1. Учебник – Геометрия. 7 – 9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
2. Геометрия. Методические рекомендации. 7 клас. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. – М.: Просвещение, 2015
Предметные результаты освоения третьего года обучения учебного предмета «Математика (включая, геометрию)» должны отражать сформированность умений:
оперировать понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство, свойство, признак;
оперировать понятиями, связанными с основными фигурами на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол, длина отрезка, величина (мера) угла, вертикальные углы, смежные углы; углы, образованные пересечением двух прямых третьей, - односторонние, накрест лежащие, соответственные; параллельность и перпендикулярность прямых, отношение «лежать между» для точек, внутренняя область угла, угол между прямыми, перпендикуляр и наклонная; доказывать простейшие теоремы о взаимном расположении прямых на плоскости (свойства вертикальных и смежных углов, признаки и свойства параллельных прямых);
оперировать понятиями, связанными с треугольниками: треугольник, равнобедренный треугольник (основание, боковые стороны), равносторонний (правильный) треугольник, прямоугольный треугольник (катеты, гипотенуза); угол треугольника, внешний угол треугольника, медиана, высота, биссектриса треугольника;
оперировать понятиями, связанными с равенством фигур: равные фигуры, равные отрезки, равные углы, равные треугольники, признаки и свойства равнобедренного треугольника, признаки равенства треугольников, признаки равенства прямоугольных треугольников; доказывать некоторые теоремы (свойства равнобедренного треугольника, признаки равенства треугольников, в том числе прямоугольных);
использовать изученные геометрические понятия, факты и соотношения при решении задач; решать задачи на вычисление длин и углов; проводить доказательства несложных геометрических утверждений;
изображать плоские фигуры от руки, выполнять построения с помощью чертежных инструментов, электронных средств; изображать геометрические фигуры по текстовому или символьному описанию;
использовать свойства геометрических фигур и геометрические отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни; оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
Прямые и углы. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла.
Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярные прямые. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых.
Геометрическое место точек. Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.
Треугольник. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольников.
Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника.
Окружность и круг. Дуга, хорда.
Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение угла, равного данному; построение треугольника по трем сторонам; построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла.
Решение задач на вычисление, доказательство и построение с использованием свойств изученных фигур.
Длина отрезка. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Пример и контрпример.
Понятие о равносильности, следовании, употребление логических связок если …, то …, в том и только в том случае, логические связки и, или.
От землемерия к геометрии.
№ п/п | Урок № | Дата | Тема раздела /урока | Примечание |
Начальные геометрические сведения. 9ч + 1 |
| | 4.09 | Прямая и отрезок | п.1,2. Вопросы 1 – 3, № 4, 6, 7 |
| | 6.09 | Луч и угол | п. 3,4. Вопросы 4 – 6, № 12, 13 |
| | 11.09 | Сравнение отрезков и углов | п. 5, 6. Вопросы 7 – 11, № 18, 20, 23 |
| | 13.09 | Измерение отрезков | п. 7,8. Вопросы 12 – 13, № 24, 25, 28, 31(а), 33, 36 |
| | 18.09 | Измерение углов | п. 9,10. Вопросы 14 – 16, № 44, 47(а), 49, 50 |
| | 20.09 | Перпендикулярные прямые | п. 11 – 13. Вопросы 17 – 21, № 56, 61(а,б), 66(а), 68 |
| | 25.09 | Решение задач «Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы» | № 74, 75, 80, 82 |
| | 27.09 | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Начальные геометрические сведения» | Записи в тетради: задачи 1-4 |
| | 2.10 | Резервный урок | |
| | 4.10 | Контрольная работа № 1 по теме «Начальные геометрические сведения» | Работа над ошибками |
Треугольники. 15ч |
| | 9.10 | Первый признак равенства треугольников | п.14, вопросы 1,2, № 90, 92 |
| | 11.10 | Первый признак равенства треугольников | п. 15, вопросы 3 – 4, № 94, 95, 96 |
| | 16.10 | Первый признак равенства треугольников | п. 14, 15, № 97, 98, 99 |
| | 18.10 | Медианы, биссектрисы, и высоты треугольника | п.16-17, № 105(а), 106(а), 100 |
| | 23.10 | Равнобедренный треугольник, его свойства | п.18, вопросы 10-13, №108, 110, 112 |
| | 25.10 | Равнобедренный треугольник, его свойства | п.16-18, № 116, 117, 118, 119 |
| | 6.11 | Второй признак равенства треугольников | п.19, вопрос 14, № 122 – 125 |
| | 8.11 | Третий признак равенства треугольников | п.20, вопрос 15, № 135, 137, 138 |
| | 13.11 | Второй и третий признак равенства треугольников | п.20, № 140, 141, 142 |
| | 15.11 | Окружность | п.21, вопрос 16, № 144, 145, 147 |
| | 20.11 | Задачи на построение | п.22-23, вопросы 17-21, № 149, 152, 153, 154 |
| | 22.11 | Решение задач по теме «Треугольники» | № 156, 161, 164, 166 |
| | 27.11 | Решение задач по теме «Треугольники» | № 168, 170, 172, 174 |
| | 29.11 | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Треугольники» | № 180, 182, 184, 176 |
| | 4.12 | Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники» | Работа над ошибками |
Параллельные прямые. 10ч + 3 |
| | 6.12 | Признаки параллельности двух прямых | п.24-25, № 186, 187, 188 |
| | 11.12 | Признаки параллельности двух прямых | п.24-25, № 189, 190, 191 |
| | 13.12 | Резервный урок | |
| | 18.12 | Резервный урок | |
| | 20.12 | Резервный урок | |
| | 25.12 | Признаки параллельности двух прямых | п.26, вопрос 6, № 192, 193, 194, 195 |
| | 27.12 | Аксиома параллельных прямых | п.27-28, вопросы 7-11, № 196, 198, 200 |
| | 15.01 | Аксиома параллельных прямых | п.29, вопросы 12-15, № 204, 207, 209 |
| | 17.01 | Аксиома параллельных прямых | п.29, № 208, 210, 211, 212 |
| | 22.01 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | Задачи по готовым чертежам |
| | 24.01 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | Задачи 1-5 в тетради |
| | 29.01 | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Параллельные прямые» | Задачи 1-5 в тетради |
| | 31.01 | Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые» | Работа над ошибками |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. 18ч |
| | 5.02 | Сумма углов треугольника | П.30. Вопросы 1, 2. №-№ 224, 228а), 230 |
| | 7.02 | Сумма углов треугольника | П.31. №-№ 233, 234, 235 |
| | 12.02 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | П.32. Вопрос 6. №-№ 236, 237. |
| | 14.02 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | П.32. Вопросы 7-8. №-№ 242, 244, 245 |
| | 19.02 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | П.33. №250(а,в), 251, 239, 296 |
| | 21.02 | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | Задачи 1-5 в тетради |
| | 26.02 | Контрольная работа № 4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | Работа над ошибками |
| | 28.02 | Прямоугольные треугольники | п.34, вопросы 10,11, № 255, 256, 258 |
| | 4.03 | Прямоугольные треугольники | п.35, вопросы 12, 13, задачи по готовым чертежам |
| | 6.03 | Прямоугольные треугольники | п.35, № 262, 264, 265 |
| | 11.03 | Прямоугольные треугольники | п.36, № 268, 269, 270 |
| | 13.03 | Построение треугольника по трём элементам | п.37, вопросы 14-18, № 272, 277 |
| | 18.03 | Построение треугольника по трём элементам | п.38, вопросы 19,20, № 287, 289, 274 |
| | 20.03 | Построение треугольника по трём элементам | № 290, 291(б,г), 292(а), 280. |
| | 1.04 | Построение треугольника по трём элементам | № 293, 294, 295, 281 |
| | 3.04 | Решение задач «Построение треугольника по трём элементам» | № 314, 315, 317 |
| | 8.04 | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | № 308, 309, 315(ж,з,и) |
| | 10.04 | Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольные треугольники» | Работа над ошибками |
Повторение. Решение задач. 7ч + 4 |
| | 15.04 | Повторение по теме «Начальные геометрические сведения» | Повторить главу II, вопросы 1-15, № 3, 10, 16, 20 |
| | 17.04 | Повторение по теме «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник» | № 324, 325, 327 |
| | 22.04 | Повторение по теме «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник» | Повторить главу III, вопрос 1-15, № 328-332 |
| | 24.04 | Повторение по теме «Параллельные прямые» | Повторить главу IV, опросы 1-18, № 333 |
| | 29.04 | Повторение по теме «Параллельные прямые» | № 335, 337 |
| | 6.05 | Повторение по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | Записать полное решение задач № 11, 13 |
| | 8.05 | Повторение по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | Записать полное решение задач № 15, 18 |
| | 13.05 | Резервный урок | |
| | 15.05 | Резервный урок | |
| | 20.05 | Резервный урок | |
| | 22.05 | Резервный урок | |
Итого | Часов по плану | 67 |
Рабочих уроков | 54 |
Резервных уроков | 8 |
Контрольных работ | 5 |