руководитель МО __________ Родионова М.Н. __________ Э.Ш.Кортункова
Протокол от « » августа 2021 г. №_____ « » августа 2021 г.
*- реализация модуля рабочей программы «Школьный урок»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ7 КЛАССА
Рабочая программа по геометрии для 7 А,Б,В,Г классов составлена на основе следующих документов:
- Закон РФ от 29.12.2012 №273 _ ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Лицей №25;
- Геометрия. Сборник рабочих программ. 7 – 9 классы : учебное пособие для общеобразовательных организаций / [сост. Т.А. Бурмистрова]. – 4-е изд., перераб. –
М. : Просвещение, 2018.
Рабочая программа ориентирована на УМК:
Геометрия. 7-9 классы : учебник для общеобразовательных организаций / [Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014
Рабочая программа рассчитана на 66 часов в год, из расчета 2 часа в неделю, что соответствует Учебному плану МБОУ Лицей № 25. В рабочую программу внесены изменения количества часов на изучение тем (см. раздел «Содержание учебного предмета»).
В случае карантина, низкой температуры воздуха, других чрезвычайных ситуациях техногенного характера часы учебной программы будут реализованы дистанционно.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информа- ционно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетент- ности);
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
В результате изучения курса геометрии 7 класса обучающиеся должны:
учащиеся должны знать и понимать:
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
учащиеся должны уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и обстановке основные пространственные тела, изображать их;
вычислять значения геометрических (длин, углов);
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
CОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№
п/п
Тема
Распределение часов
Количество контрольных работ
Примерная
программа
Рабочая программа
1
Начальные геометрические сведения
10
10
1
2
Треугольники
17
17
1
3
Параллельные прямые
13
13
2
(промежуточная)
4
Соотношения между сторонами и углами треугольника
18
18
2
5
Повторение.
Решение задач
10
10
1
Итого
68
68
7
Рабочая программа содержит в себе 5 разделов.
В первом разделе «Начальные геометрические сведения» (10ч)изучаются: простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол; понятие равенства геометрических фигур; сравнение отрезков и углов; измерение отрезков, длина отрезка; измерение углов, градусная мера угла; смежные и вертикальные углы, их свойства; перпендикулярные прямые.
Основная цель— систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1—6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
Во втором разделе «Треугольники»(17ч) изучаются:
признаки равенства треугольников; перпендикуляр к прямой; медианы, биссектрисы и высоты треугольника; равнобедренный треугольник и его свойства; задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабо-чим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
В третьем разделе «Параллельные прямые» (13ч)изучаются:
признаки параллельности прямых; аксиома параллельных прямых; свойства параллельных прямых.
Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
В четвертом разделе «Соотношения между сторонами и углами треугольника» (18ч) изучается:
сумма углов треугольника; соотношение между сторонами и углами треугольника; неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устный анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
В пятом разделе «Повторение. Решение задач » (10ч): проводится: обобщение и систематизация полученных знаний, решение задач на повторение пройденного материала, на применение полученных знаний.
Основная цель - подготовить учащихся к итоговому контролю
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ, С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
*- реализация модуля рабочей программы «Школьный урок»
№
урока
Название раздела/ темы
Количество часов
Начальные геометрические сведения
10ч
1
Вводная беседа. Прямая и отрезок.
1
2
Луч и угол
1
3
Сравнение отрезков и углов
1
4
Измерение отрезков.
1
5
Измерение углов
1
6
Решение задач по теме «Измерение отрезков и углов»
Международный день жестовых языков*
1
7
Смежные и вертикальные углы
1
8
Перпендикулярные прямые
1
9
Решение задач по теме
«Смежные и вертикальные углы Перпендикулярные прямые»
1
10
Контрольная работа №1
«Начальные геометрические сведения»
1
Треугольники
17ч
11
Треугольник. Равные треугольники.
1
12
Первый признак равенства треугольников.
1
13,14
Решение задач по теме
«Первый признак равенства треугольников»
Единый урок «Права человека»*
2
15
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника
1
16
Свойства равнобедренного треугольника
1
17
Решение задач по теме
«Свойства равнобедренного треугольника»
1
18
Второй признак равенства треугольников
1
19
Решение задач по теме
«Второй признак равенства треугольников»
1
20
Третий признак равенства треугольников
1
21
Решение задач по теме
«Третий признак равенства треугольников»
1
22
Окружность
1
23,24
Задачи на построение
2
25,26
Решение задач на применение признаков равенства треугольников Всемирный день иммунитета*
2
27
Контрольная работа №2
«Треугольники»
1
Параллельные прямые
13ч
28
Определение параллельных прямых
1
29
Признаки параллельности двух прямых
1
30,31
Решение задач на применение признаков параллельности двух прямых
2
32
Об аксиомах геометрии
1
33
Аксиома параллельных прямых
1
34
Теоремы об углах, образованных двумя
параллельными прямыми и секущей
1
35
Углы с соответственно параллельными или перпендикулярными сторонами
1
36
Свойства и признаки параллельных прямых
1
37,38
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
2
39
Контрольная работа №3
«Параллельные прямые»
1
40
Промежуточная контрольная работа
1
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
18ч
41
Сумма углов треугольника. Внешний угол
1
42
Остроугольный, прямоугольный, тупоугольный
треугольники
1
43
Теорема о соотношениях между сторонами и
углами треугольника
1
44
Неравенство треугольника
1
45
Решение задач по теме
«Соотношения между сторонами и углами треугольника»
Международный женский день*
1
46
Контрольная работа №4
«Соотношение между сторонами и углами треугольника»
1
47
Некоторые свойства прямоугольных треугольников.
1
48
Решение задач по теме «Свойства прямоугольных треугольников »
1
49
Признаки равенства прямоугольных треугольников
1
50,51
Решение задач по теме «Признаки равенства прямоугольных треугольников»
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны*
2
52
Расстояние от точки до прямой.
Расстояние между параллельными прямыми
1
53,54
Построение треугольника по трем элемента
2
55,56,57
Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники»