kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Западный макрорегион

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель урока: обобщить знания об экономических районах европейской части России.  У учащихся формируется  представление о месте Республики Карелии в Географическом Разделении Труда России. Школьники практикуются в применении полученных знаний по теме на практике. Учащиеся тренируются в умении защищать свои мини-проекты по выбранным экономическим райнам Западного макрорегиона. Школьники определяют основное экономическое лицо Республики Карелия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Западный макрорегион»



Открытый урок по географии в 9 классе


Тема урока: Обобщающее повторение Западного макрорегиона.

Цель урока: Обобщить знания об экономических районах европейской части России.

Обучающие задачи:

1. Обобщить знания по теме: «Западный макрорегион РФ»

2.Сформировать представление о месте РК в ГРТ России.

Развивающие задачи:

1. Развивать умения у школьников выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли.

2.Уметь применять полученные знания на практике.

3. Развивать у учащихся познавательный интерес.

4. Развивать экономическое мышление.

Воспитательные:

  1. Умение работать в группах, включаться в диалог, отстаивать свою точку зрения.

  2. Формировать убежденность в необходимости получения экономических знаний.

  3. Воспитывать чувство ответственности к малой Родине

  4. Стимулировать творческую и мыслительную деятельность учащихся.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: работа в малых группах.

Оборудование: магнитная доска, магниты, раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация, настенные карты: политико-административная РФ и Карелии, атласы по географии для 9 класса и атласы Карельской АССР.


Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя:

Ребята сегодня на уроке мы с вами должны выполнить 2 задачи:

  1. повторить знания по экономическим районам европейской части России

  2. определить место РК в ГРТ России

Итак, проверим вашу готовность начать активно работать: Все вместе повторите за мной ( хлопаю в ладоши,…) Хорошо.

На предыдущих уроках мы с вами изучали Западный макрорегион - это европейская часть России и выяснили, что в его состав входят 6 географических районов. Какие же это районы? Давайте посмотрим …Верно), за исключением одного самого маленького по площади– какого?- Северо-западного.

Сегодня мы будем работать по группам: каждая группа будет представлять свой район по плану: (он на доске)

3.Разминка№1 (задание группам):

Самый многонациональный район.

Автомобилестроение и авиастроение – ведущие отрасли машиностроения.

КМА – крупнейшее месторождение железной руды.

Район имеет «полуанклав» - Калининградскую область.

Район граничит с Норвегией и Финляндией.

Соликамск и Березники – центры производства калийных удобрений.

Через города района проходит маршрут «Золотое кольцо России».

Отсюда начинается Северный Морской путь.

В состав района входят 7 республик.

Проблема района – наводнения.

На территории района металлургия представлена заводами в г. Нижнем Тагиле, Магнитогорске, Челябинске, Нижнем Троицке.

4.Основная часть (Выступление уч-ся по группам: защита мини-проектов)

5. Разминка№2 (задание группам):

Определите район по кратким характеристикам и поднимите соответствующую карточку.

1) . А) приливная электростанция;

Б) отток населения;

В) наличие целлюлозно-бумажных комбинатов;

Г) на юге района находится крупный металлургический комбинат (Европейский Север)


2) А) отрасли специализации: точное и наукоемкое машиностроение, химическая промышленность, текстильная;

Б) занимает 1-е место по численности населения;

В) имеет мощную научную базу;

Г) район беден природными ресурсами. ( Центральная Россия)



3) А) район отличается многонациональным составом населения;

Б) население размещается неравномерно;

В) высокая плотность сельского населения;

Г) АПК и рекреационное хозяйство – ведущие отрасли хозяйства. ( Европейский Юг)


4) А) отрасль специализации – гидроэнергетика;

Б) машиностроение специализируется на выпуске автомобилей, троллейбусов, самолетов;

В) АПК имеет важное значение;

Г) на юге района находится крупное газоконденсатное месторождение. (Поволжье)


5) В этом районе старейшая отрасль промышленности - черная металлургия,

а подводной частью айсберга экономики является – ВПК. (Урал)


6) . а) в этом районе находится город, который в течение двух веков был столицей России;

Б) проблема – наводнения в крупнейшем городе;

Г) выделяется район наукоемким и трудоемким машиностроением (Северо-Запад)


6. Подведение итогов работы основного этапа урока: Спасибо всем группам за выступления, за придуманные сюрпризы.

Вывод: У каждого района есть свое «экономическое лицо», каждый район уникален по-своему, у всех есть проблемы (общие: экологические, реконструкция старых предприятий) и конечно, есть свои перспективы дальнейшего экономического развития.

Самооценка ваших проектов(рефлексия): Давайте, сразу оценим вашу работу. Возьмите один стикер и прикрепите к той презентации, защита, которой вам самой удачной и интересной.

Итак, по вашей оценке лучше всего справились с данной работой …

Переходим к следующему этапу нашей работы.

Так как мы жители г. Медвежьегорска, жители Карелии, жители Европейского Севера тоже относимся к Западному макрорегиону и нам не безразлична судьба нашей республики, мы определим какое место в ГРТ России занимает республика Карелия.

Для того, чтобы это сделать мы должны:( задание для групп)

1)оценить ЭГП Карелии,

2) природные ресурсы,

3)отрасли экономики

4) проблемы нашей республики,

5) перспективы развития республики.

7. Задание по группам: каждая группа в течение 2-х минут, обсуждает вопрос и затем дает ответ.

1.Дайте ЭГП РК по плану:

  1. Республика Карелия расположена в …..макрорегионе, ….федеральном округе, в экономическом районе -…..

  2. Какое место занимает по площади среди республик России?

  3. Как протянулась больше с севера на юг или с запада на восток?

  4. Столица республики Карелия -…

  5. Соседи: внешние и внутренние (на севере, юге, западе, востоке)

  6. Какими водоемами омывается?

  7. ТГП: через территорию Карелии проходят магистральные транспортные пути:

А) железные дороги

Б) автодороги

В) морские, речные

8. Вывод: выгодное ЭГП или нет и почему.

2. Какими природными ресурсами богата Карелия?

Природные ресурсы:

1. минеральные (железная руда, слюда, пегматиты, шунгит, известняки, доломиты, мраморы, кварциты, пески, гравий, граниты, глины, диабазы, порфириты, габбро, минеральные воды) – богатое разнообразие

2. лесные

  1. рыбные

  2. водные

  3. гидроэнергетические

  4. рекреационные

  5. агроклиматические(картофелеводство, овощеводство

3. Назовите основные отрасли экономики РКарелии

  1. лесная, деревообрабатывающая, ЦБП, мебельная, полиграфическая)

  2. черная металлургия в Костомукше

  3. цветная металлургия в Надвоицах

  4. горнодобывающая промышленность

  5. рыбная

  6. машиностроение (тракторы, оборудование для атомных электростанций, прокат: стальные прутья, проволоку, железобетонную арматуру)

  7. гидроэнергетика

  8. рекреационное х-во

  9. АПК(совхозы, выращивают овощи, птицефабрика, звероферма)

  10. непроизводственная сфера

Информация на слайде: Для того чтобы определить отрасли специализации Карелии посмотрите на слайд.

Карелия занимает 38 место в рейтинге конкурентоспособности регионов России

Посмотрите, какую продукцию Карелия поставляет на рынок, какая продукция востребована и сразу определим отрасли специализации.

1 место по производству бумаги

Железорудные окатыши

Бумажные мешки

Целлюлоза

Деловая древесина

Проволока

Пиломатериалы

Теперь мы с вами представляем экономическую роль нашей республики для страны

50% всей продукции поставляемой предприятиями Карелии идет на экспорт

Вывод: чтобы оставаться конкурентоспособной на рынке нужно удивлять, придумывать новое интересное.

4. Назовите проблемы Карелии:

  1. недостаток трудовых ресурсов

  2. неблагоприятные климатические условия

  3. неразвитая инфраструктура, транспорт

  4. недостаток топливных ресурсов(торф, дрова)

  5. зависимость предприятий от цен на мировых рынках

  6. своевременное решение экологических проблем

  7. истощение природных ресурсов

5. Каковы перспективы развития РК: (т.к. Карелия занимает удобное г.п. по отношению к С-П и Москве и самую большую границу с Западной Европой – это способствует развитию экономики Карелии, приграничному сотрудничеству(транзиту, туризму)

1. дальнейшее развитие лесной промышленности

2. черной и цветной металлургии

3. Развитие туризма (привлекателен для туристов), одно из рентабельных вложений

4. привлечение специалистов, переквалификация имеющихся трудовых ресурсов

5. развитие ветроэнергетики в прибрежных районах Онежского и Ладожского озер

6. сотрудничество со странами Европы

Закрепление:

Карелия имеет выгодное ЭГП, богата природными ресурсами, у Карелии есть свое «экономическое лицо», нас знают и на внутреннем и на мировом рынке, есть проблемы и перспективы развития.

Подведение итогов урока:

Выставление оценок ( в течение выполненной работы)

Домашнее задание: письменно выполнить все задания на индивидуальных листах.


Домашнее задание:

  1. Вставьте недостающие слова:

Республика Карелия расположена в западном …………………., Северо-Западном ………………………, в экономическом районе -………………………. Республика Карелия занимает ……………, …………….положение.

  1. Выбери правильные ответы

Карелия граничит с …

1) Норвегией
2) Финляндией

3) Мурманской областью

4) Ленинградской областью

5) Вологодской областью

6) Архангельской областью

3. Какими природными ресурсами богата Карелия?

1) топливно-энергетическими(нефть, уголь)

2) лесными

3) агроклиматическими

4) водными

5) рудами черных металлов

6) каменными строительными материалами

4. Какие из отраслей промышленности получили развитие в Карелии?

1) горнодобывающая

2) угольная

3) лесная

4) машиностроение(тракторостроение)

5) цветная металлургия

6) черная металлургия

5. Основными факторами развития металлургии Карелии являются:

1) наличие мощной энергетической базы

2) наличие топлива

3) наличие железных руд, транспортных путей

6. Производство алюминия в Карелии ориентируется на:

1) сырье

2) транспорт

3) энергию

4) потребителя

7. Дополните список:

Проблемы Карелии:

  1. недостаток топливных ресурсов

  2. ….

  3. …..

  4. ……

  5. ……

Перспективными направлениями развития Карелии являются:

  1. развитие лесопромышленного комплекса

  2. развитие ветроэнергетики

  3. …..

  4. ……

  5. …..

  6. ……

  7. ……




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Западный макрорегион

Автор: Яляева Елена Викторовна

Дата: 08.01.2016

Номер свидетельства: 273590

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Обобщающий урок по теме "Экономические районы Западного макрорегиона" "
    ["seo_title"] => string(82) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-ekonomichieskiie-raiony-zapadnogho-makrorieghiona"
    ["file_id"] => string(6) "132045"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416264631"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Презентация к уроку Западный макрорегион"
    ["seo_title"] => string(46) "priezientatsiia-k-uroku-zapadnyi-makrorieghion"
    ["file_id"] => string(6) "273593"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452249743"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Контрольная работа  ”Экономические районы Западной России”"
    ["seo_title"] => string(53) "kontrolnaiarabotaekonomichieskiieraionyzapadnoirossii"
    ["file_id"] => string(6) "310494"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1459030053"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "тематическое планирование по географии для 9 класса "
    ["seo_title"] => string(60) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-ghieoghrafii-dlia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "139016"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417629610"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Народные промыслы западного макрорегиона "
    ["seo_title"] => string(44) "narodnyie-promysly-zapadnogho-makrorieghiona"
    ["file_id"] => string(6) "159305"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421866927"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства