1. Выявить источники загрязнения гидросферы
2. Спрогнозировать последствия загрязнения водной оболочки земли?
1. Осознание единства человека и гидросферы.
1. Сформированность представлений о влиянии гидросферы на человека.
2. Сформированность представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению экологических проблем в гидросфере.
1. Работа с текстом: формулирование вывода, разработка плаката в защиту гидросферы.
2. Структурировать информацию: составление правильности своего рассуждения при помощи текста параграфа.
3. Владеть способом самоконтроля.
Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока | Ценностный компонент урока | Творческий компонент урока |
Смысловые блоки содержания | Познавательные задачи для учащихся |
1. Организационно мотивационный этап урока |
Определение темы урока | Мы уже знакомы со свойствами гидросферы. Поэтому воспользуемся тем багажом знаний, который у нас есть и повторим материал. Задание « Установить соответствие- Фронтальная беседа с учащимися. - Давайте вспомним, какие оболочки Земли мы знаем? - А которые из них мы уже выучили? - Что вы можете о них сказать? - Почему планета голубая? - Что называют гидросферой? - Где встречается вода в природе? - В каком состоянии встречается вода в природе? - Какие явления природы связанные с гидросферой вы наблюдали в своей жизни? - Какие виды хозяйственной деятельности человека неблагоприятно влияют на состояние гидросферы? - Выскажите предположение, чему будет посвящен наш урок? - Сформулируйте цель нашего урока Проверка задания на доске. | Выполняют задания на доске (1человек) Географические объекты: море, пролив, залив, остров, полуостров, океан Варианты ответов: Гибралтарский,Мадагаскар,Индостан,Бенгальский,Средиземное, Индииский Отвечают на вопросы (Вода встречается в морях и океанах, реках, озерах, болотах, выпадает в виде осадков). (Жидкое - дождь, твердое - лед, снег, газообразное- пар). На доске фотографии чистых и загрязненных водоемов. Формулируют тему урока и цель. «Загрязнение гидросферы» - Доказать, что человек зависит от состояния водной оболочки Земли. | | |
Формулирование задач урока | Перечислите действия, с помощью которых мы достигнем поставленной цели. | Перечисляют задачи: 1.Выяснить, какое влияние гидросфера оказывает на человека. Как человек влияет на гидросферу? 2.Спрогнозировать последствия загрязнения водной оболочки земли? | | |
Создание мотивационной установки | - Почему в загрязненной реке опасно купаться? - Что же загрязняет воду? - Что можно отнести к загрязнителям воды? - Ребята, а если вы увидите, что в реку сбрасывают отходы промышленного предприятия, как поступите? пройдете мимо, позовете взрослых, сообщите в общество по охране природы? | Отвечают на вопросы В реке небезопасно купаться ведь вода в ней грязная. Бытовой мусор, мазут, нефть, отходы заводов и фабрик, сельское хозяйство и т.д. Пройти мимо нельзя! Нужно обратиться в общество по охране природы там люди занимаются охраной воздуха, почвы, воды. | | |
2. Процессуально - содержательный этап урока |
Влияние человека на гидросферу | Ребята делимся на 3 группы. Каждая группа получит карточку с вопросами, на которые нужно ответить, прочитав параграф 34 стр…. Внимательно слушайте вопросы и ответы других групп. | Учащиеся работают в группе. Получают карточки-задания. Работают с текстом учебника. ЗАДАНИЕ 1 ГРУППА 1.Что нужно для сохранения жизни на нашей планете? 2.Назовите вещества - основные загрязнители гидросферы? 3.На что тратится большая часть пресной воды? 4.Как в России и др. странах очищают воду? 5.Чем опасны неочищенные стоки населенных пунктов? ЗАДАНИЕ 2 ГРУППА 1.Почему 1\3 населения Земли сейчас испытывает недостаток в чистой пресной воде? 2.Почему вода нуждается в очистке? 3.Что делают ученые для охраны гидросферы от загрязнения? 4.Как происходит загрязнение воды нефтью? 5.Что может делать каждый из вас для защиты гидросферы? ЗАДАНИЕ 3 ГРУППА 1.Что издавна служит главным источником пресной воды для людей? 2.Что наносит огромный вред здоровью населения и состоянию природы? 3.В чем состоит проблема строительства надежных очистных сооружений? 4.Сколько литров воды в сутки может пропасть зря, если из крана течет тонкая струйка? 5.Перечислите меры по охране гидросферы от загрязнения? Учащиеся в группах по очереди задают вопросы. Проверяют правильность своих рассуждений при помощи текста параграфа. | Выявить универсальную ценность воды на Земле, раскрыть значимость гидросферы. | |
| Основная часть гидросферы составляет вода Мирового океана. Меньшие части – воды суши (реки, озера, ледники, подземные воды, болота) Вода входит в состав крови человека и животных. Она содержится в стеблях растений. Проанализировать статистические данные таблицы. Сделать вывод. - Какой процент соотношения вод в гидросфере занимает Мировой океан? - Какие части гидросферы содержат в себе наибольшее количество пресной воды? | Учащиеся работают в группах. Объясняют состав гидросферы. Заполняют схему. Основные части гидросферы Земли | Части гидросферы | Соотношение вод в гидросфере(%) | Мировой океан | 96,4 | Ледники Земли | 1,8 | Подземные воды | 1,7 | Поверхностные воды (реки, озера, болота) | 0,01 | | | |
3 Этап закрепление |
Закрепление | Ребята сейчас я вам выдам листы формата А3,и вашей задачей с помощью карандашей, фломастеров и ручек, будет нарисовать плакат в защиту гидросферы, обязательно отразите на вашем плакате все новые знания, которые вы получили сегодня на уроке. | Выполняют задание. Защита каждой группой своего плаката. | Ориентировать учащихся на необходимость охраны гидросферы. | Оформление творческой работы |
4. Рефлексивный этап урока. |
Рефлексия деятельности | Продолжи предложение «Чтобы доказать, что человек зависит от состояния водной оболочки Земли, мы …» | Изучили влияние человека на водную оболочку Земли. Узнали, как защитить гидросферу от загрязнения. (обобщение проведенных действий) | Анализ своей деятельности на уроке | |
Рефлексия эмоционального состояния | Прием «Шкала успеха» | Оценить по 10-бальной шкале работу на уроке с позиции: «Я» 0________10 «Мы» 0________10 «Дело» 0________10 | Анализ своего эмоционального состояния | |
5. Объяснение домашнего задания. |
Обязательное домашнее задание | Д/з § 34. По выбору: 1.Составить кроссворд по теме: «Гидросфера». 2. Составить памятку в защиту «Гидросферы». | | Оформление творческой работы |