многоугольник составлен из нескольких многоугольников, то его площадь равна сумме площадей этих многоугольников. SF = SF1+ SF2+ SF3 + SF4 |
Итак, давайте выведем второе свойство объема. | Если тело составлено из нескольких тел, то его объем равен сумме объемов этих тел. VF = VF1 + VF2 |
Слайд 13 Мы с вами вспомнили некоторые свойства из курса планиметрии и рассмотрели 2 свойства объемов. Сформулируйте – какие фигуры называются равновеликими? | Равновеликими называются геометрические фигуры, имеющие равные площади SF = SF1 . |
Сформулируйте – какие тела называются равновеликими? | Равновеликими называются тела, объемы которых равны VF= VF1 |
Освоение новых знаний | Слайд 14 Каждое тело занимает часть пространства: кирпич – больше, чем карандаш. Чтобы можно было сравнивать такие части пространства, вводят понятие объема. В повседневной жизни нам часто приходится определять объемы различных тел. Например, коробки, банки. В житейской практике единицами объема служили меры емкости, используемые для хранения сыпучих и жидких тел. Среди них английские меры: Бушель – 36,4 дм3 Галлон – 4,5 дм3 Баррель (сухой) – 115,628 дм3 Баррель (нефтяной) – 158,988 дм3 Английский баррель для сыпучих веществ - 163,65 дм3. Меры когда-то, применявшиеся в России: Ведро – 12 дм3 Бочка – 490 дм3 Поиск формул, позволяющих вычислять объемы различных тел, был долог. В древнеегипетских папирусах, в вавилонских клинописных табличках встречаются правила для нахождения объема усеченной пирамиды, но не сообщаются правила для вычисления объема полной пирамиды. Определять объемы призмы, пирамиды, цилиндра и конуса умели древние греки еще задолго до Архимеда. Но только он имел общий метод, позволяющий определить любую площадь или объем. Идеи Архимеда легли в основу интегрального исчисления. Сам ученый определил с помощью своего метода площади и объемы почти всех тел, которые рассматривались в античной математике. На могильной плите Архимеда, как завещал ученый, был изображен цилиндр с вписанным шаром, а эпитафия говорила о величайшем открытии Архимеда – о том, что объемы этих тел относятся как 3 : 2. А о достоверности этой задачи чуть позже, когда рассмотрим тему объема шара. |
Слайд 15 В курсе математики 5-го класса мы с вами уже познакомились с прямоугольным параллелепипедом. Давайте воспользуемся чертежом и вспомним основные элементы прямоугольного параллелепипеда и формулы уже известные нам. Следствие 1: Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению площади основания на высоту. | Измерения – а – длина; b – ширина; с – высота. Известные формулы: V = a.b.c Sосн = a.b V = Sосн.H |
| Слайд 16 А как называется прямоугольный параллелепипед у которого все измерения равны? Длина куба а = а; ширина в = а; высота с = а. Подставим имеющиеся данные в формулу V=a.b.c в результате чего мы получаем: | К уб V = a.а.а = а3 V = а3 |
Слайд 17 А сейчас мы рассмотрим прямую призму, основанием которой является прямоугольный треугольник. | По модели треугольной призмы вывести формулу для вычисления объёма данной призмы. |
| Какое свойство вам известно о прямой призме, основанием которой является прямоугольный треугольник? | Прямая призма, основанием которой является прямоугольный треугольник, образуется путем разрезания прямоугольного параллелепипеда на две равные части. |
Самостоятельно определить формулу для нахождения объема прямой призмы Следствие 2 – Объем прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник, равен произведению основания на высоту. | Достроим данную треугольную призму до параллелепипеда Vпр= 1/2Vпар = 1/2Sосн • H=1/2•2SпрH = SпрH или |
| Слайд 18 Задача. Диагональ правильной четырёхугольной призмы равна 3,5 см, а диагональ боковой грани 2,5 см. Найдите объём призмы. | Дано: ABCDA1B1C1D1 – прав. призма, AC1 = 3,5 см, BC1 = 2,5 см. Найти V. Решение. Так как ABCDA1B1C1D1 – прав. призма, то ABCD – квадрат, т. е. угол ABC – прямой. По теореме о трёх перпендикулярах BC1 ┴ AB. Из треугольника ABC1 Найдём сторону основания см. Площадь основания равна 6 см2. Из треугольника BCC1 найдём высоту CC1. см. Итого V = SH = 6▪0,5 = 3 см3. Ответ: 3 см3. |
Опыт 1 Демонстрируются 2 сосуда: один имеющий форму призмы, другой форму – пирамиды. Следствие 3: Объем любой пирамиды равен одной трети произведения площади основания на высоту. Или Слайд 19 Опыт 2 А сейчас мы с вами найдем объем пирамиды. Достроим пирамиду ABCS до призмы. 1. Пусть SABC – треугольная пирамида с вершиной S и основанием АВС. 2. Дополним эту пирамиду до треугольной призмы с тем же основанием и высотой. 3. Эта призма составлена из трех пирамид: 1) данной пирамиды SABC. 2) пирамиды SCC1B1. 3) и пирамиды SCBB1. 4. У второй и третьей пирамид равные основания СС1В1 и В1ВС и общая высота, проведенная из вершины S к грани параллелограмма ВВ1С1С. Поэтому у них равные объемы. 5. У первой и третьей пирамид тоже равные основания SAB и BB1S и совпадающие высоты, проведенные из вершины С к грани параллелограмма АВВ1S. Поэтому у них тоже равные объемы. Значит, все три пирамиды имеют один и тот же объем. Так как сумма этих объемов равна объему призмы, то объемы пирамид равны Sосн•H/3. | Переливая воду из сосуда – пирамиды в сосуд – призму, учащиеся убеждаются , что ёмкость сосуда – пирамиды примерно в три раза меньше ёмкости сосуда – призмы: Vпир=⅓Vпр =⅓Sосн·H. |
| Слайд 20 Задача. Найдите объем правильной четырехугольной пирамиды, высота которой равна 12 см, а сторона основания 13 см. | Решение: V= Sосн . H ABCD – квадрат SABCD = a2 SABCD = 132 = 169 V = •169 . 12 = 676 (см3) Ответ: Объем правильной четырехугольной пирамиды равен 676 см3 . |
| Объем, какой пирамиды нам нужно ещё посмотреть? | Усечённая пирамида |
Слайд 21 Каким путём получается усечённая пирамида от обычной пирамиды? | Отсечением от неё меньшей пирамиды |
Можете найти объём усечённой пирамиды? | У чебник с. 152 Следствие 4: объём усеченной пирамиды, высота которого равна H, а площади оснований S и S1 , вычисляется по формуле |
Какие тела вращения вы знаете? | Цилиндр, конус, усеченный конус, сфера и шар |
Слайд 22 Давайте выведем с вами формулу для нахождения объема цилиндра. Вспомним обозначения и уже известные нам формулы, которые мы применяли для нахождения элементов цилиндра. | Обозначения: R – радиус основания. H – высота. L – образующая. L= H V – объем цилиндра. Sосн = ПR2 |
Следствие 5: Объем цилиндра равен произведению площади основания на высоту. | V = ПR2H V = Sосн .H |
Слайд 23 Назовите мне фигуру вращения, которую вы видите на данном слайде? | Конус |
Давайте вспомним основные обозначения конуса и все уже известные нам формулы, которые мы применяем при решении задач на нахождение элементов конуса. | Обозначения: R – радиус основания. L – образующая конуса. H – высота. V – объем. |
| Пирамида вписана в конус, если ее основания вписаны в основания конуса и пирамида описана около конуса, если ее основания описаны около оснований конуса. Ясно, что высота любой пирамиды, вписанной в конус или описанной около него равна высоте самого конуса. Так как мы уже знаем с вами, что объем пирамиды равен: V пирамиды = Sосн .H Тогда и Vконуса = Sосн .H , а в основании конуса лежит круг, то Sосн = ПR2 Поэтому V= ПR2Н | Следствие 6: Объем конуса равен одной трети произведения площади основания на высоту. |
Слайд 24 В учебнике на с. 153 рассмотрим вычисление объёма усечённого конуса. | Следствие 7: Объем усечённого конуса, высота которого равна H, а площади оснований равны S и S1 , вычисляется по формуле V = H•(S+S1+S•S1) |
| Слайд 25 Это интересно «Где еще встречается понятие конуса?» (межпредметные связи). | В геологии существует понятие «конус выноса». Это форма рельефа, образованная скоплением обломочных пород (гальки, гравия, песка), вынесенными горными реками на предгорную равнину или в более плоскую широкую долину. В биологии есть понятие «конус нарастания». Это верхушка побега и корня растений, состоящая из клеток образовательной ткани. «Конусами» называется семейство морских моллюсков подкласса переднежаберных. Раковина коническая (2–16 см), ярко окрашенная. Конусов свыше 500 видов. Живут в тропиках и субтропиках, являются хищниками, имеют ядовитую железу. Укус конусов очень болезнен. Известны смертельные случаи. Раковины используются как украшения, сувениры. В физике встречается понятие «телесный угол». Это конусообразный угол, вырезанный в шаре. Единица измерения телесного угла – 1 стерадиан. 1 стерадиан – это телесный угол, квадрат радиуса которого равен площади части сферы, которую он вырезает. Если в этот угол поместить источник света в 1 канделу (1 свечу), то получим световой поток в 1 люмен. Свет от киноаппарата, прожектора распространяется в виде конуса. |
Первичное закрепление | Проверь свои знания: Сформулируйте понятие объема. Сформулируйте основные свойства объемов тел. Назовите единицы измерения объема тел. Назовите формулу для измерения объема: – прямоугольного параллелепипеда; – объема куба; – объем прямой призмы; – объем пирамиды; – объем цилиндра – объем конуса. | |
Вопрос: изменится ли объем цилиндра, если радиус его основания увеличить в 2 раза, а высоту уменьшить в 4 раза? | Решение: V = ПR2H ; V= П(2R)2 . = П4R2. = ПR2. H Не изменится |
Основаниями двух пирамид с равными высотами являются четырехугольники с соответственно равными сторонами. Равны ли объемы этих пирамид? | Да, объёмы равны. |
Из каких тел состоит тело, полученное вращением равнобедренной трапеции вокруг большего основания? | Тело вращения будет состоять из трех тел: прямого цилиндра ВСС1В1 и двух равных конусов. |
Решение задач | Итак, мы с вами изучили объемы некоторых многогранников и тел вращения. Давайте с вами закрепим пройденный материал. Для его закрепления предлагаю вам решить несколько задач. Слайд 26 Задача 1. Три латунных куба с ребрами 3см, 4 см и 5 см переплавлены в один куб. Какое ребро у этого куба? | Решение: VF=VF1+VF2 +VF3 VF1=33 =27 (см3) VF2=43 =64 (см3) VF3=53 =125 (см3) VF=27+64 +125=216 (см3) VF=а3 а3=216 (см3) а= 6 (см) Ответ: ребро куба равно 6 см. |
Слайд 27 Задача 2. Найдите объем цилиндра, если радиус его основания равен 6см, а высота 8 см. | Решение: V = ПR2H V = П . 62 . 8 = 288П (см3) Ответ: объем цилиндра равен 288 П см3 . |
Тайм-аут на развитие пространственного воображения | Из каких геометрических фигур состоит это здание? Слайд 28 | Прямоугольный параллелепипед, правильная четырехугольная пирамида…… |
Слайд 29 Найдите объем пространственного креста, изображенного на рисунке и составленного из единичных кубов. | Ответ: 7 |
Решение задач | Слайд 30 Задача 3. Авиационная бомба среднего калибра дает при взрыве воронку диаметром 6 м и глубиной 2 м. Какое количество земли (по массе) выбрасывает эта бомба, если 1 м3 земли имеет массу 1650 кг? | Так как диаметр воронки 6 м и глубина 2 м, то радиус полученного конуса составляет 3 м, а высота – 2 м. Найдем объем конуса: 𝑉=,1-3.𝜋,𝑅-2.ℎ=,1-3.∙3,14∙9∙2=18,84 ,м-3. Масса выброшенной земли составляет кг 31 т. Ответ: 31 т |
Слайд 31 Задача 4. Найдите объем пирамиды, изображенной на рисунке. Ее основанием является многоугольник, соседние стороны которого перпендикулярны, а одно из боковых ребер перпендикулярно плоскости основания и равно 3. | Р ешение: Площадь основания пирамиды равна 27, высота равна 3. Следовательно, объем пирамиды равен 27. Ответ: 27 |
Решение задач с практическим содержанием | Слайд 32 3 группы – службы: служба экспертов санэпидемстанции служба метеорологов | Дети выбирают старшего эксперта или старшего метеоролога, которые будут объяснять решение задач |
Служба экспертов санэпидемстанции Содержание задачи: Классное помещение должно быть таким, чтобы на одного учащегося приходилось не менее 6м3 воздуха. Можно ли в кабинете с параметрами а = 8,5 м, b = 6м, с = 3,6м заниматься 30 учащимся, не нарушая санитарной нормы? | Решение: V = аbс или V = Sосн.· h V = 8,5 · 6 · 3,6 = 183,6(м3) 183,6 : 30 = 6,12(м3) воздуха приходится на одного учащегося. Заключение эксперта: Да, в кабинете можно заниматься 30 учащимся. |
Служба метеорологов 1 Содержание задачи: Суточное выпадение осадков составило 20 мм. Сколько воды выпало за сутки на треугольную (правильный треугольник) клумбу со стороной 6м? | Решение: Клумба представляет собой геометрическую фигуру – прямую треугольную призму, где h = 20 мм, тогда V = Sосн. · h 1) Sосн. = 2) h = 20 мм, 1 м = 1000 мм, 1мм = 0,001 м, тогда h = 0,02м 3) V = 15,3 · 0,02 = 0,306(м3) = 306(дм3) 4) 1 дм3 = 1 л (воды), тогда 306 дм3 = 306 литров воды Заключение «старшего метеоролога»: За сутки на клумбу выпало 306 литров осадков. |
| Служба метеорологов 2 Содержание задачи: По статистике на Земле ежегодно гибнет от разрядов молний 6 человек на 1 000 000 жителей (чаще в южных странах). Громоотвод образует конус безопасности. Будет ли защищен во время грозы дом высотой 6 м, шириной 8 м и длиной 7 м, если высота громоотвода 7 м, а угол между громоотводом и образующей конуса безопасности равен 60 ? | Решение: Составим математическую модель задачи. По определению тангенса 𝑡𝑔60°=,7/𝑅-., 𝑅=7: = 4 м ,𝑉-к.=,1-/3.𝜋 16∙7=21𝜋≈117 ,м-3. О бъем дома 𝑉- пар = 8•6•7= 336 Ответ: дом не будет защищен от грозы. |
Лабораторно-практическая работа | Выбрать любой многогранник, записать его название, измерить его параметры и вычислить объем ИЛИ предложенную задачу. | Учащиеся выполняют лабораторно-практическую работу. |
Сколько м3 воздуха в нашем кабинете? Ширина – Длина – Высота – А мы с вами не нарушаем санитарные нормы? | Вычисляют объем класса. |
| Историческая задача На надгробном камне могилы Архимеда в Сиракузах изображен цилиндр с вписанным в него шаром. Это символ открытия формул объёма шара и площади сферы, а также важного вывода, что объём шара, вписанного в цилиндр, в… раз меньше объёма цилиндра и что также относятся поверхности этих тел». Найдите это отношение. Чему равно отношение объёма шара к объёму цилиндра, если их радиусы равны? Делают вывод. | Р ешение: |
Итог | Итак, мы заканчиваем с вами знакомство с понятием объем, с некоторыми формулами для нахождения объема многогранников и тел вращения. С остальными формулами мы продолжим знакомство на следующих уроках стереометрии. | |
Какие величины повторяются во всех перечисленных формулах? | Высота. |
Что можете сказать про высоту прямой призмы. | Высота – это боковое ребро. |
Можно ли параллелепипед назвать призмой? А куб? | Да, это частные случаи призмы. |
Какие фигуры могут быть в основании призмы и пирамиды? | Треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник, параллелограмм, трапеция и др. плоские фигуры |
Может ли в основании параллелепипеда быть трапеция? | Нет, потому, что параллелепипед – это призма, в основании которой – параллелограмм |
Домашнее задание | Слайд 33 с. 127, №547 с. 144 № 648 (по рядам б,в,г ), №668 | |
Рефлексия | Слайд 34 сегодня я повторил… было интересно… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… меня удивило… урок дал мне для жизни… | |
| Слайд 35 Спасибо, ребята, вам всем за урок, Пусть все эти знанья будут вам впрок. Пусть вам пригодятся Все знанья объема, Когда вы ремонт Затеваете дома, Когда собираете в путь чемодан, Когда задвигаете в угол диван, Когда наливаете в банку воды, С объемом и площадью будьте на “ты”. Теперь говорю я вам всем “до свидания”, Окончен урок. Благодарю за вниманье. | Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. Китайская мудрость |
1. Выразить величину из формулы: называется формула объема цилиндра, объема конуса. Выразить высоту, радиус, образующую.
2.Что общего у цилиндра и валика для покраски, конуса и картиной Шишкина «Утро в сосновом бору»? (С древне греческого: цилиндр-валик, конус- сосновая шишка).