kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Удивительный многогранник - пирамида!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить, расширить и углубить сведения о пирамиде.

 

Изучить дополнительные источники и собрать исторический и занимательный материал о пирамиде. Рассмотреть теоретический материал по пирамиде, выходящий за рамки учебной программы. Научиться применять теоремы при решении задач на пирамиду. Изготовить развертки и модели разных пирамид.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Удивительный многогранник - пирамида!»

Владикавказское художественное училище им.А.Джанаева Удивительный многогранник – пирамида!

Владикавказское художественное училище им.А.Джанаева

Удивительный многогранник – пирамида!

Цель Обобщить, расширить и углубить сведения о пирамиде.

Цель

Обобщить, расширить и углубить сведения о пирамиде.

Задачи: Изучить дополнительные источники и собрать исторический и занимательный материал о пирамиде. Рассмотреть теоретический материал по пирамиде, выходящий за рамки учебной программы. Научиться применять теоремы при решении задач на пирамиду. Изготовить развертки и модели разных пирамид.

Задачи:

  • Изучить дополнительные источники и собрать исторический и занимательный материал о пирамиде.
  • Рассмотреть теоретический материал по пирамиде, выходящий за рамки учебной программы.
  • Научиться применять теоремы при решении задач на пирамиду.
  • Изготовить развертки и модели разных пирамид.

Исторические сведения Пирамида «пирамис» «пирамидос» «пирамус» (ребра правильной пирамиды) «пирос» (рожь) «пир» (огонь)

Исторические сведения

Пирамида

«пирамис»

«пирамидос»

«пирамус»

(ребра правильной пирамиды)

«пирос»

(рожь)

«пир»

(огонь)

Пирамиды Фараона Хеопса XXVII в до н.э.  Крупнейшая из египетских пирамид, единственная из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней.

Пирамиды Фараона Хеопса XXVII в до н.э.

Крупнейшая из египетских пирамид, единственная из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней.

Церковь преображения в Кижах

Церковь преображения в Кижах

Церковь в Каменском

Церковь в Каменском

Пирамида в природе Кристаллы льда и горного хрусталя (кварца)

Пирамида в природе

Кристаллы льда и горного хрусталя (кварца)

Картина М.Эшера, посвященная многогранникам

Картина М.Эшера, посвященная многогранникам

Принцип Кавальери Принцип: если при пересечении двух тел плоскостями параллельными одной и той же плоскости, в сечении всегда получаются равновеликие между собой фигуры, то объемы этих тел равны.

Принцип Кавальери

Принцип:

если при пересечении двух тел плоскостями параллельными одной и той же плоскости, в сечении всегда получаются равновеликие между собой фигуры, то объемы этих тел равны.

Произвольная пирамида Пирамида – это многогранник, составленный из n-угольника A1,A2…An и n треугольников.

Произвольная пирамида

Пирамида – это многогранник, составленный из n-угольника A1,A2…An и n треугольников.

Заполним следующую таблицу Название многогранника Треугольная пирамида В 4 Четырехугольная пирамида P Г 6 5 n – угольная пирамида 4 n+1 8 5 2n n+1 В-Р+Г=2

Заполним следующую таблицу

Название многогранника

Треугольная пирамида

В

4

Четырехугольная пирамида

P

Г

6

5

n – угольная пирамида

4

n+1

8

5

2n

n+1

В-Р+Г=2

Леонард Эйлер  1752 год – теорема Эйлера

Леонард Эйлер

1752 год – теорема Эйлера

Сечение пирамиды Сечением пирамиды называется многоугольник, который образуется при пересечении пирамиды с секущей плоскостью.

Сечение пирамиды

Сечением пирамиды называется многоугольник, который образуется при пересечении пирамиды с секущей плоскостью.

Утверждение Если пирамида пересечена плоскостью, параллельной основанию, то:

Утверждение

Если пирамида пересечена плоскостью, параллельной основанию, то:

  • Сечение – многоугольник, подобный основанию;
  • Площадь сечения и основания относятся как квадраты их расстояний от вершины.
B1B2B3 Утверждение для треугольной пирамиды Дано:  PA 1 A 2 A 3 – пирамида,   || A 1 A 2 A 3 B 1 B 2 B 3 -сечение S  - п лощадь основания PH- высота, H 1 PH A1A2A3 Доказать:  -коэффициент подобия S S B1B2B3 = Доказательство :

B1B2B3

Утверждение для треугольной пирамиды

Дано: PA 1 A 2 A 3 – пирамида,

|| A 1 A 2 A 3

B 1 B 2 B 3 -сечение

S - п лощадь основания

PH- высота, H 1

PH

A1A2A3

Доказать:

-коэффициент подобия

S

S B1B2B3 =

Доказательство :

Утверждение для произвольной пирамиды Разобьем пирамиду на треугольные пирамиды с общей высотой PH.  Поэтому площадь сечения равна. S B1B2B3 +…+S B1Bn-1Bn = S  (S A1A2A3 +…+S A1An-1An ) =

Утверждение для произвольной пирамиды

Разобьем пирамиду на треугольные пирамиды с общей высотой PH.

Поэтому площадь сечения равна.

S B1B2B3 +…+S B1Bn-1Bn =

S

(S A1A2A3 +…+S A1An-1An ) =

Правильная пирамида Пирамида называется правильной, если в основании – правильный многоугольник, а отрезок соединяющий вершину с центром основания является высотой.

Правильная пирамида

Пирамида называется правильной, если в основании – правильный многоугольник, а отрезок соединяющий вершину с центром основания является высотой.

Свойства правильной пирамиды У правильной пирамиды:

Свойства правильной пирамиды

У правильной пирамиды:

  • боковые ребра равны;
  • боковые грани являются равными равнобедренными треугольниками;
  • апофемы равны;
  • площадь боковой поверхности правильной пирамиды равна половине произведения периметра основания на апофему.
Свойства правильной пирамиды Дано : PA1A2…An – правильная пирамида а – сторона основания;  h – апофема Доказать:  1 . PA1=PA2=…=PАn 2 .PA1A2=PA2A3=…=PAnA1 – равнобедренные треугольники 3 .PE1=PE2=…=PEn 4. Sбок. =Pосн.h Доказательство :

Свойства правильной пирамиды

Дано : PA1A2…An – правильная пирамида

а – сторона основания;

h – апофема

Доказать:

1 . PA1=PA2=…=PАn

2 .PA1A2=PA2A3=…=PAnA1

равнобедренные треугольники

3 .PE1=PE2=…=PEn

4. Sбок. =Pосн.h

Доказательство :

Правильный тетраэдр Тетраэдр, гранями которого являются правильные треугольники, называется правильным.

Правильный тетраэдр

Тетраэдр, гранями которого являются правильные треугольники, называется правильным.

Усеченный тетраэдр Если срезать углы тетраэдра плоскостями, каждая из которых отсекает третью часть его рёбер, выходящих из одной вершины, то получим усеченный тетраэдр, имеющий восемь граней.

Усеченный тетраэдр

Если срезать углы тетраэдра плоскостями, каждая из которых отсекает третью часть его рёбер, выходящих из одной вершины, то получим усеченный тетраэдр, имеющий восемь граней.

Объем пирамиды Теорема: Объем правильной четырехугольной пирамиды равен одной трети произведения площади основания на высоту.  Дано: правильная четырехугольная пирамида, h – в ысота, S – п лощадь основания  Доказать: V= S h Доказательство :

Объем пирамиды

Теорема: Объем правильной четырехугольной пирамиды равен одной трети произведения площади основания на высоту.

Дано: правильная

четырехугольная пирамида,

h – в ысота,

S – п лощадь основания Доказать:

V=

S h

Доказательство :

Объем пирамиды Теорема: Объем пирамиды равен одной третьи произведения площади основания на высоту Дано: пирамида,  S– площадь, h – высота. Доказать:  V= S h Доказательство :

Объем пирамиды

Теорема: Объем пирамиды равен одной третьи произведения площади основания на высоту

Дано: пирамида,

S– площадь, h – высота.

Доказать:

V=

S h

Доказательство :

Моделирование пирамид Если поверхность пирамиды разрезать по некоторым ребрам и развернуть её на плоскости так, чтобы все многоугольники, входящие в эту поверхность, лежали в данной плоскости , т о полученная фигура на плоскости называется разверткой пирамиды.

Моделирование пирамид

Если поверхность пирамиды разрезать по некоторым ребрам и развернуть её на плоскости так, чтобы все многоугольники, входящие в эту поверхность, лежали в данной плоскости , т о полученная фигура на плоскости называется разверткой пирамиды.

Моделирование пирамид

Моделирование пирамид

Задача на развертку  Можно ли квадрат «свернуть» в пирамиду, не разрезая его? Если можно, то найдите объем пирамиды при условии, что сторона квадрата равна а.

Задача на развертку

Можно ли квадрат «свернуть» в пирамиду, не разрезая его? Если можно, то найдите объем пирамиды при условии, что сторона квадрата равна а.

Задача на развертку Решение: Объем пирамиды проще вычислить, если за основание принять равнобедренный прямоугольный треугольник с катетами а/2. Высотой пирамиды будет боковое ребро, равное а. Объем составит а /24 куб.ед.

Задача на развертку

Решение:

Объем пирамиды проще вычислить, если за основание принять равнобедренный прямоугольный треугольник с катетами а/2. Высотой пирамиды будет боковое ребро, равное а. Объем составит а /24 куб.ед.

Задача: Найти площадь развертки правильного тетраэдра с ребром 10 см.  Решение:

Задача: Найти площадь развертки правильного тетраэдра с ребром 10 см.

Решение:

Задача: Найти площадь развертки усеченного тетраэдра с ребром 3,5 см  Решение:

Задача: Найти площадь развертки усеченного тетраэдра с ребром 3,5 см

Решение:

Задачи Основанием пирамиды является ромб, сторона которого равна 5 см, а одна из диагоналей равна 8 см. Найдите боковые ребра пирамиды, если её высота проходит через точку пересечения диагоналей основания и равна 7 см.

Задачи

Основанием пирамиды является ромб, сторона которого равна 5 см, а одна из диагоналей равна 8 см. Найдите боковые ребра пирамиды, если её высота проходит через точку пересечения диагоналей основания и равна 7 см.

Задачи Дано: SH=7, AB=5, DB=8. Найти: боковые ребра.   Решение: По теореме Пифагора:  AH= см;  SA=SC= см;  SB=SD= см.

Задачи

Дано: SH=7, AB=5, DB=8.

Найти: боковые ребра.

Решение:

По теореме Пифагора:

AH= см;

SA=SC= см;

SB=SD= см.

Задачи Найдите объем пирамиды с высотой h, если h = 2 м, а основанием является квадрат со стороной 3 м Решение: Так как V= S осн. h, а в основании лежит квадрат, то V= 3 2= 6 м

Задачи

Найдите объем пирамиды с высотой h, если h = 2 м, а основанием является квадрат со стороной 3 м

Решение:

Так как V= S осн. h, а в основании лежит квадрат, то V= 3 2= 6 м

Ребусы Пирамида

Ребусы

Пирамида

Ребусы Вершина

Ребусы

Вершина

Ребусы Апофема

Ребусы

Апофема

Стих О пирамидах В Древнем Египте жил египтянин,   Был фараон он, а может, крестьянин.   Как-то собрал он свои неликвиды,   Взял и построил из них пирамиды.    Как бы то ни было, но отчего-то Очень неплохо он с них заработал.   Тот египтянин теперь знаменит:   Гений финансовых он пирамид. 

Стих

О пирамидах

В Древнем Египте жил египтянин,  Был фараон он, а может, крестьянин.  Как-то собрал он свои неликвиды,  Взял и построил из них пирамиды.  Как бы то ни было, но отчего-то

Очень неплохо он с них заработал.  Тот египтянин теперь знаменит:  Гений финансовых он пирамид. 

Литература

Литература

  • Геометрия, 7-9:Учебник для общеобразовательного учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 14-е изд. – М: Просвещение 2004-384с.
  • Геометрия, 10-11: Учебник для общеобразовательного учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 13-е изд. – М: Просвещение 2004-206с.
  • Зив Б.Г. Задачи к урокам геометрии 7-11 класс. – С. – Петербург, 1998 НПО «Мир и семья – 95»- 624с.
  • Глейзер Г.И. История математики в школе: IX – X класс Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983 – 351с.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Геометрия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Удивительный многогранник - пирамида!

Автор: Залина Сослановна Созиева

Дата: 11.01.2025

Номер свидетельства: 663337

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Мир правильных многогранников "
    ["seo_title"] => string(32) "mir-pravil-nykh-mnoghoghrannikov"
    ["file_id"] => string(6) "148907"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419875131"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "внеклассное мероприятие "Удивительный мир черчения""
    ["seo_title"] => string(55) "vnieklassnoiemieropriiatiieudivitielnyimirchierchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "291150"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455087520"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства