Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 9 класс»
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40 с углублённым изучением математики имени В.М. Барбазюка» города Оренбурга
Согласовано
ЗД по УВР МОБУ «СОШ № 40»
________ /Лынник Г.В./
Принято
Педагогическим советом
Протокол № 1
от«29» августа 2018г
Утверждено
Директор МОБУ «СОШ № 40»
________/Кузнецова Р.Ш./
ФИО
Приказ №01-10/121 от
«30» августа 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
в 9 классе
( основное общее образование)
Составитель: Леотина И.В.,
учитель математики высшей
квалификационной категории
2018 – 2019
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения курса обучающимися.
3. Содержание курса.
4. Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы.
5. Оценочные и методические материалы.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса алгебры предназначена для изучения в 9 классе и составлена на основании следующих документов:
1. Федеральный компонент образовательного стандарта основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образо вания Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями) – далее стандарт 2004 г.
2. С учетом авторской программы: Л.С Атанасян, В.Ф. Бутузов,С.В.Кадомцев и др),составитель Бурмистрова Т.А., М.: Просвещение,2008.
3. Основная образовательная программа основного общего образования МОАУ «СОШ № 40».
4. Локальный нормативный акт «Положение о рабочей программе учителя-предметника».
В соответствии с учебным планом МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 с углублённым изучением математики имени
В. М. Барбазюка» города Оренбург на 2017-2018 учебный год рабочая программа по геометрии рассчитана на 34 учебные недели: 2 часа в неделю, 68 часов за год. Из них: Повторение курса 8 класса – 1 час. Итоговое повторение курса 9 класса –7 часов; Контрольных работ – 6 часов (из них 2 по текстам МО)
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Основные формы организации учебных занятий: урок первичного предъявления новых знаний; урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения новыми предметными умениями; урок применения предметных знаний; урок обобщения и систематизации предметных знаний; урок повторения предметных знаний; контрольный урок; комбинированный урок; урок - практическая работа.
При реализации рабочей программы по алгебре используются следующие основные виды деятельности: словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы); наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций); эвристические (саморазвитие обучающихся, активная познавательная деятельность); практические (решение теоретических и практических задач); участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; планировать свою работу на уроке; осуществлять самооценку и взаимооценку; осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
Изучение геометрии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
-освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования выбора решений;
-развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ОБУЧАЮЩИМИСЯ
В результате изучения математики ученик должен:
знать/понимать :
--------------------------------
Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации
Уметь:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов.
Операции над векторами: сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число, разложение.
Применение векторов к решению задач: средняя линия трапеции.
Координаты вектора. Решение простейших задач в координатах.
Коллинеарные векторы. Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям.
Уравнение окружности и прямой.
2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
Синус, косинус и тангенс угла от 0° до 180°; приведение к острому углу. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла.
Формула, выражающая площадь треугольника через две стороны и угол между ними.
Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.
3. Длина окружности и площадь круга
Правильные многоугольники.
Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Формулы, выражающие площадь правильного многоугольника через периметр и радиус вписанной окружности.
Построение правильных многоугольников.
Длина окружности. Число .
Площадь круга и площадь сектора.
4. Движение
Примеры движений фигур.
Параллельный перенос и поворот.
Повторение. Решение задач
4.Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы.
Номер урока
Название темы
Виды деятельности
Количество часов
Сроки
По плану
Фактическое проведение
1
Повторение
фронтальный опрос,
индивидуальная работа
1
2
Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов.
фронтальный опрос,
индивидуальная работа
1
3
Операции над векторами: сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число, разложение.
В1. Треугольник АВС задан координатами вершин . Найдите длину медианы СМ треугольника.
В2. Даны точки . Запишите уравнение окружности с центром в точке А и радиусом АВ. Принадлежит ли этой окружности точка ?
Контрольная работа №2
Векторы и координаты
Вариант 1
А1. В треугольнике АВС . Какая из сторон треугольника наибольшая, какая – наименьшая?
А2. В треугольнике АВС АВ = 12 см, АС = 6,5 см. Найдите его площадь.
А3. Найдите скалярное произведение векторов .
В1. Даны четыре точки А(1; 1), В(2; 3), С(0; 4), D(-1; 2). Докажите, что четырехугольник АВСD – прямоугольник.
В2. В треугольнике даны две стороны a = 10, b = 8 и противолежащий стороне b угол α = 300. Найдите остальные два угла и третью сторону.
Вариант 2
А1. В треугольнике АВС АВ = 13 см, ВС = 9 см, АС = 15 см . Какой из углов треугольника наибольший, какой – наименьший?
А2. В треугольнике АВС АВ = 18 см, АС = 8,5 см. Найдите его площадь.
А3. Найдите скалярное произведение векторов .
В1. Даны четыре точки А(0; 0), В(1; 1), С(0; 2), D(-1; 1). Докажите, что четырехугольник АВСD – квадрат.
В2. В треугольнике даны две стороны a = 6, b = 8 и противолежащий стороне а угол α = 300. Найдите остальные два угла и третью сторону.
Контрольная работа № 3
Преобразования
Вариант 1
А1. Дана трапеция ABCD. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно прямой, содержащей боковую сторону АВ.
А2.Постройте треугольник, который получается из данного треугольника АВС поворот вокруг точки А на угол 1200 против часовой стрелки.
В1. Дан шестиугольник А1А2А3А4А5А6. Его стороны А1А2 и А4А5, А2А3 и А5А6, А3А4 и А6А1 попарно равны и параллельны. Используя центральную симметрию, докажите, что диагонали А1А4, А2А5, А3А6 данного шестиугольника пересекаются в одной точке.
Вариант 2
А1. Дана трапеция ABCD. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно точки, являющейся серединой боковой стороны АВ.
А2.Постройте треугольник, который получается из данного треугольника АВС поворот вокруг точки В на угол 600 по часовой стрелке.
В1. Две окружности с центрами О1 и О2, радиусы которых равны, пересекаются в точках М и N. Через точку М проведена прямая, параллельная О1О2 и пересекающая окружность с центром О2 в точке D. Используя параллельный перенос, докажите, что четырехугольник O1MDO2 является параллелограммом.
Контрольная работа № 4
Преобразования
Вариант 1
Дана трапеция АВСD, в которой АD=3, ВС=1, АВ=СD=2. Диагонали трапеции пересекаются в точке О. Проведены отрезок DК//АВ
(К лежит на продолжении АС), отрезок АL//DС (L лежит на продолжении ВD) и отрезок КL.
1. Укажите на полученном рисунке все пары подобных треугольников.
2. Докажите, что ВСКL - равнобокая трапеция.
3. Подобны ли трапеции ВСКL и АВСD, АDКL и ВСКL?
4. Чему равна площадь трапеции ВСКL?
5. Какие из полученных результатов верны для равнобокой трапеции АВСL с произвольными размерами (АD › ВС) ?
Вариант 2
Дана трапеция АВСD, в которой АD=3, ВС=1, АВ=СD=2. Диагонали трапеции пересекаются в точке О. Проведены отрезок DК//CD
(К лежит на АС), отрезок CL//AB (L лежит на ВD) и отрезок КL.
1. Укажите на полученном рисунке все пары подобных треугольников.
2. Докажите, что ADLK - равнобокая трапеция.
3. Подобны ли трапеции ADLK и ABCD, ADLK и ВСLK?
4. Чему равна площадь трапеции ADLK?
5. Какие из полученных результатов верны для равнобокой трапеции ABCD с произвольными размерами (АD › ВС) ?
1. «Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия 7 - 9 классы, - М.Просвещение, 2009. Составитель Т. А. Бурмистрова»
2. Геометрия 7 -9. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Л. С. Киселева, Э. Г. Позняк— М.: Просвещение, 2007.
3. «Геометрия. Дидактические материалы 9 класс М. Просвещение 2009» авторы: Б. Г. Зив, В. М. Мейлер
4. «Поурочные разработки по геометрии 9 класс к учебному комплекту Л. С. Атанасяна. Дифференцированный подход, - М. Вако 2008. Автор Н. Ф. Гаврилова
5.« Тематические тесты. Геометрия 7 – 9 классы». М. Просвещение 2008. автор П. А. Алтынов
6. « Тематические тесты. Геометрия 7 – 9 классы. М. Просвещение 2008. автор П. А. Алтынов, «Тесты геометрия 9» Белицкая О. В. издательство «Лицей» 2010 г