Конспект урока " Заповедники и заказники Калмыкии"
Конспект урока " Заповедники и заказники Калмыкии"
Тема урока : Заповедники и заказники.
Цели:1.Познакомитьдетей с Красной книгой ,некоторыми растениями и животными , внесенными в нее .Раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, рассказать о местах, необходимых для их охраны.
2.Показатькрасоту родной природы, воспитывать уважение и любовь к ней.
3.Повторить правила поведения в природе.
4.Развивать наблюдательность ,познавательный интерес; умение сравнивать и делать выводы.
Тип урока :урок формирования новых знаний и умений.
Оборудование:- Карта Калмыкии; текст рассказа А. Куприна «Степь весною»; картинки с изображением животных, птиц, растений степи(типчак, полынь, ирис, ковыль, тюльпан, степной орел, тушканчик, заяц, лиса, сайгак, солодка, суслик , колпица, журавль, лебедь, дрофа, стрепет, жаворонок, перевязка).; карточки с текстом, стихотворение «Красная книга», экран, компьютер, презентация, фонограмма песни.
Эпиграф к уроку. В презентаци
- Сегодня мы совершим путешествие по нашей республике .Нам нужны зоркие глаза и острый слух .А для этого мы выполним точечный массаж.
- На висках на линии от уголков глаза снаружи до козелка на ухе.
- потирание переносицы близко к уголкам глаза.
- Потом под глазами на линии крыльев носа и брови ближе к переносице.
- Теперь наши глаза будут хорошо видеть.
2 этап .Подготовка к восприятию.
- Послушайте и отгадайте загадку.
Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь- полей раздолье.
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это ……..( степь).
- И так, наша республика расположена в степной зоне.
( Показываю на карте границы Республики Калмыкия).
- А сейчас давайте послушаем рассказ А. Куприна «Степь весной».
Степи – это ровные, открытые пространства, покрытые травянистой растительностью. Куда ни посмотришь, всюду трава и трава. В степях очень плодородные почвы, поэтому их распахивают под посевы. Нетронутых степей почти не осталось. Летом степь под жаркими лучами солнца выгорает, там дуют суховеи.
- Посмотрите какая красивая степь весной.(Показ слайда).И какая она становится жарким летом.(Показ слайда).Какое настроение у вас возникает глядя на эти слайды?
- Как вы сейчас узнали, степь- это царство трав .А вы, знаете какие травы растут в нашей степи?(Ответы детей).Рисунки трав: полынь, типчак, перекати- поле, ковыль, тюльпаны, ирис, солодка- висят на доске.
- Назовите животных, которые встречаются в наших степях.(Ответы детей)На доске рисунки: суслик, крот ,заяц , лиса, волк, сайгак, журавль- красавка, орел ,пеликан , розовый фламинго, дрофа , колпица, лебедь.
3 этап. Целевой.
- Некоторые животные и растения нашей Калмыкии занесены в Красную книгу, так как их осталось на земле мало, в основном по вине человека.
Сейчас ребята скажут нам хорошие слова об этой книге.
Красная книга.
1.Охраняется Красной книгой
Столько разных зверей и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради цвета грядущих зарниц.
2. Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
3. Красная книга, Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Красная книга, Красная книга!
( Показ красной книги).- Почему выбрали именно красный цвет?
- Красная книга- это символ опасности, это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.
- Даже в нашей республике есть животные и растения, которых осталось мало и они занесены в Красную книгу. Давайте на них посмотрим.(Рассматривание рисунков).
4 этап. Основная часть.
- Как вы думаете, почему этих растений и животных становится меньше? (Ответы детей).
- Можем ли мы все эти причины назвать Экологической катастрофой?
Посмотрите на схему.
Экологическая катастрофа.
Красная книга. Заповедник.
Заказник.
- Сейчас нам Миша прочитает статью из словаря.
Экологическая катастрофа- бедствие, несущее гибель животным организмам, возникшее в результате неправильной деятельности человека.
- Когда человек понял, что природа в опасности стали создавать Заказники и Заповедники. (Чтение статей из словаря).
- Заказник – территория, где разводят какие- либо виды растений и животных по заказу государства.
- Заповедник - охраняемая территория, где природа неприкосновенна и запрещена любая хозяйственная деятельность человека.
- Чем же отличается заказник от заповедника?
- Прежде чем мы с вами отправимся дальше, давайте немножко отдохнем .
Физ.минутка. (Звучит фонограмма).
- Представьте, что мы оказались в степи весной .Светит яркое теплое солнышко .В вышине весело поют жаворонки. На зеленом ковре, купаясь в лучах солнечного света, алеют тюльпаны. Ты идешь и чувствуешь, как головки тюльпанов касаются твоих ног .А вокруг стоит чудесный аромат, ты вдыхаешь его полной грудью .Тебе хорошо и приятно.
- Вдруг налетел легкий ветерок ,цветы превратились в алое волнующееся море, над которым кружили и жужжали насекомые .Ты счастлив!
- Мы защитники этих растений. Мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете .Спасибо тебе мудрая природа!
-Вот мы и отдохнули и можем продолжить наше путешествие.
( Учитель рассказывает и показывает на карте).
- И на территории Калмыкии тоже появились заказники и заповедники .Самым первым был создан «Ханата».Затем «Чограйский », «Состинский», «Каспийский», «Морской Бирючок».Здесь охраняют водоплавающих птиц во время пролета и гнездования; места обитания ондатры.
- «Степной». Здесь создана зона покоя для сайгаков; гнездование степного орла, журавля-красавки, дрофы, стрепета.
- «Южный», «Деед- Хулсун», «Зунда».Охрана водоплавающих птиц в том числе кудрявый пеликан,колпица и др.
- «Лесной» находится на территории нашего Городовиковского района .Здесь охраняется фазан, куница.
- «Сарпинский», «Харбинский», «Меклетинский» .Из- за нарушения природной среды началось опустынивание территорий, что ухудшило условия обитания сайгаков .
( Чтение отрывка из произведения А Бадмаева «Черные земли»).
И в 1990 году на территории двух последних был создан биосферный заповедник «Черные земли».Здесь под охраной находятся степные птицы и не только природа, но и земля.(Показ слайда – опустынивание).
- «Маныч- Гудило» является филиалом заповедника .На остравах охраняются тюльпаны, которые уже не встречаются в степи, кудрявые пеликаны, краснозобая казарка ,гуси и др.
5 этап. Обобщение.
- Что же надо делать, чтобы и растениям, и животным в нашем мире жилось хорошо и спокойно? Давайте вспомним правила поведения в природе. (Ответы детей).
- Этот год в Калмыкии объявлен годом, какого- то животного. А какого, мы узнаем, разгадав кроссворд.
Кроссворд. ( По вертикали).
Это небольшой грызун.В Калмыкии говорят, что если этот зверек проснулся, значит наступила весна. (суслик).
Эта птица около метра высотой, с длинными ногами, плохо летает, охраняется законом. (дрофа).
Этот напиток считается в Калмыкии очень полезным.Его варят из молока и подают в пиалах. (чай).
Крупная птица на тонких высоких ногах с длинной тонкой шеей.Ее перья бледно- розового цвета.(фламинго).
Этот цветок ярко- красный, но бывает и разноцветный, охраняется законом. (тюльпан).
Это растение растет в степи.Он пушистый и легкий. (ковыль).
- Молодцы! Значит годом какого животного объявлен этот год?
(Годом сайгака).
- А почему? (Ответы детей).
- А сейчас, я предлагаю вам посмотреть фильм,где вы сможете полюбоваться красотой природы Калмыкии. (Просмотр видеоролика).
- Каких животных вы здесь увидели?
- Какое желание мог загадать гелюнг, когда крутил барабан желаний?
6 этап.Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке ?
- Что больше всего понравилось?
- В руках человека, а значит и в ваших руках, красота
и богатство родной земли. Помни об этом! Вот и закончилось наше путешествие.
- А теперь ребята, я попрошу вас дома нарисовать увиденных животных и растения .Из этих рисунков вы сможете составить свою Красную книгу.
- Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Заповедники и заказники Калмыкии" »
Тема урока :Заказники и заповедники.
Цели:1.Познакомитьдетей с Красной книгой ,некоторыми растениями и животными , внесенными в нее .Раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, рассказать о местах, необходимых для их охраны.
2.Показатькрасоту родной природы, воспитывать уважение и любовь к ней.
3.Повторить правила поведения в природе.
4.Развивать наблюдательность ,познавательный интерес; умение сравнивать и делать выводы.
Тип урока :урок формирования новых знаний и умений.
Оборудование:- Карта Калмыкии; текст рассказа А. Куприна «Степь весною»; картинки с изображением животных, птиц, растений степи(типчак, полынь, ирис, ковыль, тюльпан, степной орел, тушканчик, заяц, лиса, сайгак, солодка, суслик , колпица, журавль, лебедь, дрофа, стрепет, жаворонок, перевязка).; карточки с текстом, стихотворение «Красная книга», экран, компьютер, видеоряд, фонограмма песни.
Ход урока.
Эпиграф к уроку.
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
1 этап .Мотивационный.
- Сегодня мы совершим путешествие по нашей республике .Нам нужны зоркие глаза и острый слух .А для этого мы выполним точечный массаж.
- На висках на линии от уголков глаза снаружи до козелка на ухе.
- потирание переносицы близко к уголкам глаза.
- Потом под глазами на линии крыльев носа и брови ближе к переносице.
- Теперь наши глаза будут хорошо видеть.
2 этап .Подготовка к восприятию.
- Послушайте и отгадайте загадку.
Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь- полей раздолье.
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это ……..( степь).
- И так, наша республика расположена в степной зоне.
( Показываю на карте границы Республики Калмыкия).
- А сейчас давайте послушаем рассказ А. Куприна «Степь весной».
Степи – это ровные, открытые пространства, покрытые травянистой растительностью. Куда ни посмотришь, всюду трава и трава. В степях очень плодородные почвы, поэтому их распахивают под посевы. Нетронутых степей почти не осталось. Летом степь под жаркими лучами солнца выгорает, там дуют суховеи.
- Посмотрите какая красивая степь весной.(Показ слайда).И какая она становится жарким летом.(Показ слайда).Какое настроение у вас возникает глядя на эти слайды?
- Как вы сейчас узнали, степь- это царство трав .А вы, знаете какие травы растут в нашей степи?(Ответы детей).Рисунки трав: полынь, типчак, перекати- поле, ковыль, тюльпаны, ирис, солодка- висят на доске.
- Назовите животных, которые встречаются в наших степях.(Ответы детей)На доске рисунки: суслик, крот ,заяц , лиса, волк, сайгак, журавль- красавка, орел ,пеликан , розовый фламинго, дрофа , колпица, лебедь.
3 этап. Целевой.
- Некоторые животные и растения нашей Калмыкии занесены в Красную книгу, так как их осталось на земле мало, в основном по вине человека.
Сейчас ребята скажут нам хорошие слова об этой книге.
Красная книга.
1.Охраняется Красной книгой
Столько разных зверей и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради цвета грядущих зарниц.
2. Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
3. Красная книга, Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Красная книга, Красная книга!
( Показ красной книги).- Почему выбрали именно красный цвет?
- Красная книга- это символ опасности, это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.
- Даже в нашей республике есть животные и растения, которых осталось мало и они занесены в Красную книгу. Давайте на них посмотрим.(Рассматривание рисунков).
4 этап. Основная часть.
- Как вы думаете, почему этих растений и животных становится меньше? (Ответы детей).
- Можем ли мы все эти причины назвать Экологической катастрофой?
Посмотрите на схему.
Экологическая катастрофа.
Красная книга. Заповедник.
Заказник.
- Сейчас нам Миша прочитает статью из словаря.
Экологическая катастрофа- бедствие, несущее гибель животным организмам, возникшее в результате неправильной деятельности человека.
- Когда человек понял, что природа в опасности стали создавать Заказники и Заповедники. (Чтение статей из словаря).
- Заказник – территория, где разводят какие- либо виды растений и животных по заказу государства.
- Заповедник - охраняемая территория, где природа неприкосновенна и запрещена любая хозяйственная деятельность человека.
- Чем же отличается заказник от заповедника?
- Прежде чем мы с вами отправимся дальше, давайте немножко отдохнем .
Физ.минутка. (Звучит фонограмма).
- Представьте, что мы оказались в степи весной .Светит яркое теплое солнышко .В вышине весело поют жаворонки. На зеленом ковре, купаясь в лучах солнечного света, алеют тюльпаны. Ты идешь и чувствуешь, как головки тюльпанов касаются твоих ног .А вокруг стоит чудесный аромат, ты вдыхаешь его полной грудью .Тебе хорошо и приятно.
- Вдруг налетел легкий ветерок ,цветы превратились в алое волнующееся море, над которым кружили и жужжали насекомые .Ты счастлив!
- Мы защитники этих растений. Мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете .Спасибо тебе мудрая природа!
-Вот мы и отдохнули и можем продолжить наше путешествие.
( Учитель рассказывает и показывает на карте).
- И на территории Калмыкии тоже появились заказники и заповедники .Самым первым был создан «Ханата».Затем «Чограйский », «Состинский», «Каспийский», «Морской Бирючок».Здесь охраняют водоплавающих птиц во время пролета и гнездования; места обитания ондатры.
- «Степной». Здесь создана зона покоя для сайгаков; гнездование степного орла, журавля-красавки, дрофы, стрепета.
- «Южный», «Деед- Хулсун», «Зунда».Охрана водоплавающих птиц в том числе кудрявый пеликан,колпица и др.
- «Лесной» находится на территории нашего Городовиковского района .Здесь охраняется фазан, куница.
- «Сарпинский», «Харбинский», «Меклетинский» .Из- за нарушения природной среды началось опустынивание территорий, что ухудшило условия обитания сайгаков .
( Чтение отрывка из произведения А Бадмаева «Черные земли»).
И в 1990 году на территории двух последних был создан биосферный заповедник «Черные земли».Здесь под охраной находятся степные птицы и не только природа, но и земля.(Показ слайда – опустынивание).
- «Маныч- Гудило» является филиалом заповедника .На остравах охраняются тюльпаны, которые уже не встречаются в степи, кудрявые пеликаны, краснозобая казарка ,гуси и др.
5 этап. Обобщение.
- Что же надо делать, чтобы и растениям, и животным в нашем мире жилось хорошо и спокойно? Давайте вспомним правила поведения в природе. (Ответы детей).
- Этот год в Калмыкии объявлен годом, какого- то животного. А какого, мы узнаем, разгадав кроссворд.
Кроссворд. ( По вертикали).
Это небольшой грызун.В Калмыкии говорят, что если этот зверек проснулся, значит наступила весна. (суслик).
Эта птица около метра высотой, с длинными ногами, плохо летает, охраняется законом. (дрофа).
Этот напиток считается в Калмыкии очень полезным.Его варят из молока и подают в пиалах. (чай).
Крупная птица на тонких высоких ногах с длинной тонкой шеей.Ее перья бледно- розового цвета.(фламинго).
Этот цветок ярко- красный, но бывает и разноцветный, охраняется законом. (тюльпан).
Это растение растет в степи.Он пушистый и легкий. (ковыль).
- Молодцы! Значит годом какого животного объявлен этот год?
(Годом сайгака).
- А почему? (Ответы детей).
- А сейчас, я предлагаю вам посмотреть фильм,где вы сможете полюбоваться красотой природы Калмыкии. (Просмотр видеоролика).
- Каких животных вы здесь увидели?
- Какое желание мог загадать гелюнг, когда крутил барабан желаний?
6 этап.Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке ?
- Что больше всего понравилось?
- В руках человека, а значит и в ваших руках, красота
и богатство родной земли. Помни об этом! Вот и закончилось наше путешествие.
- А теперь ребята, я попрошу вас дома нарисовать увиденных животных и растения .Из этих рисунков вы сможете составить свою Красную книгу.
- Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок.