kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Загрязнение гидросферы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: сформировать представления об источниках загрязнения, способах очистки сточных вод, последствиях загрязнения, выявить причинно-следственные связи природных явлений.

Развивающие: умение работать с тематическими картами атласа, устанавливать причины и следствия между компонентами природы, умение обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

формирование географической культуры, экологическое воспитание обучающихся на примере взаимодействия компонентов природы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Загрязнение гидросферы »

УРОК 36. Загрязнение гидросферы.
Цели урока: Сформировать представления об источниках загрязнения, способах очистки сточных вод, последствий загрязнения, совершенствовать умение работы с картами атласа, развивать логическое мышление, связную речь, тренировать память, воспитывать у обучающихся экологическое сознание.

Оборудование: физическая карта полушарий, карточки, атласы, записи на доске.

Задачи:

Образовательные: сформировать представления об источниках загрязнения, способах очистки сточных вод, последствиях загрязнения, выявить причинно-следственные связи природных явлений.

Развивающие: умение работать с тематическими картами атласа, устанавливать причины и следствия между компонентами природы, умение обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

формирование географической культуры, экологическое воспитание обучающихся на примере взаимодействия компонентов природы.


Тип урока – урок усвоения новых знаний.


Оборудование:

  • Физическая карта полушарий,

  • презентация «Загрязнение гидросферы»
    - компьютер

  • карточки

  • атласы

Методы и формы обучения:

По источнику знаний - вербальные, наглядные, практические. По характеру познавательной деятельности учащихся - репродуктивные, частично-поисковые. Групповая работа.

Основное содержание: источники загрязнения, способы очистки сточных вод, последствия загрязнения

Планируемые результаты:

Личностные:

1. Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

2. Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений, в частности умения работать с разнообразными источниками информации

Предметные:

1. Формирование представления о загрязнении окружающей среды

2.Развитие умений работы с географической картой и использования карты как одного из «языков» общения; 3.Формирование навыков нахождения, использования и презентации географической информации.

Метапредметные:

1. Развитие умения определять цели и задачи своей деятельности,

выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

2. Развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование,

3 .Формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя.


Сценарный план урока

1. Организационный этап (Самоопределение к деятельности ) 1мин

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. - 5мин

3. Актуализация знаний. 10 мин

4. Первичное усвоение новых знаний. 10 мин

5. Первичная проверка понимания. 5 мин

6. Первичное закрепление. 5 мин

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5 мин

8. Рефлексия 4 мин


Сценарный план урока

I. Организационный этап 1мин

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.:


Соотнеси карточки:

Гидросфера - водная оболочка земли.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

Литосфера – каменная оболочка Земли.

Биосфера – область Земли, в которой развивается жизнь.

- Изучение какой оболочки Земли мы завершаем? Проверим свои знания.


Рассмотри схему. Определи цели нашего урока.



ГИДРОСФЕРА – ЧЕЛОВЕК


Дайте определение понятия «Загрязнение водоемов»

Да

Нет

Перечисли не менее 6 источников загрязнения

Да

Нет

Назови экологические последствия загрязнения гидросферы

Да

Нет



-Откуда мы можем получить информацию по этой теме?

- Что имеется у нас для работы? (карта, атлас, тексты, учебники, слайды)


II. Опрос (тестовый контроль)


Квалификационный тест юного моряка

Фамилия, имя _________________________________________________

Из ниже перечисленных вариантов ответов выбери правильные и обведи их кружком.

1. Входящая в состав гидросферы вода находится в:

А) жидком состоянии;

Б) твердом состоянии;

В) газообразном состоянии;

Г) во всех перечисленных состояниях.

2. Какой процесс НЕ является частью круговорота воды:

А) испарение;

Б) выпадение осадков;

В) таяние снега и льда;

Г) шторм на море.

3.Основной объем воды на Земле заключен:

А) в соленых водах Мирового океана;

Б) в ледниках;

В) в пресных водах.

4. Непрерывный процесс перемещения воды из Мирового океана на сушу и обратно называется:

А) Мировым океаном;

Б) Мировым круговоротом воды;

В) водным сообществом.

5.В состав гидросферы НЕ входят:

А) реки и озера;

Б) моря и океаны;

В) подземные воды и ледники;

Г) нет правильного ответа.

6.Высота снеговой линии зависит от:

а) температуры теплого сезона года и количества осадков;

б) температуры холодного сезона года и количества осадков.

7.При подъеме на 1 км температура падает на:
а) 6°; 6)8°;

в) 10°; г)3°.

8.Самолет поднялся на высоту 10 км, температура земной поверхности в этой местности +24°С. Какова температура за бортом:

а) - 42°С; б) 0°С;

в) -36°С; г) –16°С.

9. На о. Гренландия преобладают ледники:

а) горные; б) покровные.

10. Ледниками являются:

а) айсберги; б) лед на реке;

в) сосульки; г) льды на вершинах гор.


Оцени свои знания по предложенной схеме:

0 ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»

5 и более ошибок - «2»

Если хочешь, чтобы эта оценка стояла в журнале обведи ее в кружок.

III. Актуализация знаний

- Почему землю называют «Голубой планетой»? Докажи, опираясь на карту атласа с. 20-21

Землю по праву называют «Голубой планетой». Мировой океан покрывает около 70% ее поверхности.

-Какое значение имеет океан для человека? Обсуди в группах, после просмотра слайдов. 1-5 Красное море.

Он поддерживает существование жизни на планете: в океане образуется более половины кислорода, определяет погоду и климат на планете. А для человека Мировой океан – это еще и транспортные пути, и источник пищи, и кладовая полезных ископаемых, в том числе нефти и газа.


Проверим, что не назвали?


Слайд 6.

Мировой океан поддерживает существование жизни на планете:

-в океане образуется более половины кислорода

-определяет погоду и климат на планете

-транспортные пути

-источник пищи

-кладовая полезных ископаемых, в том числе нефти и газа



3. Вода. Слайд 7.

«Вода!.. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать,! что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете, но и самое прихотливое, ты самая чистая в чреве Земли».

!Эти слова принадлежат известному французскому летчику и писателю Антуану де Сент-Экзюпери, самолет которого по­терпел аварию в Сахаре. Взяты они из его книги «Земля людей».

IV. Первичное усвоение новых знаний

В каждой группе имеются тексты с информацией, вам необходимо найти ответ на заданный вопрос

Памятка

1. Умей слушать других.

2. Будь доброжелательным в общении.

3. Не перебивай товарища.

4. Умей договариваться.


Работа в группах:


Карточка 1.


Назови самый ценный минерал на Земле?


Воду можно назвать самым ценным минералом нашей планеты. В самом деле, что может быть ценнее?

Скажете — алмаз?

Разумеется, по денежной стоимости вода алмазу — не со­перник. Алмаз — минерал редкий. Маленькая его крупинка ценится в тысячи рублей. А вода — копейка за кубометр.

Но есть и другая мера ценности. Ученые нашли алмазам замену. Теперь промышленность может обойтись и без при­родных алмазов. А вот без воды не обойтись никому и никогда и заменить ее нечем. Неудивительно, что люди всегда олице­творяли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой плодородия.


Карточка 2.


Утолим ли мы жажду?

Учитель: Некоторым из вас это название может показаться стран­ным. Почему речь зашла о жажде? Разве человечеству не хватает воды? Как известно, 2/з поверхности Земли покрыты водой. Верно, воды на земном шаре очень много. Нетрудно подсчитать, что если бы всю ее можно было распределить равномерным слоем, то планета наша окуталась бы четырех­километровым водным покрывалом.

И все же человечество начинает испытывать жажду. Почему? Анализ карт атласа с. 20-21. Что относится к пресным водам?

Итак, 98 % этих гигантских запасов приходится на соленую морскую воду, 2 % — на пресную. Эти 2% пресных вод и использует наше человечество для всех своих нужд. 2 % воды – это не так много. Такого количества хватило бы человечеству всего на несколько лет. А между тем, вода в наших реках и озерах не убывает год от года. Почему это происходит?


Слайд 8.

- Опиши основные этапы Мирового круговорота воды по схеме:



Учитель: Пресная вода распределена по зем­ному шару неравномерно. Например, в восточных районах нашей страны, там, где протекают такие реки, как Обь, Енисей, Лена, Амур, где находится глубочайшее озеро мира Байкал, воды более чем достаточно, а вот в центральных и южных районах ее не хватает.

Более половины нашей планеты находится сегодня на же­стком водном пайке. Воды недостает Нью-Йорку, Токио, Па­рижу, Гонконгу и многим другим городам.

Так что вопрос: утолим ли мы жажду? — как видите, не случаен.

Карточка 3.

Почему существует угроза водного голода?

А почему, например, 100 лет назад воды хватало, а в на­ше время мы начинаем говорить об угрозе водного голода, о жажде? Ведь воду никто не уничтожает. И сколько было ее на Земле миллионы лет назад, столько есть и сейчас. Правда, с ростом населения, строительством новых городов, фабрик и заводов, с увеличением посевных и орошаемых участков мы берем воды все больше, но тем не менее она никуда не исчезает с нашей планеты: сколько воды берут, столько и отдают.


Только берем-то мы чистую воду, а отдаем грязную. Не­удержимым потоком в реки и озера сбрасываются промыш­ленные и канализационные отходы, несутся смытые с полей ядохимикаты, которые используют для борьбы с вредителями. Дело уже дошло до того, что в наиболее освоенных, высоко развитых промышленных районах земного шара трудно найти озеро или реку с чистой водой. Только в одно озеро Эри, как писал американский ученый Г. Стилл, река Детройт прино­сит каждый день 80 000 килограммов отбросов из 12 городов Америки и Канады. Миллионы рыб гибнут в отвратительной жиже из мазута, грязи, отбросов и сточных вод. Положение в районах, для которых Великие озера являются источником пресной воды, приближается к грани катастрофы.

Показ по карте.



Опираясь на учебник восстанови текст:

Главным источником пресной воды для людей издавна служат реки и озера.

Однако человек тратит эту воду крайне расточительно (безрассудно тратит). Большая часть пресной воды используется для орошения засушливых земель.

Очень много пресной воды требуется в промышленности.

Решение задач:

Слайд 9

1. Сколько литров воды израсходуется на 14 учебников географии? 14х0.5=7м куб.

2. Городской житель нашей планеты ежесуточно расходует в среднем 150 л воды, сельский – около 55 л. Рассчитай, сколько литров воды израсходуют 14 человек в сельской местности? в городской?150х14=2100л 55х14=770л


Посмотрите слайды 10-14

Слайд 10.

–Что же такое загрязнение гидросферы?

Слайд 11.

Слайд 12.

-Перечисли источники загрязнения?

Слайд 14.

-Какими могут быть последствия загрязнения?


Карточка 4.

Где взять чистую воду? Как утолить жажду?

Ученые всего мира сошлись на одном: надо запретить сбрасывать сточные воды в реки и озера.

А куда же их тогда девать?

На этот вопрос ответ один: все сточные воды, прежде чем их направлять в реки и озера, надо тщательно очищать. И у нас в стране по очистке сточных вод уже проводится большая работа. Но до ее завершения еще далеко. Многие реки и озера продолжают принимать в себя отходы производства.


Слайды 15-21

-Как бороться со сточными водами?

И все-таки очистка сточных вод не решит целиком водной проблемы. Ведь полностью удалить вредные примеси из воды не удается. Накапливаясь в реках и озерах из года в год, они снова будут губить все живое. Видимо, в недалеком будущем придется полностью отказаться от сброса сточных вод в реки и озера. Но им нужно найти другое применение. Например, для охлаждения домен и генераторов на тепловых электро­станциях воду можно использовать многократно. Часть тех­нической воды пригодна для орошения полей. А ту воду, которая ни для чего не годится, надо отводить в специальные резервуары, чтобы она испарялась.

Некоторые ученые предлагают построить в каждой стране особый водопровод, для того чтобы отводить сточные воды в море или океан. Но ведь моря и океаны тоже следует оберегать от загрязнения.


Слайд 22- 23 Какой вывод можно сделать?


Послушайте, какой вывод можно сделать? (Загрязнение сильно увеличилось за последние годы?

7. Тур Хейердал

Известный норвежский ученый, путешественник и писатель Тур Хейердал, переплывший в 1947 году на плоту значительную часть Тихого океана, вспоминает, что он и его товарищи по плаванию на «Кон-Тики» были «глубоко взвол­нованы красотой и поразительной чистотой океана». А вот после своего путешествия на папирусной лодке от берегов Африки к Центральной Америке он не смог повторить эти слова.

«Загрязнение океана продуктами деятельности человека,— заявил ученый,— заметно не только вблизи берегов, но и на обширных пространствах в его центральной части».

Мореплаватели были изумлены и подавлены количеством всевозможного хлама, плавающего в сотнях миль от земли. Почти каждый день около их лодки можно было видеть пластиковые сосуды, выдавленные тюбики и другие предметы «технической цивилизации». Но что их особенно огорчило, так это слой каких-то частиц размером примерно с горошину, покрывающий значительные участки поверхности океана. За­пах их напоминает запах гниющей рыбы и сточных вод. Частицы покрывали воду таким густым слоем, что в нее неприятно было окунать зубные щетки.

«Современный человек,— заявил Хейердал,— видимо, не понимает, что все вокруг нас — это продукты земли и моря и что он должен оберегать эти источники. Если загрязнение природы будет продолжаться, то мы срубим ветвь, на которой сидим».


Какой вывод можно сделать? (Загрязнение океана сильно увеличилось за последние годы)


Слайд 29-30

2. Нефть

22 апреля 1977г. на буровой платформе «Браво» в центральной части Северного моря произошел выброс нефти. За 8 суток было потеряно 13 тысяч тон нефти и 10 тысяч кубических метров газа.

16 марта 1978 г. либерийский супертанкер потерял управление в 25 милях от побережья Бретани (Франция). При девятибалльном шторме судно село на мель и разломилось. В танкере находилось 233 тыс.т. легкой сырой нефти и 4 тыс. т. мазута. За 11 суток после катастрофы в море вытекло 90% всей нефти. Ветром ее выбрасывало на побережье, которое было загрязнено на протяжении 320 км. Сбор нефти результатов не дал. Огромное количество нефти выносят в океан реки из нефтедобывающих районов.

Для водных организмов нефть смертельно опасна даже в минимальных количествах. Однако даже лучшие очистные сооружения не дают стопроцентного результата. Обычно удаляется 80-85% загрязняющих веществ. В России такую воду называют нормативно очищенной, но ее необходимо разбавлять в 10-15 раз, чтобы она приблизилась к естественной норме.

Вода – основа жизни. В том или ином виде ее потребляют все живое.


4.Очистные сооружения

Конечно, человек загрязняет океан, гидросферу, но он старается очищать сточные воды.

Нефть уничтожает тонкую жировую пленку на перьях птиц. Вода легко пропитывает оперение, птицы замерзают и гибнут. Даже незначительного количества нефти, попавшего на скорлупу яиц, достаточно для гибели зародыша.

Кроме нефти, гибель несут и синтетические органические вещества, они вызывают снижение жизнестойкости, способности к размножению, вызывают изменения в наследственном аппарате.


В 1991 г. был принят базовый экологический закон России – «Об охране окружающей среды». Прежде всего, он определяет принципы охраны окружающей среды – приоритет охраны жизни и здоровья человека, сочетание экономических и экологических интересов, рациональное использование природных ресурсов, открытость экологической информации. Закон устанавливает права граждан в сфере охраны окружающей среды, основные правовые институты охраны природы, особо охраняемые природные территории, зоны чрезвычайной экологической обстановки а также требования к различным видам деятельности, основы экологического контроля и образования – виды экологических правонарушений и ответственность за них.

.


5. Первичная проверка понимания


Дополни предложение:

В данном случае можно говорить о том, что человек непредумышленно губит природу, а человек тоже часть природы, поэтому он губит и себя


Работа по контурным картам.


А что мы можем сделать для охраны вод?


6. Первичное закрепление.


Задания по карточкам группам.

1. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с мусором?

2. Если вам представиться возможность построить домик на берегу реки, покрытый лесом, что вы сделаете?

А) вырубите деревья для площадки

Б) выберете площадку – полянку вдалеке от воды?

3. После весеннего разлива, остаётся много мальков в понижениях, что необходимо с ними сделать?

4. На какой лодке вы предпочитаете кататься по малой речушке? Почему?


Запишите на капельке - аппликации правила:

- не бросай мусор в реки

- не засоряй берега, пляжи

- экономно расходуй воду


7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остаётся в них навеки

Студёная и чистая вода!


8. Рефлексия

Фронтальная беседа по методике «Неоконченное предложение», коррекция пробелов;


Сегодня на уроке:

я узнал…

я научился…

самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»:

красный – я работал отлично, мне всё понятно

желтый – я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось

синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось

поэтому индивидуальная работа

я не понял…

2. Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»:

Красный –я работал отлично, мне всё понятно

Желтый –я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось

Синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Загрязнение гидросферы

Автор: Баркова Елена Николаевна

Дата: 18.01.2015

Номер свидетельства: 157193

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) ""Загрязнение гидросферы" "
    ["seo_title"] => string(30) "zaghriaznieniie-ghidrosfiery-1"
    ["file_id"] => string(6) "224200"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438592469"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Человек и гидросфера. "
    ["seo_title"] => string(69) "voda-na-ziemlie-krughovorot-vody-v-prirodie-chieloviek-i-ghidrosfiera"
    ["file_id"] => string(6) "107556"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403295366"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Гидросфера и человек: реклама как способ привлечения внимания общественности к глобальной проблеме загрязнения"
    ["seo_title"] => string(80) "gidrosfera_i_chelovek_reklama_kak_sposob_privlecheniia_vnimaniia_obshchestvennos"
    ["file_id"] => string(6) "554063"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1593080762"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект урока по теме: «Гидросфера». «Вода на Земле»."
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt_uroka_po_tiemie_gidrosfiera_voda_na_ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "348306"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476191966"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "конспект урока на тему "Гидросфера, ее составные части, свойства и круговорот воды" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-na-tiemu-gidrosfiera-ieie-sostavnyie-chasti-svoistva-i-krughovorot-vody"
    ["file_id"] => string(6) "161965"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422290333"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства