Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 7-9 класс»
Рабочая программа
Учебный предмет: геометрия
Классы: 7-9
Учитель (ФИО): Илатовская ИринаАнатольевна
Составлена на основе УМК:
Авторы - Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И.
УМК:
- - Геометрия 7-9 Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. - Москва Просвещение 2017
Планируемые предметные результаты
1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
3) умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
5) знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
6) умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
оперировать понятиями, связанными с основными фигурами на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол, длина отрезка, величина (мера) угла, вертикальные углы, смежные углы; углы, образованные пересечением двух прямых третьей, – односторонние, накрест лежащие, соответственные; параллельность и перпендикулярность прямых, отношение «лежать между» для точек, внутренняя область угла, угол между прямыми, перпендикуляр и наклонная; доказывать простейшие теоремы о взаимном расположении прямых на плоскости (свойства вертикальных и смежных углов, признаки и свойства параллельных прямых);
оперировать понятиями, связанными с равенством фигур: равные фигуры, равные отрезки, равные углы, равные треугольники, признаки и свойства равнобедренного треугольника, признаки равенства треугольников, признаки равенства прямоугольных треугольников; доказывать некоторые теоремы (свойства равнобедренного треугольника, признаки равенства треугольников, в том числе прямоугольных);
использовать изученные геометрические понятия, факты и соотношения при решении задач; решать задачи на вычисление длин и углов; проводить доказательства несложных геометрических утверждений;
изображать плоские фигуры от руки, выполнять построения с помощью чертежных инструментов, электронных средств; изображать геометрические фигуры по текстовому или символьному описанию;
использовать свойства геометрических фигур и геометрические отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни; оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов
8 класс
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
оперировать понятиями: многоугольник, четырехугольник, параллелограмм, ромб, прямоугольник; трапеция; средняя линия треугольника, трапеции; изображать изучаемые фигуры от руки, с помощью чертежных инструментов и электронных средств; оперировать понятиями: подобие фигур, подобные треугольники; распознавать подобие фигур в окружающем мире; решать задачи с применением изученных фактов и простейших свойств фигур; решать задачи на нахождение геометрических величин; проводить доказательства несложных геометрических утверждений;
оперировать понятиями: синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника; знать значения синуса, косинуса и тангенса углов 30°, 45°, 60°;
оперировать понятиями: окружность, круг, диаметр, круговой сектор; центральный угол, поворот; вписанный угол, вписанная в треугольник окружность, описанная около треугольника окружность, касательная к окружности; изображать изучаемые конфигурации, случаи взаимного расположения прямой и окружности, двух окружностей от руки, с помощью чертежных инструментов, электронных средств;
оперировать понятиями: площадь фигуры; использовать формулы площади параллелограмма, треугольника и трапеции для решения задач; использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического содержания; применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях; вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, вычислять площади и применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.
- овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование.
- вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников.
9 класс
Обучающийся научится:
Обучающийся научится:
оперировать понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство; распознавать логически некорректные высказывания; приводить примеры и контрпримеры; строить высказывания, отрицания высказываний; проводить доказательства несложных утверждений;
оперировать понятиями: вектор, равенство векторов, коллинеарность векторов, сумма векторов, произведение вектора на число; параллельный перенос; использовать векторы и скалярное произведение векторов для решения простейших задач, в том числе задач из физики;
оперировать понятиями: правильный многоугольник; длина окружности, площадь круга, площадь кругового сектора; решать задачи с применением простейших свойств фигур; решать задачи на нахождение геометрических величин (длины, площади); использовать свойства геометрических фигур и применять формулы для решения задач практического содержания; оперировать понятиями движение плоскости (параллельный перенос, центральная и осевая симметрия, поворот), преобразование подобия;
применять теорему косинусов и теорему синусов, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях; вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков и в помещениях в простейших случаях; выбирать подходящий метод для решения изученных типов математических задач; используя известные методы, проводить геометрические доказательства, опровергать ложные высказывания, в том числе с помощью контрпримеров;
приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства; описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки; знать примеры математических открытий и их авторов в связи с отечественной и всемирной историей.
- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».
- овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство; приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых; приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисление и доказательство».
- овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство; приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на вычисление и доказательство».
Содержание учебного предмета
7 класс
Геометрические фигуры. Прямые и углы. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярные прямые. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Перпендикуляр и наклонная к прямой.
Треугольник. Высота, медиана, биссектриса. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Геометрические преобразования. Понятие о равенстве фигур. Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение треугольника по трём сторонам; построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла. Решение задач на вычисление, доказательство и построение
Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Периметр многоугольника.
Элементы логики. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Пример и контрпример.
Геометрия в историческом развитии. От землемерия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес. Архимед. Построение правильных многоугольников. Трисекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. История числа π. Золотое сечение. «Начала» Евклида. JI.Эйлер. Н. И. Лобачевский. История пятого постулата. Изобретение метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Р. Декарт и П. Ферма. Примеры различных систем координат на плоскости.
Геометрия и искусство. Геометрические закономерности окружающего мира. Астрономия и геометрия. Что и как узнали Анаксагор, Эратосфен и Аристарх о размерах Луны, Земли и Солнца. Расстояния от Земли до Луны и Солнца. Измерение расстояния от Земли до Марса.
Контрольные работы:
Контрольная работа №1 по теме: «Начальные геометрические сведения»
Контрольная работа №2 по теме: «Треугольники»
Контрольная работа №3 по теме: «Параллельные прямые»
Контрольная работа №4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
Контрольная работа №5 по теме: «Прямоугольный треугольник»
Промежуточная аттестация. Контрольный тест
8 класс
Геометрические фигуры. Серединный перпендикуляр к отрезку. Геометрическое место точек. Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.
Треугольник. Теорема Фалеса. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0 до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Замечательные точки треугольника.
Четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции.
Окружность и круг. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный угол, вписанный угол, величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Вписанные и описанные многоугольники. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Геометрические преобразования. Понятие о движении: осевая и центральная симметрии.
Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка на п равных частей. Решение задач на вычисление, доказательство и построение
Понятие площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Площадь многоугольника. Площадь круга и площадь сектора. Соотношение между площадями подобных фигур. Решение задач на вычисление и доказательство с использованием изученных формул.
Геометрия в историческом развитии. От землемерия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес. Архимед. Построение правильных многоугольников. Трисекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. История числа π. Золотое сечение. «Начала» Евклида. JI.Эйлер. Н. И. Лобачевский. История пятого постулата. Изобретение метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Р. Декарт и П. Ферма. Примеры различных систем координат на плоскости.
Геометрия и искусство. Геометрические закономерности окружающего мира. Астрономия и геометрия. Что и как узнали Анаксагор, Эратосфен и Аристарх о размерах Луны, Земли и Солнца. Расстояния от Земли до Луны и Солнца. Измерение расстояния от Земли до Марса.
Контрольные работы:
Контрольная работа №1 по теме: «Четырехугольники»
Контрольная работа №2 по теме: «Площади»
Контрольная работа №3 по теме: «Признаки подобия треугольников»
Контрольная работа №4 по теме: «Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.»
Контрольная работа №5 по теме: «Окружность»
Промежуточная аттестация. Контрольный тест
9 класс
Наглядная геометрия. Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.
Треугольник. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Решение треугольников: теорема косинусов и теорема синусов. Замечательные точки треугольника.
Окружность и круг. Вписанные и описанные многоугольники. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Геометрические преобразования. Понятие о движении: осевая и центральная симметрии, параллельный перенос, поворот. Понятие о подобии фигур и гомотетии. Решение задач на вычисление, доказательство и построение
Измерение геометрических величин. Длина окружности, число тс; длина дуги окружности.
Понятие площади плоских фигур. Площадь многоугольника. Решение задач на вычисление и доказательство с использованием изученных формул.
Координаты. Уравнение прямой. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение окружности.
Векторы. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Коллинеарные векторы. Координаты вектора. Умножение вектора на число, сумма векторов, разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Скалярное произведение векторов.
Контрольные работы:
Контрольная работа №1 по теме: «Векторы»
Контрольная работа №2 по теме: «Метод координат»
Контрольная работа №3 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.»
Контрольная работа №4 по теме: «Длина окружности и площадь круга»
Контрольная работа №5 по теме: «Движения»
Промежуточная аттестация. Контрольный тест
Тематическое планирование.
7 класс.
№
урока
Тема урока
Количество часов
Глава 1. Начальные геометрические сведения. 7 часов
1
§1.Прямая и отрезок.
1
2
§2. Луч и угол.
1
3
§3. Сравнение отрезков и углов.
1
4
§4. Измерение отрезков.
1
5
§5. Измерение углов.
1
6
§6. Перпендикулярные прямые
1
7
Контрольная работа №1 по теме: «Начальные геометрические сведения».
1
Глава 2. Треугольники. 14 часов.
8
Треугольник.
1
9
Первый признак равенства треугольников.
1
10
Решение задач
1
11
Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
1
12
Равнобедренный треугольник.
1
13
Свойства равнобедренного треугольника.
1
14
Второй признак равенства треугольников.
1
15
Третий признак равенства треугольников.
1
16
Решение задач.
1
17
Окружность.
1
18
Задачи на построение.
1
19
Решение задач.
1
20
Урок повторения и обобщения.
1
21
Контрольная работа №2 по теме: «Треугольники».
1
Глава3. Параллельные прямые. 9 часов.
22
Определение параллельных прямых.
1
23
Признаки параллельности двух прямых.
1
24
Решение задач
1
25
Об аксиомах геометрии.
1
26
Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.
1
27
Углы с соответственно параллельными или перпендикулярными сторонами
1
28
Решение задач.
1
29
Урок обобщения и повторения.
1
30
Контрольная работа №3 по теме: «Параллельные прямые».
1
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника. 16 часов.
31
Теорема о сумме углов треугольника.
1
32
Решение задач на вычисление углов треугольника
1
33
Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники.
1
34
Теорема о соотношении между сторонами и углами треугольника
1
35
Неравенство треугольника.
1
36
Решение задач
1
37
Урок обобщения и повторения.
1
38
Контрольная работа №4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника».
1
39
Некоторые свойства прямоугольных треугольников.
1
40
Решение задач
1
41
Признаки равенства прямоугольных треугольников
1
42
Решение задач на доказательство
1
43
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми
1
44
Построение треугольника по трем элементам
1
45
Урок обобщения и повторения.
1
46
Контрольная работа №5 по теме: «Прямоугольный треугольник»
1
Повторение. 4 часа.
47
Повторение. Основные геометрические понятия.
1
48
Повторение. Треугольник.
1
49
Повторение. Параллельные прямые.
1
50
Промежуточная аттестация. Контрольный тест
1
Итого: контрольные работы - 6
8 класс
№
урока
Тема урока
Количество уроков
Глава 5. Четырехугольники. 14 часов.
1
Входная диагностика знаний за прошлый учебный год.