зоны. .Растительный и животный мир Казахстана» С.Ю. Бойкова, учитель географии Школа№2, город Тараз. лл ггг Цели урока: Обобщить знания учащихся, реализуя межпредметные связи курсов географии и биологии. Сформировать и углубить знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи растительного и животного мира в пределах природных комплексов Казахстана Задачи: Напомнить учащимся о бережном отношении к окружающей среде, развить способность оценивать степень ответственности, которую они могут взять на себя. Сформировать умения самостоятельно работать с различными источниками информации (энциклопедической дополнительной литературой) в группах, участвовать в обсуждении вопросов, обобщать полученную информацию в виде схем, тестов и т.д. Оборудование: географическая карта природных зон Казахстана; гербарии растений соответствующих природных зон; справочники; энциклопедии; атласы; Красная книга Казахстана; изображения животных; тестовые задания; наименования специалистов групп. Ученикам до начала урока на столы раскладываются рисунки животных, гербарных растений соответствующих природных зон. Структура урока: Постановка цели урока и мотивации учебного процесса; Обращение к Человеку “Будь милосерден Человек”, стихотворение И.И. Ландо. Определение роли животных и растений в жизни человека (массовая работа с классом) Разделение класса по группам, соответствующим природным зонам: степи и лесостепи, пустыни и полупустыни. Группа состоит из пяти учеников-специалистов: рефери, географ, зоолог, ботаник, систематик. Рассказ учеников-специалистов о географическом местоположении природной зоны и ее закономерностях, животном и растительном мире природной зоны, и приспособлении животных и растений к климатическим особенностям природных зон обитания. Выполнение тестовых заданий. Подведение итогов урока. Домашнее задание. ХОД УРОКА - Учитель биологии: Сегодня заключительный урок по теме: “Растительный и животный мир Казахстана” Мы совершим увлекательное путешествие в царство природы нашей необъятной, прекрасной Родины. Ну что ж, ребята, сейчас нам нужно надеяться только на свои знания и взаимную помощь. Попробуем найти правильный путь движения к финишу? - Учитель географии: Каждый ответ оценивается цветными фишками: красная – 5 баллов, желтая – 4 балла, зеленая – 3 балла. Ученик читает стихотворение – эпиграф урока: БУДЬ МИЛОСЕРДЕН ЧЕЛОВЕК У всех людей - одна планета: И ветрам нет на ней границ, Как нет границ потокам света И перелетам диких птиц. И нам беречь планету надо Для тех, кто будет после нас. А мы бездумно сыплем яды И дом свой травим не скупясь. Уже все тоньше слой озона, А он - щит жизни на Земле; Уже растут, как язвы, зоны, Где смерть таится в дымной мгле; Текут отравленные воды По руслам рек и под землей, Дожди спадают с небосвода Сернокислотною водой; Леса свою теряют силу, Уходит нежный запах лип, Озера, ставшие могилой, В себе хоронят стаи рыб. (И.И. Ландо) - Учитель биологии: Какова роль животных и растений в жизни человека? Растительный мир дает человеку лекарственные растения и вещества, пищу, дает тепло (дрова) и отдых, используются для обустройства жилища и дает кров. Животный мир – служит основной белковой пищей животного происхождения человека; используется для украшения дома (одомашненные животные, чучела, декоративная отделка); мех животных используется для пошива одежды (шубы, шапки, унты) издревле спасающие человека от холода; животные дают человеку и лекарственные средства: жир (барсука, медведя), панты, молоко ; используются для перевозки грузов: , лошади, верблюды. - Учитель географии: Как же решается вопрос об охране окружающей среды? Какие принимаются меры? (географическая карта) - Учитель биологии: Создана Красная книга Казахстана в которую внесены исчезающие представители растительного и животного мира. В НЕЕ ВНЕСЕНЫ: 16 ВИДОВ РЫБ,3 ВИДА АМФИБИИ, 10 ВИДОВ ЗЕМНОВОДНЫХ, 40 ВИДОВ МЛЕКОПИТАЮЩИХ, 506 ВИДОВ РАСТЕНИЙ Класс разбит на четыре природные зоны: лесостепь | пустыни | | рефери | | рефери | | географ | | географ | | зоолог | | зоолог | | ботаник | | ботаник | | о приспособлении растений и животных | | о приспособлении растений и животных | СТЕПИ | полупустыни | | рефери | | рефери | | географ | | географ | | зоолог | | зоолог | | ботаник | | ботаник | | о приспособлении растений и животных | | о приспособлении растений и животных | - Учитель географии: Задание 1: покажите на карте зону лесостепи Рассказ учащегося – зоолога. - Учитель биологии: ботаник рассказывает о растительном мире лесостепи. Рассказ учащегося - ботаника. - Учитель биологии (настраивает учащихся, о чем необходимо рассказать: о приспособленности животных и растений к определенной среде обитания) Как же приспособились к жизни в лесостепи животные и растения. Об этом нам расскажет систематик. Ученики географы рассказывают о географическом расположении природной зоны, ее протяженности, закономерностях их размещения. Рефери подводит итоги и считает баллы. Аналогично строится выступление учащихся – представителей природных зон. Учитель географии: А теперь, опираясь на знания полученные на уроках биологии и географии попробуем построить пищевую цепь для природных сообществ заданных природных зон. Перед вами лежат картины, на которых изображен животный и растительный мир одной из природных зон. Определите эту природную зону, выделите природное сообщество и составьте пищевую цепь. Учитель биологии: А теперь давайте представим, какие изменения произойдут в природной зоне если в ней уничтожить, к примеру, всех хищников? Сейчас вас ждет еще одно испытание . Закрепим свои знания выполнением тестовых заданий. ТЕСТ № 1 « Найти лишнее» Ваша задача вычеркнуть растение или животное не соответствующее заданной природной зоне. ЛЕСОСТЕПЬ:Пихта, береза, саксаул, сосна, черника, ива, полынь, костер, тимофеевка, куропатка, белый лунь, джейран. СТЕПЬ: Костер, ягель, карликовая береза, жузугун, саксаул. Жень-шень,ковыль, сон-трава, сосна, ель, сурок, суслик, песец, белка. ПУСТЫНЯ: Дермене, мятлик, окация, ель, тарантул, саксаул, черепаха, суслик, жузгун, ягель, волк, корсак, заяц. ПОЛУПУСТЫНЯ: Полынь, тысячалистник, ромашка, ель, ягель,базелик, ольха, кедр, пырей, сайгак, джейран, ящерица, суслик. Учитель географии: В заключении этого теста давайте отметим ,к каким отрицательным последствиям для обитателей животного мира этих зон приводит строительство водохранилищ и каналов. |