kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Земля в Солнечной системе. Уникальность планеты Земля

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволит углубить и развить знания обучающихся о Земле.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Земля в Солнечной системе. Уникальность планеты Земля»



Разработка урока по географии в 5-х классах,

проведенного учителем географии Сорокиной Т.С. в рамках

Региональной встречи по обмену опытом с директорами и заместителями директора г. Кирова по внедрению ФГОС

02.10.2013 г.


Тема: «Земля в Солнечной системе. Уникальность планеты Земля»

Цели урока: углубить и развить знания обучающихся о Земле.

Задачи урока:

  • общеобразовательная: сформировать знания об особенностях нашей планеты, обеспечивающих существование жизни: особенностях расположения и вращения Земли в Солнечной системе, о земных оболочках.

  • развивающая: развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

  • воспитательные: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения, чувство любви к малой родине.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Личностные УУД

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Регулятивные УУД

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.

ПознавательныеУУД

-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Тип урока – урок комплексного применения ЗУН

Ресурсы: БЭНП, доступ к сети-интернет, учебник, рабочая тетрадь, маршрутные листы, конверты с заданиями, цветные карандаши.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вызов

Добрый день, дорогие ребята!  Сегодня у нас будет необычный урок. Вы будете путешественниками и исследователями, будете учиться анализировать и делать выводы, используя знания темы «Вселенная» и новые, которые получите на уроке. А раз урок наш необычный, то и начнем мы его необычно – с песни.

(Звучит фонограмма первого куплета и припева песни ВИА «Земляне» «Трава у дома». На экране – фото Земли из космоса)

Вопрос классу: 

Как вы думаете, о чем поется в этой песне?

Почему в ней говорится, что Земля одна? В чем ее уникальность?

А может быть наша планета совсем не уникальна?

Учащиеся: коммен

Учитель: Вы прослушали песню и отгадали кроссворд, какое ключевое слово у вас получилось? (ЗЕМЛЯ)

Значит о чем мы будем говорить сегодня на уроке? ( О ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ)

В песне поется о космических путешествиях? Зачем они нужны? (Искали жизнь)

2. Актуализация ранее полученных знаний. Ролевая игра «Космическая экспедиция»

Учитель: Посетим планеты земной группы? А какие планеты земной группы вы знаете? (Меркурий, Венера, Марс). Я обещала вам путешествие и вы сейчас отправитесь в космический полет, чтобы поискать там жизнь.

Распределение на экипажи . Фото стартующего корабля

-Первая команда – «Меркурий» — полетят на Меркурий; вторая –«ВЕНЕРА» — на Венеру; третья команда – «Марс» — отправятся на Марс. Мы изучали эти планеты в теме «Вселенная», поэтому вам необходимо вспомнить, что вы уже знаете об этих планетах солнечной системы, а также проанализировать дополнительную информацию, которая находится на ваших бортовых компьютерах, сделать выводы и записать их в маршрутном листе. Время ограничено – 5минут.

Каждая группа работает со слайдом планет. (скриншоты)

-Итак, все команды готовы. На старт. Поехали!

На экране фото стартующего корабля сменяет фото космической станции на орбите.

Отчеты групп.

«Меркурий»: жизнь на Меркурии невозможна, так как температура на дневной стороне +400оС, а на ночной — -100 оС из-за близкого расстояния от Солнца – 58 млн. км, в 3 раза ближе Земли, отсутствия атмосферы, очень медленного вращения вокруг своей оси – 58,7 земных суток.

«Венера»: жизнь на Венере невозможна, так как температура достигает +500 оС из-за очень плотной атмосферы, состоящей из углекислого газа.

« Марс »: жизнь на Марсе невозможна, так как атмосфера из углекислого газа очень разрежена, нет воды.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать в результате этого полета?

Вывод: на других известных людям планетах жизнь невозможна!

Синквейн по каждой планете.

3. Изучение нового материала.

Учитель: Мы побывали на других планетах, но вернемся на орбиту планеты Земля. Чем отличается земля от других планет? Как мы ее поэтому можем назвать?

Объявление темы урока: «Уникальность планеты Земля»

Учитель Какие же особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни? Прочитайте текст параграфа 14 стр 70-71 с вопросаПочему же возможна жизнь на Земле? Выделите главные особенности планеты. Ответы запишите в маршрутном листе.

По ходу ответов детей на экране появляются выводы. (Слайд)

Расположение и движение земли в космическом пространстве.

Обладание большими запасами воды.

Наличие атмосферы.

Наличие почвы.

Вывод: Наша планета уникальна и на ней есть жизнь

Взаимопроверка работы. Подсчитать кол-во плюсов и поставить в окошечко на маршрутном листе.

Учитель. Займемся исследованием уникальных черт планеты Земля. В составе экипажа находятся ученые изучающиеклиматологию, гидрологию и экологию. Что это за науки?

Ребята скажите где можно найти информацию о этих науках?(словаре по физической географии)

А еще где можно найти информацию? (в глоссарии, интернете)

Разделить на группы ученых. Приступаем к работе

Работа экипажа со скриншотами и заданиями в конвертах.

климатологи: Значение атмосферы для Земли.

Задание: 1.Изучите слайды и прочитайте текст:

Что мы поглощаем более всего в своей жизни и без чего можем обходиться самое малое время? Конечно – это воздух! Очень мало людей знают, сколько воздуха они вдыхают. За сутки, делая около 20000 вдохов-выдохов, человек пропускает через легкие 15 кг воздуха. Без воздуха мы можем прожить не более 5 минут. Ясно, что качество воздуха, которым мы дышим всегда должно быть высоким. Значение атмосферы для сохранения и поддержания жизни на планете очень велико, особенно озона ( разновидности кислорода). Озоновый слой защищает от излучения из космоса. Атмосфера защищает, как одеяло, Землю от сильного охлаждения и предохраняет от метеоритов.

1. Нарисуйте плакат как атмосфера и озоновый слой защищают планету.

климатологи: Значение атмосферы для Земли.

Задание: 1.Изучите слайды и прочитайте текст:

Что мы поглощаем более всего в своей жизни и без чего можем обходиться самое малое время? Конечно – это воздух! Очень мало людей знают, сколько воздуха они вдыхают. За сутки, делая около 20000 вдохов-выдохов, человек пропускает через легкие 15 кг воздуха. Без воздуха мы можем прожить не более 5 минут. Ясно, что качество воздуха, которым мы дышим всегда должно быть высоким. Значение атмосферы для сохранения и поддержания жизни на планете очень велико, особенно озона ( разновидности кислорода). Озоновый слой защищает от излучения из космоса. Атмосфера защищает, как одеяло, Землю от сильного охлаждения и предохраняет от метеоритов.

2. Нарисуйте плакат как будет выглядеть Земля без атмосферы и озонового слоя? Какое значение для живого имеет атмосфера?

гидрологи: Значение гидросферы для Земли.

Задание: 1. Решите задачу: Вода – удивительное вещество, она входит в состав всех живых организмов. Наше тело, например, почти на 2/3 состоит из воды Вспомните примерно свой вес, разделите его на 3 и умножьте на 2. Сколько воды содержится в каждом из вас и во всей группе?

гидрологи: Значение гидросферы для Земли.

Задание: 1. Изучите слайды и текст: Вода – удивительное вещество, она входит в состав всех живых организмов, хороший растворитель. И без воды жизнь вообще не возможна, т. к., например, именно вода обеспечивает перемещение различных веществ по организмам растений, животных и человека и участвует в процессе создания растениями органических веществ и кислорода. Вода все время находится в постоянном движении. Это движение называется круговоротом воды в природе. Значение гидросферы: круговорот воды в природе, его роль в обеспечении связи всех частей гидросферы в единое целое, пополнении запасов воды на Земле, в перераспределении тепла и влаги на поверхности нашей планеты.

2. Какую роль играет вода в природе? Запишите не более 3-х пунктов о роли воды в природе?

1.Входит в состав_____________________________________________. 2.Является__________________________________________________________ 3. Обеспечивает процесс создания растениями_______________ и участвует в перераспределении___________________ на поверхности нашей планеты.

экологи: Значение почвы для Земли.

Задание: 1. Изучите слайды, текст и ответьте на вопрос : каково значение почвы для жизни на Земле?

 Еще одна особенность Земли объясняет возможность существования жизни на ней: наша планета имеет почву. Это верхний плодородный слой Земли. Почва представляет собой тонюсенькую поверхность земной коры – меньше полутора метра глубиной, которая кормит все население Земли и от которой мы, люди, полностью зависим. Именно почва содержит вещества, необходимые для роста и развития растений. Зеленые растения поглощают минеральные вещества и воду из почвы, углекислый газ из воздуха и при участии солнечного света образуют вещества, необходимые для жизни.

Каково значение почвы для жизни на Земле?

1. Почва это________________________________________________________ 2. Содержит вещества, необходимые для___________________________________ , а растения образуют вещества________________________________________

экологи: Планета в опасности!

Задание: 2. Используя слайды составьте памятку из пяти пунктов, о том ,как нужно себя вести на природе во время экскурсии на природу.

Прочтите пожалуйста ваши рекомендации.

Учитель: Полет наш подходит к концу и нам пора возвращаться на Землю.(Слайд возвращения из полета)

Учитель: Мы выяснили почему земля уникальна! А хорошо ли запомнили те открытия которые вы сделали? Давайте их проверим, выполнив тест.

Тестовое задание по теме урока.

Проверка: Подсчитать кол-во плюсов и поставить в окошечко на маршрутном листе. (Слайд с результатами)

5. Подведение итогов урока.

Учитель: Полет прошел нормально возвращаемся на Землю. А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы составим стихотворение – синквейн. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Пример синквейна с урока:

Урок географии

Интересный, познавательный

Путешествовали, искали, узнавали

Быстро прошел урок

Здорово!

Учитель: Домашнее творческое задание: сочинить стихи, сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Уникальность планеты Земля»

Маршрутный лист

участника(цы) первой межпланетной экспедиции

5- класса ГБОУ СОШ №14, команды «Меркурий»

Ф.И._______________________________

Тема: «Уникальность планеты Земля»

Цель: углубить и развить знания о Земле.

1. Кроссворд.

1 Светящиеся газовые шары в космосе

2 Звезда, вокруг которой вращаются планеты

3 Красная планета

4 Самая маленькая планета

5 Наука о космических телах

2. Используя знания темы «Вселенная» и слайда «Меркурий», заполните таблицу и обоснуйте возможность существования человека, животных и растений на Меркурии.

Название планеты

Расстояние от Солнца

Период обращения вокруг своей оси

Наличие и состав атмосферы

Температура на планете

Наличие запасов воды

Меркурии

Вывод :________________________________________________________________

3. Ответьте на вопрос: какие особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни?

1.______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________

4. Тест. Проверьте свои знания по образцу.

Итого плюсов

Оценка

5. Домашнее задание.

Творческое задание: сочинить стихи, сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Уникальность планеты Земля»

Маршрутный лист

участника(цы) первой межпланетной экспедиции

5- класса ГБОУСОШ №14, команды «Венера»

Ф.И._______________________________

Тема: «Уникальность планеты Земля»

Цель: углубить и развить знания о Земле.

1.Кроссворд.

1 Светящиеся газовые шары в космосе

2 Звезда, вокруг которой вращаются планеты

3 Красная планета

4 Самая маленькая планета

5 Наука о космических телах

2. Используя знания темы «Вселенная» и информацию слайда «Венера», заполните таблицу и обоснуйте возможность существования человека, животных и растений на Венере.

Название планеты

Расстояние от Солнца

Период обращения вокруг своей оси

Наличие и состав атмосферы

Температура на планете

Наличие запасов воды

Венера

Вывод ________________________________________________________________-

3. Ответьте на вопрос: какие особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни?

1.______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________

4. Тест. Проверьте свои знания по образцу.

Итого плюсов

Оценка

5. Домашнее задание.

Творческое задание: сочинить стихи, сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Уникальность планеты Земля»

Маршрутный лист

участника(цы) первой межпланетной экспедиции

5- класса ГБОУСОШ №14, команды «Марс»

Ф.И._______________________________

Тема: «Уникальность планеты Земля»

Цель: углубить и развить знания о Земле.

1.Кроссворд.

1 Светящиеся газовые шары в космосе

2 Звезда, вокруг которой вращаются планеты

3 Красная планета

4 Самая маленькая планета

5 Наука о космических телах

2. Используя знания темы «Вселенная» и информацию слайда «Марс», заполните таблицу и обоснуйте возможность существования человека, животных и растений на Марсе.

Название планеты

Расстояние от Солнца

Период обращения вокруг своей оси

Наличие и состав атмосферы

Температура на планете

Наличие запасов воды

Марс

Вывод ________________________________________________________________________-

3. Ответьте на вопрос: какие особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни?

1.______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

4.___________________________________________________________________

4.Тест. Проверьте свои знания по образцу.

Итого плюсов

Оценка

5; Домашнее задание.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Земля в Солнечной системе. Уникальность планеты Земля

Автор: Глумова Татьяна Сергеевна

Дата: 10.08.2016

Номер свидетельства: 338958

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "уникальность планеты Земля "
    ["seo_title"] => string(28) "unikal-nost-planiety-ziemlia"
    ["file_id"] => string(6) "126189"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415123401"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) ""Уникальность планеты Земля" "
    ["seo_title"] => string(30) "unikal-nost-planiety-ziemlia-1"
    ["file_id"] => string(6) "191895"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427380989"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Разработка урока - "Земля в Солнечной системе" "
    ["seo_title"] => string(48) "razrabotka-uroka-ziemlia-v-solniechnoi-sistiemie"
    ["file_id"] => string(6) "127672"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415360377"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Разроботка урока - "Земля в Солнечной системе" "
    ["seo_title"] => string(48) "razrobotka-uroka-ziemlia-v-solniechnoi-sistiemie"
    ["file_id"] => string(6) "127677"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415361330"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Урок по окружающему миру на тему"Голубая планета Земля""
    ["seo_title"] => string(65) "urok_po_okruzhaiushchiemu_miru_na_tiemu_golubaia_planieta_ziemlia"
    ["file_id"] => string(6) "369621"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481720329"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства