Данная рабочая программа по математике (геометрии) предназначена для учащихся 8 класса муниципального общеобразовательного учреждения гимназия № 14 г.о. Орехово-Зуево на 2018 - 2019 учебный год и рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом гимназии.
Программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Основной образовательной программы Муниципального общеобразовательного учреждения гимназия №14 на 2018-2023 учебные годы;
- УМК «Геометрия 7-9» Л. С. Атанасян . Программа соответствует учебнику «Геометрия, 7–9», авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др., - М.: Просвещение, 2013.
С учетом требований:
- программы по геометрии 7 – 9 классы (Составитель: Т. А .Бурмистрова. «Просвещение», 2018.)
- Примерной общеобразовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15).
- Алгоритма перехода на пятидневный режим обучения и примерный учебный план для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС общего образования (методические рекомендации). Утвержден Министерством образования Московской области.
Часы на изучение тем курса геометрии 8 класса, предусмотренные программой министерства образования РФ по геометрии (авторы Атанасян Л.С., В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др., составитель сборника программ: Т. А .Бурмистрова., «Просвещение», 2011 г.) в 8 классе сохраняются.
Часы на обобщающее повторение распределены следующим образом: в начале учебного года предусмотрено повторение тем «Признаки равенства треугольников», «Параллельные прямые» (2 часа) для подготовки к изучению нового материала, в конце учебного года предполагается проведение уроков повторения изученных в 8 классе тем.
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
• формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
• умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
• слушать партнера;
• формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
• вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений
между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• описания реальных ситуаций на языке геометрии;
• расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
• решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
• построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль,
транспортир).
В результате изучения геометрии обучающийся научится:
Наглядная геометрия
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
3) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Обучающийся получит возможность:
5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
7) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии
и выполнять элементарные операции над функциями углов;
5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
6) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
7) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Обучающийся получит возможность:
8) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
10) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
11) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
12) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.
Измерение геометрических величин
Обучающийся научится:
1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
6) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Обучающийся получит возможность:
7) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
8) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Четырёхугольники. (14 ч.)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
II. Площадь. (14 ч.)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
III. Подобные треугольники. (19 ч.)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
IV. Окружность. (17 ч.)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, её свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
V. Повторение. Решение задач. (4 ч.)
Учебно - тематический план
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
Повторение курса геометрии 7 класса (2 часа) |
1 | Признаки равенства треугольников | 1 | | |
2 | Параллельные прямые | 1 | | |
Четырехугольники (14 часов) |
3 | Многоугольник | 1 | | |
4 | Многоугольник | 1 | | |
5 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма. | 1 | | |
6 | Признаки параллелограмма | 1 | | |
7 | Признаки параллелограмма | 1 | | |
8 | Трапеция. | 1 | | |
9 | Трапеция. | 1 | | |
10 | Прямоугольник. | 1 | | |
11 | Ромб | 1 | | |
12 | Квадрат. | 1 | | |
13 | Осевая и центральная симметрия. | 1 | | |
14 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | | |
15 | Контрольная работа №1по теме «Четырехугольники» | 1 | | |
16 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | | |
Площадь (14 часов) |
17 | Площадь многоугольника. | 1 | | |
18 | Площадь многоугольника | 1 | | |
19 | Площадь параллелограмма. | 1 | | |
20 | Площадь параллелограмма. | 1 | | |
21 | Площадь треугольника | 1 | | |
22 | Площадь треугольника | 1 | | |
23 | Площадь трапеции. | 1 | | |
24 | Теорема Пифагора. | 1 | | |
25 | Теорема Пифагора. | 1 | | |
26 | Теорема Пифагора. | 1 | | |
27 | Решение задач | 1 | | |
28 | Решение задач | 1 | | |
29 | Контрольная работа №2 по теме «Площади» | 1 | | |
30 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | | |
Подобные треугольники (19 часов) |
31 | Определение подобных треугольников | 1 | | |
32 | Определение подобных треугольников | 1 | | |
33 | Первый признак подобия треугольников. | 1 | | |
34 | Второй признак подобия треугольников. | 1 | | |
35 | Третий признак подобия треугольников. | 1 | | |
36 | Решение задач | 1 | | |
37 | Контрольная работа №3 по теме «Подобные треугольники». | 1 | | |
38 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | | |
39 | Средняя линия треугольника | 1 | | |
40 | Средняя линия треугольника | 1 | | |
41 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | 1 | | |
42 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | 1 | | |
43 | Практические приложения подобия треугольников | 1 | | |
44 | Практические приложения подобия треугольников | 1 | | |
45 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | 1 | | |
46 | Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600. | 1 | | |
47 | Решение задач «Применение подобия. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» | 1 | | |
48 | Контрольная работа №4 по теме «Применение подобия» | 1 | | |
49 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | | |
Окружность (17 часов) |
50 | Взаимное расположение прямой и окружности. | 1 | | |
51 | Касательная к окружности | 1 | | |
52 | Касательная к окружности | 1 | | |
53 | Центральный угол. | 1 | | |
54 | Вписанный угол. | 1 | | |
55 | Вписанный угол. | 1 | | |
56 | Четыре замечательные точки треугольника. | 1 | | |
57 | Четыре замечательные точки треугольника. | 1 | | |
58 | Четыре замечательные точки треугольника. | 1 | | |
59 | Вписанная окружность. | 1 | | |
60 | Вписанная окружность. | 1 | | |
61 | Описанная окружность. | 1 | | |
62 | Описанная окружность. | 1 | | |
63 | Решение задач «Окружность». | 1 | | |
64 | Подготовка к контрольной работе | 1 | | |
65 | Контрольная работа №5 по теме «Окружность». | 1 | | |
66 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | | |
Итоговое повторение курса геометрии 8 класса (2 часа) |
67 | Теорема Пифагора. | 1 | | |
68 | Средняя линия треугольника. | 1 | | |
СОГЛАСОВАНО
На расширенном заседании ШМО учителей
математики, информатики и учителей
естественно – математического цикла предметов
Руководитель ШМО___________ С. Ю. Щекина
Протокол № 1 от 30 августа 2018 года
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
И. М. Целихова