Для 9 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель:
Чистоусова Ольга Николаевна
Киров - 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии для 9 класса общеобразовательной школы составлена на основе закона РФ «Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011(Стандарты второго поколения) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир– М: Вентана – Граф, 2021 – с. 112)
Рабочая программа опирается на УМК:
1. Геометрия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Просвещение, 2022. – 256 с.
2. Геометрия: 9 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2021.
В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции– умения учиться. Геометрия является одним из опорных предметов. Геометрические знания и умения необходимы для изучения других предметов. Одной из основных целей изучения геометрии является развитие мышления. В процессе изучения формируется логическое и алгоритмическое мышление. Важным фактором является формирование математического стиля мышления. В процессе изучения геометрии школьники учатся излагать свои мысли ясно, чётко, используя математический язык. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения задач
Учебник «Геометрия-9» ориентирован на реализацию системно-деятельностного подхода, который позволит обеспечить активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность. При этом содержание учебников позволяет использовать разнообразные формы обучения: это работа учащихся в паре, группе, применение современных (в том числе информационных) технологий обучения, проектная деятельность учащихся, имеющая важное практическое значение. Содержание и методический аппарат учебников способствуют формированию у учащихся личностных, метапредметных, предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ на изучение геометрии на ступени основного общего образования в 5-9 классах отводится по 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Цели обучения:
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
Воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Основные задачи:
развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
развить логическое мышление и речь — умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
представления о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
логическое и критическое мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
интеллектуальная честность и объективность, способность к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
качества личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
качества мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
интерес к математическому творчеству и математических способностей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней российской гражданской позиции: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умения контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Обучающийся научится:
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;
подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью
деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
Учащийся получит возможность научиться:
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
давать оценку своим личностным качествам и чертам характера;
определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные
Обучающийся научится:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и прочее);
вычитывать все уровни текстовой информации.
Обучающийся получит возможность:
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
понимая позицию другого человека, различать в его речи или созданных им текстах: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом ит.д.);
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы.
Обучающийся получит возможность научиться:
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего
мнения (если оно таково) и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0° до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломанных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
решать геометрические задачи с использованием тригонометрии;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
производить построения с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Система оценки достижения планируемых результатов обучения
Контроль результатов обучения осуществляется через использование следующих видов оценки и контроля ЗУН: входящий, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы оценки и контроля ЗУН: контрольная работа, домашняя контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, домашняя самостоятельная работа, тест, контрольный тест, устный опрос, математический диктант. Для проведения оценки достижения планируемых результатов используется пособие авторов (см. приложение). Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме итоговой (административной) контрольной работы.
Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе. К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа. Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.
Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью. Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично). Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Критерии ошибок
К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
К негрубым ошибкам относятся: вычислительные ошибки при сохранении правильности порядка и способов решения, потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
К недочетам относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается
отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается
отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа; допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка письменных работ учащихся
Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Текущий контроль осуществляется в форме тестовых, самостоятельных и контрольных работ.
Текущий контроль осуществляется по дидактическим материалам УМК:
Алгебра: 9 класс : дидактические материалы : сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2021.
Учебно-методическое и ресурсное обеспечение:
Учебники и учебно-методическая литература:
Программа по курсам математики (5-6 классы), алгебры (7-9 классы) и геометрии (7-9 классы) созданная на основе единой концепции преподавания математики в средней школе, разработанной. А. Г. Мерзляком, В.Б. Полонским, М.С. Якиром- авторами учебников Алгебра-9, Геометрия-9, включённых в систему « Алгоритм успеха»
А. Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир , Е.М.Рабинович Геометрия-9 . Дидактические материал.
Е.В. Буцко, А. Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир Геометрия-9 Методическое пособие для учителя.
А. Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир Рабочая тетрадь №1
А. Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир Рабочая тетрадь №2
ПЕРЕЧЕНЬ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт (официальный сайт) http://standart.edu.ru/
2. ФГОС (основное общее образование) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400
4. Примерные программы по учебным предметам (математика) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2629
6. Закон РФ «Об образовании» http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/
7. Сайт Решу ОГЭ https://oge.sdamgia.ru/
8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
9. Концепция фундаментального ядра содержания общего образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619
12. Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения http://www.vgf.ru/tabid/205/Default.aspx
13. Программа по математике (5-9 класс). Издательский центр «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru/tabid/210/Default.aspx
26. Презентации по всем предметам http://powerpoint.net.ru/
Содержание учебного предмета
Решение треугольников. (16 часов).
Синус, косинус, тангенс и котангенс угла от 00 до 1800. Решение треугольников. Теорема синусов. Теорема косинусов. Формулы для нахождения площади треугольника.
Правильные многоугольники (9 часов).
Правильные многоугольники и их свойства. Длина окружности. Площадь круга.
Декартовы координаты на плоскости (11часов).
Формула расстояния между двумя точками. Координаты середины отрезка. Уравнение фигуры. Уравнение окружности и прямой. Угловой коэффициент прямой.
Векторы (14 часов).
Понятие вектора. Координаты вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножения вектора на число. Скалярное произведение векторов.
Геометрические преобразования ( 8 часов).
Движение фигуры. Виды движения фигуры: параллельный перенос, осевая симметрия, центральная симметрия, поворот. Гомотетия. Подобие фигур.
Начальные сведения по стереометрии ( 4 часа)
Прямая призма. Пирамида. Цилиндр. Конус. Шар.
Повторение и систематизация учебного материала ( 4 часа)
Всего 68 часов
Тематическое планирование учебного материала
Глава 1. Решение треугольников (16 ч.)
№ урока
№ §
Тема урока
Тип урока
Формируемые
результаты
Планируемые
результаты
Основные
понятия
Дата
1
1
Тригонометрические функции угла от 0° до 180°
Урок изучения нового материала
Предметные: формировать умение оперировать понятиями синуса, косинуса, тангенса и котангенса угла от 0° до 180°, выводить и применять основное тригонометрическое тождество и формулы
sin (180° − α) = sin α и cos (180° − α) = −cos α.
Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.
Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
Метапредметные: формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям, моделировать выбор способов деятельности, группировать.
Учащийся научится применять основное тригонометрическое тождество и формулы sin (180° − α) = sin α и cos (180° − α) = −cos α.
Единичная окружность, косинус угла от 0° до 180°, синус угла от
0° до 180°, основное тригонометрическое тождество, тангенс уг-
ла от 0° до 180°, котангенс угла от 0° до 180°, тригонометриче-
ские функции.
3
2
Теорема косинусов
Комбинированный урок.
Предметные: формировать умение доказывать и применять теорему косинусов.
Личностные: развивать познавательный интерес к математике.
Метапредметные: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Учащийся научится доказывать и применять теорему косинусов.
Личностные: формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием.
Метапредметные: формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Учащийся научится применять теорему косинусов.
Теорема косинусов.
2
Теорема косинусов
Урок закрепления знаний.
Предметные: формировать навык применения теоремы косинусов.
Личностные: формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием.
Метапредметные: формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Учащийся научится применять теорему косинусов.
Теорема косинусов.
2
Теорема косинусов
Урок обобщения и систематизации знаний.
Предметные: формировать навык применения теоремы косинусов.
Личностные: развивать познавательный интерес к математике.
Метапредметные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Учащийся научится применять теорему косинусов.
Теорема косинусов.
3
Теорема синусов
Урок изучения нового материала.
Предметные: формировать умение доказывать теорему синусов и выводить формулу радиуса окружности, описанной около треугольника, применять теорему синусов.
Личностные: развивать познавательный интерес к математике.
Метапредметные: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Учащийся научится доказывать теорему синусов и выводить фор-
мулу радиуса окружности, описанной около треугольника, приме-
нять теорему синусов.
Лемма о хорде окружности, теорема синусов, формула радиуса
окружности, описанной около треугольника.
3
Теорема синусов
Урок закрепления знаний.
Предметные: формировать умение применять теорему синусов и формулу радиуса окружности, описанной около треугольника.
Личностные: формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.
Метапредметные: формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Учащийся научится применять теорему синусов и формулу радиуса окружности, описанной около треугольника.
Лемма о хорде окружности, теорема синусов, формула радиуса
окружности, описанной около треугольника.
3
Теорема синусов
Урок закрепления знаний.
Предметные: формировать навык применения теоремы синусов и формулы радиуса окружности, описанной около треугольника.
Личностные: развивать навыки самостоятельной работы, анализа своей работы.
Метапредметные: формировать умение осуществлять контрольсвоей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
Учащийся научится применять теорему синусов и формулу радиуса окружности, описанной около треугольника.
Лемма о хорде окружности, теорема синусов, формула радиуса
Личностные: формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием.
Метапредметные: формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Учащийся научится решать треугольники.
Решить треугольник.
4
Решение треугольников
Урок закрепления знаний.
Предметные: формировать навык решения треугольников.
Личностные: формировать умение представлять результат своей деятельности.
Метапредметные: формировать умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Учащийся научится решать треугольники.
Решить треугольник.
5
Формулы для нахождения площади треугольника
Урок изучения нового материала.
Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.
Метапредметные: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Учащийся научится доказывать и применять формулу для нахож-
дения площади треугольника
S = 1/2ab sin γ.
Формула для нахождения площади треугольника S = =1/2ab sin γ.
5
Формулы для нахождения площади треугольника
Урок закрепления знаний.
Предметные: формировать навык применения формулы для нахождения площади треугольника S = 1/2 absin γ.
Личностные: формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием.
Метапредметные: формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Учащийся научится доказывать и применять формулу для нахож-
дения площади треугольника
S = 1/2ab sin γ.
Формула для нахождения площади треугольника S = 1/2ab sin γ.
5
Формулы для нахождения площади треугольника
Урок изучения нового материала.
Предметные: формировать умение доказывать и применять формулу Герона, формулы для нахождения площади треугольника
, формулу для нахождения площади многоугольника.
Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.
Метапредметные: формировать умение устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Учащийся научится доказывать и применять формулу Герона,
формулы для нахождения площади треугольника
, формулу для нахождения площади многоугольника.
Формула Герона, формулы для нахождения площади треугольника
, формула для нахождения площади многоугольника.
5
Формулы для нахождения площади треугольника
Урок обобщения и систематизации знаний.
Предметные: формировать навыки применения формул для нахождения площади треугольника и формулы для нахождения площади многоугольника.
Личностные: развивать навыки самостоятельной работы, анализа своей работы.
Метапредметные: формировать умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
Учащийся научится применять формулы для нахождения площади
треугольника и формулу для нахождения площади многоугольника.
Формула Герона, формулы для нахождения площади треугольника
, формула для нахождения площа-
ди многоугольника.
Контрольная работа № 1. Решение треугольников
Контроль знаний
Учащийся будет применять полученные знания и умения при решении задач по теме.
Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание
применять приобретённые знания и умения.
Метапредметные: формировать умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
Учащийся научится пояснять, что такое центр и центральный угол правильного многоугольника, сектор и сегмент круга, оперировать понятием правильного много-
угольника, применять свойства правильного многоугольника.
Правильный многоугольник, свойства правильного многоугольника.
6
Правильные многоугольники и их свойства
Урок изучения нового материала.
Предметные: формировать умение доказывать свойства правильного многоугольника, выводить и применять формулы для нахождения радиусов описанной и вписанной окружностей правильного многоугольника.
Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.
Метапредметные: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Учащийся научится доказывать свойства правильного много-
угольника, выводить и применять формулы для нахождения ради-
усов описанной и вписанной окружностей правильного много-
угольника.
Правильный многоугольник, свойства правильного многоугольника, формулы для нахождения радиусов описанной и вписанной
окружностей правильного многоугольника.
6
Правильные многоугольники и их свойства
Урок закрепления знаний.
Предметные: формировать умение выполнять построениевильных многоугольников.
Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.
Метапредметные: формировать умение использовать приобретённые знания в практической деятельности.
Учащийся научится выполнять построение правильных много-
угольников.
Правильный многоугольник, свойства правильного многоугольника, формулы для нахождения радиусов описанной и вписанной
Предметные: формировать навык решения задач, используя свойства правильных многоугольников.
Личностные: формировать умение представлять результат своей деятельности.
Метапредметные: формировать умение осуществлять контрольсвоей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
Учащийся научится решать задачи, используя свойства правильных многоугольников.
Правильный многоугольник, свойства правильного многоугольника, формулы для нахождения радиусов описанной и вписанной
Предметные: формировать умение выводить и применять формулу длины окружности, формулу длины дуги окружности.
Личностные: формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики.
Метапредметные: формировать умение использовать приобретённые знания в практической деятельности.
Учащийся научится выводить и применять формулу длины окруж-
ности, формулу длины дуги окружности.
Длина окружности, число π, длина дуги окружности.
7
Площадь круга
Урок изучения нового материала.
Предметные: формировать умение выводить и применять формулу площади круга, формулу площади сектора.
Личностные: формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики.
Метапредметные: формировать умение использовать приобретённые знания в практической деятельности.
Учащийся научится выводить и применять формулу площади кру-
га, формулу площади сектора.
Длина окружности, число π, длина дуги окружности, площадь круга, площадь сектора.
7
Длина окружности. Площадь круга
Урок закрепления знаний.
Предметные: формировать навыки применять формулу длины окружности, формулу длины дуги окружности, формулу площади круга, формулу площади сектора.
Личностные: формировать ответственное отношение к получению новой информации, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные: формировать умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Учащийся научится применять формулу длины окружности, формулу длины дуги окружности, формулу площади круга, формулу пло-
щади сектора.
Длина окружности, число π, длина дуги окружности, площадь круга, площадь сектора.
7
Длина окружности. Площадь круга
Урок обобщения и систематизации знаний.
Предметные: формировать навыки применять формулу длины окружности, формулу длины дуги окружности, формулу площади круга, формулу площади сектора.
Личностные: формировать умение представлять результат своей деятельности.
Метапредметные: формировать умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
Учащийся научится применять формулу длины окружности, формулу длины дуги окружности, формулу площади круга, формулу площади сектора.
Длина окружности, число π, длина дуги окружности, площадь кга, площадь сектора.
Контрольная работа № 2. Правильные многоугольники
Контроль знаний
Учащийся будет применять полученные знания и умения при решении задач по теме.
Глава №3. Декартовы координаты (11 ч)
8
Расстояние между двумя точками с заданными координатами.
Координаты середины отрезка
Урок изучения нового материала.
Предметные: формировать умение выводить и применять формулу расстояния между двумя точками с заданными координатами, формулу координат середины отрезка.
Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.
Метапредметные: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать вы-
воды.
Учащийся научится описывать прямоугольную систему координат, выводить и применять формулу расстояния
между двумя точками с заданными координатами, формулу координат середины отрезка.
Декартовы координаты, расстояние между двумя точками с за-
данными координатами, координаты середины отрезка.
8
Расстояние между двумя точками с заданными координатами.
Координаты середины отрезка
Урок закрепления знаний.
Предметные: формировать умение применять формулу расстояния между двумя точками с заданными координатами, формулу координат середины отрезка.
Метапредметные: формировать умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Учащийся научится применять формулу расстояния между двумя
точками с заданными координатами, формулу координат середины отрезка.
Декартовы координаты, расстояние между двумя точками с за-
данными координатами, координаты середины отрезка.
8
Расстояние между двумя точками с заданными координатами.
Координаты середины отрезка
Урок закрепления знаний.
Предметные: формировать навык применения формулы расстояния между двумя точками с заданными координатами, формулы
координат середины отрезка.
Личностные: формировать умение контролировать процесс своей математической деятельности.
Метапредметные: развивать навыки самостоятельной работы, анализа своей работы.
Учащийся научится применять формулу расстояния между двумяточками с заданными координатами, формулу координат середины отрезка.
Декартовы координаты, расстояние между двумя точками с за-
данными координатами, координаты середины отрезка.
9
Уравнение фигуры. Уравнение окружности
Урок изучения нового материала.
Предметные: формировать умение оперировать понятием уравнения фигуры на координатной плоскости, выводить и использовать уравнение окружности.
Личностные: формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики.
Метапредметные: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делатьвыводы.
Учащийся научится оперировать понятием уравнения фигуры на
координатной плоскости, выводить и использовать уравнение
окружности.
Уравнение фигуры на координатной плоскости, уравнение окружности.
9
Уравнение фигуры. Уравнение окружности
Урок закрепления знаний.
Предметные: формировать умение использовать уравнение окружности при решении задач.
Личностные: формировать умение представлять результат своей деятельности.
Метапредметные: формировать умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Учащийся научится использовать уравнение окружности при решении задач.
Уравнение фигуры на координатной плоскости, уравнение окружности.
9
Уравнение фигуры. Уравнение окружности
Урок закрепления знаний.
Предметные: формировать навык использования уравнения окружности при решении задач.
Личностные: развивать навыки самостоятельной работы, анализа своей работы.
Метапредметные: формировать умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
Учащийся научится использовать уравнение окружности при решении задач.
Уравнение фигуры на координатной плоскости, уравнение окружности.
10
Уравнение прямой
Урок изучения нового материала.
Предметные: формировать умение выводить уравнение прямой, использовать уравнение прямой для решения задач.
Личностные: формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики.
Метапредметные: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Учащийся научится выводить уравнение прямой, использовать
Предметные: формировать умение устанавливать соответствие между уравнением невертикальной прямой и углом между данной прямой и положительным направлением оси абсцисс.
Личностные: формировать ответственное отношение к получению новой информации, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные: формировать умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Учащийся научится устанавливать соответствие между уравнением невертикальной прямой и углом между данной прямой и положительным направлением оси абсцисс.
Угол между прямой и положительным направлением оси абсцисс, угловой коэффициент прямой, необходимое и достаточное усло-
вие параллельности прямых.
11
Угловой коэффициент прямой
Урок закрепления знаний.
Предметные: формировать умение решать задачи, используя понятие углового коэффициента прямой.
Личностные: формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием.
Метапредметные: формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Учащийся научится решать задачи, используя понятие углового коэффициента прямой.
Угол между прямой и положительным направлением оси абсцисс,
угловой коэффициент прямой, необходимое и достаточное усло-
вие параллельности прямых.
Контрольная работа № 3. Декартовы координаты.
Контроль знаний
Учащийся будет применять полученные знания и умения при решении задач по теме.
Глава №4. Векторы координаты (14ч)
12
Понятие вектора
Урок изучения нового материала.
Предметные: формировать умение оперировать понятием вектора в геометрии, а также основными понятиями, связанными с определением вектора.
Личностные: формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики.
Метапредметные: формировать первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов.
Учащийся научится оперировать понятием вектора в геометрии, иллюстрировать понятие вектора.
Скалярная величина, вектор, начало вектора, конец вектора, направленный отрезок, нулевой вектор, модуль вектора, сонаправленные векторы, противоположно направленные векторы, равные векторы.
12
Понятие вектора
Урок закрепления знаний.
Предметные: формировать умение решать задачи, используя понятие вектора.
Предметные: формировать умение определять координаты вектора, заданного координатами его начала и конца; сравнивать векторы, заданные координатами; находить модуль вектора, заданного координатами.
Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.
Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
координатами его начала и конца; сравнивать векторы, заданные координатами; находить модуль вектора, заданного координатами.
Координаты вектора, формула модуля вектора.
14
Сложение векторов
Урок изучения нового материала.
Предметные: формировать умение оперировать понятием суммы векторов, применять правила треугольника и параллелограмма для сложения векторов, применять свойства сложения векторов, доказывать и применять правило сложения векторов, заданных координатами.
Личностные: формировать ответственное отношение к получению новой информации, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
нять правила треугольника и параллелограмма для сложения век-
торов, применять свойства сложения векторов, доказывать и применять правило сложения векторов, заданных координатами.
Сумма векторов, правило треугольника, правило сложения векторов, заданных координатами, свойства сложения векторов.
14
Вычитание векторов
Урок изучения нового материала.
Предметные: формировать умение оперировать понятием разности векторов, применять правило разности векторов, оперировать понятием противоположных векторов, доказывать и применять правило вычитания векторов, заданных координатами.
Личностные: формировать умение соотносить полученный результат с поставленной целью.
Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классифи-
применять правило разности векторов, оперировать понятием
противоположные векторы, доказывать и применять правило вычитания векторов, заданных координатами.
Сумма векторов, правило треугольника, правило сложения век
торов, заданных координатами, свойства сложения векторов,
разность векторов, правило разности векторов, противоположные векторы, правило вычитания векторов, заданных координатами.
14
Сложение и вычитание векторов
Урок закрепления знаний.
Предметные: формировать умение применять правила треугольника и параллелограмма для сложения векторов, свойства сложения векторов, правило сложения векторов, заданных координатами, правило разности векторов, правило вычитания векторов, заданных координатами.
Личностные: формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием.
Метапредметные: формировать умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Учащийся научится применять правила треугольника и параллелограмма для сложения векторов, свойства сложения векторов,
правило сложения векторов, заданных координатами, правило
разности векторов, правило вычитания векторов, заданных координатами.
Сумма векторов, правило треугольника, правило сложения векторов, заданных координатами, свойства сложения векторов,
разность векторов, правило разности векторов, противоположные векторы, правило вычитания векторов, заданных координа-
тами.
14
Сложение и вычитание векторов
Урок обобщения и систематизации знаний.
Предметные: формировать навык применения правила треугольника и параллелограмма для сложения векторов, свойства сложения векторов, правило сложения векторов, заданных координатами, правило разности векторов, правило вычитания векторов, заданных координатами.
Личностные: формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.
Метапредметные: формировать умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Учащийся научится применять правила треугольника и параллелограмма для сложения векторов, свойства сложения векторов,
правило сложения векторов, заданных координатами, правило
разности векторов, правило вычитания векторов, заданных координатами.
Сумма векторов, правило треугольника, правило сложения век-
торов, заданных координатами, свойства сложения векторов,
разность векторов, правило разности векторов, противоположные векторы, правило вычитания векторов, заданных координатами.
15
Умножение вектора на число
Урок изучения нового материала.
Предметные: формировать умение умножать вектор на число; доказывать и применять свойство коллинеарных векторов, правило умножения вектора, заданного координатами, на число; применять свойства умножения вектора на число.
Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.
Метапредметные: формировать умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Учащийся научится умножать вектор на число; доказывать и применять свойство коллинеарных векторов, правило умножения
вектора, заданного координатами, на число; применять свойства
умножения вектора на число.
Умножение вектора на число, свойство коллинеарных векторов,
умножение вектора, заданного координатами, на число, свойства
умножения вектора на число.
15
Умножение вектора на число
Урок закрепления знаний.
применять свойство коллинеарных векторов, правило умножения вектора, заданного координатами, на число; применять свойства умножения вектора на число.
Личностные: формировать умение представлять результат своей деятельности.
Метапредметные: формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Учащийся научится умножать вектор на число; применять свой-
ство коллинеарных векторов, правило умножения вектора, заданного координатами, на число; применять свойства умножения
вектора на число.
Умножение вектора на число, свойство коллинеарных векторов,
умножение вектора, заданного координатами, на число, свойства
умножения вектора на число.
15
Умножение вектора на число
Урок обобщения и систематизации знаний.
Предметные: формировать навык умножения вектора на число; применения свойства коллинеарных векторов, правила умножения вектора, заданного координатами, на число; применения свойств умножения вектора на число.
Личностные: развивать навыки самостоятельной работы, анализа своей работы.
Метапредметные: формировать умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
Учащийся научится умножать вектор на число; доказывать и применять свойство коллинеарных векторов, правило умножения
вектора, заданного координатами, на число; применять свойства
умножения вектора на число.
Умножение вектора на число, свойство коллинеарных векторов,
умножение вектора, заданного координатами, на число, свойства
умножения вектора на число.
16
Скалярное произведение векторов
Урок изучения нового материала.
Предметные: формировать умение оперировать понятиями угла между векторами и скалярного произведения двух векторов; доказывать и применять условие перпендикулярности двух ненулевых векторов и формулу скалярного произведения двух векторов, заданных координатами; применять формулу косинуса угла между векторами, свойства скалярного произведения векторов.
Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.
Метапредметные: формировать умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Учащийся научится оперировать понятиями угла между векторами
и скалярного произведения двух векторов; доказывать и приме-
нять условие перпендикулярности двух ненулевых векторов и фор-
мулу скалярного произведения двух векторов, заданных координатами; применять формулу косинуса угла между векторами, свойства скалярного произведения векторов.
Угол между векторами, перпендикулярные векторы, скалярное
произведение двух векторов, скалярный квадрат, условие пер-
пендикулярности двух ненулевых векторов, формула скалярного
произведения двух векторов, заданных координатами, формула
косинуса угла между векторами, свойства скалярного произведения векторов.
16
Скалярное произведение векторов
Урок закрепления знаний.
Предметные: формировать умение применять условие перпендикулярности двух ненулевых векторов и формулу скалярного произведения двух векторов, заданных координатами; применять формулу косинуса угла между векторами, свойства скалярного произведения векторов.
Личностные: формировать ответственное отношение к получению новой информации, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные: формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям, моделировать выбор способов деятельности, группировать.
Учащийся научится применять условие перпендикулярности двух ненулевых векторов и формулу скалярного произведения двух
угла между векторами, свойства скалярного произведения век
оров.
Угол между векторами, перпендикулярные векторы, скалярное
произведение двух векторов, скалярный квадрат, условие пер-
пендикулярности двух ненулевых векторов, формула скалярного
произведения двух векторов, заданных координатами, формула косинуса угла между векторами, свойства скалярного произведения векторов.
16
Скалярное произведение векторов
Урок закрепления знаний.
Предметные: формировать навык применения условия перпендикулярности двух ненулевых векторов и формулы скалярного произведения двух векторов, заданных координатами; применения формулы косинуса угла между векторами, свойств скалярного произведения векторов.
Личностные: формировать умение контролировать процесс своей математической деятельности.
Метапредметные: формировать умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
Учащийся научится применять условие перпендикулярности двух ненулевых векторов и формулу скалярного произведения двух
векторов, заданных координатами; применять формулу косинуса угла между векторами, свойства скалярного произведения век-
торов.
Угол между векторами, перпендикулярные векторы, скалярное
произведение двух векторов, скалярный квадрат, условие пер-
пендикулярности двух ненулевых векторов, формула скалярного
произведения двух векторов, заданных координатами, формула косинуса угла между векторами, свойства скалярного произведения векторов.
Контрольная работа № 4. Векторы.
Контроль знаний
Учащийся будет применять полученные знания и умения при решении задач по теме.
Глава №5. Геометрические преобразования (10ч.)
17
Движение
( перемещение) фигуры. Параллельный перенос
Урок изучения нового материала.
Предметные: формировать умение оперировать понятиями движение и параллельный перенос, доказывать свойство параллельного переноса, строить образы и прообразы фигур при параллельном переносе.
Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.
Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Учащийся научится оперировать понятиями движение и параллельного переноса, доказывать свойство параллельного переноса, строить образы и прообразы фигур при параллельном переносе.
Параллельный перенос, преобразование фигуры, образ фигуры, прообраз фигуры, движение (перемещение) фигуры, свойства
движения, равные фигуры, взаимно обратные движения, свойства параллельного переноса.
17
Движение. Параллельный перенос
Урок закрепления знаний.
Предметные: формировать умение применять понятие параллельного переноса и свойства параллельного переноса при решении задач.
Личностные: формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием.
Метапредметные: формировать умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Учащийся научится применять понятие параллельного переноса
и свойства параллельного переноса при решении задач.
Параллельный перенос, преобразование фигуры, образ фигуры,
прообраз фигуры, движение (перемещение) фигуры, свойства движения, равные фигуры, взаимно обратные движения, свойства
параллельного переноса.
17
Движение. Параллельный перенос
Урок закрепления знаний.
Предметные: формировать навыки применения понятия параллельного переноса и свойства параллельного переноса при решении задач.
Личностные: формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием.
Метапредметные: формировать умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Учащийся научится применять понятие параллельного переноса
и свойства параллельного переноса при решении задач.
Параллельный перенос, преобразование фигуры, образ фигуры,
прообраз фигуры, движение (перемещение) фигуры, свойства
движения, равные фигуры, взаимно обратные движения, свойства параллельного переноса.
18
Осевая симметрия
Урок изучения нового материала.
Предметные: формировать умение оперировать понятием осевой симметрии, доказывать свойство осевой симметрии, выполнять построения с помощью осевой симметрии.
Личностные: формировать представление о математической науке как сфере математической деятельности, о её значимости для развития цивилизации.
Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Метапредметные: формировать умение корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Точки, симметричные относительно прямой, осевая симметрия
относительно прямой, ось симметрии, свойство осевой симметрии, фигура, симметричная относительно прямой, ось симметрии
фигуры.
19
Центральная симметрия
Урок изучения нового материала.
Предметные: формировать умение оперировать понятием центральной симметрии, доказывать свойство центральной симметрии, выполнять построения с помощью центральной симметрии.
Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание
применять приобретённые знания и умения.
Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Предметные: формировать умение оперировать понятием центральной симметрии, доказывать свойство центральной симметрии, выполнять построения с помощью центральной симметрии.
Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание
применять приобретённые знания и умения.
Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Точки, симметричные относительно данной точки, центральная
симметрия относительно точки, центр симметрии, свойство центральной симметрии, фигура, симметричная относительно точки,
центр симметрии фигуры.
19
Поворот
Урок изучения нового материала.
Предметные: формировать умение оперировать понятием поворота, доказывать свойство поворота, выполнять построения с помощью поворота.
Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.
Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
свойство поворота, выполнять построения с помощью поворота.
Поворот вокруг центра против часовой стрелки на данный угол,
поворот вокруг центра по часовой стрелке на данный угол, центр
поворота, угол поворота, свойство поворота.
20
Гомотетия. Подобие фигур
Урок изучения нового материала.
Предметные: формировать умение оперировать понятиями гомотетии и подобия фигур, строить фигуру, гомотетичную данной, с заданным коэффициентом гомотетии.
Личностные: формировать представление о математической науке как сфере математической деятельности, о её значимости для развития цивилизации.
Метапредметные: формировать умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Учащийся научится оперировать понятиями гомотетии и подобия
фигур, строить фигуру, гомотетичную данной, с заданным коэффициентом
гомотетии.
Гомотетия, центр гомотетии, коэффициент гомотетии, свойства
гомотетии, композиция двух преобразований, преобразование
подобия, подобные фигуры, отношение площадей подобных многоугольников.
20
Гомотетия. Подобие фигур
Урок закрепления знаний.
Предметные: формировать навык применения понятий гомотетии и подобия фигур и их свойств при решении задач.
Личностные: формировать умение представлять результат своей деятельности.
Метапредметные: формировать умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
Учащийся научится применять понятия гомотетии и подобия фи-
гур и их свойства при решении задач.
Гомотетия, центр гомотетии, коэффициент гомотетии, свойства
гомотетии, композиция двух преобразований, преобразование
подобия, подобные фигуры, отношение площадей подобных многоугольников.
Контрольная работа № 5. Геометрические преобразования
Контроль знаний
Учащийся будет применять полученные знания и умения при решении задач по теме.
Начальные сведения по стереометрии ( 4 ч.)
21
Прямая призма. Пирамида
Урок изучения нового материала.
Предметные: формировать умение строить изображения прямой призмы, пирамиды и перечислять их элементы. Познакомить с формулами для вычисления боковой, полной поверхностей призмы и пирамиды, а также их объемов.
Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.
Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Учащийся научится строить изображения пространственных фигур: куба, прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, призмы, конуса, шара. Находить элементы постранственных фигур.
Предметные: формировать навык применения понятий многогранника и формул для вычисления площадей и объема.
Личностные: формировать умение представлять результат своей деятельности.
Метапредметные: формировать умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
Формулы боковой и полной поверхностей. Формулы объемов.
22
Цилиндр. Конус. Шар
Урок изучения нового материала.
Предметные: формировать умение строить изображения цилиндра, конуса, шара и перечислять их элементы. Познакомить с формулами для вычисления боковой, полной поверхностей цилиндра, конуса, шара а также их объемов.
Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.
Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Цилиндр, конус, шар, сфера. Элементы цилиндра, конуса, шара. Развертка боковой поверхности цилиндра, конуса.
Цилиндр. Конус. Шар
Урок закрепления знаний.
Предметные: формировать навык применения понятий цилиндра, конуса, шара, сферы и формул для вычисления площадей и объема.
Личностные: формировать умение представлять результат своей деятельности.
Метапредметные: формировать умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
Формулы боковой и полной поверхностей. Формулы объемов.
Повторение и систематизация учебного материала (4ч.)
Повторение и систематизация учебного материала за курс
геометрии 9 класса
Урок закрепления знаний.
Предметные: формировать навык применения теорем косинуса и синуса, и формул для вычисления площади треугольника.
Личностные: формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием.
Метапредметные: формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Учащийся будет применять полученные знания и умения при решении задач по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника»
Повторение и систематизация учебного материала за курс
геометрии 9 класса
Урок закрепления знаний.
Предметные: формировать навык применения формул длины окружности и площадь круга.
Личностные: формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием.
Метапредметные: формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Учащийся будет применять полученные знания и умения при решении задач по теме « Длина окружности и площадь круга»
Итоговая контрольная работа
Контроль знаний
Учащийся будет применять полученные знания и умения при решении задач по темам, изученным в 9 классе.
Повторение и систематизация учебного материала за курс
геометрии 9 класса
Урок закрепления знаний.
Предметные: формировать навык применения понятий по теме «Векторы и действия с векторами»
Личностные: формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием.
Метапредметные: формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Учащийся будет применять полученные знания и умения при решении задач по теме «Векторы»
установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Индивидуальная коррекционная работа по предмету ГЕОМЕТРИИ с обучающими детьми ОВЗ
В основу АОП по ГЕОМЕТРИИ для детей с ОВЗ заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Применение дифференцированного подхода предоставляет обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. Реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Для учащихся с ОВЗ материал урока отбирается в зависимости от имеющихся нарушений. При планировании и проведении уроков особое внимание уделяется предметно-практической деятельности. Содержание уроков максимально направлено на развитие ученика. На уроках используются различные виды практической деятельности.
Действия с реальными предметами
использованием наглядно- графических схем
алгоритмов, таблиц.
Создается возможность для широкой подготовки учащихся к выполнению различного типа задач:
формирования пространственных представлений,
умения сравнивать, обобщать предметы и явления
анализировать слова и предложения различной структуры
развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта.
При работе с каждым типом упражнений, заданий целью является: добиться полного понимания и безошибочного выполнения, только после этого следует переход к другому типу заданий. Часть занятий проводится в игровой форме. Этим поддерживается постоянный интерес к урокам. Коррекционно-развивающие упражнения должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.
При реализации коррекционной работы используются следующие формы обучения: урок-коммуникации; урок-практикум; урок-игра и т.д.
Методы обучения:
словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой); наглядные (наблюдение, демонстрация); репродуктивный и частично-поисковый (работа с текстами, словарем); частично-поисковый (подбор материала); практические – упражнения; методы изложения новых знаний; методы повторения, закрепления знаний; методы применения знаний; методы контроля.
Работа с детьми с ОВЗ происходит дифференцированно с применением следующих методических приемов:
- Поэтапное разъяснение заданий,
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
- Перемена видов деятельности
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Упрощенные задания на дом.
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
- Использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
- Использование упрощенных упражнений
- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
- Разрешение переделать задание, с которым учащийся не справился.
- Оценка переделанных работ.
- Использование системы оценок достижений учащихся на их личном примере.
При составлении коррекционной работы по ГЕОМЕТРИИ для 9 класса были использованы следующие рекомендации.
Основные направления коррекционной работы с учащимися имеющие ОВЗ
Характерными особенностями учащихся с ОВЗ (7 вид обучения) являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих учащихся, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития. Поэтому учащиеся с ОВЗ, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.
Содержание программы направлено на решение следующих коррекционных задач:
-продолжить формировать познавательные интересы учащихся и их самообразовательные навыки;
- создать условия для развития учащегося в своем персональном темпе, исходя из его образовательных способностей и интересов;
-приобрести (достигнуть) учащимся уровня образованности, соответствующего его личному потенциалу и обеспечивающего возможность продолжения образования и дальнейшего развития;
Важнейшим условием построения учебного процесса для учащихся с ОВЗ, является доступность, что достигается выделением в каждой теме главного, дифференциацией материала, многократного повторения пройденного материала, выполнение заданий по алгоритму, ликвидация пробелов.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках геометрии, учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. В процессе обучения уделяется внимание словарной работе, в процессе которой усваиваются специальные термины, уточняются значения имеющихся у учащихся понятий и определений. Учащиеся развивают память путем усвоения и многократного повторения определений, понятий.
К основным методам, применяемым на уроках относятся: беседа, объяснение, рассказ, упражнения (тренировочные, по шаблону, самостоятельные), метод наблюдения, дидактические игры.
Содержание курса по сравнению с традиционным пересмотрено таким образом, чтобы оно было адекватно особенностям восприятия данной категории школьников. Объем изучаемого материала в целом меньше, чем в традиционном курсе, что позволяет принять небыстрый темп продвижения в обучении.
Цель обучения геометрии для учащихся с ОВЗ
введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигурация;
совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
формирование умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;
развитие пространственных представлений и изобразительных умений, освоение основных фактов и методов планиметрии, знакомство с простейшими пространственными телами и их свойствами;
Задачи обучения геометрии в классе для учащихся с ОВЗ
развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
развитие общеучебных умений и навыков.
№ урока
Тема урока
Коррекционная работа
1
Тригонометрические функции угла от 0 до 180 градусов
Коррекция умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить рассуждения
2
Тригонометрические функции угла от 0 до 180 градусов
Коррекция элементов рассуждения, используя математический язык, ссылаясь на соответствующие геометрические утверждения.
Развитие памяти, устной и письменной речи, коррекция умений анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать
6
Теорема косинусов
Коррекция навыков счета, развитие умений работать с книгой, таблицами, калькулятором. Коррекция умения работать в группе
7
Теорема синусов
Коррекция умения выполнять работу по словесной, письменной инструкции, алгоритму. Коррекция умения работать самостоятельно
8
Теорема синусов
Развитие логического мышления, внимания, Коррекция наглядно-образного мышления, развитие мелкой моторики
9
Теорема синусов
Коррекция навыков счета, развитие умений работать с книгой, таблицами, калькулятором. Коррекция умения работать в группе
10
Решение треугольников
Развитие памяти, устной и письменной речи, коррекция умений анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать
11
Решение треугольников
Коррекция умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить рассуждения
12
Формулы для нахождения площади треугольника
Развитие памяти, устной и письменной речи, коррекция умений анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать
13
Формулы для нахождения площади треугольника
Развитие памяти, устной и письменной речи, коррекция умений анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать
14
Формулы для нахождения площади треугольника
Развитие памяти, устной и письменной речи, коррекция умений анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать
15
Формулы для нахождения площади треугольника
Развитие памяти, устной и письменной речи, коррекция умений анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать
16
Контрольная работа №1 по теме «Решение треугольников»
Коррекция индивидуальных пробелов
17
Правильные многоугольники и их свойства
Развитие наглядно – образного мышления, Коррекция индивидуальных пробелов
18
Правильные многоугольники и их свойства
Развитие наглядно – образного мышления, Коррекция индивидуальных пробелов
19
Правильные многоугольники и их свойства
Развитие наглядно – образного мышления, устрой и письменной речи
20
Правильные многоугольники и их свойства
Коррекция индивидуальных пробелов
21
Длина окружности. Площадь круга
коррекция умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, применять знания при решение задач
22
Длина окружности. Площадь круга
коррекция индивидуальных пробелов, умений выполнять задание по словесной, письменной инструкции. Коррекция умений работать самостоятельно и быть ответственным за результат работы
23
Длина окружности. Площадь круга
Коррекция умений работать самостоятельно и быть ответственным за результат работы
24
Длина окружности. Площадь круга
коррекция индивидуальных пробелов, умений анализировать, обобщать, сравнивать, участвовать в диалоге, делать выводы, применять знания при решение задач
25
Контрольная работа №2 по теме «Правильные многоугольники»
коррекция индивидуальных пробелов, развитие памяти, и внимания
26
Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка
Коррекция умений работать самостоятельно и быть ответственным за результат работы
27
Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка
Коррекция умений анализировать, обобщать, делать выводы применять теоретический материал к решению задач
28
Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка
Коррекция умений анализировать, обобщать, делать выводы применять теоретический материал к решению задач
29
Уравнение фигуры. Уравнение окружности
Развитие умения аккуратно оформлять записи, выполнять чертежи и умений работать коллективно.
30
Уравнение фигуры. Уравнение окружности
Коррекция умений анализировать, обобщать, делать выводы применять теоретический материал к решению задач
31
Уравнение фигуры. Уравнение окружности
коррекция индивидуальных пробелов
32
Уравнение прямой
Коррекция умений анализировать, обобщать, делать выводы применять теоретический материал к решению задач, развитие наглядно-образного мышления
33
Уравнение прямой
Коррекция умений анализировать, обобщать, делать выводы применять теоретический материал к решению задач, развитие наглядно-образного мышления.
34
Угловой коэффициент прямой
Коррекция умений анализировать, обобщать, делать выводы применять теоретический материал к решению задач, развитие наглядно-образного мышления.
35
Угловой коэффициент прямой
Коррекция умений анализировать, обобщать, делать выводы применять теоретический материал к решению задач, развитие наглядно-образного мышления.
36
Контрольная работа №3 пор теме «Декартовы координаты»
коррекция индивидуальных пробелов
37
Понятие вектора
Развитие умения аккуратно оформлять записи, выполнять чертежи и умений работать коллективно.
38
Понятие вектора
Развитие умения аккуратно оформлять записи, выполнять чертежи и умений работать коллективно.
39
Координаты вектора
Развитие умения аккуратно оформлять записи, выполнять чертежи и умений работать коллективно.
40
Сложение и вычитание векторов
Развитие умения аккуратно оформлять записи, выполнять чертежи и умений работать коллективно.
41
Сложение и вычитание векторов
Развитие умения аккуратно оформлять записи, выполнять чертежи и умений работать коллективно.
42
Сложение и вычитание векторов
Коррекция умений анализировать, обобщать, делать выводы применять теоретический материал к решению задач, развитие наглядно-образного мышления.
43
Сложение и вычитание векторов
Коррекция умений анализировать, обобщать, делать выводы применять теоретический материал к решению задач, развитие наглядно-образного мышления.
44
Умножение вектора на число
Развитие умения аккуратно оформлять записи, выполнять чертежи и умений работать коллективно.
45
Умножение вектора на число
Развитие умения аккуратно оформлять записи, выполнять чертежи и умений работать коллективно.
46
Умножение вектора на число
Коррекция умений анализировать, обобщать, делать выводы применять теоретический материал к решению задач, развитие наглядно-образного мышления.
47
Скалярное произведение векторов
Коррекция умений анализировать, обобщать, делать выводы применять теоретический материал к решению задач, развитие наглядно-образного мышления.
48
Скалярное произведение векторов
Коррекция умений анализировать, обобщать, делать выводы применять теоретический материал к решению задач, развитие наглядно-образного мышления.
49
Скалярное произведение векторов
Коррекция умений работать самостоятельно и быть ответственным за результат работы
50
Контрольная работа №4 по теме «Векторы»
коррекция индивидуальных пробелов
51
Движение ( перемещение) фигуры. Параллельный перенос
Развитие умения аккуратно оформлять записи, выполнять чертежи и умений работать коллективно.
52
Движение ( перемещение) фигуры. Параллельный перенос
Развитие наглядно – образного мышления, Коррекция индивидуальных пробелов
53
Движение ( перемещение) фигуры. Параллельный перенос
Коррекция умений работать самостоятельно и быть ответственным за результат работы
54
Осевая симметрия
Развитие наглядно – образного мышления, Коррекция индивидуальных пробелов
55
Осевая симметрия
Коррекция умений работать самостоятельно и быть ответственным за результат работы
56
Центральная симметрия. Поворот
Развитие умения аккуратно оформлять записи, выполнять чертежи и умений работать коллективно.
57
Центральная симметрия. Поворот
Коррекция умений работать самостоятельно и быть ответственным за результат работы
58
Гомотетия. Подобие фигур
Развитие умения аккуратно оформлять записи, выполнять чертежи и умений работать коллективно.
59
Гомотетия. Подобие фигур
Развитие наглядно – образного мышления, Коррекция индивидуальных пробелов
60
Контрольная работа №5 по теме «Геометрические преобразования»
коррекция индивидуальных пробелов
61
Прямая призма. Пирамида
Развитие умения аккуратно оформлять записи, выполнять чертежи и умений работать коллективно.
62
Прямая призма. Пирамида
Коррекция умений анализировать, обобщать, делать выводы применять теоретический материал к решению задач, развитие наглядно-образного мышления.
63
Цилиндр. Конус. Шар
Развитие умения аккуратно оформлять записи, выполнять чертежи и умений работать коллективно.
64
Цилиндр. Конус. Шар
Коррекция умений анализировать, обобщать, делать выводы применять теоретический материал к решению задач, развитие наглядно-образного мышления.
65
Повторение и систематизация учебного материала за курс
геометрии 9 класса
коррекция индивидуальных пробелов
66
Повторение и систематизация учебного материала за курс
геометрии 9 класса
коррекция индивидуальных пробелов
67
Контрольная работа №6 (итоговая)
коррекция индивидуальных пробелов
68
Повторение и систематизация учебного материала за курс