Просмотр содержимого документа
«Воздух – смесь различных газов»
Разработка урока по теме ; Воздух – смесь различных газов –(ОВЗ ) природоведение 5 класс. Учитель географии: Панферова Мария Яковлевна. Город Балаково МАОУ СОШ №19
Задачи: сформировать знания о составе воздуха ,об особенностях газов , входящих в его состав
Оборудование: Стаканчик с известковой водой, резиновая груша
Ход урока
1 Изучение нового материала
1 Актуализация опорных знаний : что такое атмосфера? Какое значение имеет воздушная оболочка для жизни на Земле? Все планеты Солнечной системы имеют воздушную оболочку?
Затем учитель спрашивает , какие газы входят в состав воздуха ? ( ответ- кислород ,углекислый газ) и обращает внимание на схему- таблицу . Надо выяснить , какие еще есть газы в составе воздуха, каких газов в воздухе содержится больше, В процессе обсуждения ответов ученика подвожу к выводу – смесь различных газов,
2« Проведение опыта ,который доказывает наличие в воздухе углекислого газа , кислорода и помогает выяснить их свойства, Для его проведения потребуется стаканчик с известковой водой, резиновая груша, Перед началом опыта учитель обращает внимание на стаканчик с известковой водой – вода прозрачная. Затем в известковую воду учитель прокачивает воздух резиновой грушей ,отмечается помутнение воды ,Чем быстрее она помутнеет , тем больше углекислого газа в воздухе. В выдыхаем ом воздухе всегда больше углекислого газа , чем вдыхаемым. Чтобы ученик убедился в этом , учитель предлагает вспомнить свойства кислорода и углекислого газа: для восстановления знаний можно сделать опыты, позволяющие наблюдать свойства кислорода поддерживать горение , свойство углекислого газа нее\ поддерживать горение, непригоден для дыхания. Зажечь спиртовку и пусть немного погори – убедимся в том .что кислород поддерживает горение . затем закроем спиртовку-накрыть стеклянным колпаком то есть .прекратится подача кислорода ,под колпаком происходит- медленно свеча угасает Этот опыт говорит о том . что кислород поддерживает горение .а углекислый г аз .который выделяется при горении не поддерживает,
3 Относительное постоянство содержание кислорода в атмосфере, На Земле огромное количество кислорода Без него не будет гореть топливо. Не будет работать двигатель автомобиля, Он необходим всем живым организмам для дыхания . Почему же содержание кислорода
в атмосфере практически не изменяется ? В процессе обсуждения этого вопроса ученик приходит к выводу : основные производители кислорода на планете –зеленые растения, это, главным образом ,бесчисленные мелкие водоросли , произрастающие в поверхностных слоях морей и океанов . Подсчитано . что растения суши вырабатывают ежегодно 53 млрд т. Кислорода. А водоросли – почти в 10 раз больше.
4 Примеси в составе воздуха: водяной пар, дым, пыль ., микроорганизмы, загрязняющие воздух. При наличии времени можно привести интересные примеры о случайных примесях в воздухе . Например, летом в 1933 году в Приморском крае с неба падали морские медузы, в 1974 году в пригорода Ашхабада шел дождь из лягушек . Ученые установили , что все это проделки сильного ветра, который подхватил поверхностные воды с его обитателями , поднял их в воздух , в результате чего и пролился этот необычный дождь.
5 Выводы : земной шар окружен атмосферой ,воздушной оболочкой . Воздух состоит из смеси различных газов : азот , кислород , углекислого газа. В Воздухе есть примеси загрязняющие его. Постоянный состав атмосферного воздуха имеет большое значение для всех живых организмов. Без воздуха невозможная жизнь на планете. Если без пищи человек может прожить несколько, без воды несколько суток, то смерть от удушья наступает через 4-5 минут.