Целью урока является: углубить и систематизировать знания о внутренних процессах Земли; формирование знаний о вулканах и гейзерах, районах их распространения; развитие умения работать с картами и схемами атласа, определять районы распространения вулканов; воспитание познавательного интереса к профессии вулканолога.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: углубить и систематизировать знания о внутренних процессах Земли; формирование знаний о вулканах и гейзерах, районах их распространения; развитие умения работать с картами и схемами атласа, определять районы распространения вулканов; воспитание познавательного интереса к профессии вулканолога.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: физическая карта полушарий, карты и схемы атласа, учебники, фотографии вулканов, презентация «Вулканы и гейзеры», компьютер, проэктор.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний и умений.
Прийом «Кроссворд»
Учитель предлагает разгадать кроссворд «Литосфера».
Колебания, распространяющиеся в Земле от очагов
землетрясений – это сейсмические…(волны)
Место на земной поверхности, где происходят самые значительные разрушения (эпицентр).
Самая большая по объему часть планеты (мантия).
Материк южного полушария, образовавшийся в результате раскола материка Пангея (Гондвана).
Слой мантии, расположенный на глубине 150 км от поверхности земли (астеносфера).
Прибор, который фиксирует колебания земной коры (сейсмограф).
Очаг землетрясения (гипоцентр).
Самая тяжелая внутренняя часть земли (ядро).
Волны, возникающие в результате землетрясения (цунами).
Мотивация учебной и познавательной деятельности.
Прием «Удивляй»!(история о гибели Помпеи)
… Когда-то, в древности на берегу Неаполитанского залива в Италии был прекрасный город Помпеи. На его улицах было всегда многолюдно. В этот курортный город приезжали отдыхать знаменитые римляне. Жизнь в Помпеи была спокойной и ничто не предвещало катастрофу. Вблизи города с вершины небольшого холма стал появляться дымок и слышаться гул.
Никто из жителей города не знал, что холм – это потухший вулкан, который сейчас имеет название Везувий.
Однажды из Везувия начал появляться дым значительно сильнее. Однако жители не обратили на это внимание и спешили быстрее закончить свои дела, чтобы успеть на гладиаторские игры. Представление уже началось, когда внезапно наступила тьма, удушливые газы наполнили город, высоко в небо из холма выбросилось пламя. На город начал падать густой пепел. Обезумевшие люди бежали не оглядываясь, стремились спрятаться в подвалах, чтобы спасти свою жизнь. Никому из жителей трёх городов Геркуланум, Помпеи и Стабии не удалось спастись потому, что они были засыпаны многометровым шаром пепла.
Однажды, много лет спустя начали рыть колодец и натолкнулись на мраморную статую. Начались раскопки и погибший город снова увидел солнечный свет. Сегодня Помпеи – город музей, который посещают тысячи туристов, а Везувий, как и другие вулканы изучают учёные – вулканологи. Они бесстрашно поднимаются к самому кратеру действующего вулкана и даже на особых плотах путешествуют раскалённой лавой.
Вот и мы сегодня отправляемся в путешествие к вулкану.
Сообщение темы, цели урока.
Изучение нового материала.
Вулканизм – перемещение магмы к поверхности земли.
Причина вулканизма. Размещение вулканов (работа с картой «Литосферные плиты»).
Учитель. Вулканов на земле очень много: десятки тысяч. Решите проблемный вопрос. Как вы думаете, где больше будет вулканов на дне океанов или на материке?
( Вулканов больше на дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь, а на суше вулканы встречаются в зоне расхождения литосферных плит т.е.)
Строение вулкана (работа со схематическим разрезом вулкана в учебнике).
Горячие источники и гейзеры.(Работа в парах с текстом учебника).Прийом «учитель - ученик»
Закрепление учебного материала.
Прийом «Географический кросс»
Канал по которому поднимается магма называется? (Жерло вулкана).
Вулканы, об извержении которых в истории человечества
не сохранилось никаких сведений, называются ? (Потухшими)
Излившаяся магма называется ? (Лава)
Вулканы, из жерла которых, постоянно происходя извержения, называют (действующими).
Чашеобразное углубление на вершине вулкана?(Кратер)
Что означает слово «вулкан» в древнеримской мифологии?(Бог огня)
Источники, периодически выбрасывающие фонтаны горячей воды и пара называются ? (Гейзеры)
Итог урока.
Прийом «Пресс - конференция»
Обсуждение результатов работы на уроке.
Какой имеем результат? В каком направлении следует работать современным вулканологам?
Домашнее задание.
Прочитать стр. 77 – 79 учебника, обозначить на контурной карте крупнейшие вулканы.
Дополнительный материал к уроку.
Вулканы получили своё название от имени древнеримского бога Вулкана, который был покровителем огня и ковальских дел.
Самый большой из действующих вулканов – гавайский вулкан Мауно-Кеа. Его высота 4205 метров, площадь кратера – 10, 5 км², глубина – 180 метров.
Самый спокойный вулкан Земли – Онтаке в Японии, который не проявлял свой характер 2900 лет.
Самый катастрофический взрыв вулкана был 27 августа 1883 года в Индонезии на острове Кракатау. Во время его взрыва погибло 163 населённых пункта, 30 тыс. человек. Грохот было слышно в Австралии за 5 тыс. км.