Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 9 класс»
Содержание:
стр
I. Пояснительная записка
3
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Геометрия-7»
5
III. Содержание учебного предмета
8
VI. Календарно-тематическое планирование
14
V. Приложения:
V.I. Лист коррекции
22
V.II. Организация учебного процесса
23
V.III.Учебно-методическое обеспечение
28
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа ориентирована на учителей математики, работающих в 7 классах и использующих учебно-методический комплект Л.С. Атанасян Геометрия. 7-9 классы.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями 2015-2016 г.г.);
- приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19644);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937);
- распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012 г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»;
- распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 25.02.2013г. № 559-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» (с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 года N 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года N 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года N 38; приказом Минобрнауки России от 20 июня 2017 года N 581);
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от:
29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.);
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. –
4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. - 79с. – (Стандарты второго поколения)
- Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы [Текст]. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011. — 64с. — (Стандарты второго поколения).
- Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 22 с углублённым изучением иностранных языков имени Василия Тезетева»;
-учебный план МБОУ «Средняя школа № 22» на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа разработана на основании программы:
- Бутузов В.Ф.. Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и других. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.Ф. Бутузов. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2013. — 31 с.
Настоящая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта.
Учебно-методический комплект учителя:
1. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [автор-составитель Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2014
2. Геометрия, 7—9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2014.
4 Контрольные работы по геометрии: 8 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 – 9 классы» / Н.Б. Мельникова. – М.: Издательство «Экзамен», 2017
5 Тесты по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 – 9 классы» / А.В. Фарков. – М.: Издательство «Экзамен», 2017
6 Дидактические материалы по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 – 9 классы» / Н.Б. Мельникова, Г.А. Захарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
Учебно-методический комплект ученика:
Геометрия, 7—9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2014.
Тесты по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 – 9 классы» / А.В. Фарков. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
Рабочая тетрадь по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 – 9 классы» / Ю.А. Глазков, П.М. Камаев. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
Место учебного предмета «Геометрия — 7» в учебном плане школы
Учебный предмет «геометрия» в учебном плане МБОУ «Средняя школа №22» представляет предметную область «Математика и информатика», которая входит в обязательную часть учебного плана.
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий МБОУ «Средняя школа №22» на 2017-2018 учебный год на изучение геометрии в 7 Б классе отводится 35 учебных недель по 2 часов в неделю, итого 70 часов.
II. Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
Результаты освоения содержания курса
У учащихся будут сформированы:
У учащихся могут быть сформированы:
Личностные
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
6) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
1) первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении геометрических задач.
5) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
6) интерес к математическому творчеству и математических способностей;
7) качества мышления, необходимые для адаптации в современном информационном обществе.
Метапредметные
регулятивные
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, моде-ли и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Предметные:
1) работать с геометрическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, при-меняя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, круг, окружность);
6) пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
1) выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения геометрических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
2) применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
3) самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
4) основным способам представления и анализа статистических данных; решать задачи с помощью перебора возможных вариантов.
III. Содержание курса
Начальные геометрические сведения(11 часов).
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Контрольная работа № 1 по теме: «Начальные геометрические сведения »
Цель: систематизировать знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений обучающихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики I— 6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур;
4) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
2) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
3) исследовать свойства планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
4) выполнять проекты по темам (по выбору).
Треугольники (17 часов).
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Контрольная работа № 2 по теме: «Треугольники»
Цель: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников.
Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
1) строить с помощью чертежного угольника и транспортира медианы, высоты, биссектрисы прямоугольного треугольника;
2) проводить исследования несложных ситуаций (сравнение элементов равнобедренного треугольника), формулировать гипотезы исследования, понимать необходимость ее проверки, доказательства, совместно работать в группе;
3) переводить текст (формулировки) первого, второго, третьего признаков равенства треугольников в графический образ, короткой записи доказательства, применению для решения задач на выявление равных треугольников;
4) выполнять алгоритмические предписания и инструкции (на примере построения биссектрисы, перпендикуляра, середины отрезка), овладевать азами графи-ческой культуры.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, решать комбинированные задачи с использованием алгоритмов, записывать решения с помощью принятых условных обозначений;
2) составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;
3) проводить исследования ситуаций (сравнение элементов равнобедренного треугольника), формулировать гипотезы исследования, понимать необходимость ее проверки, доказательства, совместно работать в группе;
4) проводить подбор информации к проектам, организовывать проектную деятельность и проводить её защиту.
Параллельныепрямые (13 часов).
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Контрольная работа № 3 по теме: «Параллельные прямые»
Цель: ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
1) передавать содержание материала в сжатом виде (конспект), структурировать материал, понимать специфику математического языка и работы с математической символикой;
2) работать с готовыми предметными, знаковыми и графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
3) проводить классификацию объектов (параллельные, непараллельные прямые) по заданным признакам;
4) использовать соответствующие инструменты для решения практических задач, точно выполнять инструкции;
5) распределять свою работу, оценивать уровень владения материалом.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) работать с готовыми графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов, проводить классификацию объектов (углов, полученных при пересечении двух прямых) по заданным признакам;
2) переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, представлять информацию в сжатом виде (схематичная запись формулировки теоремы), проводить доказательные рассуждения, понимать специфику математического языка;
3) объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах, проводить классификацию (на примере видов углов при двух параллельных и секущей) по выделенным признакам, доказательные рассуждения.
Соотношения между сторонами и углами треугольника (21 час)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Контрольная работа № 4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
Цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, и частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
1) проводить исследования несложных ситуаций (измерение углов треугольника и вычисление их суммы), формулировать гипотезу исследования, понимать необходимость ее проверки, совместно работать в группе;
2) составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;
3) осуществлять перевод понятий из печатного (текст) в графический образ (чертеж);
4) приводить примеры, подбирать аргументы, вступать в речевое общение, участвовать в коллективной деятельности, оценивать работы других;
5) различать факт, гипотезу, проводить доказательные рассуждения в ходе решения исследовательских задач на выявление соотношений углов прямоугольного треугольника;
6) проводить исследования несложных ситуаций (сравнение прямоугольных треугольников), представлять результаты своего мини-исследования, выбирать соответствующий признак для сравнения, работать в группе.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, решать комбинированные задачи с использованием 2–3 алгоритмов, проводить доказательные рассуждения в ходе презентации решения задач, составлять обобщающие таблицы;
2) составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;
3) осуществлять перевод понятий из текстовой формы в графическую.
Повторение (8 часов)
Итоговая контрольная работа
Примерное тематическое планирование
№ п\п
Наименование темы
Количество часов
1
Начальные геометрические сведения
11
1.1
Прямая и отрезок
1
1.2
Луч и угол
1
1.3
Сравнение отрезков и углов
1
1.4
Измерение отрезков и углов
3
1.5
Перпендикулярные прямые
2
1.6
Решение задач
1
1.7
Контрольная работа № 1 по теме «Начальные геометрические сведения»
1
1.8
Резерв. Решение задач
1
2
Треугольники
17
2.1
Первый признак равенства треугольников
3
2.2
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника
3
2.3
Второй и третий признаки равенства треугольников
3
2.4
Задачи на построение
3
2.5
Решение задач
3
2.6
Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники»
1
2.7
Резерв. Решение задач
1
3
Параллельные прямые
13
3.1
Признаки параллельности двух прямых
3
3.2
Аксиома параллельных прямых
5
3.3
Решение задач
3
3.4
Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые»
1
3.5
Резерв. Решение задач
1
4
Соотношения между сторонами и углами треугольника
21
4.1
Сумма углов треугольника
3
4.2
Соотношения между сторонами и углами треугольника
2
4.3
Решение задач
1
4.4
Контрольная работа № 3 по теме «Сумма углов треугольника».
1
4.4
Прямоугольные треугольники
5
4.5
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми
2
4.6
Построение треугольников по трем элементам
4
4.7
Решение задач
1
4.8
Контрольная работа № 5 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
1
4.9
Резерв. Решение задач
1
5
Повторение
8
5.1
Решение задач
5
5.2
Итоговая контрольная работа
1
5.3.
Резерв. Решение задач
2
Итого часов
70
IV. Календарно-тематическое планирование
№ урока
Дата
Кол-во часов
Пункт учебника
Тема учебного занятия
Тип урока
Формы организации образовательного процесса
Наглядность
По плану
фактически
1
1
1,2
Точка, прямая и отрезок
урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) Практикум
Репродуктивная
Фронтальная,
индивидуальная
2
1
3,4
Луч и угол.
урок систематизации и обобщения знаний и умений Практическая работа
Репродуктивный
Фронтальная,
индивидуальная
3
1
5,6
Сравнение отрезков и углов.
урок усвоения новых знаний
Частично- поисковый
Фронтальная,
индивидуальная
4
3
7,8
Измерение отрезков и углов
Урок изучения нового материала и первич. закрепления.
Репродуктив-ный
Фронтальная,
индивидуальная
5
9,
10
Измерение отрезков и углов
Урок изучения нов. материала и первич. закреп.
Практич. работа
Частично- поисковый
6
7-10
Измерение отрезков и углов
урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
индивидуальная
7
1
11,
12
Смежные и вертикальные углы.
Урок усвоения новых знаний Исследов. практич. работа
Репродуктивный
модели
8
1
11,12
Перпендикулярные прямые.
Урок усвоения новых знаний. Урок-исследо-вание
Частично- поисковый
9
1
Решение задач по теме: «Перпендикулярные прямые. Отрезок. Угол.
Смежные и вертикальные углы».
урок актуализации знаний и умений.
Урок- практикум.
Частично- поисковый
10
1
Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения»
Урок контроля знаний и умений
Индивидуальная, дифференцированная
11
1
Резерв. Решение задач
Урок коррекции знаний, умений и навыков
Фронтальная, индивидуальная, групповая
12
3
14
Треугольники.
урок усвоения новых знаний
Частично- поисковый
модели
13
15
Первый признак равенства
треугольников.
урок усвоения новых знаний
(Проблемный метод)
Проблемный
14
15
Первый признак равенства треугольников.
Комбинированный
Частично- поисковый
15
3
16
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника
урок усвоения новых знаний
Урок-лекция.
Объяснительно-иллюстративный
16
17
Равнобедренный треугольник и его свойства.
урок усвоения новых знаний
Беседа.
Объяснительно-иллюстративный
Опрос у доски по теме «Медианы, биссектрисы и высоты треугольника»
17
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник
комбинированный урок
Фронтальная,
индивидуальная
18
3
19
Второй признак равенства треугольников.
урок усвоения новых знаний
Фронтальная беседа
Частично- поисковый
19
20
Третий признак равенства треугольников.
урок усвоения новых знаний
Фронтальная, индивидуальная
20
20
Задачи на применение признаков равенства треугольников.
урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Частично-поисковый
21
3
Окружность.
урок усвоения новых знаний
Проблемная лекция
Фронтальная индивидуальная
22
Задачи на построение.
Применение и совершенствование знаний. Практикум
Фронтальная, индивидуальная
таблицы
23
Задачи на построение.
Применение и совершенствование знаний. Практикум
Фронтальная, индивидуальная
24
3
Решение задач.
Урок комплексного применения знаний. Практикум
Фронтальная, индивидуальная.
Частично-поисковый
25
Решение задач.
Комбинированный урок.
Частично- поисковый
26
Решение задач.
урок актуализации знаний и умений.
Урок- практикум.
Частично- поисковый
27
1
Контрольная работа № 2 по теме «Признаки равенства треугольников»
Урок контроля знаний и умений
Индивидуальная, дифференцированная
28
1
Резерв.
Решение задач
Урок коррекции знаний, умений и навыков
Фронтальная, индивидуальная, групповая
29
2
24,25
Определение параллельных прямых. Признаки параллельности двух прямых.
урок усвоения новых знаний
Исследов. практ. работа
Фронтальная. индивидуальная
таблицы
30
25
Признаки параллельности двух прямых.
Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) Урок- практикум.
урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). Практикум
Частично- поисковый
32
1
Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых».
Комбинированный
урок
ИндивидуальнаяЧастично- поисковый
33
1
27,28
Аксиома параллельных прямых
урок усвоения новых знаний.
Репродуктивный
34
2
29
Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.
урок усвоения новых знаний
Исследов. практич. работа
Репродуктивный
35
29
Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.
урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) Урок- практикум.
Индивидуальная при выполнении зачета,
Парная при решении задач
Частично- поисковый
36
1
Решение задач по теме
«Параллельные прямые»
Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) Практикум
Фронтальная работа с классом, работа у доски и в тетрадях
Частично- поисковый
37
1
Решение задач по теме
«Параллельные прямые»
урок систематизации и обобщения знаний и умений. Практикум
Фронтальная работа с классом, работа у доски и в тетрадях
Частично- поисковый
38
Решение задач по теме
«Параллельные прямые»
Комбинированный урок.
индивидуальная
39
Решение задач по теме
«Параллельные прямые»
урок актуализации знаний и умений.
Урок- практикум.
Фронтальная, индивидуальная
Частично- поисковый
40
Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые».
Урок контроля знаний и умений
Индивидуальная, дифференцированная
41
Резерв
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
урок коррекции знаний, умений
Фронтальная работа по решению задач
42
3
30
Теорема о сумме углов треугольника
Урок ознакомления с новым материалом
Исследов. практич. работа
Частично- поисковый
43
31
Теорема о сумме углов треугольника Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники
урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Урок- практикум.
Фронтальная работа с классом,работа в парах по учебнику, ведение записей в тетрадях и решение задач у доски.
Частично- поисковый
44
Теорема о сумме углов треугольника Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники
урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Частично-поисковый
45
2
32
Соотношения между сторонами и углами треугольника
Урок ознакомления с новым материалом
Исследов практ. работа.
Фронтальная работа,, работа в парах, работа у доски и в тетрадях. Объяснительно-иллюстратив-ный
46
Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
Комбинированный урок.
Частично- поисковый
47
1
Соотношения между сторонами и углами треугольника
урок актуализации знаний и умений.
Урок- практикум.
Частично- поисковый
48
1
Контрольная работа №4 по теме «Сумма углов треугольника.Соотношения между сторонами и углами треугольника»
Урок контроля знаний и умений
Индивидуальная, дифференцированная
49
2
34
Некоторые свойства прямоугольных треугольников.
Урок ознакомления с новым материалом
Беседа.
Частично- поисковый
50
34
Некоторые свойства прямоугольных треугольников.
урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)Урок- практикум.
Частично- поисковый
51
2
35
Признаки равенства прямоугольных треугольников.
урок ознакомления с новым материалом
Проблемный метод
таблицы
52
35
Признаки равенства прямоугольных треугольников.
урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)Урок- практикум
Частично- поисковый
таблицы
53
1
Решение задач по теме
«Прямоугольный треугольник».
Комбинированный
урок.
Урок- практикум.
Фронтальная работа с классом,,индивидуальная
54
2
37
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми
Урок ознакомления с нов. материалом
Проблемный
55
37
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми
урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Фронтальная
Частично- поисковый
56
4
38
Построение треугольника по трем элементам
Урок ознакомления с новым материалом
Фронтальная
Объяснительно-иллюстратив-ный
57
Построение треугольника по трем элементам
Урок ознакомления с новым материалом
Фронтальная
Объяснительно-иллюстратив-ный
58
Построение треугольника по трем элементам
Урок ознакомления с новым материалом
Фронтальная
Объяснительно-иллюстратив-ный
59
Построение треугольника по трем элементам
урок систематизации и обобщения знаний и умений
Коллективная, индивидуальная
60
1
Решение задач по теме
урок актуализации знаний и умений.
Урок- практикум.
Частично- поисковый
61
Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольный треугольник»
Урок контроля знаний и умений
Индивидуальная, дифференцированная
62
Резерв. Решение задач
урок коррекции знаний, умений
63
1
Решение задач. Повторение темы «Признаки равенства треугольников»
урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
64
1
Решение задач. Повторение темы «Параллельные прямые»
урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
65
2
Решение задач. Повторение темы «Соотношения между сторонами и углами треугольника».
урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
66
Повторение темы «Соотношения между сторонами и углами треугольника».
Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок-консультация
67
1
Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники»
Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок-консультация
68
1
Итоговая контрольная работа
Урок контроля знаний и умений
69
1
Резерв. Решение задач
урок коррекции знаний, умений
70
1
Резерв. Решение задач
урок коррекции знаний, умений и навыков.
V.I. Лист коррекциирабочей программы по геометрии
№
Название раздела
Название темы
Причина корреции
Корректирующие мероприятия
Протокол ШМО о рассмотрении коррекции
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
V.II. Организация учебного процесса
Образовательный процесс осуществляется в рамках классно – урочной системы.
Основной формой организации учебного процесса является урок:
урок усвоения новых знаний (урок – лекция, урок – беседа),
урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления),
урок актуализации знаний и умений (урок повторения),
урок контроля знаний и умений,
урок систематизации и обобщения знаний и умений,
комбинированный,
уроки коррекции знаний, умений и навыков.
Основные типы уроков и их примерная структура
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
- в знакомой ситуации (типовые)
- в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку; с целью подготовки к изучению новой темы.
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний .Подготовка учащихся к обобщенной деятельности . Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
- индивидуальная (консультации, исследовательская работа, собеседование, индивидуальные планы работы).
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно - иллюстративный, частично – поисковый и репродуктивный.
Технологии, используемые в образовательном процессе
Основу преподавания курса составляют следующие педагогические технологии:
Технология
Ожидаемый результат
Групповая
Развитие умения взаимодействовать в команде, распределять роли, конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве, представлять результаты собственной деятельности.
Дифференцированного обучения
Формирование более высокого уровня овладения материалом
– уровня возможностей, за счет развития творческого потенциала каждого учащегося в соответствии с его индивидуальными запросами
Здоровье сбережения
Повышение качества знаний и уровня активности учащихся 5 за счет снятия эмоционального напряжения и чередования форм и видов деятельности на уроке. Сохранение зрения учащихся при помощи динамических пауз с использованием физкультминуток для глаз.
ИКТ
Повышение эффективности урока за счет наглядности. Свое- временный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на уроке.
Опорных схем и алгоритмов
Повышение познавательного интереса обучающихся, создания ситуации успешности на уроке и перевод знаний в долго- временную память за счет составления опорных схем, алгоритмов, таблиц, карточек, чертежей, рисунков.
Проблемного обучения
Формирование способности самостоятельно видеть, ставить и решать проблемы, осуществлять поиск и усвоение необходимых знаний.
Проектного обучения
Умение взаимодействовать в команде, распределять роли, конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве, представлять результаты собственной деятельности.
Типы уроков и используемые педагогические технологии
урок усвоения новых знаний
ИКТ, технология проблемного обучения, технология здоровье сбережения
урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления
урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
ИГРЫ, групповые формы работы
урок систематизации изученного материала
ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы
комбинированный урок
Возможно применение всех технологий
Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий
Виды универсальных действий
Виды заданий
Познавательные
«Найти отличия»
«Поиск лишнего»
Составления схем-опор
Работа с разными видами таблиц, диаграмм
Регулятивные
«Преднамеренные ошибки»
Поиск информации в предложенных источниках
Взаимоконтроль
Диспут
Контрольный опрос на определенную проблему
Коммуникативные
Составь задание партнеру
Отзыв на работу товарища
Групповая работа
«Объясни …»
Личностные
Участие в проектах
Подведение итогов урока
Творческие задания, имеющие практическое применение
Самооценка событий
«Описание этапов урока и УУД, которые формируются на данных этапах»
Этапы урока
Формируемые УУД
1.Оргмомент. Психологический настрой.
Личностные
Коммуникативные
2.Актуализация знаний.
Познавательные
Коммуникативные
Личностные
3.Физкультминутка.
Регулятивные
Личностные
4.Изучение нового материала.
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
5.Закрепление по теме урока.
Регулятивные
Познавательные
Личностные
Коммуникативные
Логические
6.Итог урока. Рефлексия.
Личностные
Коммуникативные
Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД»
Требования
к уроку комбинированного типа
Формируемые универсальные
учебные действия
Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии
Объявление темы урока
Познавательные общеучебные, коммуникативные
Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации
Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи, карты урока, презентация
Домашнее задание
Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Используются разноуровневые домашние задания, задания по выбору, творческие и поисковые задания, тематические проекты
IV. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ Л.С. Атанасян и коллектив авторов
1 Геометрия. Сборник рабочих программ. 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [автор-составитель Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2014
2 Учебник. Геометрия: 7 – 9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2014.
3 Рабочая тетрадь по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 – 9 классы» / Ю.А. Глазков, П.М. Камаев. – М.: Издательство «Экзамен», 2014
4 Контрольные работы по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 – 9 классы» / Н.Б. Мельникова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014
5 Тесты по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 – 9 классы» / А.В. Фарков. – М.: Издательство «Экзамен», 2014
6 Дидактические материалы по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 – 9 классы» / Н.Б. Мельникова, Г.А. Захарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1 Сборник задач по геометрии 7 класс / В.А. Гусев. – М.: Издательство «Экзамен», 2014
2 Геометрия 7 – 9 классы: задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ / Э.Н. Балаян. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2013