Программа разработана на основе: Рабочих программ по геометрии. 7—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [сост.Т. А. Бурмистрова]. — М.: Просвещение, 2018.
ДАТА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ _________________
_________________
_______________
_______________
Содержание рабочей программы:
№
п/п
Раздел
Страница
1
Место предмета в учебном плане
3
2
Содержание учебного предмета
4
3
Планируемые результаты изучения учебного предмета
5 - 9
4
Тематическое планирование
10
5
Лист регистрации изменений, вносимых в тематическое планирование
11
6
Приложение.
Календарно-тематическое планирование.
12 - 18
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом ОУ в 8 классе отводится 2 часа в неделю для обязательного изучения геометрии. В примерной авторской программе предусмотрено 68 часов на изучение курса. С учётом календарного учебного графика ОУ, расписания уроков на 2020-2021 учебный год и выходных-праздничных дней на геометрию в 8 классе отводится 70 часов.
Количество контрольных работ – 6.
Программа ориентирована на использование УМК:
Атанасян Л.С, Бутузов В.Ф., Кадомцев СБ., Лозняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия. 7—9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2017.
Атанасян Л. С., Юдина И. И., Бутузов В. Ф: Геометрия. 8 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2018.
Содержание учебного предмета
Повторение
Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.
Четырехугольники
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Площадь
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель:расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
Подобные треугольники
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель:ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Окружность
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель:расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
Итоговое повторение
Цель:Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Геометрические фигуры.
Ученик научится:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Ученик получит возможность:
овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
Измерение геометрических величин
Ученик научится:
использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Ученик получит возможность:
вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения содержания курса
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций, и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие учебной и общепользовательной компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Тематическое планирование
№
темы
Наименование разделов и тем
Всего часов
Дата прохождения
Контроль
I
Повторение.
3
1.09 – 8.09
Входная контрольная работа.
II
Четырёхугольники.
14
10.09 – 27.10
Контрольная работа.
III
Площади фигур.
13
29.10 – 17.12
Административная контрольная работа.
IV
Подобные треугольники.
18
22.12 – 4.03
Контрольная работа № 1.
Контрольная работа № 2.
V
Окружность.
15
9.03 – 4.05
Контрольная работа.
VI
Повторение.
7
6.05 – 27.05
Годовая контрольная работа.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета
МБОУ Греково-Степановской СОШ
от ____ августа 2020 года № ____
Председатель методического совета
__________________Т А.Алексеева
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ Греково-Степановской СОШ
________________М. И. Пащенко
____ августа 2020 года
Лист регистрации изменений, вносимых в календарно-тематическое планирование
по геометрии в 8 классе на 2020-2021 учебный год
№
изменений
Дата
Страница
с изменениями
Основания для внесения изменений
Содержание откорректированных
тем (раздел)
Подпись
Приложение
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
раздела/
темы
Наименование разделов и тем
Всего часов
Дата прохождения
I
Повторение.
3
1.09 – 8.09
1
Повторение по теме «Треугольники».
1.09
2
Повторение по теме «Параллельные прямые».
3.09
3
Входная диагностическая контрольная работа.
8.09
II
Четырёхугольники.
14
10.09 – 27.10
4
Многоугольники.
10.09
5
Многоугольники. Решение задач.
15.09
6
Параллелограмм.
17.09
7
Свойства параллелограмма.
22.09
8
Признаки параллелограмма.
24.09
9
Признаки параллелограмма. Решение задач.
29.09
10
Трапеция.
1.10
11
Решение задач по теме «Трапеция».
6.10
12
Решение задач по теме «Параллелограмм и трапеция».
8.10
13
Прямоугольник.
13.10
14
Ромб. Квадрат.
15.10
15
Решение задач по теме «Ромб».
20.10
16
Решение задач по теме «Квадрат».
22.10
17
Контрольная работа по теме «Четырехугольники».
27.10
III
Площади фигур.
13
29.10 – 17.12
18
Площадь многоугольника.
29.10
19
Площадь прямоугольника.
10.11
20
Площадь параллелограмма.
12.11
21
Площадь параллелограмма. Решение задач.
17.11
22
Площадь треугольника.
19.11
23
Площадь трапеции.
24.11
24
Площадь трапеции. Решение задач.
26.11
25
Теорема Пифагора.
1..12
26
Теорема Пифагора. Решение задач.
3.12
27
Теорема, обратная теореме Пифагора.
8.12
28
Решение задач по теме «Площадь».
10.12
29
Административная контрольная работа.
15.12
30
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
17.12
IV
Подобные треугольники.
18
22.12 – 4.03
31
Определение подобных треугольников.
22.12
32
Отношение площадей подобных треугольников.
24.12
33
Первый признак подобия треугольников.
29.12
34
Первый признак подобия треугольников. Решение задач.
12.01
35
Второй признак подобия треугольников.
14.01
36
Второй признак подобия треугольников. Решение задач.
19.01
37
Третий признак подобия треугольников.
21.01
38
Решение задач по теме «Подобные треугольники».
26.01
39
Контрольная работа по теме «Признаки подобия треугольников».
28.01
40
Средняя линия треугольника.
2.02
41
Средняя линия треугольника. Решение задач.
4.02
42
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.
9.02
43
Решение задач на нахождение элементов прямоугольного треугольника.
11.02
44
Синус, косинус и тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике.
16.02
45
Значения синуса, косинуса и тангенса для углов, равных 30°, 45° и 60°.
18.02
46
Соотношения между сторонами и углами в треугольнике.
25.02
47
Решение прямоугольных треугольников.
2.03
48
Контрольная работа по теме «Применение теории о подобии треугольников при решении задач».
4.03
V
Окружность.
15
9.03 – 4.05
49
Взаимное расположение прямой и окружности.
9.03
50
Касательная к окружности.
11.03
51
Градусная мера дуги окружности. Центральный угол.
16.03
52
Теорема о вписанном угле.
18.03
53
Теорема об отрезках пересекающихся хорд.
30.03
54
Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы».